Художественная гимнастика планы тренировок

Рабочая программа по художественной гимнастике
рабочая программа по физкультуре на тему

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от рабочих программ. Настоящая рабочая программа по художественной гимнастике составлена на основе типового плана-проекта рабочей программы для ДЮСШ и СДЮСШОР, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва с учетом необходимости совершенствования учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов. В программу по художественной гимнастике заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma.doc 308 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от рабочих программ. Настоящая рабочая программа по художественной гимнастике составлена на основе типового плана-проекта рабочей программы для ДЮСШ и СДЮСШОР, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва с учетом необходимости совершенствования учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов.

В программу по художественной гимнастике заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса – физической, психологической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа, ранее изданных программ были определены следующие разделы учебной программы:

  • Объяснительная записка,
  • Организационно-методические указания,
  • Планирование учебно-тренировочной работы по годичным циклам (План-схема)
  • Учебный план
  • Программный материал для практических и теоретических занятий
  • Теоретическая подготовка
  • Психологическая подготовка
  • Восстановительные мероприятия
  • Воспитательная работа
  • Инструкторская и судейская практика
  • Врачебный контроль
  • Контрольно-нормативные требования
  • Приложения

Настоящая рабочая программа включает нормативную и методическую часть и охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса.

I. Нормативная часть программы

Рабочая программа разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР.

Этапы многолетней подготовки.

  • Этап начальной подготовки (группы начальной подготовки 1, 2 годов обучения). Возраст занимающихся для зачисления 6-7 лет, с письменного разрешения врача-педиатра. На этом этапе осуществляется Физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации. По окончании двухгодичного обучения выдается соответствующий документ о прохождении начальной программы по художественной гимнастике и на основании выполнения контрольно-переводных нормативов происходит зачисление на учебно-тренировочный этап подготовки.
  • Учебно-тренировочный этап (группы учебно-тренировочные). Формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
  • Этап спортивного совершенствования (группы СС). Формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
  • Этап высшего спортивного мастерства (группы ВСМ). Этап достижения максимально возможных спортивных результатов, поддержания высокого уровня соревновательной готовности.
  • Этап спортивно-оздоровительный. Зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннее развитие, формирование здорового образа жизни.
  1. Режим и наполняемость учебных групп в спорт. школе (табл. № 1)

Минимальный возраст учащегося для зачисления (лет)

Минимальное кол-во учащихся в группе (чел.)

Источник

Программа по художественной гимнастике

1. ВВЕДЕНИЕ

Учебный материал представлен по видам подготовки: технико-тактической, физической, психологической (морально-волевой), теоретической (методической), соревновательной:

А) технико-тактическая подготовка представляет собой изучение техники элементов в индивидуальных и групповых упражнениях, основные моменты для успешного выполнения разучиваемых элементов.

Б) физическая подготовка подразделяется на два больших раздела: общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовки

— ОФП предполагает развитие основных двигательных навыков человека и его физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

— СФП (хореография и музыкальная грамота) предполагает развитие специальных физических качеств, которые воспитываются средствами и методами художественной гимнастики.

В) психологическая (морально-волевая) подготовка основана на развитии психологических, морально-волевых и нравственных качеств человека.

Г)теоретическая (методическая) подготовка дает занимающимся представление как и почему следует осваивать те или иные технические действия, как развивать физические качества и навыки, как совершенствовать психические, морально-волевые и нравственные качества, об истории развития художественной гимнастики, правилах соревнований по художественной гимнастике, требованиях техники безопасности и правил поведения в различных ситуациях, о необходимых сведениях по медико-биологическим дисциплинам.

Учебный материал представлен для различных категорий занимающихся:

1. Для групп начальной подготовки /ГНП/.

2. Для учебно-тренировочных групп /УТГ/.

3. Для групп спортивного совершенствования /ГСС/.

4.Для групп высшего спортивного мастерства /ГВСМ/.

2. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ГНП)

Наполняемость учебных групп

Год обучения в ГНП

Основной возраст (лет)

Количество часов в неделю

Количество часов в год

312

распределения учебных часов для учащихся групп Начальной Подготовки

Количество часов в месяц

Общая физическая подготовка

Базовая техническая подготовка

Базовая предметная техника

Основы музыкальной грамоты и музыкально-двигательная подготовка

Участие в соревнованиях

Согласно Календаря спортивно-массовых мероприятий

312

24

28

24

24

28

26

29

25

25

29

26

24

3. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ГНП)

Наполняемость учебных групп

Год обучения в ГНП

Основной возраст (лет)

Количество часов в неделю

Количество часов в год

468

План-график распределения учебных часов для учащихся групп Начальной Подготовки свыше 1 года

Количество часов в месяц

Общая физическая подготовка

Базовая техническая подготовка

Базовая предметная техника

Основы музыкальной грамоты и музыкально-двигательная подготовка

Участие в соревнованиях

Согласно Календаря спортивно-массовых мероприятий

468

39

43

39

39

43

36

39

40

35

39

39

37

4. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ (УТГ)

Наполняемость учебных групп

Год обучения в УТГ

Основной возраст (лет)

Количество часов в неделю

Количество часов в год

624

Количество часов в месяц

Базовая техническая предметная техника

Основы музыкально-двигательной подготовки

Общая физическая подготовка

Базовая физическая подготовка

Участие в соревнованиях

Согласно Календаря спортивно-массовых мероприятий

624

61

61

61

61

60

59

61

60

47

37

28

28

Программа обучения по художественной гимнастике для групп ГНП до 1 года, свыше 1 года и УТГ до 2-х лет

Основные цели и задачи для ГНП до 1 года:

  • разучивание и закрепление базовых элементов;
  • разучивание и закрепление специальных упражнений (с предметом и без него);
  • участие в массовых выступлениях.

Основные цели и задачи для ГНП свыше 1 года:

  • закрепление и совершенствование базовых элементов;
  • разучивание и закрепление вспомогательных упражнений;
  • разучивание и закрепление согласованных действий (групповое исполнение);
  • участие в массовых праздниках, контрольных и внутренних соревнованиях;

проведение отбора в следующую группу.

Основные цели и задачи для УТГ до 2-х лет:

  • закрепление и совершенствование базовых элементов;
  • разучивание, закрепление и совершенствование вспомогательных элементов;
  • разучивание и запоминание соревновательных упражнений (индивидуально и ансамблем);
  • участие в массовых праздниках, контрольных, внутренних и официальных соревнованиях;
  • направленный отбор детей для перевода их на этап спортивной специализации.

3.1 Общая физическая подготовка

Направлена на развитие основных физических качеств:

3.1.1 Упражнения на гибкость

А) Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременное и последовательное сгибание и разгибание суставов пальцев, лучезапястных, локтевых и плечевых суставов, махи и круговые движения во всех суставах, круги руками наружу, внутрь, упражнения с сопротивлением в парах и с небольшими отягощениями, упражнения на растягивание (активная и пассивная гибкость).

Б) Упражнения для шеи и туловища: наклоны и круговые движения головой в различных направлениях, маховые, пружинящие движения туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание во всех направлениях (с задержкой в крайних положениях), расслабление, наклоны, прогибы, круговые движения, упражнения с небольшими отягощениями.

В) Упражнения для ног: одновременное и поочередное сгибание ног из облегченных исходных положений, отведение, приведение и круговые движения в голеностопных суставах, захват и передвижение предметов пальцами ног, ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, сгибание и разгибание (свободное и с сопротивлением) в коленных, тазобедренных суставах, максимальное растягивание и расслабление ног, маховые и круговые движения из различных исходных положений, упражнения в седе для развития выворотности ног, выполняемые самостоятельно и с помощью, пассивное растягивание с помощью партнеров или на снарядах, с помощью специальной резины.

