- Прыжки в художественной гимнастике: новые требования
- Основная нагрузка
- Техника выполнения прыжков
- Упражнения для развития прыжков
- Стоимость прыжков
- Упражнение разножка
- Перекидной прыжок
- Прыжок касаясь в художественной гимнастике
- Прыжок чупа чупс в художественной гимнастике
- Прыжок шагом в художественной гимнастике
- Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности
- Зарождение и развитие
- Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.
- Правила
Прыжки в художественной гимнастике: новые требования
Художественная гимнастика – это невероятно подвижный и координированный вид спорта. В процессе выполнения упражнений задействовано и тело спортсменки, и предметы, которые различны по физическим свойствам.
Красиво собранный номер на самом деле состоит из огромного количества элементов – прыжки, подскоки, повороты, равновесия, волны. И каждый из элементов внутри себя имеет разнообразные вариации. Изучать их все приходится каждой гимнастке, но больше всего упор делается на прыжки – художественная гимнастика на 30% состоит именно из них.
В художественной гимнастике прыжок воспринимается как сильное отталкивание от поверхности и набор достаточной высоты для проведения телодвижений или движений с предметом.
Порой всего лишь полуминутное действие на самом деле состоит из несколько фаз, над каждой из которых проводятся отдельные занятия:
- Разбег – подготовительная к прыжку фаза;
- Момент отталкивания с помощью ног и рук;
- Действия, которые должны привести тело к заданной форме;
- Фиксирование данного положения;
- Сама фаза приземления.
Основной фазой в этом списке является момент полета в прыжке, когда и нужно выполнить движение или комплекс движений, используя только тело или вместе с предметами.
Основная нагрузка
Процесс выполнения одного прыжка разложен на несколько составляющих. Для каждого из них нужны тренировки, но особенно сильную нагрузку испытают ноги гимнасток.
В качественном прыжке должен присутствовать толчок, вращения и удачное приземление. Помимо силы ног, важна активная гибкость и отличное равновесие.
В момент прыжка задействованы все группы мышц, поэтому тело должно быть способно выдержать эту нагрузку. Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Техника выполнения прыжков
В момент полета при прыжке в гимнастике, тело спортсменки принимает различные позы. В среднем прыжок состоит из таких этапов:
- Подготовительные движения – разбег или подскок;
- Толчок – двумя ногами или одной;
- Движения, которые образуют заданную элементом форму;
- Фиксация позы;
- Приземление на носки, мягко перетекающее в полуприсед.
При технике выполнения прыжков допускаются некоторые ошибки. Самые распространенные из них выглядят так:
- Форма, указанная на картинке, должна быть в точности повторена спортсменкой. Если форма отличается, стоимость прыжка снижается до нуля;
- Набранная в прыжке высота недостаточна для того, чтобы качественно показать задуманную форму;
- Трудное приземление – если к этому прибавятся и ошибки, падение, шаги, то снизит оценку и бригада Е.
Когда прыжок усложняется наличием предмета, важно умелое его использование. Если предмет будет потерян в ходе выполнения прыжка – весь прыжок не будет засчитан.
Поэтому техника рассчитывает не только на силу ног и скорость, но и на взаимодействие с предметом, гибкость его вращения и хороший контакт.
Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Упражнения для развития прыжков
Помимо всех прочих навыков, в прыжках важна прыгучесть. Это качество не всегда врожденное, и для его развития нужно регулярно выполнять ряд упражнений. Опытные тренеры подтверждают, что даже при врожденной прыгучести, лучших результатов можно добиться только тренировками.
По мнению специалистов, именно с развития прыгучести нужно начинать тренировки юных гимнасток. Только после этого можно приступить к развитию гибкости тазобедренных суставов, скорости движений и координации. Ежедневная тренировка начинающих гимнасток должна содержать несложные упражнения:
- Пружинные движения ногами;
- Прыжки на носках;
- Упражнения для ног с утяжелителями;
- Обычные прыжки
- Баланс
- Упражнения для стоп с резиной
Для развития прыгучести используют некоторые регулярные упражнения:
- Напрыгивание и спрыгивание с возвышения. Для этого упражнения нужно установить пару платформ разной высоты. Сначала двумя ногами запрыгнуть на невысокую платформу, спрыгнуть, и запрыгнуть на более высокую. Выполнять это упражнение нужно сначала двумя ногами, а затем – на одной поочередно;
- Прыжки со скакалкой с двойным ее вращением. Здесь тоже нужно чередовать прыжки на обоих ногах и прыжки на одной ноге.
