Кто такой хореограф и что он делает
Хореограф — профессиональный постановщик танцев (классических и современных), как индивидуальных, так и групповых, различных шоу, спортивных номеров, видеоклипов. В настоящее время эта профессия достаточно востребована. Попробуем разобраться, что нужно для того, чтобы стать хореографом, какие для этого необходимы качества и что входит в его обязанности.
Обязанности
Чаще всего хореограф — в прошлом профессиональный танцор, и он может сам показать молодому артисту, что от него требуется.
Основные обязанности представителя профессии такие:
- Хореограф ставит танцы своему подопечному, воплощая в жизнь то, что от артиста хочет видеть менеджер (руководитель).
- Обучение начинающих артистов танцу, иногда мастерству актёра, до уровня профессионала.
- Повышение технических навыков артистов.
- Постановка и репетиции, отработка до требуемого уровня индивидуальных и коллктивных номеров.
- Создание репертуара с учётом требований зрителя и технических качеств его подопечных.
- Следить за тенденциями современного танца, внедряя в работу подопечного новые элементы.
- Работа с танцорами, направленная на развитие их культурно-эстетического уровня, чувства прекрасного.
- Создание номеров, их воплощение в жизнь.
Знаете ли вы? Общепринятое в Европе толкование хореографии — совокупность искусств балета и танца.
Места работы
В настоящее время существует масса совершенно разных мест работы для хореографа: начиная от районного дома культуры и заканчивая постановкой танцев труппе известного певца или в каком-то модном телешоу. Существует масса школ современного, классического, латиноамериканского танца, также эта специальность востребована в фитнес-клубах, на частных занятиях — это постановка танца в детско-юношеских учреждениях, организация и постановка танца жениха и невесты, постановка выступления в вузовском КВН, дебюте и т. д. Развлекательные клубы, имеющие танцевальные шоу, тоже нуждаются в представителях рассматриваемой профессии.
Если же говорить о профессиональном уровне, то хореографы могут работать в уже упомянутых подтанцовках певцов, различных шоу, профессиональных танцевальных коллективах, постановках для спортсменов (фигурное катание, художественная гимнастика), в театре оперы и балета (должность балетмейстера).
Также талантливые хореографы постоянно востребованы при съёмках видеоклипов, на киносъёмках, а также при работе в цирке.
Важно! Высшей формой хореографического искусства считается балет, как средство его выражения и представления, используется сценический танец.
Специализация, карьера и перспективы
Специализация у хореографов может быть следующей:
- бальные танцы;
- балетмейстер;
- художественная гимнастика;
- народные танцы и танцы различных национальностей;
- театральные постановки;
- фигурное катание и танцы на льду;
- современные танцы;
- цирковое искусство.
Что касается перспектив, то следует сказать, что занятость у представителей описываемой профессии может быть различной. Начинающим хореографам, без опыта работы, часто предлагают вакансии, условием которых является свободная занятость. Такие предложения не очень привлекательны в плане зарплаты.
Достаточно большое количество молодых специалистов дополнительно преподают, дают частные уроки, танцуют, чтобы получать больше денег. Но, набравшись опыта, можно рассчитывать на повышение заработной платы.
Если вы решите найти работу в крупном городе, со временем вы можете попасть на телевидение в качестве постановщика какого-то шоу. Это отличный карьерный рост: после того как ваше имя начнут узнавать, заработки станут на порядок выше.
Знаете ли вы? Понятие «современный танец» включает в себя непосредственно современный танец, свободный пластический танец, танец модерн и постмодерн.
Зарплата хореографа
Что касается денежного эквивалента работы, следует понимать, что зарплаты хореографа в частной школе танцев и, например, у того, кто ставит номера эстрадным звёздам первой величины, разнятся довольно существенно. Узнать информацию о гонорарах специалистов, ставящих номер, к примеру, будущей олимпийской чемпионке по фигурному катанию, практически невозможно.
А говоря о предложениях по профессии на данный момент, можно выделить зарплаты в некоторых регионах — они примерно таковы:
- Средняя зарплата хореографа в России — 10–50 тысяч рублей.
- в Москве заработная плата составляет не менее 20 тысяч рублей.
