Художественная гимнастика критерии отбора ребенка

«При отборе оценивают телосложение родителей». Тренер по художественной гимнастике — о большом спорте и шпагате в четыре года

В Москве завершился первый в истории юниорский Чемпионат мира по художественной гимнастике — главные награды предсказуемо завоевали наши спортсменки. Мастер спорта, член сборной России и тренер по художественной гимнастике Анастасия Кадочникова рассказывает, к чему нужно готовиться родителям, которые впечатлились и теперь мечтают об этом виде спорта для своих детей.

Конкуренция начинается на этапе отбора в секцию

Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и эстетичных видов спорта. Чемпионаты мира и тем более соревнования на Олимпийских играх имеют неизменно высокие рейтинги, а российские гимнастки стабильно завоёвывают награды. Неудивительно, что тысячи российских родителей, выбирая спорт для своих дочерей, отдают предпочтение именно этому виду. Спрос рождает предложение — помимо известных государственных центров, почти в каждом районе Москвы и других крупных городов сейчас есть коммерческие секции художественной гимнастики. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.

Государственные спортивные школы

Сюда чаще всего идут с конкретными целями — серьёзная спортивная карьера, работа на результат. Берут не всех. Так как в художественной гимнастике немаловажную роль играет эстетическая составляющая, при отборе детей в секцию оценивается не только природная гибкость, но и внешние данные девочек. Будущая гимнастка должна быть стройной, пропорционально сложенной, миловидной.

Читайте также:  Что такое комплексная мобилизационная тренировка

Если девочка пухленькая, тренер может вызвать обоих родителей, чтобы посмотреть на их телосложение

И по опыту прикинет, как ребёнок станет развиваться в будущем: вытянется и похудеет либо, напротив, будет склонен к полноте. В последнем случае девочке, увы, откажут — конкурс в государственные центры довольно серьёзный, к этому нужно быть готовыми. Но если ребёнок всё же прошёл отбор, можете быть уверены: с ним будут работать лучшие в своём деле специалисты. Потому что требования к тренерам в таких школах не менее строгие.

Частные студии

В такие студии принимают всех, с любыми данными и в любом возрасте, даже в 15–16 лет можно прийти, и тебя всему обучат (но это будет уже гимнастика для себя, не большой спорт). Часто бывает, что девочку не берут в госсекцию, она идет в частную, занимается там пару лет, потом снова пробуется в государственную, и её в итоге принимают. Но случается и обратное: в частном центре попадается непрофессиональный тренер, и девочка с хорошими данными не показывает результатов. Поэтому в случае с коммерческими секциями очень важно обращать внимание на то, кто будет тренировать ребёнка. Это обязательно должна быть гимнастка с высшим тренерским образованием, а не танцовщица, не балерина, не инструктор по аэробике — увы, в частных студиях такое сплошь и рядом. Наличие призов и спортивных разрядов желательно, но не обязательно — часто в гимнастике случается так, что девочки не показывают выдающихся результатов как спортсменки, но зато становятся отличными тренерами.

В целом же частные центры больше подходят тем, кто хочет заниматься для себя, для поддержания осанки, гибкости. А в государственных — требования, высокая конкуренция и соревновательный график: всё заточено на воспитание спортивного характера и высокие результаты.

Жёсткая дисциплина и слёзы на тренировках

Пик спортивной формы художественной гимнастки приходится, как правило, на подростковый возраст и юность — примерно в 20–22 девочки обычно уже завершают карьеру. Чтобы за столь короткий период успеть многое, растяжка, шпагаты, упражнения на координацию движений начинаются с первого года обучения, то есть с четырех-пяти лет (а в шесть дети уже сдают свой первый разряд — III юношеский).

Как вырастить из ребёнка олимпийского чемпиона по фигурному катанию

Безусловно, это непросто. Многие девочки быстро теряют энтузиазм, начинают плакать: кому-то не хочется расставаться с мамой, кто-то не привык к строгости. Слёзы бывают и на растяжке, но скорее потому, что четырёхлетнему ребёнку не всегда просто объяснить: для того чтобы тело тебя слушалось, нужно расслабиться, а не сопротивляться по инерции. И здесь очень важна позиция родителей. Нужно много разговаривать с ребёнком, объяснять, почему тренера необходимо слушаться и исправлять ошибки, зачем нужны строгость и дисциплина; важно заниматься с ребенком дома, помогать тянуться, учить расслабляться. При этом водить на тренировки насильно всё-таки неправильно, мотивация в спорте очень важна, если её нет — толку, скорее всего, не будет.

