Художественная гимнастика коллективные выступления

Групповая художественная гимнастика

Навигация
Поиск
Факты о гимнастике » Групповая художественная гимнастика

На соревнованиях разных уровней художественная гимнастика представлена состязаниями не только в личных, но и групповых упражнениях. И если победительниц в индивидуальных соревнованиях все хорошо знают в лицо, то имена спортсменок команд-участниц известны менее широко. Вместо этого говорят о сборной команде России, Болгарии, Германии… Эта особенность кажется несправедливой, ведь их меньшая известность вовсе не означает меньшую значимость. Если брать чемпионаты мира или олимпиады, то для каждой страны важен уровень групповых выступлений гимнасток и завоеванные награды, тем более что групповые выступления выше индивидуальных по сложности, характеру двигательной активности, энергетике. Более того, разнообразные и технически сложные виды взаимодействий и особенно способы переброски предметов делают групповые композиции художниц необыкновенно зрелищными и яркими. Поэтому зрители и болельщики ценят выступления групповичек не меньше, чем личные первенства и с огромным удовольствием поддерживают свои любимые команды.

Особенности групповых упражнений

Первые соревнования в художественной гимнастике по групповым упражнениям были проведены в 1967 году на чемпионате мира в Копенгагене, где команда Советского Союза заслуженно завоевала золотые медали. С тех пор этот вид командной борьбы развивается и радует поклонников художественной гимнастики своей зрелищностью, оригинальностью, четкостью и техничностью, удивляя и превосходя самые смелые ожидания.

Групповые выступления в художественной гимнастике представляют собой удивительные сюжеты, поражающие глубоким пониманием и слитным взаимодействием всех участниц. Они определенным образом отличаются от упражнений в личном первенстве. Если в личном выступлении все внимание приковано к единственной спортсменке на ковре и только от нее зависит итог выступления, то участницам групповых соревнований приходится сдерживать свое эго, так как все члены команды действуют на равных и коллективно решают каждую двигательную задачу. Для достижения наилучшего результата девушки должны выполнять упражнения, удерживая одинаковый темп и ритм. Победа, как и поражение, у них одна на всех, поэтому и уровень ответственности намного выше, а ошибка одной гимнастки негативно сказывается на выступлении всей группы и последующей оценке. И если каждая гимнастка допустит всего лишь по одной помарке, то выступление в целом пострадает значительно.

Читайте также:  Через какое время после тренировки появляется результат


(с)http://olympic2008.lenta.ru

В то же время групповые соревнования позволяют создать невозможное в индивидуальных выступлениях зрелище. Пять талантливых спортсменок, хорошо владеющих предметами, способны разыграть на ковре высокотехничное, искрометное представление. Учитывая, что переброски предметов гимнастками являются обязательными элементами программы, зрители имеют возможность наслаждаться красивыми, эффектными перемещениями сразу нескольких предметов по площадке. Более того, на ковре можно использовать не только пять одинаковых предметов, но и соединить, к примеру, 3 обруча и 2 пары булав. Естественно, сложность и динамичность в таких композициях возрастают, а зрелищность выигрывает. А девочкам хоть и сложнее управляться с разными предметами, зато и удовольствие от правильно выполненных комбинаций возрастает.

Качества, необходимые гимнасткам

К сожалению, как не каждая девочка может стать хорошей гимнасткой, так и не каждая гимнастка может полноценно работать в группе, в первую очередь, по своим личным качествам. Для полноценной групповой работы гимнасткам нужно развивать ряд качеств: умение чувствовать партнеров и быть частью команды, ответственность, коммуникабельность, самообладание, решительность, внимание, дисциплинированность, целеустремленность, стремление к победе, неуемное трудолюбие.

От девушек требуется мастерское владение своим телом и предметами, ведь если гимнастка плохо овладела каким-либо предметом, она может подвести команду.

В соревновательных условиях особую ценность представляют усложненные способы ловли предметов гимнастками, при которых возрастает риск потери предмета. Это повышает зрелищность и влияет на оценку, следовательно, девушки должны постоянно повышать точность и надежность бросков и ловли предметов.

Используемое сложное музыкальное сопровождение также требует разнообразных, многогранных форм и средств выразительности, передачи глубокого содержания, насыщенного драматизмом, лирикой. Хорошо развитые у спортсменок пластичность, ловкость, музыкальность, эмоциональность, чувственность, артистизм вносят завершенность в технически сложные выступления.

Предметы в групповых упражнениях

В групповом упражнении есть свои правила. Предметы должны быть одинаковые по форме, весу, размеру и могут различаться только по цвету. Касание предметом пола за границами площадки, а также выход его за площадку наказываются сбавкой.

Продолжительность упражнения колеблется от 2 мин 15 сек до 2 мин 30 сек. На протяжении этого времени предметы должны находиться в постоянном движении. Это могут быть вращения, броски, ловля разными частями тела.

