- Судейство и оценки
- Надеемся, что вы немного разобрались в теме. А что вам кажется страшнее: потерять или не выполнить равновесие?
- Один комментарий на «“Судейство и оценки”»
- Судейство в художественной гимнастике
- Реально ли отвоевать золото для Дины Авериной? И что думают судьи о скандале на Олимпиаде? Закрываем историю с художественной гимнастикой
- Говорят, что с потерей предмета золото не берут. Это не так: Дина Аверина теряла булаву на ЧМ-2019, но все равно выиграла многоборье
- Что говорит Международная федерация гимнастики
- Какие планы у России и Винер?
- Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота
Судейство и оценки
Бывает на соревнованиях такое, что гимнастка, которая потеряла предмет, но заняла место выше, чем та, которая не теряла. Зрители часто негодуют: «Почему так получилось?» «Как только судьи оценивают!?» Об этом мы сегодня и поговорим.
Оценка гимнастки зависит от сложности упражнения и чистоты исполнения. Чем больше в упражнении мастерства (элементов предмета) и бросков с риском потери, тем больше оценка. Элементов тела (прыжков, поворотов, равновесий) всего должно быть 7 у юниорок и 9 у мастеров спорта. Стоимость самого дорогого элемента (прыжок шагом прогнувшись с поворотом) 0,6 балла, а самого дорогого мастерства (высокий бросок и ловля без помощи рук и без зрительного контроля) — 0,4 балла.
Есть много критериев выставления оценки, например, артистизм, чистота исполнения, выполнение элементов и так далее. Для того, чтобы объективно оценить гимнастку, существуют 2 основные бригады судей.
Судьи бригады D (4 судьи) оценивают трудность упражнения, и судьи бригады E (6 судей) — исполнение и артистизм. Причём, почти у каждого судьи разная функция. Судьи D1 и D2 записывают содержание упражнения символами и оценивают техническую трудность, ценность танцевальных шагов и элементов тела. К тому же судья D1 является и судьёй-коордиатором. Он считает сбавки за выход гимнастки или предмета за площадку, не соответствующую музыку, костюм, предмет и так далее. Судьи D3 и D4 оценивают все упражнение независимо и затем вместе определяют частичную составляющую оценки D (одну общую оценку). Судьи E1 и Е2 записывают сбавки за артистизм и непопадание в музыку, а судьи Е3, Е4, Е5 и Е6 внимательно смотрят за техническими ошибками (ненатянутые руки и ноги, неправильная ловля, потеря предмета). Судьи бригады Е записывают сумму сбавок, которую потом вычитают из 10 и прибавляют к оценке бригады D. Максимальная оценка бригады Е -10 баллов.
Чтобы судьи поставили максимальный балл, гимнастке нужно соответствовать всем этим критериям: правильно бросать и ловить предмет, вытягивать носки и колени, держать прямыми руки (где это необходимо), попадать в музыку, иметь сложное упражнение и многое другое. Поэтому девочки, которые теряют предмет часто выигрывают за счёт артистизма и сложных элементов, которые у них получились.
Надеемся, что вы немного разобрались в теме. А что вам кажется страшнее: потерять или не выполнить равновесие?
Поделиться с друзьями
Один комментарий на «“Судейство и оценки”»
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). В групповых соревнованиях каждое из двух выступлений длится 2 с половиной минуты. Проводятся также командные соревнования, когда в зачёт идёт сумма выступлений нескольких гимнасток, порой даже одновременно в личных и групповых соревнованиях (причём разного возраста). Один из самых изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.
Источник
Судейство в художественной гимнастике
Художественная гимнастика изначально не считалась спортом – это направление ведет свою историю от балета, т.е. искусства, объективная и беспристрастная оценка которого невозможна. В сороковых годах прошлого века этот вид гимнастики стали считать спортом, но об особенностях судейства споры начались с первых же выступлений и ведутся до сих пор.
Выступления гимнасток всегда зрелищны и красивы. Но красота – субъективное понятие, поэтому оценивать выступления непросто. Неоднократно возникали громкие скандалы из-за пристрастности судей и их неравноценного отношения к гимнасткам, что приводило к несправедливым оценкам. В большом числе случаев судьи были дисквалифицированы. Скандалы постоянно сопутствуют чемпионатам по ХГ: особенности вида спорта не позволяют вывести четкие критерии для оценивания выступлений.