Лет 15 назад тренеры, кстати, были намного строже, нас самих воспитывали ещё довольно сурово. Сейчас времена меняются. И хотя тренер всё ещё может повысить голос на ребёнка (и это нормально, хороший тренер должен быть требовательным!), но чрезмерной жесткости, авторитарности, переходящей границы, становится всё меньше.

Деньги и модный диктат

Так как художественная гимнастика — эстетический вид спорта, помимо безупречного выполнения упражнений судьи оценивают ещё и внешний вид спортсменок. Качественная стойкая косметика, средства для укладки, пошив купальника (он может стоить и 20, и 50 тысяч рублей) — всё это требует финансовых вложений. Моду диктуют звёзды мировой художественной гимнастики: все смотрят, в каких купальниках они выступают в этом сезоне, и стараются подражать.

С каждым годом костюмы становятся всё более креативными, красочными. Мы видим на них всё больше камней и стразов, встречаются даже купальники с иконами и картинами. Раньше у самых маленьких гимнасток костюмы были попроще, но теперь мода на стразы и блеск дошла и до них — часто у девочек второго, третьего года обучения купальники на соревнованиях не уступают нарядам больших спортсменок. То есть сегодня, чтобы не отстать от моды, финансово родителям придется вкладываться с самого начала пути.

Деньги часто нужны и для индивидуальных занятий. Бывает, что родителей не устраивает, как составляет то или иное упражнение тренер, и они обращаются к частным хореографам-постановщикам. Цена тут зависит от региона и в целом сравнима со стоимостью работы хорошего репетитора.

При этом жёсткой конкуренции или зависти, как, например, в балете, в гимнастике всё-таки нет. Есть соперничество, могут быть даже сплетни, что, дескать, кому-то дали награду не справедливо. Но разговорами всё и заканчивается, историй из серии «подсыпать толчёное стекло в пуанты» (известная балетная байка) в гимнастике быть не может. Просто потому, что это ещё и командный вид спорта.

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

Девочки же выступают не только в индивидуальном зачёте, но и в командных упражнениях — строить козни соперницам бесполезно, потому что таким образом ты подведёшь и себя. Кроме того, в командах обычно есть психолог, который следит за эмоциональным состоянием спортсменок, за общей атмосферой и не допускает конфликтов. Я лично за 15 лет гимнастической карьеры ни разу не сталкивалась с неспортивным поведением товарищей, не видела, чтобы кого-то обижали или травили.

Допинг, домогательства, анорексия — правда или нет?

Сегодня в медиа всё чаще разоблачают мир большого спорта: рассказывают про харассмент, применение запрещённых препаратов. Замалчивать эту тему невозможно, случаи сексуальных домогательств, например, действительно известны — об этом публично заявляли участницы китайской сборной, некоторые спортивные гимнастки.

Безусловно, гимнастки очень привлекательные, но именно поэтому и они, и персонал сборной России прекрасно понимают, насколько осторожно нужно себя вести

Даже если на медосмотре кто-то отпустит странный или неприятный комментарий, спортсменка может пожаловаться тренеру, и за неё, конечно, заступятся. Тренерская опека в России традиционно очень серьёзная.

Есть также миф, что для поддержания веса гимнастки массово принимают диуретики и другие фармпрепараты, — ответственно могу заявить, что у нас это однозначно запрещено. Если тренер узнает, что кто-то из девочек принимает что-либо помимо прописанных спортивным врачом витаминов, у спортсменки будут большие проблемы. Мы используем единственную проверенную временем схему. Нужно похудеть? Увеличиваем нагрузки и уменьшаем калорийность питания.

Случаи анорексии в большом спорте — даже в таком эстетичном, как художественная гимнастика — скорее исключение и большая редкость. Последствия анорексии — это истощение, обмороки, упадок сил. Такой человек не в состоянии тренироваться и тем более выступать на соревнованиях. К тому же тренеры и диетологи тщательно контролируют рацион спортсменок. Шок-инфо: гимнасткам можно даже сладости (глюкоза спортсменам необходима)! Просто все должно быть в разумных пределах.

Источник

Доклад на тему «Отбор детей для занятий художественной гимнастикой»

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ

ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Коваленко Татьяна Николаевна

по художественной гимнастике

МАОУ ДО ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ

1. Первое представление о художественной гимнастике……………

2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики

Возраст для начала занятий художественной гимнастикой 4-5 лет, отбираются дети, которые имеют соответствующие данные для этого вида спорта. Художественная гимнастики мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, для необходимого веса; многие тренеры строго относятся к его колебаниям. От девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику как смысл своей жизни

Изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования – изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике.

