Художественная гимнастика для детей хореография гимнастика для детей

Основные элементы классического танца в художественной гимнастике

Юлия Огнева
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике

Муниципальное образовательное учреждение Детско — юношеская спортивная школа № 2

Основные элементы классического танца в художественной гимнастике для групп начальной подготовки свыше 1 года и учебно- тренировочных групп 1-2 года обучения

Методические рекомендации Для тренеров-преподавателей По хореографии разработанные тренером-преподавателем по хореографии Огневой Ю. А.

Петропавловск-Камчатский городской округ 2010 г.

Неотъемлимой частью художественной гимнастики являются уроки хореографии. На этих занятиях девочки осваивают азы танцевальной культуры, знакомятся с некоторыми элементами танцев. У занимающихся воспитывается понимание красоты линий в движениях, их эмоциональная выразительность. Занятия хореографией способствуют развитию творческих способностей детей. В результате этих занятий формируется правильная осанка, развивается гибкость, легкость, изящность и непринужденность движений. Таким образом, одной из основных задач специализированной подготовки гимнасток 1 и 2 этапов (младшие разряды) является основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике не должна ограничиваться изучением движений классического танца, хотя именно ему следует уделить особое внимание как основе основ всего искусства хореографии в целом. Одновременно изучаются движения и танцевальные комбинации народно- сценического, характерного, историко-бытового, бального танцев, танца модерн. Каждый из них по-своему влияет на формирование фундамента знаний гимнасток, что в дальнейшем, в старшем возрасте (на 3 этапе, позволит им творчески подходить к исполнению произвольной программы. Так же, каждый из этих стилей позволяет ввести в работу группы мышц, не затронутые в классическом экзерсисе.

Читайте также:  Славянская гимнастика свод здравы хорса мешалкин владислав

Гимнастки 9-12 лет, занимающиеся на 2 этапе специализированной подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению, освоению новых, в том числе сложных движений. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система, что позволяет усваивать большее количество информации. Основнымизадачами уроков по хореографии на данном этапе является: постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие выворотности и силы ног; освоение более сложной координации движений, ознакомление с терминологией классического танца.

Структура классического урока.

Классическийурок состоит из нескольких разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro (прыжковая часть урока). В классический урок на 2 этапе подготовки включены лишь самые основные движения экзерсиса.

Экзерсис — комплекс движений, вырабатывающий силу ног, выворотность, эластичность мышц, устойчивость.Исполняется в определенной последовательности:

1. Demi grand -plie;

2. Battement tendu;

3. Battement tendu jete;

4. Rond de jambe par terre;

7. Battement releves lents;

8. Grand battement jete;

у станка и на середине зала.На середине зала движения экзерсиса могут исполняться в ракурсах: en face, epaulment croise, epaulment efface. En face — гимнастка стоит лицом к основному направлению (точка 1 зала, рис. 1) в I, III, V позиции ног, руки, как правило, находятся в подготовительном положении, 1, 2 или 3 позиции. Epaulment croise от франц. epaule — плечо. Положение тела при котором правое или левое плечо выдвинуто вперед. В основе, как правило, имеет V позицию ног и является исходным пунктом для выполнения различных поз и движений. Croise (с франц. – скрещенный) — закрытое по отношению к точке 1 положение. Epaulment croise с прав,ноги: корпус направлен в точку 8 (рис. 1, поворот головы в точку 2 (рис. 1, лев. рука в 3 позиции, правая — во 2-й (большая поза epaulment croise, то же, но лев. рука в 1 позиции, прав. р. во 2-й, как бы заниженной (малая поза). Развернув данную позу в точку 2 (рис. 1) и не забыв сменить поворот головы на точку 8 (рис. 1, вы получите позу epaulment efface.

Plie (франц.) — сгибать, складывать. Упр. развивает эластичность, силу мышц ног, подготавливает к исполнению прыжков, поворотов. Динамика исполнения plie может быть различной в зависимости от поставленных целей. Во время исполнения следует следить за постановкой корпуса. На данном этапе исполняется по I, II, V позициям ног. Demi -plie исполняется без отрыва пяток от пола, grand -plie — с отрывом, за исключением plie по II позиции.

