Художественная гимнастика. Советы родителям
Как много приходится тренироваться ребенку, какие расходы предстоят родителям, едят ли гимнастки булки, вы узнаете из нашей статьи.
В качестве спорта для дочек многие родители выбирают художественную гимнастику. И неудивительно. Изящество, красота, яркие образы — как не захотеть, чтобы девочка была так же хороша, как наши прославленные гимнастки? Но немногие представляют себе, какова изнанка этой красоты.
Как много приходится тренироваться ребенку, какие расходы предстоят родителям, едят ли гимнастки булки, вы узнаете из нашей статьи.
О буднях семьи юной гимнастки Екатерины Сениной мы поговорили с её мамой Еленой.
Елена, как Катя попала именно в гимнастику?
В детский сад вместе с Катей ходил мальчик, мама у которого была тренером по художественной гимнастике. Она и предложила нам попробовать отдать дочку в этот вид спорта. Кате понравилось. Так и стали заниматься.
А сколько лет Катя «в гимнастике»?
С пяти лет, сейчас ей тринадцать. Значит, уже восемь лет. Кате присвоен первый взрослый разряд, а с этого года она выполняет программу по КМС.
Как много приходится заниматься, чтобы добиться таких впечатляющих результатов?
Приходится потрудиться. Тренировки пять раз в неделю, по четыре часа. И это не только гимнастика, но и занятия хореографией трижды в неделю.
Кто помогает поддерживать такой непростой график?
Как только Катя стала выступать на соревнованиях, а это произошло, когда ей было всего шесть лет, пришлось вызывать на помощь бабушку, чтоб присматривала за младшим ребёнком.
Родителей, которые только думают о том, не отдать ли дочек заниматься художественной гимнастикой, интересует, в какие траты вытекает увлечение ребёнка.
Сначала мы занимались в спортшколе, там занятия были бесплатными, но костюмы, сборы и выезды на соревнования оплачивали сами родители. Два года назад мы перевели Катю в спортивный клуб около дома. Здесь занятия платные и весьма недешёвые. Только за них платим по 11 000 рублей в месяц. Плюс по-прежнему сами оплачиваем костюмы, гимнастические предметы, выезды на соревнования и сборы. Получается приличная сумма. Так что нужно хорошо подумать и быть готовыми к тратам.
С какими трудностями приходится сталкиваться девочкам на занятиях? Многие ли не выдерживают и уходят?
Художественная гимнастика очень красивый, но сложный вид спорта. Самое нелюбимое – это, наверное, растяжка. Малыши просто рыдают на ней, хотя и старшим тоже нелегко.
В младшем возрасте на гимнастику приводят огромное количество девочек. Но с каждым годом много их и уходит. Кто-то из детей не выдерживает растяжку, увеличивающиеся нагрузки. Или родители не выдерживают этого ритма: школа, тренировка — и всё, свободного времени почти нет.
Либо денежный вопро: купальники дорогие, сборы и выезды на соревнования тоже оплачиваются из карманов родителей.
В итоге к возрасту КМС и МС остаются единицы. Особенно, если сравнить с тем, сколько малышек приходит на гимнастику поначалу.
А было за эти годы что-то забавное, весёлое, о чём вы вспоминаете?
В спортшколе Катя начинала свою карьеру гимнастки в составе команды. Мы часто выезжали на соревнования в другие города. Дети тогда были маленькими, с ними в качестве помощников обязательно ездили две мамы. И вот, когда приходилось идти с девочками в магазин, мы брали с собой скакалку, девчонки держались за скакалку, и вереницей мы ходили по магазину, чтобы никого не потерять. Вспоминаем об этом со смехом.
Будьте готовы
О чём ещё родители юных спортсменок предупреждают тех, кто только присматривается к художественной гимнастике, что, как им кажется, необходимо знать, прежде чем принять решение? Тренеры и родители гимнасток предупреждают:
Ничего, кроме дела
Если занятия у малышей проходят 2 — 3 раза в неделю, то чем старше девочки, тем больше приходится заниматься. А это тяжело даётся всем членам семьи.