3.1.2 Упражнения для развития общей выносливости

А) бег в умеренном темпе от 100 до 500 метров; ходьба от 30 минут до 1 часа; общеразвивающие упражнения, выполняемые поточным методом в течение 5-6 минут.

3.1.3 Упражнения на силу

А) Упражнения для рук: сгибание и разгибание пальцев рук с максимальным напряжением, с опорой пальцами на твердую основу. Сидя с выпрямленными ногами, упереться максимально напряженными пальцами рук в пол и держать 3-4 секунды. Лазанье по шведской лестнице без помощи ног, круговые движения кистями со сплетенными пальцами, сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация и пронация с преодолением сопротивления, сжимание пальцами маленького мяча.

Б) Упражнения для мышц голени и стопы: ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, по твердой и мягкой поверхности. Лечь на спину, пальцами ног зацепиться за нижнюю перекладину гимнастической стенки, оттягивать пальцы ног (изометрическое сокращение мышц) 3-4 секунды. Сесть на пол, захватывать ступнями небольшие предметы (булавы, палочки от ленточек, скакалку), передвигать их вперед.

В) Упражнения для мышц бедра: лечь на спину, руки под голову, поднять оттянутую правую ногу до вертикального положения, медленно согнуть и быстро разогнуть. То же, сменив режим работы (быстрое сгибание и медленное разгибание колена), бедра на пол не опускать, сесть, согнув колени, руки на колени, разводить колени с сопротивлением до касания бедрами пола (руками нажимать, а ногами сопротивляться). Поднимать колени также, преодолевая сопротивление рук. Лечь на живот, руки под подбородок, согнуть ноги до вертикального положения, голени, стопы скрестить. Разгибая ногу, надавливать ею на другую, сопротивляющуюся этому давлению, сменить ноги. Лечь, руками взяться за нижнюю перекладину гимнастической стенки, поднять обе оттянутые ноги и задержать 3-4 секунды.

Г) Упражнения для мышц брюшного пресса: из исходного положения лежа на спине быстро поднять выпрямленные ноги до положения 45° и медленно их опустить. Из исходного положения лежа на спине, руки за голову, сесть с прямой спиной и лечь. Поднимание выпрямленных ног из положения виса на гимнастической стенке, «ножницы» ногами в положении лежа.

3.1.4 Упражнения для развития быстроты

А) ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу; бег с ускорением по 10,20, 30 метров по ровной и наклонной поверхности; упражнения с увеличивающейся амплитудой движения; эстафеты с бегом на отмеренном отрезке; игры с прыжками (для развития взрывной силы ног).

3.1.5 Упражнения для развития ловкости

А) динамичные акробатические упражнения в сюжетных играх; короткие подвижные игры с предметом в сочетании с бегом, бросками, лазаньем; упражнения в статическом и динамическом равновесии, в том числе в комбинации с акробатическими упражнениями.

3.2 Базовая техническая подготовка

Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки.

Упражнения для правильной постановки рук и ног.

Упражнения в равновесии.

  • на полупальцах;
  • мягкий;
  • высокий;
  • острый;
  • пружинящий;
  • двойной (приставной) ;
  • скрестный;
  • скользящий;
  • перекатный;
  • широкий;
  • галопа;
  • польки;
  • вальсовый;
  • «веревочка»;
  • переменный русский.
  • на полупальцах;
  • высокий;
  • пружинящий;
  • выбрасывание прямых ног вперед;
  • с захлестом.

— в стороны (на двух ногах);

— в стороны (на одной ноге);

— назад (на двух ногах);

— назад (на одной ноге).

3.2.4 Подскоки и прыжки:

— выпрямившись с поворотом от 45° до 360°;

— разножка (продольная, поперечная);

— прогнувшись, боковой, с согнутыми ногами;

  • с двух ног после наскока:

— прыжок со сменой ног в III позиции;

— прыжок махом (в сторону, назад).