И. п. : en face, I позиция ног. Муз. размер 4/4,3Л.

Preparation. Руки открываются во 2 позицию (кладутся на станок).

1 такт. Колени постепенно сгибаются по направлению стоп, корпус подтянут, ягодичные мышцы собраны, плечи опущены.

2 такт. Ноги вытягиваются, вернуться в и. п. Grand plie исполняется на 4 такта.

Battement tendu simple.

Battement составляют значительную группу движений экзерсиса классического танца.Их можно разделить на 3 группы по форме исполнения:

> Battement sur le cou-de-pied (на щиколотке);

> Battement developpes (развертывать).

Battement tendu simple относится к 1-ой группе.

Battement (франц.) — биение, пульсирование, tendu (франц.) — натянутый от tender (тянуть, натягивать, simple (простой). Упражнение развивает силу и натянутость ног, устойчивость. Исполняется по I, III, V позициям ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. .

Battement tendu jete.

Battement tendu jete (от jeter — бросать, кидать, метать). Развивает силу и легкость ног. Высота броска р. н. колеблется от 15* (положения над полом) до 45* в зависимости от поставленных целей. Исполняется по I, III, V позициям, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 2/4.

Rond de jambe par terre.

Rond de jambe par terre — вращательное движение р. н. по полу (par terre — на земле) в направлениях en dehors и en dedans, сопряжено с вытягиванием р. н. Упражнение развивает выворотность в тазобедренном суставе. Муз. размер 4/4. Исполняется из I позиции ног.

Следует следить за выворотным положением обеих ног, особенно во 2 позиции.

Battement fondu (от франц. /fondre — таять) относится ко 2 группе battements — sur le cou-de-pied. Сложнокоординационное движение, развивает силу и эластичность мышц ног, коленные и голеностопные связки, икроножные мышцы, ахиллово сухожилие, выворотность. Разучивается упражнение «носком в пол», в дальнейшем исполняется на 45* и выше (grand battement fondu).

Исполняется из V позиции ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4, позднее 2/4.

Battement releves lents.

Battement releves lents (франц. releves — подъем, lents — медленно). Развивает силу ног, устойчивость, шаг. Исполняется на 45*, 90* и выше. Исполняется из I, III, V позиций ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4,3)4.

Упражнение исполняется медленно и слитно, перед возвращением р. н. в положение pointe целесообразно сделать небольшое balance, что способствует развитию силы ног.

Grand battement jete.

Grand battement jete (франц. grand — большой) — бросок p. н. на 90* и выше. Развивает силу и легкость ног, шаг. Исполняется из I, III, V позиций ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз размер 2/4, позже

Все движения экзерсиса выполняются изолированно, либо в комбинациях. Отдельную часть экзерсиса составляют port de bras.

Port de bras (франц. — нести руки) — правильное прохождение рук через основные позиции в сочетании с поворотами и наклонами головы и движениями корпуса. При исполнении port de bras развиваются танцевальность, музыкальность, пластическая выразительность, красота линий рук, их мягкость, а так же гибкость, координация, подвижность корпуса. Всего существует шесть portde bras.Главным требованием к их исполнению являются: плавность, слитность, выразительность.

На 2-м этапе подготовки гимнасток целесообразно ограничится первыми тремя видами port de bras.

Temps lie. В качестве adagio на середине зала можно использовать различные виды temps lie. От франц. lier — связывать, соединять. Комплекс связанных между собой движений. На втором этапе подготовки лучше использовать вариант с degage (через demi-plie) по IV позиции вперед и назад и по II позиции в сторону.

Temps lie вперед. Муз. размер 4/4. И. п. epaulment croise (прав. н. впереди).

Preparation. 3-и,4-и: руки из подготовительного положения arrondie переходят в положение allongee .

1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки возвращаются в подготовительное положение arrondie;

3-и,4-и: пр. н. выводится приемом battement tendu вперед, руки переводятся в 1-ю позицию, взгляд в кисть прав, руки;

2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз., выход в позу 3 arabesque;

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;

3 такт. 1-и.2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. приходит в 1-ю позицию, прав. р. остается во 2-ой, обе руки arrondie;

3-и,4-и: прав. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;

4 такт.1-йи 2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за лев. р. ;

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию вперед, довернуться в позу epaulment croise.