Дорогое удовольствие
Гимнастические предметы весьма недёшевы. Так, в Екатеринбурге ленты и булавы стоят от 1000 до 5000 рублей, полупальцы (получешки, полутапочки) — 650 — 2500 руб. (а их приходится менять примерно раз в месяц-два, в зависимости от частоты и продолжительности занятий). Цены на купальники для выступлений и вовсе устрашающие: от 3500 рублей до моделей ценой 30 000 рублей и дороже.
А ведь нужны ещё скакалки, обручи, мячи, чехлы для всех предметов, форма для занятий, специальная косметика, которая не навредит детской коже и т. д.
Кроме того, часто родителям приходится оплачивать дополнительные занятия растяжкой или хореографией, чтобы дочка могла добиться серьезных успехов.
Утешает то, что чаще всего серьёзные траты начинаются не сразу. Опытные родители знают и способы сэкономить: можно покупать гимнастические предметы, бывшие в употреблении, купальники шить на заказ (это дешевле), а украшать самим и т.д.
Стройность превыше всего
Гимнастки тоненькие и грациозные, почти невесомые создания. В том числе и потому, что тренеры запрещают их раскармливать (что, конечно, огорчает многих мам и бабушек), а взвешивают часто, так что «праздник живота» утаить не получится.
Дисциплина и организация
Привычка к тяжёлому труду делает девочек очень организованными и дисциплинированными. Многие родители гимнасток отмечают, что их дочки, несмотря на большую загруженность, прекрасно учатся в общеобразовательных школах. Кроме того, гимнастки обычно очень ответственные, умеют работать в команде, а не только индивидуально. А ещё они рано становятся самостоятельными.
Большой отсев
Из художественной гимнастики уходят чаще, чем из других видов спорта. Причины у всех разные, но результат один: до уровня серьёзных достижений доходят единицы. Хотя, если девочка прозанималась года два-три, это прекрасная база для занятий другими видами спорта или танцами.
Ещё несколько советов родителям:
* Если вы хотите отдать девочку заниматься художественной гимнастикой, ищите тренера, который не будет ломать детскую психику и развивать в подопечных комплекс неполноценности.
* Поддерживайте юных гимнасток, помогайте им не терять веру в себя, не позволяйте тренерам оскорблять детей (к сожалению, этим грешат многие из них). Доверяйте дочкам, и если те постоянно жалуются на тренера, подумайте о переходе к другому специалисту. Крик и жестокое обращение могут серьёзно испортить детям жизнь.
* Не ждите, что у девочки обязательно будет прекрасная фигура, если генетически это не заложено, то гимнастика не поможет. Хорошую осанку и умение красиво двигаться выработать можно, но изменить заложенное природой — нет.
* Учите девочек достойно проигрывать, не считать проигрыш концом света, уважать соперниц.
* Будьте готовы много трудиться сами, гимнастика войдёт в жизнь семьи и станет диктовать свои условия, а вам придётся подстраиваться.
* Внимательно следите за здоровьем детей и при малейших тревожных сигналах обращайтесь к врачам, чтобы не допустить развития серьёзных последствий.
Тем не менее, несмотря на трудности, многие родители юных гимнасток довольны тем, что выбрали для дочерей именно этот вид спорта, и в один голос говорят: лучше попробовать и уйти, если «не пойдёт», чем не попробовать и потом жалеть.
|
|
|
ную работу ног и активное маховое движение рукой. Ловля осуществляется с ярко обозначенной фазой амортизации, выражающейся в полуприседе и проводке рукой по направлению падения мяча.
|
На занятиях художественной гимнастикой используются резиновые мячи диаметром 15—18 см, атакже 20 см.
Упражнениясо скакалкойспособствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка — мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Возможно применение веревочной скакалки, что позволяет выполнять броски, различного рода переводы. Необходимый размер скакалки определяется следующим образом: в стойке ноги врозь скакалка натягивается до подмышечных впадин (рис. 174). Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее. Вращение скакалки осуществляется кистями рук при относительно жест-коп фиксации в локтевых суставах. Для снижения
В2
скорости вращения скакалки при прыжках с промежуточным подскоком, при выполнении прыжков через сложенную вдвое, втрое скакалку радиус вращения увеличивается за счет включения в ра-
боту плечевых суставов.
|
Упражнения с обручемши
роко используются на занятиях
гимнастикой. Применяются
пластмассовые или деревянные обручи диаметром 80—90 см, толщиной 0,8—1,2 см. При занятиях с детьми могут быть использованы обручи меньшего размера.