- на Украине хореограф может заработать 8–15 тысяч гривен;
- в Киеве — 8–20 тысяч гривен.
Кому подходит профессия
Прежде всего, необходимо обладать профессиональными качествами, о которых будет сказано ниже, а также соответствовать некоторым требованиям:
- Желательно владеть несколькими различными видами танцев.
- Возможность уделять большое количество времени работе (часто даже в ущерб личной жизни и свободному времени).
- Хорошее знание психологии и педагогики (в случае работы с детьми).
- Дополнительным бонусом будет знание иностранного (желательно английского) языка, если вы планируете работать в гастролирующем коллективе.
- Хорошее знание как репертуаров классических композиторов, так и современных веяний в музыке.
- Желательно обладать музыкальным чувством, чтобы иметь возможность соединять различные стили. Сейчас очень востребована эклектика — к примеру, хип-хоп или рок в соединении с классикой.
- Коммуникабельность в отношении подопечных (и их родителей, если речь идёт о детях), а также техперсонала, художника по костюмам, гримёра и др.
- Требовательность и умение добиваться результата.
- Помимо всех вышеперечисленных качеств, хореографу крайне желательно иметь знания в таких элементах постановки: свет, костюм, макияж, причёска, декорации, а также уметь всё это соединить в гармоничную композицию.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
В настоящее время рассматриваемая профессия достаточно востребована, особенно в крупных городах. Конечно, не стоит сразу рассчитывать получить работу, к примеру, в ледовом шоу или на телевидении, а вот найти работу постановщика танцев в частной школе достаточно просто.
Со временем, набравшись опыта и, возможно, нужных знакомств (они не помешают), показав себя в работе, можно рассчитывать на что-то большее.
В большом городе довольно просто найти работу в развлекательном клубе, школе танцев или детском учреждении. Кроме того, можно давать частные уроки — при определённом желании организовать это достаточно просто.
Важно! В современном танце применяют несколько различных техник — Грэм, Хамфри-Вейдман, Лимон, Хортон, Хоукинс, Каннингем, Релиз. Все они были разработаны в ХХ веке различными известными танцорами, чьими именами и названы.
Как стать хореографом
В настоящее время получить профессию хореографа могут даже молодые танцоры, но чаще всего такие люди вряд ли могут рассчитывать на работу на высоком уровне.
Вероятнее всего, они ограничатся школой танца, фитнес-центром, частной постановкой любительских номеров (например, постановкой свадебных танцев, частными уроками латиноамериканского танца и т. д.), постановкой детско-юношеских номеров (выпускной танец в саду или школе).
Хореограф, работающий профессионально, должен начать занятия танцами в 5–7 лет. К 15 годам такие артисты, которых уже можно назвать профессионалами, поступают в колледжи или училища культуры.
Окончив училища, будущие специалисты получают высшее образование по профессии «хореографическое искусство» (балетмейстерский факультет). В момент поступления необходимо показать свои лучшие качества, такие как пластика, слух, техника выполнения элементов.
Стоит также отметить, что просто диплома хореографа для получения работы в профессиональном коллективе будет недостаточно. Менеджер группы сначала оценит, умеет ли претендент на вакансию работать с артистами, как он сам двигается, его личные качества и культурный уровень.
Знаете ли вы? С хореографией непосредственно связаны такие междисциплинарные направления: хореология (запись танца), этнохореология (история возникновения и развития танцев разных этносов), кинезеология (изучает закономерность движения различных мышц), йога, танцевальная терапия, палеохореография (изучает различные виды древнейших танцевальных движений, изображённые на камнях), балетоведение (история и теория балета).
Требования к хореографу
Человек, выбравший описываемую профессию, помимо высокого личного мастерства, культурно-эстетического уровня, чувства прекрасного, должен обладать определённой жёсткостью, ведь танцы — тяжёлый труд, и часто хореографу нужно настаивать на продолжении работы танцора для его успешного развития.
Некоторые требования, необходимые хореографу для качественного выполнения своих обязанностей:
- любовь к своей работе, возможность и желание посвящать ей большую часть своего времени;
- крепкое здоровье;
- физподготовка на должном уровне;
- строгость и требовательность;
- сдержанность и терпение;
- артистизм;
- художественно-эстетический вкус;
- умение убедить подопечных в своей правоте.