Система выставления оценок постоянно дорабатывается, однако остается субъективной. Периодически высказываются предложения по этой причине удалить художественную гимнастику из списка олимпийских видов спорта или изменить систему судейства, уменьшая влияние человеческого фактора. Популярна идея оценивать выступления по нескольким шкалам и выставлять двойные оценки, как в фигурном катании.
Система оценивания
Система оценок в ХГ менялась международной федерацией гимнастики несколько раз. Изначально оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Затем чередовались при оценке 20- и 30-балльные школы. В последние 3 года выступления оцениваются по 20-балльной шкале.
Правила меняются регулярно, это касается и состава судейских бригад, и методик оценивания. Ныне действующие критерии судейства были введены в действие в 2013г. Так что в 2013-2016 гг. оцениваются выступления двумя бригадами судей по нескольким параметрам:
- Первая бригада состоит из 4 человек, включая координатора. Они оценивают композицию выступления. Судья-координатор следит за формальной стороной: временем выполнения упражнений; количеством предметов, используемых в выступлении. Итоговая оценка представляет собой среднее арифметическое из оценок двух пар судей;
- Вторая группа судей состоит из четырех – шести человек. Половина судей оценивает музыкальное сопровождение, хореографию и артистические ошибки. Вторая группа (2 или 3 судьи) оценивают технические недочеты, в том числе работу с предметами и положения тела гимнастки при выполнении упражнений. Оцениваются сложность элементов выступления, комбинации танцевальных шагов, мастерство использования предмета и динамические движения. При финальном подсчете баллов учитывается средняя оценка двух бригад судей;
- Итоговая оценка складывается из оценки композиции (максимум 10 баллов) и оценки исполнения (максимум 10 баллов).
С каждым годом в рамках борьбы с субъективизмом программа выступлений все больше усложняется, все больше внимания уделяется технике исполнения. Гимнастки «старой школы» часто говорят, что современные выступления стали очень техничными и отточенными, однако «души» в них все меньше. В борьбе за баллы, а часто только за десятые и сотые части баллов спортсменки усложняют программу, уделяя повышенное внимание технике и танцевальным элементам.
Количество судей, кто входит в состав жюри, и прочие нюансы зависят от уровня соревнований. Требования к гимнасткам и система оценивания индивидуальных и групповых программ остаются неизменными.
Допинг
За всю историю существования ХГ гимнасток ни разу не уличали в использовании стимулирующих допинговых добавок. Это легко объясняется: в данном виде спорта необходимости в стимуляторах нет, гораздо важнее отточенное мастерство, гибкость, чувство ритма, координация движений, эффектная техника исполнения.
Из запрещенных Антидопинговым Агентством препаратов гимнастки используют диуретики. С помощью мочегонных средств спортсменки сбрасывают вес перед соревнованиями, «подсушивают» фигуру. Такая практика незаконна и может привести к дисквалификации спортсменки. Злоупотребление диуретиками также негативно влияет на сердце, сосуды, нервную систему, усвоение витаминов и минералов.
Источник
Реально ли отвоевать золото для Дины Авериной? И что думают судьи о скандале на Олимпиаде? Закрываем историю с художественной гимнастикой
В художественной гимнастике не утихает.
Ирина Винер – хранитель этого вида спорта в России – объявила войну Международной федерации (FIG). Причину вы знаете – печальные результаты сборной на Олимпиаде, где наши гимнастки проиграли и личный, и командный турнир. Впервые с 1996 года.
История сестер Авериных, которые побеждали до Токио-2020, но там внезапно уступили золото Линой Ашрам из Израиля – пожалуй, главная из отрицательных эмоций ушедшей Олимпиады. В ее осмыслении искренние слезы проигравших девочек (Дина осталась без золота, Арина – вообще без медалей) в сердцах многих российских болельщиков совпали с привычными и удобными комплексами вроде судейского беспредела, антироссийского заговора и насквозь политизированного спорта.
Но ярче всех эпитеты к случившемуся подбирала, конечно, сама Винер: диверсия против России, позор, судьи с прямым заданием остановить гегемонию наших гимнасток (правда, без уточнения – с заданием от кого именно), пощечина всем болельщикам.
Аргументов, почему российские гимнастки не могли проиграть в Токио, на самом деле всего три, и все с пометкой якобы:
1. Нельзя выигрывать золото с потерей предмета – Ашрам при выполнении элемента выронила ленту.
Выяснилось, что можно, но архивные примеры из 2019-го (Дина Аверина стала чемпионкой мира с упавшей булавой) и 2018-го (с упавшей лентой), никого не убедили – те потери были у кого надо потери.