Вся комбинация повторяется с левой ноги.

Temps lie назад. Следует сразу без preparation.

1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки в подготовительном положении arrondie ;

3-и,4-и: лев. н. выводится приемом battement tendu назад, лев. р. приходит в 1- ю позицию allongee, прав. р. — во 2-ю позицию allongee, поза 3 arabesque на demi — plie;

2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз. назад, выход в позу epaulment croise ;

3-и,4-и: прав. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;

3 такт. 1-и,2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. остается в 1-ой позиции, прав. р. — во 2-ой, обе руки arrondie;

3-и,4-и: лев. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;

4 такт. 1-и,2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за прав, р.

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию назад, довернуться в позу epaulment croise.

Вся комбинация повторяется с другой ноги.

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Ритмическая гимнастика для девочек Видео При выявлении более эффективных подходов к формированию и обогащению двигательного опыта детей я поставила следующие задачи: — повысить.

Источник

Гимнастика или хореография.

Сама занималась и тем, и другим. Начала одновременно с 6 лет. Гимнастикой прозанималась 4 года, хореографией 11 лет. Сама «болела» гимнастикой, но природных данных было маловато. Гимнастика была сложнее — занятия были 6 раз в неделю по 3 часа. Предметы (обруч, лента и т.д.) добавлялись постепенно. Соревнования и выступления нечасто. Короче, много однотонности. Чтобы не надоело, нужно очень сильно полюбить это дело. Плюсы в спортивной нагрузке — мы и кроссы бегали, и отжимались, и в длину/высоту прыгали. В школе на физре я была первой во всем, хоть и самого маленького роста.

Про хореографию. Занятия были 2 раза в неделю по 2 и 3 часа (1 раз в неделю ходила в ущерб гимнастике, второй попадал, когда ее не было). Сначала растяжка у станка, а потом постановка и репитиция танцев. Даже у самых юных участников были номера — групповые, и если повезет сольные. Выступления гораздо чаще. А ведь есть еще и костюмы! Это вообще отдельная тема! Свои танцевальные годы вспоминаю с огромной нежностью — где мы только не были. Но тут очень важно «не промахнуться» с преподавателем и самой группой. У нас например, было разноообразие — преподаватель ставила и классические номера на пуантах, и бальные, и русские народные, и прототип сегодняшних Тодесов. Было очень весело и интересно.
Не могу не написать про минусы. Травм серьезных вроде бы не было, но сейчас есть и со спиной проблемы и с ногами (сводит периодически мыщцы). Так что все хорошо в меру.

Источник

Балет, гимнастика или танцы: в какую секцию отдать ребёнка

Почти все родители хотят, чтобы их дети занимались физической активностью, чтобы поддерживать здоровье и развивать тело. Многие отдают предпочтения «красивым» активностям. Наш блогер Полина Ильина рассказывает, чем отличаются занятия балетом, гимнастикой и бальными танцами.

Большинство родителей выбирают балет, гимнастику или танцы в формате «для себя», без дальнейших карьерных целей. При этом у современных родителей повысился спрос на качество обучения и достигнутых результатов. Амбиции родителей прямо пропорционально растут с финансовыми и временными вложениями. Разберём отличительные особенности каждого направления.

Балет

Нравится ли ребёнку классическая музыка? Включите несколько мелодий, если они вызовут у ребёнка не скуку, а интерес — то засчитываете первый плюс к выбору этого направления. Какой характер у ребёнка? Если спокойный и не сильно шебутной, то балет тоже верное решение.

Отдельно стоит отметить и фигуру. Безусловно, любая частная балетная школа не откажет ребёнку с крупной фигурой, ведь вы заплатите за обучение. Но на концертах педагог не поставит такого ребёнка в солисты. Лицо любой, даже частной школы, — всегда дети с фигурой, максимально приближенной к балетному «формату».

