- Прыжки в художественной гимнастике: новые требования
- Основная нагрузка
- Техника выполнения прыжков
- Упражнения для развития прыжков
- Стоимость прыжков
- Упражнение разножка
- Перекидной прыжок
- Прыжок касаясь в художественной гимнастике
- Прыжок чупа чупс в художественной гимнастике
- Прыжок шагом в художественной гимнастике
- Прыжковая подготовка в эстетической гимнастике на этапе начальной специализации
Прыжки в художественной гимнастике: новые требования
Художественная гимнастика – это невероятно подвижный и координированный вид спорта. В процессе выполнения упражнений задействовано и тело спортсменки, и предметы, которые различны по физическим свойствам.
Красиво собранный номер на самом деле состоит из огромного количества элементов – прыжки, подскоки, повороты, равновесия, волны. И каждый из элементов внутри себя имеет разнообразные вариации. Изучать их все приходится каждой гимнастке, но больше всего упор делается на прыжки – художественная гимнастика на 30% состоит именно из них.
В художественной гимнастике прыжок воспринимается как сильное отталкивание от поверхности и набор достаточной высоты для проведения телодвижений или движений с предметом.
Порой всего лишь полуминутное действие на самом деле состоит из несколько фаз, над каждой из которых проводятся отдельные занятия:
- Разбег – подготовительная к прыжку фаза;
- Момент отталкивания с помощью ног и рук;
- Действия, которые должны привести тело к заданной форме;
- Фиксирование данного положения;
- Сама фаза приземления.
Основной фазой в этом списке является момент полета в прыжке, когда и нужно выполнить движение или комплекс движений, используя только тело или вместе с предметами.
Основная нагрузка
Процесс выполнения одного прыжка разложен на несколько составляющих. Для каждого из них нужны тренировки, но особенно сильную нагрузку испытают ноги гимнасток.
В качественном прыжке должен присутствовать толчок, вращения и удачное приземление. Помимо силы ног, важна активная гибкость и отличное равновесие.
В момент прыжка задействованы все группы мышц, поэтому тело должно быть способно выдержать эту нагрузку. Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Техника выполнения прыжков
В момент полета при прыжке в гимнастике, тело спортсменки принимает различные позы. В среднем прыжок состоит из таких этапов:
- Подготовительные движения – разбег или подскок;
- Толчок – двумя ногами или одной;
- Движения, которые образуют заданную элементом форму;
- Фиксация позы;
- Приземление на носки, мягко перетекающее в полуприсед.
При технике выполнения прыжков допускаются некоторые ошибки. Самые распространенные из них выглядят так:
- Форма, указанная на картинке, должна быть в точности повторена спортсменкой. Если форма отличается, стоимость прыжка снижается до нуля;
- Набранная в прыжке высота недостаточна для того, чтобы качественно показать задуманную форму;
- Трудное приземление – если к этому прибавятся и ошибки, падение, шаги, то снизит оценку и бригада Е.
Когда прыжок усложняется наличием предмета, важно умелое его использование. Если предмет будет потерян в ходе выполнения прыжка – весь прыжок не будет засчитан.
Поэтому техника рассчитывает не только на силу ног и скорость, но и на взаимодействие с предметом, гибкость его вращения и хороший контакт.
Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Упражнения для развития прыжков
Помимо всех прочих навыков, в прыжках важна прыгучесть. Это качество не всегда врожденное, и для его развития нужно регулярно выполнять ряд упражнений. Опытные тренеры подтверждают, что даже при врожденной прыгучести, лучших результатов можно добиться только тренировками.
По мнению специалистов, именно с развития прыгучести нужно начинать тренировки юных гимнасток. Только после этого можно приступить к развитию гибкости тазобедренных суставов, скорости движений и координации. Ежедневная тренировка начинающих гимнасток должна содержать несложные упражнения:
- Пружинные движения ногами;
- Прыжки на носках;
- Упражнения для ног с утяжелителями;
- Обычные прыжки
- Баланс
- Упражнения для стоп с резиной
Для развития прыгучести используют некоторые регулярные упражнения:
- Напрыгивание и спрыгивание с возвышения. Для этого упражнения нужно установить пару платформ разной высоты. Сначала двумя ногами запрыгнуть на невысокую платформу, спрыгнуть, и запрыгнуть на более высокую. Выполнять это упражнение нужно сначала двумя ногами, а затем – на одной поочередно;
- Прыжки со скакалкой с двойным ее вращением. Здесь тоже нужно чередовать прыжки на обоих ногах и прыжки на одной ноге.