Говорят, что с потерей предмета золото не берут. Это не так: Дина Аверина теряла булаву на ЧМ-2019, но все равно выиграла многоборье
2. Аверины никогда не проигрывали (на самом деле проигрывали), а Ашрам никогда не выигрывала у них раньше (на самом деле выигрывала).
Странный довод – словно не о спорте, который ценится за азарт и интригу. Есть ли смысл приезжать на Олимпиаду гимнасткам, если побеждать непременно должны те, кто делал это регулярнее всех?
3. После квалификации, которую Дина выиграла, у Линой резко выросла трудность, а это нереально за одну ночь.
Объяснение – пожалуй, единственное внятное и детальное от специалистов – судьи из Украины Лидии Виноградной, что художественная гимнастика – не фигурное катание, и здесь трудность тела/предмета может скакать от программы к программе, сразу назвали русофобией и заговором, даже не вникая в подробности. Удивительно, что от официальных российских специалистов (особенно от Винер) никакого экспертного разбора не было – только лозунги.
Зато в какой-то момент в публичное пространство откуда-то из вакуума ворвалась Алина Кабаева с запретом оценивать судейство в Токио-2020 лично бывшей гимнастке Ляйсан Утяшевой (которая лишь отметила заслугу Ашрам), а заодно и всем, кто не приносил России медали в личном многоборье.
Правда, представители Госдумы, Министерства иностранных дел и других важных ведомств этот запрет проигнорировали. Даже удивительно, что до сих пор не появился закон об ответственности за отрицание победы Авериных в Токио-2020.
Но вернемся к деталям.
Что говорит Международная федерация гимнастики
«Технический комитет FIG провел тщательный анализ всех оценочных компонентов на каждом этапе соревнований по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио. Вследствие этого мы можем подтвердить, что в судействе не было выявлено никаких отклонений или нарушений.
Таким образом, технический комитет подтверждает, что результаты Олимпиады-2020 в художественной гимнастике как в личном, так и в групповом видах являются справедливыми и беспристрастными. FIG установила строгие критерии для объективного отбора наиболее квалифицированных и непредвзятых судей для Олимпийских игр, и мы довольны их работой. FIG хочет четко заявить, что эти судьи пользуются нашей полной поддержкой, и их работа высоко оценена», – официальный ответ на все протесты и жалобы России от FIG.
Забавная деталь: ответ перед Винер и Россией держит другая россиянка Наталья Кузьмина – она глава технического комитета по художественной гимнастике в FIG и, по сути, руководит всеми судьями в Международной федерации.
О Кузьминой известно не так много подробностей, но все они любопытны:
• Кузьминой 67 лет, она долго работала тренером по художественной гимнастике вместе с Винер, а с 1985 по 1992 год была главным тренером сборной СССР.
Они – Кузьмина и Винер – действительно плотно работали и рулили советской гимнастикой. Например, одна из основательниц художественной гимнастики в СССР Эльвира Аверкович в беседе с Леонидом Вариченко вспоминала, как они вместе обустраивали судьбу одной из самых перспективных гимнасток 90-х Натальи Липковской:
«Мы тогда поехали на международный семинар в Финляндию: я, Кузьмина и Винер. Поначалу Винер Липковскую не очень привечала, ведь рядом были свои – Зарипова и Батыршина. А тут, мы все едем в поезде, и Кузьмина говорит Ире: а ты взяла бы себе Липковскую? Винер задумалась и говорит – взяла бы. И вот тогда мы втроем начали действовать, чтобы Липковскую не потерять».
• В чиновниках Кузьмина с 1994 года – сначала она вошла в аппарат Европейского гимнастического союза, а затем получила должность и в Международной федерации. Техком по художественной гимнастике она возглавила в 2013-м после изгнания оттуда польской судьи Марии Шишковской – ее сняли с должности и лишили членства в FIG за выявленные нарушения.
• В 2013-м Кузьмину, уже руководившую техкомом, отстранили от должности из-за подозрений в мошенничестве. Руководство FIG заподозрило почти 60 арбитров в махинациях при аттестации, а управление этим процессом, по их мнению, осуществлялось из техкома по художественной гимнастике. Реабилитация случилась только спустя полтора года, а в 2016-м Кузьмину вновь избрали на пост президента.
• Сейчас основное место работы Кузьминой – Всероссийская федерация художественной гимнастики (ВФХГ), где она стоит на ставке специалиста сборной команды с 2002 года. Получается, что президент федерации Винер – ее непосредственный начальник.