Для достижения цели решались следующие задачи:

Изучить современное начальное представление о художественной гимнастике.

Дать характеристику критериям пригодности детей для художественной гимнастики.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли.

Методы исследования — теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике.

Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.

1. Первое представление о художественной гимнастике.

Критерии отбора на гимнастику очень жесткие и многоэтапные. Желательный возраст для начала занятий 4-5 лет, но отбираются только те дети, которые имеют соответствующие данные, необходимые для этого вида спорта. Пройдя отбор, девочка попадает в совершенно другой мир, о котором даже и не догадывалась. Это мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В самую первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, дабы поддерживать необходимый вес. Многие тренеры очень строго относятся к его колебаниям. Родителям, отдавшим ребенка в гимнастику, необходимо интересоваться, чем занимается ребенок на тренировке и внимательно следить за состоянием здоровья, ведь это гораздо важнее, чем награды и признание. Да, художественная гимнастика – очень красивый вид спорта, имеющая массу положительных моментов:

— приобретается красивая осанка;

— вырабатывается потрясающая гибкость;

— формируется красивая фигура;

— умение красиво двигаться;

— лечит «легкий» сколиоз. [2]

Но, от девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не просто послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику, сделать ее смыслом жизни. В противном случае, она просто не выдержит многочасовых, изнуряющих тренировок, сопровождающихся сильнейшей болью во время растяжек. Ребенок вынужден будет вести постоянную, титаническую работу над собой. Без этого девочка не сможет полноценно и на должном уровне провести тренировку. Постоянное «еще чуть-чуть, еще немножко», будет толкать ее на дальнейшие действия, переход в более качественное выполнение движения. Поэтому «художницы» вырастают очень сильными, с железной волей личностями, относящимися к тренировкам, как к своей работе. У них вырабатывается внимание, дисциплина, ведь кроме тренировок есть еще и школа, где нужно учиться и выполнять домашние задания. Немаловажным плюсом есть еще и невольное ограждение от соблазнов улицы, в связи с тем, что совершенно нет времени. Хотя отсутствие времени на расслабление может аукнуться в будущем.

Не смотря на все многочисленные плюсы художественной гимнастики – это тяжелейший и очень травматичный вид спорта. В нем присутствуют как легкие переломы, растяжения, так и травмы, не совместимые с жизнью.

В первую очередь – это вина тренера. Если он не достаточно опытен или непрофессионал, то может не только искалечить тело ребенка, но и его психику. Причем это уже невозможно будет потом исправить. Таким маленьким детям в первый год занятий необходимы щадящие, легкие, как бы игровые тренировки, знакомящие их с самим понятием «гимнастика», приобщающие к самоконтролю и умению слушать. На самом деле, в реальности, редко кто из тренеров этого придерживается. С самых первых уроков начинается прессинг на ребенка, рассчитанный на воспитание очередных «звезд». А ведь от правильно выбранной нагрузки, грамотной разминки, индивидуального подхода к каждому, зависит здоровье ребенка в будущем. В самую первую очередь, тренер должен на занятии посвятить много времени непосредственно растяжке. Растяжка играет очень большую роль в профилактике травм. Чем большее количество времени (не меньше 40 минут) спортсменка растягивается, тем меньшая вероятность получить растяжение мышц и переломы. Нагрузка должна расти постепенно, а не с первых занятий ребенка принуждать работать на износ. Многие тренеры очень гордятся тем, что сумели добиться небывалой гибкости или какого-то другого качества у спортсменки, но они вовсе не думают, что длительное превышение возможностей человеческого организма чревато серьезными последствиями в будущем. [3]

Самые распространенные травмы в художественной гимнастике:

— травмы нижних конечностей;

— растяжения мышц и связок;

— сильное влияние на женское здоровье. Длительные тренировки вызывают хронические заболевания в половой сфере.

Нельзя забывать, что психическое и физическое здоровье детей должно стоять на самом первом месте в семье и обществе. [1, с.63]

2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики .

Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировок, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (И.А. Винер, 2003; И.В. Цепелевич, 2005; Е.С. Николаева, 2006 и мн.др. ученые).

Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастике. [4, с.53]

Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически.

1. Внешние данные. К ним относят такие показатели ребенка как его рост, вес, длина тела и некоторые другие показатели. Длина тела измеряется при помощи ростометра. Каждому показателю в дальнейшем будет присвоена индивидуальная оценка. Она зависит от того, в какую полученную группу статистических данных она попадет.