Стоимость прыжков
Новые правила в системе оценок номеров художественной гимнастики предусматривают замену элементов местами, если остается время и продолжает играть музыка. Основное правило – не нарушать количество этих элементов. Обновилась и стоимость некоторых прыжков:
- Шагом с поворотом и прогибом ранее стоил 0,7 балла, теперь же составляет 0,6;
- Прыжок шагом с поворотом тоже снизил свою стоимость на 0,1 балла и теперь составляет 0,4.
Общая оценка за композицию может составлять максимум 20 баллов, 10 из которых начисляются за трудность номера.
Упражнение разножка
Данное упражнение очень эффективно для повышения выносливости ног и развития основных мышц. Широко используется во всех других видах спорта и выполняется так:
- Толчок двумя ногами, разрыв ног в форму прыжка (касаясь, шагом и т.д.);
- При приземлении согнутой в колене стопы, угол колена должен составлять 90 градусов;
- Согнутое колено не должно выходить за параллель с носком той же стопы;
- Такие разножки можно делать поочередно с каждой ногой, или же несколько повторений на одну ногу.
- Можно приземлиться после прыжка на одно колено, смягчая второй стопой приземление.
Разножки прекрасно влияют на бедра, ягодицы, стопы и требуют безупречно ровного положения спины.
Перекидной прыжок
Этот вид прыжка относится к сложной группе. В сложных прыжках присутствует сразу несколько простых прыжков. Стандартный прыжок в высоту перекидной делается следующим образом:
- Одной ногой происходит толчок, вторая находится в выраженном махе;
- Происходит фаза полета (разной степени сложности);
- Возможна смена положения ног;
- Мягкое приземление на одну ногу.
Во время выполнения упражнения важна координация движений, грациозность и точность выполнения фигуры, а также корректное приземление.
Прыжок касаясь в художественной гимнастике
Пожалуй, самый популярный для обычного зрителя прыжок – прыжок касаясь. Свое название он берет от требования техники исполнения – в фазе полета нога должна быть согнута в колене и стопой нужно коснуться другой части тела. Выглядит прыжок следующим образом:
- Толчок одной или двумя ногами фиксация вытянутых носочков;
- Вторая, противоположная нога, в полете сгибается в колене и составляет угол 90 градусов с телом;
- Рука вытягивается разноименная к той ноге, что согнута в колене;
- Толчковая нога вытянута ровно в параллель с полом.
В момент прыжка нижняя часть тела находится в полушпагате. После приземления необходимо подтянуться и собрать вместе пятки. Прыжок касаясь может выполняться без прогиба назад, с прогибом спины назад, с согнутой ногой без прогиба спины назад, с согнутой ногой с прогибом спины назад.
Прыжок чупа чупс в художественной гимнастике
Этот прыжок можно часто наблюдать в фигурном катании. В момент его выполнения руки заводятся над головой, слегка согнутые в локтях, образуя некую сферу, которая и напоминает форму конфеты «чупа-чупс». Алгоритм действий следующий:
- Толчок двумя ногами: необходимо толкнуться так сильно, чтобы тело заставить повернуться на 360 градусов;
- В фазе полета и тело, и ноги являются абсолютно прямыми;
- Руки заведены над головой;
- В момент приземления необходимо оказаться в исходном положении.
Важно обратить внимание на спину – упражнение диктует вытянутое в струнку тело.
Прыжок шагом в художественной гимнастике
Прыжок шагом в художественной гимнастике иногда называют широким прыжком или прыжок в шпагат. В процессе выполнения не сильно выражены какие-то типичные признаки.
Основная задача прыжка – оттолкнуться одной ногой, задать направление телу вперед и приземлиться опять на одну ногу.
Прыжок может предшествовать какому-то более сложному прыжку или быть завершающим элементом, после которого следует принять нужное положение ног.
Развивать прыгучесть в художественной гимнастике начинают с самых первых занятий. Даже элементарный галоп нельзя сделать правильно без нужных навыков. При развитии высоты прыжка активно используют утяжелители.
Во время выполнения упражнений не нужно гнаться за количеством – достаточно сделать 3-4 подхода по 5 повторений, но с максимальной отдачей и нагрузкой на двигательные суставы.
Более сложно развить мышцы в бедрах и ягодицах, поэтому вместе с прыжками нужно постоянно растягиваться. Даже обычное подтягивание коленей к груди, в момент которой хорошо тянется задняя мышца бедра, будет в помощь.
Первый этап развития прыгучести, как правило, несет в себе цель увеличить высоту прыжка. Затем упражнения начинают комбинировать с направленными на технику вращения и удержания равновесия после прыжка.
В течение всего учебного процесса необходимо проводить промежуточные тесты – ставить цели выполнить 2-3 вида прыжка и оценить результаты.