Программа в групповых упражнениях, как правило, состоит из двух упражнений: первое — с использованием предметов одного вида, во втором – с применением разных типов предметов. Так, программой летних Олимпийских игр 2012 года предусмотрено первое групповое выступление с 5 обручами, а второе — с 3 лентами и 2 скакалками. Девушкам придется быть внимательными и аккуратными, чтобы извивающиеся ленты и скакалки не перепутались между собой.

Чем выше уровень технической подготовленности гимнасток, тем более сложные композиции с перебросками предметов они могут совершать. В групповых композициях переброски предметов чаще всего сопровождаются следующими ошибками: неодновременное выполнение броска; полёт предметов на разную высоту; неправильная ловля предмета; потери предмета, нарушение построения спортсменок; столкновение предметов.
Последствия ошибок, допущенных в групповых выступлениях, имеют более серьезные последствия, чем в индивидуальных — их не получится исправить в тех случаях, когда предмет бросает одна спортсменка, а ловит другая.

Внешний вид гимнасток

Как и в индивидуальных соревнованиях, гимнастки групповички должны следить за своим внешним видом. Прическа и декоративная косметика должны быть скромными, аккуратными и по возможности схожими.


(с)http://www.pressball.by

Купальники гимнасток в групповом выступлении должны быть совпадать по цвету и форме, а также соответствовать обязательным требованиям. И хоть у каждой девушки есть любимые и нелюбимые цвета, тут выбирать не приходится. Внешний вид купальников играет важную роль в выступлении, помогая девушкам создавать яркий художественный и эстетический образ. Подбирая рисунок и модель купальников, нужно учитывать, что на ковре в них будут одновременно двигаться пять девушек, а значит, следует добиться максимальной зрелищности, красоты и выразительности от их взаимодействия в различных связках и избежать эффектов сливания, излишней многоцветности, угрюмости или даже нелепости. Если купальники подчеркнут и усилят замысел всей композиции, выгодно украсят технические элементы, то требуемая цель будет достигнута.

Судейство

Чтобы снизить субъективность оценок судейство неоднократно пытаются усовершенствовать. Для этого Международная федерация по гимнастике многократно вносила изменения в технический регламент. За последнее время коррективы были осуществлены в 2001, 2003 и 2005 годах. Сначала гимнасток оценивали по 10-ти бальной, затем 30-ти, а с 2005 года по 20-ти бальной шкале, увеличивая количество судей и бригад.

Каждая бригада и в индивидуальных, и в групповых соревнованиях, состоит из 3 групп судей, которые определяют, на каком уровне гимнастки демонстрируют исполнение, артистизм и трудность:

— исполнение (E) – 4 судьи оценивают исполнение, следят за техническими ошибками;

— артистизм (А) – 4 судьи оценивают артистическую сторону композиции: ценность ее музыкального сопровождения и хореографического исполнения, особые художественные характеристики. Здесь учитывается работа с предметом, выбор и последовательность элементов с предметом, движения тела, мастерство, эстетичность, оригинальность;

— трудность (D) – 4 судьи оценивают, насколько композиция имеет техническую ценность. Гимнастки должны показать заданное количество и уровень трудностей как обязательной группы того предмета, с которым они выступают, так и других групп.

Также в помощь всем судейским коллегиям даются судьи-ассистенты, которые применяют сбавки за разные нарушения: выходы за границы площадки, некорректную продолжительность упражнения, за дисциплину (стартовое положение, купальник, предмет…).

Трудность, сложность, артистизм, хореография, оригинальность, ошибки – все учитывается при выведении итоговой оценки по специальным формулам. Регулярно меняющиеся правила судейства создают дополнительную трудность для спортсменок. Ведь каждый раз гимнасткам приходиться быстро перестраиваться, внося коррективы в свои выступления, чтобы соответствовать новым, изменившимся требованиям. С одной стороны, это дополнительная нагрузка для девушек, а с другой, это способствует постоянному росту уровня художественной гимнастики и самих спортсменок. Спорт от этого выигрывает, а зрители с восторгом наблюдают за новыми достижениями художниц.

Сборная России по художественной гимнастике – традиции и успехи

На мировом уровне гимнастки СССР, а теперь России, заслужено удерживает лидирующие позиции. Стоявшая у истоков создания и развития художественной гимнастики, наша страна имеет колоссальный опыт и традиции, берущие начало из школы русского балета. Это красивая постановка рук и ног, изящные и изысканные движения, огромное трудолюбие и творческое участие спортсменок. Благодаря преемственности поколений наши девушки показывают мастерство высокого уровня, а тренеры и хореографы делают все, чтобы сохранять и поднимать этот уровень. Каждая победа приносит много радости всем, кому интересна художественная гимнастика — спортсменам, тренерскому составу, болельщикам.
Завоевание российскими спортсменками золота на Олимпийских играх в 2002, 2004, 2008 гг и вся история советской художественной гимнастики позволяют не только надеяться на успех в 2012 году, но и быть уверенными в том, что выступления наших девушек будут достойны высших наград и в других соревнованиях.