ВУЗы, дающие образование по специальности «Хореограф»:
- Институт современного искусства;
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
- Московский государственный институт культуры;
- ГИТИС.
Хореографические училища:
- Академия русского балета имени А. Я. Вагановой;
- Московское государственное хореографическое училище имени Л. М. Лавровского;
- Московская государственная академия хореографии;
- Ленинградский областной колледж культуры и искусства;
- Хореографическое училище Натальи Нестеровой.
Хореограф — прекрасная специальность, очень востребованная в настоящее время. Если вы занимаетесь танцами и хотите овладеть этой профессией, следует помнить: не всегда она может подходить тем, кто хорошо танцует, для её получения нужно наличие и других качеств.
Профессия хореограф: видео
Источник
«Методика преподавания хореографии в художественной гимнастике»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа №5 г. Сочи
Методика преподавания хореографии в художественной гимнастике.
Специфичность художественной гимнастики заключается в особой технике типичных для нее упражнений, в использовании элемента танца и в особой методике применения музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид гимнастики художественной.
Методами художественной гимнастики решаются как общие для всех видов гимнастики задачи, так и специальные, частные.
К ним относятся:
Воспитание умения придавать движениям различную эмоциональную окраску, разнообразные оттенки силы, скорости, а также танцевальность, легкость, свободу изящество Углубленное эстетическое воспитание занимающихся, содействие повышению их музыкальной культуры.
Выполнение упражнений танцевального характера под музыку делает для занимающихся гимнастику особенно привлекательной. Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техники, от богатства оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, характера выполнения упражнений и от согласования их с музыкой.
Хореография – неотъемлемая часть подготовки спортсменов, так как она
воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся.
Понятие «хореография» включает в себя всё, что относится к искусству танца классического, народного, историко–бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.
Основой основ в системе обучение остается академический стиль. Именно он позволяет сохранить чистоту, пластику, мастерство танца. В классическом танце можно условно выделить две группы движений:
подготовительные и основные.
К первой группе относится вся система подготовительных упражнений: деми плие, гран плие, батман тандю сэмпль, батман тандю сутеню, батман тандю деми плис, батман тандю жете, батман тандю жете пуанте, батман фраппе, батман фондю, рон де жамбпартерр, ронд лее жамб ан лэр, гран батман жете и его разновидности, батман девлоппэ и др.
Ко второй группе движений относятся различные виды равновесий, поворотов, прыжков.
Выполнение подготовительной группы движений требует соблюдение определенных технических норм, а именно: определенных позиций ног, рук, положения туловища и головы, режима мышечной работы, ритмического сочетания движений с музыкой.
В гимнастике применяют позиции ног: выворотные, свободные, прямые. В классическом танце приняты четыре основные позиции рук: подготовительная, I, II, III. Однако в гимнастике движения руками по канонам хореографии чередуется с гимнастической формой – прямые руки, вытянутые пальцы. Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала. У опоры движения выполняются лицом к опоре, стоя боком к опоре и держась одной рукой (левой, правой). На середине движения исполняются на месте: лицом к основному направлению, вполоборота направо, налево, с продвижением по прямым (вдоль лицевой, по боковым линиям), по диагоналям, кругу.
Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной технике исполнения. Так, гран плие способствует увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц ног лишь при соблюдении определенных «правил» исполнения: длительного удержания пяток на полу в начале движения, ранней постановки пяток при выпрямлении ног, сохранения выворотного положения бёдер и ступней, одновременного подъема на полупальцы и опускания на всю стопу двумя ногами, равномерного распределения тяжести тела на обе ноги, без «завала» на большие пальцы. Если упражнение выполняется технически не грамотно, то
коэффициент полезного действия уменьшатся, подчас сводится на нет, или в некоторых случаях, как, например, при «завале» на большой палец приносит вред. Поэтому тренер – хореограф должен хорошо разбираться в технике исполнения, методике обучения элементам хореографии.
Подготовительные упражнения являются основным средством хореографической подготовки на этапе отбора и начальной подготовки, затем по мере освоения сложных упражнений они начинают нести вспомогательную функцию. В уроке подготовительные движения всё чаще выполняются в различных сочетаниях друг с другом, а также с равновесиями, поворотами, прыжками, движениями свободной пластики, общеразвивающими упражнениями, элементами акробатики.