Ошибочно полагать, что прыгучесть развивается только у маленьких гимнасток и является каким-то врожденным талантом. На протяжении всей жизни в художественной гимнастике нужно развивать прыгучесть, и результаты будут действительно меняться.
Источник
Прыжковая подготовка в эстетической гимнастике на этапе начальной специализации
Упражнения в современной эстетической гимнастике представляют собой сложнейшие композиции разнохарактерных движений: равновесий, вращений, переворотов, поворотов, наклонов, танцевальных шагов, взмахов, волн.
Среди множества обязательных элементов соревновательной композиции особое место занимают различные виды прыжков, как в чистом виде, так и в сочетании с другими элементами.
Прыжки в эстетической гимнастике разнообразны по форме и по сложности их исполнения.
Между тем, практически всегда эффективность упражнения связана с высотой и дальностью прыжков. Эти признаки, оцениваются в эстетической гимнастике чисто визуально и проявляются в прямой зависимости от специальных качеств спортсменки, ? скоростной силы ног (“прыгучести”) и умения реализовать ее в технике конкретного прыжка.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Принципиальная структура прыжка в эстетической гимнастике определяется наличием в нем следующих фаз действий (дается наиболее полная схема в расчете на прыжки с разбега):
Подготовительная стадия:
- 1-я фаза — “разгон” (в прыжках с места отсутствует);
- 2-я фаза — “наскок с замахом” (в прыжках с места — “замах”);
- 3-я фаза — “амортизация” (в прыжках с места — “подседание”). Основная стадия:
- 4-я фаза — “выталкивание”;
- 5-я фаза — “отрыв”.
Стадия реализации:
- 6-я фаза — “формообразующие действия”;
- 7-я фаза — “фиксация позы” (не обязательна).
Завершающая стадия:
- 8-я фаза — “подготовка к приземлению”;
- 9-я фаза — “амортизация”;
- 10-я фаза — “связующие и корректирующие действия”.
При отталкивании центр масс гимнастки приобретает скорость, направление которой определяется способами отталкивания. Дальнейшее перемещение гимнастки происходит в соответствии с теоремой о движении центра масс, в соответствии с которой центр масс механической системы движется как материальная точка, с массой, равной массе системы, и на которую действуют все внешние силы системы. В свободном полете на тело гимнастки действует только сила тяжести (при пренебрежении силами сопротивления). Задача об определении траектории, дальности, высоты и времени полета, вычисления скорости при приземлении сводится к задаче о движении материальной точки, брошенной под углом к горизонту.
Интегрируя дифференциальные уравнения движения материальной точке в поле сил тяготения (или используя общие теоремы динамики), можно получить, что траектория движения центра масс — парабола, параметры которой зависят только от начальной скорости (величины и направления). Дальность полета, время движения и высота также определяются значением и направлением начальной скорости. Управление начальными параметрам возможно только на стадии отталкивания. Поэтому целевая направленность тренировочной деятельности должна содержать непременно совершенствование техники отталкивания. Никакие телодвижения в полете не способны повлиять на упомянутые характеристики движения. Заметим, что речь идет о центре масс системы, а не об отдельных звеньях тела (ноги, голова), поэтому неправильное координационное поведение во время прыжка может привести к падению с любым положением тела.
Понятно, что разбег перед прыжком дает более широкие возможности для осуществления длительного полета. Разбег в эстетической гимнастике, в отличие от разбега в легкоатлетических прыжках и в спортивной гимнастике должен отвечать эстетическим представлениям о передвижениях под музыку, и, как правило, ограничивается 2-3 шагами. Включение в связки перед длинными прыжками движений типа “шассе”, исполненных стремительно, расширяет возможности увеличения скорости перед отталкиванием.
Одновременные с отталкиванием энергичные махи сводной рукой и маховой ногой (с последующей остановкой-фиксацией относительно корпуса) увеличивают количество движения системы “тело гимнастки” (геометрическую сумму произведений масс точек системы на векторы скоростей этих точек) в соответствии с теоремой об изменении количества движения механической системы.
Приземление после прыжка — с точки зрения механики явление, называемое ударом. В эстетической гимнастике процесс амортизации (смягчения) ударных воздействий обеспечивается исключительно работой тела спортсменки.
Прыжковая подготовка давно признана важным разделом в спортивном совершенствовании спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике.
На разных уровнях квалификации используются разные методы, часто механически переносимые из “прыжковых” видов спорта, хотя и эффективные в рамках “своей” деятельности, но не учитывающие специфику эстетической гимнастики.
Прыжковая подготовка в эстетической гимнастике представляет собой многокомпонентную систему, основанную на биомеханической рациональности действий и морфофункциональных закономерностях спортсменок и адекватных им педагогических воздействиях.