Источник

Второе серебро: как Россия вслед за индивидуальным проиграла групповое многоборье на Олимпиаде в Токио

Токийские Игры войдут в историю как соревнования, на которых Россия потеряла лидерство, которое больше двадцати лет удерживала в художественной гимнастике.

В отличие от многоборья, результаты которого сопровождались грандиозным скандалом, провальное выступление в групповых упражнениях можно было прогнозировать: в квалификационных соревнованиях россиянки дважды уступили команде Болгарии. Разрывы получились значительными: в упражнении с пятью мячами разница в пользу соперниц составила 1,750 балла, причём проиграли наши спортсменки как по сложности (1,400), так и по исполнению (0,350). Упражнение с булавами и обручами с разницей в результатах в один балл тоже осталось за соперницами. Качество исполнения Россия выиграла, но в сложности сравнение снова оказалось в чужую пользу.

В целом складывалась картина, в которой второе квалификационное место не выглядело как случайность. Скорее наоборот: было бы чудом, если бы группа российских спортсменок в воскресенье сделала резкий скачок по всем направлениям и завоевала золото.

Почему так произошло — вопрос к тренерам. Пять лет назад в российской команде уже намечалась некая групповая катастрофа, и тогда за дело в экстренном порядке взялась главный тренер Ирина Винер-Усманова. По рассказам близких к команде людей, спортсменок гоняли так, как никогда в жизни, предельно ужесточив дисциплинарные рамки. Проще говоря, из традиционного тренерского набора в виде кнута и пряника остался только кнут. Но в Рио команда реально преобразилась. Квалификация на тех Играх тоже была проиграна — испанкам, но после того, как в финале Россия одержала победу, опередив соперниц всего на 0,467, в памяти осталось лишь то, что мы снова сильнейшие.

Повторить бразильский сценарий в Токио не получилось. В финале, начав турнир с нуля, российским гимнасткам удалось несколько сократить отставание от лидеров квалификации, но тенденция сохранилась: за болгарками в первом упражнении остались как сложность комбинации, так и качество её исполнения, а всё, что удалось сделать россиянкам во втором выходе, — выиграть 0,050 балла в оценке за исполнение. И вновь проиграть в сложности элементов и связок.

Быть первым на протяжении очень многих лет — это прежде всего испытание для тренеров. Спортсменки меняются едва ли не каждый олимпийский цикл, тренер же обязан сделать так, чтобы каждые новые чемпионки были сложнее, интереснее и самобытнее, нежели предшественницы, независимо от того, какой в руках «материал».

Есть и другая сторона. Непрерывная, длиной в десятилетия цепочка побед невольно рождает ощущение, что так будет всегда, достаточно лишь без ошибок выполнить то, что должен. Соперники тем временем разрабатывают стратегии, усложняют программы, причём делают всё это, постоянно имея перед глазами ориентир. Именно по этой причине догонять во все времена в спорте было проще, чем убегать.

Отстаивать свои позиции в таком виде спорта, как гимнастика, сложно ещё и потому, что лидер не может позволить себе рисковать. Всё, что он делает на ковре, должно быть прежде всего максимально надёжно, а ради этого порой приходится жертвовать сложностью. Как пожертвовала ей в личном финале Дина Аверина, не подозревая, что её главная соперница сделает ставку именно на это. И что ставка сыграет.

«Серебро — высокая награда. Гимнастику научились делать многие», — сказала двукратная олимпийская чемпионка Светлана Хоркина, комментируя очень обидное поражение Дины в личном финале Игр.

Возможно, спустя какое-то время с этим согласятся все те, кто в Токио упустил золото. Просто в момент поражения невероятно сложно смириться с тем, что победа ушла в другие руки. Мы ведь видели это на Олимпиадах много раз: в Сиднее, где впервые за много лет проиграл четырёхкратный олимпийский чемпион Александр Попов. Там же — в греко-римской борьбе, когда вторым остался трёхкратный победитель Игр Александр Карелин. Сама Хоркина, кстати, будучи в Сиднее абсолютным фаворитом многоборья, проиграла там куда обиднее, нежели Аверина в Токио — из-за дичайшей халатности организаторов, неправильно установивших снаряд для опорного прыжка. Потом был Алексей Немов — в Афинах.

Но ведь дело в том, что иностранные атлеты устроены точно так же. Вспомните реакцию американца Райана Мёрфи, дважды подряд проигравшего Евгению Рылову плавание на спине: на пресс-конференции атлет фактически открытым текстом обвинил россиянина в нечестности побед. Потом он, правда, отыграл ситуацию назад, заявив, что его неправильно поняли, но в США ещё несколько дней бесновались все, от простых болельщиков до членов парламента.

Почему — понятно: Рылов, одержав двойную победу, отнял у американцев то, что они на протяжении десятилетий считали своим. Начиная с 1996 года звёздно-полосатые пловцы ни разу не проигрывали спину на Олимпиадах. Примерно как Россия — художественную гимнастику. Возможно, как раз поэтому реакция двух стран на потерю «своего» золота получилась до мелочей идентичной.

Источник

Оцените статью