Занятия балетом развивают выворотность (способность развернуть ноги в положение наружу). Она нужна абсолютно в любом танцевальном направлении. Почти в каждой балетной школе есть курс актерского мастерства. Ребёнок научится выражать эмоции в танце, играть разные сценические роли. Безусловно, это поднимет самооценку, пригодится в школе и карьере.

На что обратить внимание при выборе школы?

Первое — на педагога. Какая бы школа расхваленная не была, если педагог далёк от профессионализма — бегите сразу. Вы имеете право узнать при выборе школы, какое образование у педагога, был ли он действующим артистом балета, танцевал ли в театре.

На пробном уроке обратите внимание на фигуру педагога. Даже не являясь действующей балериной, девушек можно всегда отличить по статной осанке, красивому изгибу стоп (подъём бугорком), жилистым рукам. Педагог — это пример для учеников.

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

Второе — концертная деятельность. По телефону и на сайте часто любят приукрасить: «Наши дети призёры и участники…» Проверяйте социальные сети школ. Спросите у менеджера, в каких последних концертах, конкурсах и мероприятиях выступали дети, помимо стандартного концерта-отчётника в школе. Балетное искусство без сцены не существует.

Как оценить результаты ребёнка?

Как правило, 80% учеников частных балетных школ выступают в своей группе. Если не хотите массовки или вам кажется, что ваша группа не дотягивает до того уровня, который хотите видеть, то необходимы индивидуальные уроки. На них вы сможете подготовить сольные выступления для конкурсов и фестивалей. Один частный урок в неделю в совокупности с групповыми занятиями два-три раза в неделю могут привести к неплохим результатам при должном старании. Такой подход не мешает успешно учиться в школе и всё успевать.

Какие перспективы?

Часто, отдавая в балет, родители представляют, как ребёнок практически с порога танцует в пачке и на пуантах. Пачка, может быть, и да, её одевают сейчас даже на детей трёх лет, а вот на пуанты ребёнок не встанет раньше девяти лет. До этого возраста это крайне не рекомендовано не только специалистами в танцевальной сфере, но и в медицине — опасно и вредно.

«Переквалифицироваться» в танцора других стилей не так сложно, имея классическую базу. Но вот коллективов по балету «для себя» старше 14 лет практически не встретить.

Гимнастика

Гимнастика больше подойдёт для самоуверенного, немного упрямого, настойчивого и бойкого ребёнка, которого не сломает прикрикивание тренера и большая физическая нагрузка. Растяжка, техника, точность, контроль каждого движения тела — это огромная психологическая работа над собой, невероятное терпение. Подумайте, готов ли к ней ребёнок?

Есть дети, которые с раннего детства любят проявлять гимнастические способности: стоят на голове, ноги задирают куда повыше и так далее. Им просто напросто это нравится.

«При отборе оценивают телосложение родителей». Тренер по художественной гимнастике — о большом спорте и шпагате в четыре года

Фигура опять же, хрупкая. Тут ещё строже, чем в балете. Если вас интересует более серьёзный подход, чем тренировки в спортзале и сдача нормативов, то придётся отказаться от мучного и сладкого. За лишний вес на соревнованиях детям занижают баллы.

С хорошей фигурой и гибкостью от природы можно поступить на бюджет в государственные спортивные школы. Если же не возьмут — всегда можно пойти в частный клуб.

На что обратить внимание при выборе спортивного клуба?

Тренер должен быть как минимум КМС, а по-хорошему МС. Запрашивайте, к какому тренеру попадёт ребёнок, и сразу же смотрите, каких результатов достигали воспитанники. Их разряды являются показателем. Если у тренера дети не выезжают на соревнования и не идут на выполнения разрядов — есть повод уточнить, в чём причина.

Как оценить результаты ребёнка?

Отличительная особенность гимнастики — сольное направление. В этом есть плюсы: ребёнок и тренер несут ответственность за результат на соревнованиях. Вы будете всегда оценивать результаты по баллам и присваиванию нормативов. Получать разряды можно с шести лет.

Чтобы прийти к этому, вы должны быть готовы. В гимнастике самые длительные тренировки по времени. Если у вас некому отвозить и забирать ребёнка, ждать его эти часы, то это станет не просто просто проблемой, а решающим критерием.