Одним из компонентов скоростно-силовых способностей является прыгучесть.
Прыгучесть — это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений.
Л.Д. Назаренко дает следующее определение прыгучести: “это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояния”.
Ю.В. Верхошанский (1970) под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании.
Физиологическую основу прыгучести составляют сила и быстрота мышечных сокращений, определяемых, во-первых, уровнем показателей межмышечной и внутримышечной координации, во-вторых, величиной собственной реактивности мышц. Прыгучесть зависит от силы и скорости сокращения мышц нижних конечностей, туловища и верхнего плечевого пояса при оптимальной согласованности деятельности нервных центров.
Развитие прыгучести с раннего возраста является одной из задач тренеров преподавателей на этапах начальной специализации.
Место прыжков в уроке определяется его задачей и целью. Разучиваются и тренируются прыжки в основной части урока, так как они требуют наибольшего напряжения физических сил и концентрации внимания, а в подготовительную часть включают знакомые и хорошо освоенные упражнения — для подготовки двигательного аппарата к предстоящей работе.
Основным требованием к обучению прыжкам является методически правильная последовательность обучения. Программа прыжковой подготовки предусматривает переход от упражнений общепрыжкового характера к более специализированным – тем, которые предъявляют более высокие требования к проявлению прыгучести, оказывающие большее тренирующее воздействие на устойчивость к сбивающим факторам, реализацию в спортивных упражнениях и формирование некоторого запаса прыжкового потенциала. При этом количество видов упражнений уменьшается, но возрастает их серийность, а следовательно и функциональная нагрузочность.
При освоении собственно прыжков основное внимание уделяется правильному разбегу и толчку, он должен быть рациональным, легким, изящным, грациозным. Значительные признаки различия в технике разбега и толчка возникает при выполнении высоких (вертикальных) прыжков, как, например, перекидные с поворотами, прыжки махом одной с поворотом кругом, со сменой ног в шпагат и др., и высоко – далеких (шагом, сгибая – разгибая, шагом кольцом и др.). В первом случае на последнем шаге разбега плечи сильно наклоняются назад, толчковая нога выносится вперед для ярко выраженного “стопорящего” движения, руки поднимаются вверх. Во всех прыжках сохраняется правило “короткого” отрыва, что обеспечивается небольшим сгибанием ног в фазе подседания, быстрым разгибанием в фазе отталкивания, активной работой голеностопных суставов.
Для обеспечения должной прыжковой подготовленности целесообразно поэтапное построение процесса специальной подготовки с акцентированием направленности воздействий последовательно на:
1) развитие прыгучести;
2) развитие прыжковой выносливости;
3) формирование умений реализовать прыжковый потенциал в спортивных упражнениях и устойчивости к вращательной нагрузке.
При этом принятая в практике работа по комбинациям, но без выведения гимнастки на максимум нагрузки по высоте прыжков, их серийности и функциональной трудности не дает, судя по интегративной оценке, переноса на техническое мастерство.
В конце основной части занятий необходимо применять комплексы упражнений общей и специальной скоростно-силовой направленности. Упражнения общей скоростно-силовой направленности должны состоять из различных прыжков, бега, упражнений на силу мышц разгибателей бедра, голени, упражнений на развитие подвижности и укрепления голеностопного сустава и мышц свода стопы. Для специальной скоростно-силовой подготовки рекомендуется выполнять прыжки на упругой и жесткой опоре (сгибание ног в коленном суставе должно быть с образованием угла между бедром и голенью не более 127-130° ), прыжки в глубину с отскоком, прыжки через препятствия. Все упражнения обязательно выполнять с целевой установкой на быстроту отталкивания и высоту.
В ходе обучения дозировка упражнений должна соответствовать индивидуальным возможностям детей, чтобы предотвратить неблагоприятные условия изменения свода неокрепшей стопы. Специальные скоростно-силовые упражнения должны выполняться с учетом характера постановки стоп в основных прыжках с разворотом их наружу при отталкивании с двух ног не более 45° относительно друг друга и с одной 22,5° относительно передне-задней (саггитальной) оси.
Наряду с общепринятыми методами совершенствования прыжков, предлагается выполнять прыжки различных структурных групп с применением отягощений 3-5% от собственного веса с целевой установкой на достижение максимальной высоты или длины в прыжке, с применением различных ориентиров, из различных условий отталкивания.
Для развития прыгучести и прыжковой выносливости также можно использовать прыжки со скакалкой с отягощением 7,5% от собственного веса. Прыжки целесообразно выполнять сериями, количество прыжков в серии должно быть для каждой гимнастки индивидуальным и составлять 2/3 от максимально возможного количества прыжков, выполняемых гимнасткой в исходном измерении.
Источник