- Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 2004 год
- Олимпиада в Афинах. Гимнастический мир пожинает плоды революции в судействе+ФОТО+ВИДЕО
- Новые лица русского балета, которые надо знать
- 1. Денис Захаров
- 2. Мария Ильюшкина
- 3. Ксения Шевцова
- 4. София Матюшенская
- 5. Арсентий Лазарев
- 6. Ксения Овчинникова
- 7. Елена Свинко
- 8. Диана Кустурова
- 9. Сарыал Афанасьев
Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 2004 год
Олимпиада в Афинах. Гимнастический мир пожинает плоды революции в судействе+ФОТО+ВИДЕО
- 08.10.2011 16:21
- 32300 просмотров
- 14 комментариев
Во времена блестящих побед Тимошенко и Скалдиной, в школу Дерюгиных пришла заниматься маленькая, талантливая девочка. Сначала девочка тренировалась под руководством своей мамы — чемпионки мира 1979 года в групповых упражнениях. Надо сказать, что девочка обладала не только талантом, но еще целеустремленностью и трудолюбием. А сочетание таких качеств является ключом к успеху. Во второй половине 90-х девочка была молодой многообещающей гимнасткой. А в 2000х девочка превратится из многообещающей в выдающуюся, и займет особое место в мировой художественной гимнастике и в истории этого вида спорта. Анна Бессонова – это явление в художественной гимнастике, уникальное и беспрецедентное.
Наталья Годунко также воспитанница школы Дерюгиных. В сборной Украины Годунко была с 1998 года. Наташа – олицетворение пословицы «терпение и труд все перетрут». Гимнастка обладала абсолютно уникальным стилем, невероятной скоростью и большим мастерством владения предметом.
На Играх основная борьба развернулась между сборными России и Украины. 2004 год был достаточно сложным для сборной Белоруссии. Международный дебют молодой Инны Жуковой произошел только на Олимпиаде. В художественной гимнастике большую роль играет имя. Инне только предстояло это имя заработать.
Несколько слов о сборной России.
В 2000 году на олимпийском ковре Кабаева потеряла обруч и заняла лишь третье место. Не случись этой потери, Алина заняла бы первую ступень пьедестала и на высокой ноте закончила бы карьеру. А мы бы запомнили ее как тоненькую, задорную девочку с улыбкой во все лицо. На смену ей пришли бы молодые и очень интересные гимнастки. Но этого не произошло. Обруч улетел, только бронза. Амбиции спортсменки и тренера удовлетворены не были. Алина осталась в спорте и тем самым изменила его ход. Ирина Винер часто говорит, что они с Алиной сделали революцию в художественной гимнастике. Трудно с этим поспорить. Революцию они действительно сделали…
С 1996 года Винер — член технического комитета ФИЖ. Она же была инициатором введения новых правил. Проще говоря, новые правила писались под Алину Кабаеву и поощряли гибкость.
Надо сказать, что цирковая гибкость встречается не часто, а гнуть ребенка силой – идти против природы. Количество гимнасток, которые ушли из гимнастики в юном возрасте с диагнозом сколиоз или межпозвоночная грыжа, превышает все допустимые пределы… Новые правила не способствовали повышению популярности художественной гимнастики за пределами бывшего СССР.
Олимпийская чемпионка 2000 года Юлия Барсукова закончила выступать в этом же году, а к Алине присоединилась Ирина Чащина – воспитанница омской школы художественной гимнастики. Иру отличала четкость исполнения элементов и прекрасный прыжок. Она достаточно долго сидела на скамейке запасных сборной России. Чащиной суждено было стать вторым номером после Кабаевой.
27 августа 2004 года проходили квалификационные соревнования, в них принимали участие 24 гимнастки. 10 лучших проходили в финал и продолжали борьбу за звание Олимпийской чемпионки.
Алина Кабаева разрушила все представления о границах предвзятого судейства и о внешнем виде гимнастки. Допустив грубейшую ошибку в упражнении с лентой в квалификации, Кабаева заняла первое место. Кроме того, ни одно упражнения Кабаева не исполнила чисто. На одном интернет-форуме была открыта тема, посвященная оценкам на Играх, и называлась она «День, когда умерла художественная гимнастика». Занятно, что в этой теме зрители сошлись во мнении, что фактическое место Алина Кабаевой – далеко за пьедесталом. Как правило, на таких форумах общаются люди, которые давно смотрят соревнования.