Благодаря большому разнообразию движений с этим пред-
|
|
метом возможно целенаправленно развивать физические качества, воспитывать точность двигательных действий, подвижность влучеза-пястных, плечевых суставах. Одним из важных технических приемов владения обручем является правильный хват. Маховые движения, вращения обруча, как скакалки, выполняются в жестком хвате (рис. 175). Свободный хват применяется при различного рода вращениях обруча на руке (рис. 176). Обе формы хвата технически связаны.
Упражнения с лентой доступны различным контингентам занимающихся. Лента — традиционный предмет художественной гимнастики. Длина ленты — 5 м, длина палочки — 50—60 см, ширина ленты — 2,5 см. Для начинающих рекомендуется 3-метровая лента. С целью сохранения колебательного движения по всей ленте предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя ленты у места прикрепления палочки и подкрахмаливания. Ленту прикрепляют к палочке (бамбуковой) с помощью шнура и металличе-
ских колец (рис. 177). Лента как предмет отличается малой автономностью. Усложнение упражнений с лентой происходит главным образом за счет движений самой исполнительницы. При выполнении движений с лентой важное значение имеет правильный хват. Палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами, конец ее слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Указательный палец располагается вдоль палочки. Непрерывными колебательными или круговыми движениями руки выполняются большие, средние, малые единичные махи, круги, а также многократные малые махи и круги в форме змеек (рис. 178) и спиралей (рис. 179).
Упражнения с булавами* лишь недавно стали культивироваться в художественной гимнастике. Они пришли на смену упражнениям с вымпелами. Особенностью упражнений с булавами является необходимость одновременно манипулировать двумя предметами. Фактура предмета позволяет выполнять различные по форме движения. Наиболее характерными являются махи и круги (большие, средние, малые), мельницы, которые представляют собой последовательные малые круги, выполняемые в различных плоскостях. Возможно выполнение различного рода бросков, жонглирование. Реже применяются каты булавами по полу, рукам, телу.
Помимо стандартных предметов, утвержденных Международной федерацией гимнастики, в массовой художественной гимнастике применяются нестандартные: шарф**, гимнастическая палка, флажки и др. При проведении занятий с женщинами особой популярностью пользуется шарф, который подчеркивает слитность, мягкость движений без предмета, в то же время придает им динамичность. Для упражнений с шарфом характерны махи, круги и броски. Различные способы удержания шарфа разнообразят и усложняют работу с ним. Наиболее характерными являются хваты за узкий край двумя руками, за широкий край двумя руками, одной рукой за угол, за собранный узкий край.
Обучение упражнениям с предметами. Освоение упражнений с предметами начинается с обучения элементам «школы». Простейшие из них — это хваты, переводы, махи, передачи. Затем приступают к освоению вращений (обручем, скакалкой, булавами) в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях.
Более сложными базовыми навыками владения предметами являются броски и ловля. Освоение этих элементов следует начинать с освоения навыка ловли, которая встречается как при выраженных бросковых движениях, так и при катах, передачах и т. п. Осваивать навык ловли в жесткий хват рекомендуется с применением дополнительных предметов, в частности теннисного мяча после отбива о пол, стенку, броска преподавателем, партнером. Постепенно задания усложняются — осваивается ловля во вращении, за спиной, за головой и др.
* Булава — бутылкообразное тело, изготовленное из дерева. ** Шарф изготавливается из любой легкой ткани. Его длина 2 м, ширина 0,75—1 м.
(гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях- а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успешного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигательных заданий.
3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (приподнятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля ■— процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.
4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений связано с определенным риском. В связи с этим ученик может проявить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполнения движения. Такая защитная реакция может быть связана с недостаточной готовностью ученика к освоению движения (технической, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.
Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуациях может затормозить формирование двигательного навыка, привести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.
5. Для успешного разучивания гимнастического упражнения
важно определить соответствие возможностей ученика и сложности
движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упраж
нения определить трудно. Поэтому на практике, для того чтобы
определить, можно ли обучать упражнению, выполняется специаль
ная детальная оценка (изучение) потенциальных возможностей
ученика и технических особенностей упражнения. Определение
соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкрет
ного случая обучения новому упражнению.
Источник