Ребёнок будет заниматься в большой группе, спортзал один — детей занимается много. Ребёнок должен быть готов к самостоятельной работе, один тренер не всегда успевает смотреть за теми, кто любит похалтурить.

Соревнования должны стать неотъемлемой частью выходных. Это важная мотивация для ребёнка

Маленьким детям трудно объяснить, почему они должны терпеть боль при растяжке, повторять элементы по 1000 раз. Соревнования на первом этапе для них, как «глоток воздуха».

Какие перспективы?

Если вы не соберётесь в большой спорт, то выступления закончатся в подростковом возрасте. Даже у профессиональных спортсменов карьера уже после лет 22 заканчивается. Потом можно либо перейти в танцы, либо забросить, так как занятия художественной гимнастикой «для себя» после 14 лет, можно сказать, не существуют.

Спортивно-бальные и эстрадные танцы

Ребёнок обожает зажигательные ритмы, танцует, повторяя движения перед телевизором, никогда не может усидеть на месте. Гиперактивность зашкаливает. Характер бойкий, максимально открытый и эмоциональный. Попробуйте включить «ча-ча-ча», если понравится — дело уже в шляпе.

На фигуру нет акцента. Даже если ребёнок не обладает «тонкой костью», это никак не отразится на успехах в танцевальной сфере. Запросы на внешний вид здесь не завышенные.

«Никто не понимал, как больно падать на лёд на уже набитые синяки»

Спортивно-бальные танцы — своя отдельная «тусовка», со своими особенностями. Многое из этого на слуху: «сложно найти партнера», «нужно много денег». Отрицать это смысла нет. Партнеров действительно не так много, если повезёт его «заполучить», то стоит сразу налаживать контакт, познакомится с родителями, обсудить общие цели на будущее.

В спортивно-бальных танцах присваиваются разряды. Дети получают «классы» и с помощью баллов повышают уровень. Можете сразу забыть про выходные — будете пропадать на соревнованиях.

На что обратить внимание при выборе школы?

Главное — тренер и общая репутация клуба. Познакомьтесь на пробном уроке, посмотрите, какие пары у него тренируются, его подход, есть ли воспитанники с «нуля», которые дошли до высокого уровня.

Как оценить результаты ребёнка?

Оценивается пара, поэтому важны взаимоотношения родителей. Цель — расти, много тренироваться, забирать призовые места и получать высокие баллы. Добиться успеха и дойти до среднего уровня вполне возможно. Даже если «карьера» остановится не на КМС, а на «А» или «В» классе, это вполне неплохо для занятий «для себя».

Какие перспективы дальше?

Научившись танцевать, ребёнок сможет это применять в жизни. Бальники могут найти себя хоть в постановке свадебного танца, хоть в постановке мюзикла на праздничном вечере в офисной работе. Как правило, даже не уйдя в профессиональный спорт многие бальники не бросают танцы, а продолжают как хобби.

Спортивно-бальные танцы раскрепощают. Ребёнок с юного возраста научится «подавать себя» в обществе.

Эстрадные танцы — это, пожалуй, самое «лояльное» направление среди всех перечисленных. В них нет завышенных ожиданий по финансовым и временным вложениям. В индивидуальных уроках нет необходимости.

Эстрадные танцы славятся своим коллективом, постановками и концертной деятельностью. Как правило, в хороших коллективах концертная деятельность регулярная, даже с мини-гастролями. Именно от коллектива и педагога будет зависеть общий результат. Если занятия эстрадными танцами проходят на базе детского клуба, просто как развивающие, никаких особых результатов ждать не стоит.

Отличительная особенность эстрадных танцев — командная работа. Как правило, в эстрадных коллективах все общаются на уровне дружной семьи. Если вы попадёте в такой коллектив, ребёнок сможет протанцевать в нём хоть до 18 лет.

Эстрадные танцы не ставят никакие рамки в развитии. Нет нормативов, зачётных книжек. Да и сам подход в обучении предполагает гораздо меньше «жертв», чем в выше перечисленных направлениях.

Пусть удача сопутствует вам при выборе!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (Eleonora Timoshenko)

Источник

Оцените статью