Логично, что работодатель Винер требует от Кузьминой особого отношения к российским гимнасткам.
«Несмотря на то, что у нас президент русская, надо как-то с этим разбираться. Лучше бы была нерусская, было бы не так обидно. Когда была итальянка, полька, у нас такого бардака не было. Наша Наталья Кузьмина должна была отреагировать. Сказать – нет, господа судьи, так не может быть, и мы не имеем права столько ждать. Видимо, она побоялась, что она русская, и если поможет России, то это негативно отразится на выборах. Просто этот человек сейчас готовится к выборам, и от России ей было нужно только одно — выставить кандидатуру на выборах, что мы и сделали.
А после этого, наверное, нужно было показать, что она такой человек, который для России ничего делать не может, не хочет и не должен. Даже если Россия не нуждается в этом, а просто хочет справедливости. Я могу расценить ее действия только с такой стороны. Она просто выставила себя человеком, который не зависит ни от кого», – заявление Винер, из которого понятно только ее желание видеть во главе техкома человека, который был бы от кого-то зависим.
Какие планы у России и Винер?
Шансов отобрать золото у Ашрам, передать его Авериным и вообще добиться пересмотра олимпийских итогов в художественной гимнастике практически нет.
Это понимает и Винер, но все равно планирует идти до конца – в спорте это Арбитражный суд (CAS). Но ближайший этап – рассмотрение протеста на исполкоме Международной федерации.
«К сожалению, ничего не поменяешь и медали не вернешь. Наш протест нужен, чтобы подобного больше не было и не входило в привычку. Ради достоинства и чести. Мы будем действовать на всех уровнях по процедуре, как положено. И, если это нужно будет, дойдем и до CAS», – сейчас Винер возмущена отказом FIG предоставить детальные судейские протоколы из Токио-2020. Но первый вице-президент FIG от России Василий Титов уже объяснил, что это внутренние документы, которые не поддаются огласке.
Что касается CAS, то единственная надежда России – доказать коррупцию или предвзятость арбитров, судивших художественную гимнастику в Токио. О судейском заговоре удобно и легко трубить на российских телеканалах, но собрать реальные доказательства, которые принял бы CAS – совершенно иной уровень аргументации.
Здесь не помогут показания Алины Кабаевой, Тины Канделаки или Марии Захаровой, не сработает ни истерика, ни патетика и даже доскональный анализ судейских оценок в Токио-2020, который, по словам Винер, готовит российская сторона, не станет уликой. Нужны конкретные факты – как, например, случилось на зимних Играх-2002 в фигурном катании, когда француженка Мари-Рен Ле Гунь призналась, что поставила русскую пару на первое место под давлением своего босса из национальной федерации. Тогда результаты турнира пересмотрели, а канадской паре сразу вручили второй комплект медалей.
Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота
Пожалуй, это единственный, но максимально призрачный шанс для Винер – найти в бригаде судью, которая объявила бы, что в тот злосчастный день в Токио-2020 не все было чисто.
Sports.ru пытался связаться с каждой из судей, работавших на финале личного первенства по художественной гимнастике, в том числе и с Натальей Кузьминой, которая руководила высшим жюри. Просили простых комментариев о случившемся – правда, уже после того, как некоторые арбитры закрыли личные страницы в социальных сетях из-за бесконечных оскорблений и угроз.
Ответить согласилась только арбитр из Узбекистана Талия Абдураманова – одна из четырех судей, отвечавших за оценку ошибок в технике исполнения (да-да, это они выставляли снижения в том числе и за потерю предметов):
«Я, наверное, вам мало чем смогу помочь. Я была просто судьей в своей бригаде, оценивающей технику исполнения. И я российских девочек не обидела в судействе. А вот всего, что происходило в главном судейском корпусе, не знаю. Честно говоря, передо мной до сих пор стоит вопрос, как так получилось и почему.
Я тоже получила очень много неприятных и оскорбительных посланий после Олимпиады. Мне было очень обидно, я еще раз хочу сказать, что Дину и Арину в качестве судьи я оценила как лучших гимнасток Олимпиады. Это все, что могу вам сказать. Думаю, никто из бригады не захочет давать какую-либо информацию, так как все получали угрозы и разные негативные послания после Олимпиады».
Из всех судей, не закрывших соцсети, публично реагировала на олимпийские результаты норвежка Мари Мольтубакк. 9 августа – на следующий день после закрытия Игр-2020 – она выложила вот такой пост:
Источник