2 . Координация. Проверка данных по такому показателю проводится посредством специальных упражнений. Они представляют собой чередующиеся и одновременные движения руками. По сложности упражнения подразделяют на три группы:

Минимальные, когда чередующиеся упражнения проводятся на 4 счета, при этом ребенок не двигается.

Средней сложности – выполнение с последовательными движениям конечностей на 8 счетов.

Сложные – выполнение ассиметричных движений руками на 8 счетов.

3. Равновесие. Здесь оценивается способность человека к равновесию, способностям вестибулярного аппарата. Проверка происходить по нескольким типам. Первый тип направлен на выявление возможных отклонений в работе вестибулярного аппарата. Например, испытуемому предлагают закрыть глаза и вытянуть руки перед собой. Далее он должен поставить правую ногу перед левой или наоборот, по одной линии. Далее способности координации выявляются у молодых гимнасток тремя способами: обычное хождение по бревну, с расставленными в сторону руками; хождение на низко расположенном бревне. Три шага вперед, а после поворот вокруг себя, выполнение упражнения на стандартном бревне. Совершаются 2 шага вперед с расставленными руками, далее поворот руки на поясе.

Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. [5, с.86]

Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику Интенсивные тренировки все-таки скорее полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, повышается сопротивляемость неблагоприятным внешним факторам.

В целом, актуальность спортивного отбора на современном этапе развития спорта велика, она не только не снижается, а возрастает. Это связано с тем, что существующая практика отбора не может быть оценена, как эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений (В.Г. Бауэр, 1988, 1990; В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов, 1990; и мн. др. ученые). Потребность в создании эффективной научно обоснованной системы спортивного отбора обусловлена комплексом факторов: от социально-экономических, педагогических, до медико-биологических. Успехи российских гимнасток на Олимпийских играх и других международных соревнованиях предопределили высокую популярность данного вида спорта в нашей стране. [1, с.76]

Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место занимают координационные способности. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов. Структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике составляют: способность к реагированию; к ориентированию; согласованию; равновесию; кинестетическая способность; темпо-ритмовая способность; статокинетическая устойчивость.

Оценка координационной подготовленности на любом этапе спортивной подготовки, должна носить комплексный характер, необходимо использовать блок тестовых заданий, на основе которых можно судить о сформированной всей координационно-двигательной сферы юного и квалифицированного спортсмена. На этапе начальной подготовки следует использовать простые доступные тестовые задания: передвижение в упоре сзади; перешагивание через гимнастическую палку; перекладывание мячей; падающая линейка; поза «Фламинго»; поза «Ромберга» (равновесие без зрительного контроля); способность воспроизводить и дифференцировать положение углов в суставах (кинематометр «Жуковского»); прыжки смена положения ног под метроном (воспроизведение); прыжок с вращением «Староста», др. [1, с.77]

С ростом спортивной квалификации часть двигательно-моторных тестов может исключаться из программы тестирования, другие незначительно модифицироваться и усложняться. Необходимо использовать на этом этапе и компьютерно-диагностическое оборудование. В качестве компьютерно-диагностического оборудования целесообразно использовать программу «Методика исследования временных и пространственных свойств человека», автор Коряги на Ю.В. Сочетание результатов двигательно-моторных тестов и компьютерных программ позволит наиболее точно и дифференцированно оценить динамику координационной подготовленности в подготовке специалиста, спрогнозировать его перспективность. [3]

Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировок, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, др. Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастики.

Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически. Это:

1. Внешние данные.

Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику.

Актуальность спортивного отбора на современном этапе развития спорта только возрастает. Это связано с тем, что существующая практика отбора не может быть оценена, как эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений. Интенсивные тренировки в художественной гимнастике более полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, др.

Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Платонов, В. Н. Отбор и прогнозирование перспективных спортсменов / В. Н. Платонов, В. Л. Запорожанов. Киев : Здоровя, 1994. — 252 с.

Павлова Е.В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей[Электронный ресурс ] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-sovershenstvovanie-sistemy-sportivnogo-otbora-v-hudozhestvennoy-gimnastike-na-osnove-pokazateley-razvitiya-koordinatsionn#ixzz3vioOwpjK(дата обращения: 29.12.2015)

Фирилева, Ж. А.методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнасткой : метод, рекомендации — Ленинград : ЛГПИ, 1981. – 321 с.

Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. -М. : Физкультура и спорт, 1972. – 321 с.

Источник

Оцените статью