Стоимость прыжков
Новые правила в системе оценок номеров художественной гимнастики предусматривают замену элементов местами, если остается время и продолжает играть музыка. Основное правило – не нарушать количество этих элементов. Обновилась и стоимость некоторых прыжков:
- Шагом с поворотом и прогибом ранее стоил 0,7 балла, теперь же составляет 0,6;
- Прыжок шагом с поворотом тоже снизил свою стоимость на 0,1 балла и теперь составляет 0,4.
Общая оценка за композицию может составлять максимум 20 баллов, 10 из которых начисляются за трудность номера.
Упражнение разножка
Данное упражнение очень эффективно для повышения выносливости ног и развития основных мышц. Широко используется во всех других видах спорта и выполняется так:
- Толчок двумя ногами, разрыв ног в форму прыжка (касаясь, шагом и т.д.);
- При приземлении согнутой в колене стопы, угол колена должен составлять 90 градусов;
- Согнутое колено не должно выходить за параллель с носком той же стопы;
- Такие разножки можно делать поочередно с каждой ногой, или же несколько повторений на одну ногу.
- Можно приземлиться после прыжка на одно колено, смягчая второй стопой приземление.
Разножки прекрасно влияют на бедра, ягодицы, стопы и требуют безупречно ровного положения спины.
Перекидной прыжок
Этот вид прыжка относится к сложной группе. В сложных прыжках присутствует сразу несколько простых прыжков. Стандартный прыжок в высоту перекидной делается следующим образом:
- Одной ногой происходит толчок, вторая находится в выраженном махе;
- Происходит фаза полета (разной степени сложности);
- Возможна смена положения ног;
- Мягкое приземление на одну ногу.
Во время выполнения упражнения важна координация движений, грациозность и точность выполнения фигуры, а также корректное приземление.
Прыжок касаясь в художественной гимнастике
Пожалуй, самый популярный для обычного зрителя прыжок – прыжок касаясь. Свое название он берет от требования техники исполнения – в фазе полета нога должна быть согнута в колене и стопой нужно коснуться другой части тела. Выглядит прыжок следующим образом:
- Толчок одной или двумя ногами фиксация вытянутых носочков;
- Вторая, противоположная нога, в полете сгибается в колене и составляет угол 90 градусов с телом;
- Рука вытягивается разноименная к той ноге, что согнута в колене;
- Толчковая нога вытянута ровно в параллель с полом.
В момент прыжка нижняя часть тела находится в полушпагате. После приземления необходимо подтянуться и собрать вместе пятки. Прыжок касаясь может выполняться без прогиба назад, с прогибом спины назад, с согнутой ногой без прогиба спины назад, с согнутой ногой с прогибом спины назад.
Прыжок чупа чупс в художественной гимнастике
Этот прыжок можно часто наблюдать в фигурном катании. В момент его выполнения руки заводятся над головой, слегка согнутые в локтях, образуя некую сферу, которая и напоминает форму конфеты «чупа-чупс». Алгоритм действий следующий:
- Толчок двумя ногами: необходимо толкнуться так сильно, чтобы тело заставить повернуться на 360 градусов;
- В фазе полета и тело, и ноги являются абсолютно прямыми;
- Руки заведены над головой;
- В момент приземления необходимо оказаться в исходном положении.
Важно обратить внимание на спину – упражнение диктует вытянутое в струнку тело.
Прыжок шагом в художественной гимнастике
Прыжок шагом в художественной гимнастике иногда называют широким прыжком или прыжок в шпагат. В процессе выполнения не сильно выражены какие-то типичные признаки.
Основная задача прыжка – оттолкнуться одной ногой, задать направление телу вперед и приземлиться опять на одну ногу.
Прыжок может предшествовать какому-то более сложному прыжку или быть завершающим элементом, после которого следует принять нужное положение ног.
Развивать прыгучесть в художественной гимнастике начинают с самых первых занятий. Даже элементарный галоп нельзя сделать правильно без нужных навыков. При развитии высоты прыжка активно используют утяжелители.
Во время выполнения упражнений не нужно гнаться за количеством – достаточно сделать 3-4 подхода по 5 повторений, но с максимальной отдачей и нагрузкой на двигательные суставы.