— подбивной (в сторону, вперед);

— закрытый и открытый;

— со сменой ног (впереди, сзади);

— со сменой согнутых ног;

— «козлик» с поворотом на 360°;

— широкий, сгибая и разгибая ногу;

3.2.5 Упражнения в равновесии:

  • стойка на носках;
  • равновесие в полуприседе;
  • равновесие в стойке на левой, на правой ноге;
  • равновесие в полуприседе на левой, на правой ноге;
  • равновесие на полупальцах;
  • переднее равновесие;
  • заднее равновесие;
  • боковое равновесие.
  • руками вертикальные и горизонтальные;
  • одновременные и последовательные;
  • боковые;
  • боковой целостный взмах;
  • спиральный поворот.
  • переступанием;
  • скрестные;
  • одноименные от 180° до 540°;
  • разноименные от 180° до 360°;
  • кувырок назад;
  • кувырок боком;
  • поворот, нога на пассе;
  • поворот, нога в аттитюд;
  • поворот, нога вперед, назад, в сторону;
  • поворот в захвате;
  • поворот – «казак».
  • на лопатках;
  • на груди;
  • махом на две и на одну руку.
  • с помощью руки;
  • на полной стопе 360°;
  • на полупальцах 180°.

3.3 Базовая предметная подготовка

3.3.1 Упражнения со скакалкой:

— два конца скакалки в двух руках;

— скакалка сложена вдвое;

— скакалка сложена вчетверо;

— один конец скакалки в одной руке, а середина – в другой.

— скрестно вперед и назад;

— двойное вперед и назад;

— одной рукой (вдвое, вчетверо сложенной скакалкой);

— одной рукой прямую скакалку;

— одной ногой прямую скакалку;

— двумя руками из основного хвата;

— обвивание и развивание вокруг тела

  • передача скакалки около отдельных частей тела
  • мельницы:

— в лицевой плоскости;

  • завязывание и развязывание различных узлов:

— на трудности тела;

— без трудности тела.

— держа за один узел;

— держа за середину.

3.3.2 Упражнения с обручем:

— в лицевой плоскости;

  • круги одной и двумя руками вверху и внизу
  • вращения одной рукой вокруг туловища:

— вокруг ноги, ступни, колена;

— вокруг кисти (по часовой стрелке и против нее).

  • перекаты по полу в различных направлениях:

— перекаты по рукам и корпусу.

— одной рукой вверх после маха или круга;

— одной рукой вперед с вращением кистью;

— после прохода через обруч;

— без зрительного контроля;

— другой частью тела кроме кистей рук.

— однократные и многократные;

— с броском, на открытой ладони.

  • передача из одной руки в другую:

— в различных положениях.

3.3.3 Упражнения с мячом:

  • удержание мяча на кисти:

— пальцы соединены естественным образом;

— пресечь захват мяча пальцами рук;

— передача мяча из кисти в кисть;

— удержание мяча на тыльной стороне кисти.

— с ладони на тыльную (участвуют две кисти, участвует одна кисть);

— под ногой, ногами;

— одной кистью (по самой большой окружности мяча).

— до локтевого сустава;

— до плечевого сустава;

— из кисти в кисть по грудной клетке;

— из кисти в кисть по плечам и спине;

— по боковой части корпуса;

— по ногам в положении сидя, лежа;

— по корпусу (передняя часть);

— по корпусу (задняя поверхность).

— разными частями тела.

— бросок кистью (последними расстаются с мячом кончики пальцев, локоть прямой, активное движение в плечевом суставе);

— ловля кистью (первыми с мячом встречаются кончики пальцев, мяч накатывается на кисть, рука продолжая траекторию уходит сбоку назад);

— без зрительного контроля;

— другой частью тела;

— ловля в дальнейший перекат;

— ловля в положении на полу.