После оценки 27,100 соревнования можно было заканчивать, т.к. происходившее на ковре ничего ровным счетом не решало. Потеряет Алина предмет, или нет – первое место за ней. Более того, за судейским столом было два судьи от России – Ирина Винер и Вера Шаталина, которые вершили революцию. Вера Николаевна – правая рука Ирины Александровны. Вряд ли кто сомневался, что судьи заметят ошибки у любимой ученицы Винер.
29 августа 2004 года состоялся финал в индивидуальном многоборье.
Алина Кабаева, несмотря на многочисленные ошибки во всех упражнениях, стала Олимпийской чемпионкой. Гимнастка не стала менять амплуа и продолжала использовать образ озорной девчонки с улыбкой в 32 зуба, хотя, по своим параметрам от девчушки была уже очень далека. Ирина Чащина выступала блестяще. Гимнастка летала над ковром, демонстрировала филигранную технику, точно исполняла элементы, радовала глаз красивой формой. Исполняя упражнение с лентой, Ира допустила ошибку – запуталась в ленте. Автор очень сомневается, что эта ошибка повлияла на исход соревнований. Таким образом, Чащина заняла второе место.
На третью ступень пьедестала взошла украинка Анна Бессонова. Аня продемонстрировала четыре разных по характеру и одинаковых по уровню мастерства упражнения. Для зрителей и поклонников художественной гимнастики «Лебединое озеро» давно стало синонимом фамилии Бессонова, благодаря выдающейся постановке упражнения с обручем. Упражнение с мячом Аня исполнила под музыку Арама Хачатуряна из балета «Спартак», стремительное упражнении с булавами – под одну из композиций к фильму «Матрица», а игривую ленту – под музыку из фильма «Фрида». Аня обладает уникальным талантом – каждое свое упражнение она делает спектаклем. Музыку Чайковского использовали многие гимнастки, однако, зрители ассоциируют «Лебединое озеро» с Бессоновой.
Украинская школа всегда отличалась очень сильным прыжком. Альбина Николаевна Дерюгина владеет секретами, как нарушить закон гравитации — все гимнастки этого тренера отличаются шикарным по форме и амплитуде прыжком. Анна Бессонова – обладательница одного из самых красивых и амплитудных прыжков.
Наталья Годунко показала пятый итоговый результат. Надо сказать, Годунко демонстрировала уникальную работу с предметом. Сейчас нет гимнасток с таким уровнем мастерства. По факту итоговое место гимнастки выше, чем то, на которое ее поставили дамы за судейскими столами. Наташу опередила гимнастка из Казахстана – Алия Юсупова, которая тренировалась под руководством Ирины Винер. Винер создала искусственную конкуренцию, взяв под свое крыло гимнасток из Казахстана и Азербайджана, позже к ним присоединится Узбекистан. Дальше гимнасток из этих стран будут двигать как можно ближе к россиянкам.
Как выяснилось позже, Анна Бессонова выступала на Олимпиаде с травмой. За несколько месяцев до Игр у гимнастки зажало нерв между пальцами правой ноги. Времени до Игр оставалось мало, присутствовала большая доля вероятности не успеть восстановиться к Олимпиаде, Аня приняла решение работать с травмой. Операцию сделали после Игр.
Алина Кабаева будет уходить и возвращаться в спорт до 2007 года. Чемпионат мира в Патрах –последний турнир гимнастки. В том же году о завершении спортивной карьеры объявит Ирина Чащина.
У Анны Бессоновой и Натальи Годунко впереди еще одна Олимпиада. О ней – в следующей заметке.
Наталья УКРАИНСКАЯ, для sport.ua
Источник
Новые лица русского балета, которые надо знать
1. Денис Захаров
Большой театр вновь, как 30 лет назад, переживает период восхода сразу целого поколения. В первом ряду – 22-летний Денис Захаров. Большой полетный прыжок, мягкое, но при этом динамичное вращение, умение легко переключаться с буколической «Тщетной предосторожности» на ироничного «Чиполлино», обратили внимание на Захарова уже в первое появление на большой сцене.
Это было за два года до конца учебы в Московской академии хореографии. На последнем курсе Денис, по приглашению руководителя балета Большого театра Махара Вазиева, дебютировал в «Спящей красавице», станцевав виртуозную партию Голубой птицы.