Более сложно развить мышцы в бедрах и ягодицах, поэтому вместе с прыжками нужно постоянно растягиваться. Даже обычное подтягивание коленей к груди, в момент которой хорошо тянется задняя мышца бедра, будет в помощь.
Первый этап развития прыгучести, как правило, несет в себе цель увеличить высоту прыжка. Затем упражнения начинают комбинировать с направленными на технику вращения и удержания равновесия после прыжка.
В течение всего учебного процесса необходимо проводить промежуточные тесты – ставить цели выполнить 2-3 вида прыжка и оценить результаты.
Ошибочно полагать, что прыгучесть развивается только у маленьких гимнасток и является каким-то врожденным талантом. На протяжении всей жизни в художественной гимнастике нужно развивать прыгучесть, и результаты будут действительно меняться.
Источник
Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности
Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.
Зарождение и развитие
Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.
Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.
Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.
Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.
Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.
В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.
Правила
Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.
Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.
Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.
Спортивный инвентарь
Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.
Скакалка
Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.
К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:
- Потеря скакалки влечет снятие с гимнастки от 0,1 до 0,5 баллов.
- Скакалка при движении ею должна прорисовать четкие петли и не касаться тела спортсменки.
Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:
- Ее цвет на соревнованиях должен соответствовать расцветке гимнастического костюма.
- Длина подбирается по росту гимнастки.
- Материалом изготовления выступают пенька или синтетическое волокно.
- Ручки на скакалке присутствовать не должны, вместо них на концах завязываются узлы.
Обруч
Существует две разновидности этого снаряда:
Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.
Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:
- До 135 см — диаметр обруча 70 см.
- От 135 до 150 см — 80 см.
- От 160 до 170 см – 85 см.
- Выше 170 см – 90 см.
Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.
Мяч
Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.
Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.
Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.
Булава
Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:
- 36 см – для гимнасток 5-7 лет.
- 40-41 см – рассчитаны на возраст 8-11 лет.
- 44-45 см – для девочек 11-15 лет.
- 50-60 см — для девушек старше 15 лет.
Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.
Лента
Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.
Художественная гимнастика на соревнованиях
Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:
- Сложность (D) оценивается следующим образом: 2 судьи оценивают технику исполнения, еще 2 судьи — качество работы с предметом, а затем высчитывается средний балл.
- Артистизм и хореография (А) оцениваются четырьмя судьями.
- Исполнение (Е) оценивают 4 судьи и снимают баллы за допущенные недочеты.
Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E
За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.
Мифы о художественной гимнастике
- «Художественная гимнастика — это просто». Наблюдая со стороны за изяществом спортсменок, создается впечатление, что поймать летящую булаву или начертить узор лентой очень просто. Но на самом деле, за всем этим стоит тяжелый труд, пот и слезы. Гимнастки тренируются шесть дней в неделю. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от возраста. Помимо отработки гимнастической техники спортсменки получают уроки хореографии, общей и специальной физподготовки и, конечно, растяжки. Растяжка — сложный и болезненный процесс. Необходимо очень долго и напряженно работать, чтобы тело обрело необходимую гибкость.
- «Любая девочка может стать гимнасткой». К сожалению, это не так. Художественная гимнастика подразумевает сочетание несочетаемого: легкости и силы. К этому следует добавить природную гибкость и хорошие внешние данные. В итоге получается эталон, который не так уж просто отыскать. Начиная заниматься гимнастикой, девочки не могут предположить, как сложится их карьера на этом поприще. Ведь они будут взрослеть и меняться каждая по-своему.
- «Гимнастки ничего не едят». Глупости — в этом случае у них не было бы сил на такие интенсивные тренировки. Вопрос в том, что они едят. Безусловно, это не бургеры и не пицца. Занятия гимнастикой подразумевают полный пересмотр своего рациона, отказ от сладкого, жирного, мучного и некоторых других категорий продуктов.
- «У гимнасток нет детства». Это неправда, просто оно немного отличается от детства их сверстников. Но это не только тяжелые тренировки, а еще и большие радости: первые достижения, победы на состязаниях, новый круг общения и, разумеется, интересные поездки по всему миру.
- «Гимнастки всегда в костюме и при макияже». На самом деле, форма для соревнований и тренировок регламентирована. Занимаются спортсменки в черном — это позволяет тренеру лучше следить за техникой. А макияж при высоких нагрузках и вовсе ни к чему. Красоту и блеск девушки демонстрируют только на соревнованиях.
Источник