— удержание мяча на различных частях тела, связанное с риском потери мяча.

3.3.4 Упражнения с булавами:

  • малые круги кистевыми суставами:

— в горизонтальной плоскости;

— во фронтальной плоскости.

— плечевыми суставами (булава — продолжение руки).

— свободный хват ладонью кверху;

— свободный хват ладонью книзу;

— свободный хват между указательным и большим пальцами.

— по разным частям тела;

— без трудности тела;

— с трудностью тела.

— различными частями тела.

— серии различные по форме;

— без зрительного контроля;

— параллельные броски двух булав;

— ловля булавы другой частью тела, кроме кистей;

3.3.5 Упражнения с лентой:

  • способы удержания палочки:

— локоть выпрямлен, ладонь книзу, указательный палец мысленно удлинить до крепления ленты с палочкой.

  • змейки
  • спиральки
  • восьмерки
  • средние круги
  • большие круги
  • броски бумерангом
  • проход через ленту
  • прокаты палочки
  • рисунки на трудности тела.

3.4 Хореографическая подготовка

Хореография развивает эластичность, выворотность и силу мышц ног. Хореография является вспомогательным средством в художественной гимнастике, помогающим сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными.

3.4.1 Классический экзерсис

  • Упражнения у хореографической палки:
  • I позиция ног, II позиция, V позиция;
  • деми-плиэ (demi u grand plie);
  • батман-тандю (battement tendu);
  • жэтэ (battement jete);
  • ронд дэ жамб партер (rond de jambe par terre);
  • батман-фондю (battement fondu);
  • адажио (adagio);
  • гранд батман жэтэ (grand battement jete).

Упражнения для рук:

  • первая позиция рук;
  • третья позиция рук;
  • вторая позиция рук.

Упражнения на середине:

  • комбинации на удержание равновесий;
  • комбинации на обучение турлянов;
  • комбинации на развитие прыгучести;
  • комбинации на обучение поворотам.

Народно-характерная хореография, историко-бытовая хореография, современная хореография:

  • разучивание элементов из народных танцев:
  • пластика современной хореографии.

3.5 Основы музыкальной грамоты и музыкально-двигательная подготовка

  • содержание и характер музыки;
  • свойства музыкального звука;
  • ритм в музыке;
  • мелодия;
  • темп в музыке;
  • музыкальная динамика;
  • музыкальная форма.

3.6 Психологическая подготовка гимнастки

  • Базовая психологическая подготовка:
  • развитие внимания, представления, ощущения, мышления, памяти, воображения;
  • развитие координации, музыкальности, эмоциональности;
  • обучение основам самоанализа;
  • формирование морально-нравственных и волевых качеств: любви к спорту, целеустремленности, дисциплинированности, упорства, самостоятельности, инициативности;
  • знания о психике человека, психических состояниях;
  • формирование умений регулировать психическое состояние, сосредотачиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступлений, противостоять неблагоприятным воздействиям.

3.7 Тактическая подготовка

  • Тактическая подготовка – процесс вооружения гимнастки способами и формами ведения борьбы в условиях соревнований.
  • При индивидуальной подготовке тактика осуществляется в предсоревновательный период.
  • выбор музыки (выразительно интересной, редко используемой);
  • выбор композиций, раскрывающих сильные стороны дарования гимнастки;
  • продумывание особо сложных элементов техники;
  • выбор соревновательного костюма;
  • выбор макияжа;
  • оформление предметов под костюм.

3.8 Теоретическая подготовка

1. История зарождения и развития художественной гимнастики.

2. Знакомство с правилами соревнований.

3. Основные судейские сбавки за допущенные ошибки.

4. Количество бригад, оценивающих выступления гимнасток. Функции каждой бригады.

5. Участие гимнасток в судействе соревнований. Первые шаги от простого к сложному.

5. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ (УТГ)

Источник

Читайте также:  Упражнение гирлянда йога польза
Оцените статью