Этот случай в истории беспрецедентный – раньше такого удостаивались только девушки. Не удивительно, что в Большом Денису оказалась открыта дорога к партиям принцев – за три года он станцевал Щелкунчика, Принца Дезире в «Спящей красавице», Премьера в «Этюдах», романтика Джеймса в «Сильфиде».
Но, пожалуй, лучшей на этом этапе для него оказалась роль Злого гения в «Лебедином озере». Ее артист получил из рук одного из первых исполнителей Валерия Лагунова.
2. Мария Ильюшкина
Мария Ильюшкина и Джулиан Маккей
В табеле о рангах Мариинского театра она занимает скромное место солистки. В репертуаре пока не много главных партий, но каждая становится событием. Ильюшкина обладает не только прекрасными внешними и физическими данными. У ее танца свой, ни с чем не сравнимый «тембр». Она и стойкая Одетта, и наивно радующаяся первому балу Одиллия в «Лебедином озере», и Фея Сирени, заставляющая поверить в победу добра в «Спящей красавице», и юная Раймонда.
У Марии типичный для петербурженки путь в балете: в Академию русского балета имени Вагановой она попала из художественной гимнастики, к окончанию учебы получила золотую медаль международного балетного конкурса Валентины Козловой в Нью-Йорке и в 2016 была принята в труппу Мариинского театра.
Как все, начинала в кордебалете, но выделялась даже среди Больших лебедей в «Лебедином озере». А когда получила первые соло, балетоманы начали сбегаться на трехактные спектакли, чтобы увидеть ее вариации продолжительностью 1-2 минуты.
3. Ксения Шевцова
Ксения Шевцова и Дмитрий Соболевский
После окончания петербургской Академии им. Вагановой, Ксению ждали в Берлинском государственном балете, но она оказалась в Москве, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Менять города и обстоятельства ей было не привыкать: она выросла в Самаре, там же начала учиться в балетной школе. Мобильность – то, что отличает Шевцову. Уже в академии она много танцевала и имела обширный для школьницы репертуар. Правда, в театре начинала с… «стояния с канделябром».
Но однажды на гастролях в Мюнхене в начале спектакля получила травму прима-балерина, и Ксения, которая смотрела спектакль в зрительном зале, выскочила на сцену посреди действия. Практически без подготовки, без грима и прически, она станцевала сложнейшую роль Марии Вечоры в «Майерлинге». Это открыло ей путь к «Лебединому озеру», «Жизели» и «Баядерке».
А появление в московском театре худрука-француза Лорана Илера, значительно расширило ее репертуар — она запоминается и в неоклассике «Сюиты в белом» Сержа Лифаря, и в строгости «Второй детали» Уильяма Форсайта.
4. София Матюшенская
София Матюшенская и Кимин Ким в балете «Дон Кихот»
«Она очень тонкая артистка – умеет слушать. И не боится менять себя», – так рассказывает о своей ученице Дарья Павленко, в недавнем прошлом прима Мариинского театра. С Софией они встретились в репетиционном зале Театра балета Леонида Якобсона.
С каждым годом эта небольшая труппа, выступающая и в Мариинском, и в Александринском, и в Михайловском театрах, привлекает все больше внимания — даже в постановках классических балетов у нее собственное лицо.
Матюшенскую открыл «Дон Кихот», на постановку которого был приглашен датчанин Йохан Кобборг, звезда Королевского балета Великобритании. Работавшая в театре первый сезон София оказалась идеальной Китри. За эту партию она была номинирована на российскую Национальную театральную премию «Золотая маска».
Это придало ускорения карьере: за шесть сезонов она станцевала Машу в «Щелкунчике», Принцессу Аврору в «Спящей красавице», Жизель, стала участницей мировой премьеры балета «Пиковая дама».
5. Арсентий Лазарев
Арсентий Лазарев танцует в «Вальпургиевой ночи»
Звездой он стал еще в школе: задолго до диплома об окончании Новосибирского хореографического колледжа Арсентий получил премии международных конкурсов в Бишкеке, Екатеринбурге и Петербурге. И все же приглашение в труппу Большого театра для сына слесаря из поселка Мошково Новосибирской области стало сенсацией.