К основным упражнениям хореографии относятся движения, разучивание которых связано с формированием сложного двигательного навыка, развитием специальных физических качеств. К ним относятся: равновесия, повороты, прыжки.
Равновесия наиболее просты в исполнении на двух ногах. Весьма сложны равновесия на одной ноге, требующие специальной подготовки, а именно:
Овладение достаточной гибкостью в суставах, силой мышц ног и туловища. Умение точно выполнять равновесия на двух ногах: на всей стопе с различными положениями рук, с наклоном корпуса, на полупальцах, разновидности ходьбы. Владение основными движениями у опоры и на середине зала.
Наиболее распространенными поворотами на двух ногах являются повороты приставлением ноги, переступанием, скрёстные.
Они выполняются на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Технически и структурно сложнее повороты, выполняемые на одной ноге. В структуре сложных поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота и завершающая фаза. В подготовительной фазе, как правило, выполняется полуприсед на двух или
одной ноге, руки при этом делают замах. В фазе разгона выполняется
маховое движение руками и вращательное туловищем, в некоторых случаях маховое движение свободой ногой. После ускорения свободных звеньев тела следует притормаживание, накопленное вращение передается на остальные звенья тела, в результате чего начинается собственно поворот. Вращательное движение поворотной фазы совершается по инерции и облегчается за счет уменьшения связи с опорой – подъемом на полупальцы. Действия в фазе завершения направлены на остановку поворота, что достигается путем опускания на всю стопу и движения руки в стороны. Возможна также и пассивная остановка поворота, при которой вращение постепенно «угасает» вследствие трения на опоре.
Повороты на одной ноге могут быть одноименными, когда направление движения совпадает с опорной ногой (на левой – налево, на правой – направо), и разноименными. Выполнение поворотов на одной ноге требует от занимающихся хорошей координации и движений, точности действий, уверенной ориентировки в пространстве, владениями равновесиями на двух ногах, вертикальными равновесиями на одной, поворотами на двух ногах.
Прыжки делятся на простейшие (подскоки), для которых характерна малая высота вылета и небольшая амплитуда движений, и собственно прыжки. Собственно прыжки содержат в себе общие структурно – технические элементы, позволяющие выделять несколько характерных стадий:
I. Подготовительная стадия, которая состоит из трёх фаз:
1. Первая фаза – разбег;
2. Вторая фаза – наскок с замахом или в прыжках с места замах;
3. Третья фаза – амортизация, в прыжках с места – подседание, в которой частично гасится ранее полученное движение за счет напряженного опускания с носка на всю стопу и сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах.
II. Основная стадия:
4. Четвертая фаза — отталкивание;
5. Пятая фаза – отрыв от опоры.
III. Стадия реализации:
6. Шестая фаза – формообразующие действия;
7. Седьмая фаза – фиксация позы.
IV. Завершающая стадия:
8. Восьмая фаза – подготовка к приземлению;
9. Девятая фаза – амортизация;
10. Десятая фаза – связующие и корректирующие действия.
При освоении собственно прыжков в основное внимание уделяется правильному разбегу и толчку, он должен быть рациональным, легким, изящным, грациозным. Значительные признаки различия в технике разбега и толчка возникает при выполнении высоких (вертикальных) прыжков, как, например, перекидные с поворотами, прыжки махом одной с поворотом кругом, со сменой ног в шпагат и др., и высоко – далеких (шагом, сгибая – разгибая, шагом кольцом и др.). В первом случае на последнем шаге разбега плечи сильно наклоняются назад, толчковая нога выносится вперед для ярко выраженного «стопорящего» движения, руки поднимаются вверх. Во всех прыжках сохраняется правило «короткого» отрыва, что обеспечивается небольшим сгибанием ног в фазе подседания, быстрым разгибанием в фазе отталкивания, активной работой голеностопных суставов.
Список использованной литературы:
1. Волков и методика 1. детского и юношеского спорта /
. — К.: Олимпийская литература, 2002.
2. Учебное пособие / , , / ВФХГСПб ГУФК им. . – М., 2007.
Источник