Впрочем, через несколько месяцев танцовщик решил уехать в Екатеринбург в театр «Урал Опера Балет». «Умен. Универсален. Открыт к эксперименту. Сочетает харизматичность с виртуозностью», – так характеризует 22-летнего премьера худрук Уральского балета Вячеслав Самодуров.
Уже в первом сезоне он занял вчерашнего школьника в премьерной серии балета «Пахита». Через год Лазарев танцевал мировую премьеру «Приказа короля». Все легендарные балетные принцы тоже вошли в его репертуар.
6. Ксения Овчинникова
Ксения Овчинникова исполняет Актрису в «Штраусиане»
В Самарском театре оперы и балета идет одноактный балет «Штраусиана» советского классика Владимира Бурмейстера. Под звуки «Голубого Дуная» Штрауса он воспроизводит картинку буржуазной венской жизни XIX века. В толпе трудно сосредоточиться на отдельных характерах, пока не появляется дама в белоснежном наряде и шляпе с пером. С этого мгновения кажется, этот вальс только ради нее.
Ксения Овчинникова, выступающая в этой роли Актрисы, создана для этой магнетической партии – ей дан талант фокусировать зрительское внимание на себе. Проявился он не сразу, хотя выпускница Пермского хореографического училища стремительно заняла в труппе лидирующее положение. Прошли годы, прежде чем за солидной технической подготовкой стали заметны и другие таланты танцовщицы. Сегодня она и Одиллия в «Лебедином озере», и Китри в «Дон Кихоте», и Медора в «Корсаре».
7. Елена Свинко
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского
К 24-летней Елене внимание было приковано еще в годы учебы: награды международных конкурсов она начала получать в младших классах Красноярского хореографического училища, а в 2016-м пришла в Красноярский театр.
Учиться танцевать она начала в четыре года. Ее родители (мама – врач, отец работает на заводе) к театру отношения не имеют, но дорогу в балет проторила старшая сестра Светлана – сейчас ведущая солистка петербургского Театра балета Леонида Якобсона. В отличие от нее, Елена осталась в родном городе, где ей сразу предложили положение солистки.
Обладательница точеных ног, Свинко воплощает современный тип балерины – высокой, смелой, одинаково свободной в классике и современной хореографии. Это отражает и ее репертуар, где романтическая Жизель соседствует с игривой Сванильдой («Коппелия), отважная Купава («Снегурочка») – с Кармен, куртуазная Принцесса Аврора («Спящая красавица») – с трогательной Золушкой.
8. Диана Кустурова
Воронежский государственный театр оперы и балета
22-летняя Диана оказалась в центре внимания получив главную партию в 20-минутном балете «Дева», вдохновленным античным мифом об Артемиде. В Воронежском театре оперы и балета, где третий сезон служит Диана, его поставили молодые московские хореографы.
Кустурова, пришедшая в балет из художественной гимнастики, высокая, с «бесконечными» руками и ногами и огромным шагом, завораживает без привычных балетных трюков. Хотя ими она тоже владеет – в ее репертуаре также Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Фея Сирени в «Спящей красавице», Мирта в «Жизели» и Гюльнара в «Корсаре».
9. Сарыал Афанасьев
Сарыал Афанасьев исполняет «Сюиту в белом»
В балет его привела мама. Точнее — привезла из деревни в Якутское хореографическое училище. Но уже в годы учебы он сам научился ставить себе амбициозные цели. Благодаря этому в 13 лет попал в Нью-Йорк, где дошел до финала конкурса Youth America Grand Prix, и Сочи – там засветился перед Юрием Григоровичем на конкурсе «Молодой балет мира».
Поэтому в Якутский театр в 2010 году Афанасьев пришел не в кордебалет, а сразу на положение солиста. Невысокий рост, крепкое телосложение искупались мощным прыжком, стремительностью, вихрем пируэтов.
И репертуар у Сарыала сначала был соответствующий — Базиль в «Дон Кихоте», Солор в «Баядерке», Спартак. Достигнув вершин иерархии дома, Афанасьев рискнул – и стал солистом Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко. Там его репертуар расширился за счет таких спектаклей, как «Майерлинг» Кеннета Макмиллана и «Сюита в белом» Сержа Лифаря, которые не было шанса станцевать в Якутске.
С этим багажом Сарыал вернулся домой, где сейчас его можно увидеть и благородным Альбертом в «Жизели», и Остапом Бендером в балете «Двенадцать стульев».
Источник