Физическая культура. 3 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «3» класса
Урок № 2. Физическая нагрузка и физические упражнения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- понятие физической нагрузки;
- виды физических упражнений;
- комплекс общеразвивающих упражнения;
- подводящие упражнения к упражнению «Мост»;
- соревновательные упражнения;
- определение пульса в покое и во время тренировки.
Общеразвивающие упражнения – простые упражнения для всестороннего развития организма.
Подводящие упражнения – упражнения для развития определенной техники.
Пульс – частота сокращений сердца.
Сонная артерия – сосуд, подводящий кровь к мозгу.
Соревновательные упражнения – упражнения с элементом соревнований.
Физическая нагрузка – упражнения, повышающие уровень физической подготовки человека.
Физические упражнения – активные упражнения для укрепления мышц.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Физическая нагрузка – это интенсивные и энергичные упражнения, которые повышают уровень физического развития человека. Физические нагрузки необходимы для каждого человека для поддержания здоровья и функций всех систем организма. Если не выполнять физические нагрузки, то постепенно ухудшается состояние человека, более того, он начинает быстрее уставать, поскольку организм старается тратить энергию экономно.
Для развития физических способностей организма выполняются различные физические упражнения.
Физические упражнения подразделяются на общеразвивающие и подводящие.
Рассмотрим некоторые общеразвивающие упражнения – это упражнения, которые развивают физические способности человека комплексно, укрепляют мышцы, тренируют гибкость и оздоравливают организм. Такие упражнения чаще всего могут выполнять люди любого возраста и любого уровня физической подготовки, они задействуют практически все части тела. Необходимо начинать с простых упражнений и переходить к более сложным, таким образом, развивая свои способности и силу.
Итак, перейдем к изучению комплекса общеразвивающих упражнений.
В первую очередь обычно выполняют упражнения для разогрева, такие как:
• Бег в медленном темпе;
• Бег с высоким подниманием бедер;
• Бег с захлестом голени назад.
Также, в комплекс входят упражнения для разминки всего тела. Разминку проводят сверху вниз, задействуя все части тела. Обычная стойка для проведения разминки – ноги на ширине плеч, руки на талии. Упражнения для разминки относятся к простым.
Упражнения для шеи:
• Наклоны головы вперед-назад и вправо-влево;
• Повороты головы в стороны;
• Медленные вращения головой.
Далее выполняют упражнения для рук:
• Вращение плечами вперед и назад;
• Вращение руками, согнутыми в локтях;
• Вращение кистями рук;
• Вращение прямыми руками вперед и назад.
Переходим к упражнениям для корпуса, выполняют:
• Наклоны в стороны;
• Наклоны вперед, касаясь носков стоп, и назад;
После упражнений для корпуса переходят к разминке ног:
• Немного присесть, руки положить на колени и начать вращение коленями вправо, затем влево:
• Махи ногами вперед и назад;
• Махи ногами в стороны;
• Прыжки на двух ногах.
В конце разминки переходят к упражнениям для стоп:
• Вращения стоп по часовой и против часовой стрелке;
• Подтягивание стопы на себя;
• Потягивание носка стопы от себя.
После разминки можно также выполнить несколько более сложных общеразвивающих упражнений, например:
• Упражнения на пресс;
• Прыжки с поднятием рук вверх в сочетании с приседаниями.
Теперь перейдем к изучению подводящих упражнений.
Подводящие упражнения – это особые упражнения, которые помогают обучиться определенным техникам и развить мастерство. Как правило, к таким упражнениям относятся: упражнения на скорость, для развития силы и для освоения новой технике.
Для примера рассмотрим подводящие упражнения к всем известному гимнастическому упражнению «Мост».
• Новички обычно начинают обучаться упражнению с моста с упором на плечи. Плечи остаются прижатыми к полу, ноги стоят на стопах, согнутые в коленях.
• Также хорошо подготавливает к упражнению «Мост» обратная планка. Для выполнения необходимо сесть на пол, ноги вытянуть перед собой, ладони упереть в пол и приподняться на них. При этом все тело от ног до головы должно быть прямое.
• Перед тем, как начать осваивать сам «Мост» также выполняют полумостик. Для этого под спину подкладывают большой мяч или подушки и пытаются выполнить мост. Полумостик облегчает выполнение упражнения, поскольку почти нет нагрузки на руки, ноги и спину.
Наконец, рассмотрим соревновательные упражнения – это упражнения, исполняемые по правилам соревнований, такие упражнения чаще всего подразумевают численный результат после выполнения, например, время или расстояние. К соревновательным упражнениям относятся:
• Метания мяча и многое другое.
Соревновательные упражнения также имеют большую роль для спортсмена, поскольку мотивируют его заниматься больше и достигать лучших результатов.
Необходимо отметить, что при выполнении всех видов физических нагрузок крайне важно следить за своим самочувствием. При плохом самочувствии необходимо немедленно прекратить тренировку и обратиться к врачу.
Физическая нагрузка определяется индивидуально, но в основном ограничивается самочувствием. Нельзя изматывать себя и выполнять упражнения через боль и при сбитом дыхании.
Самочувствие напрямую зависит от сердечного ритма.
Научимся подсчитывать пульс. Удобнее всего мерить пульс на сонной артерии – это крупный сосуд, доставляющий кровь в мозг, на нем прощупывается пульсация. Для измерения сядьте на стул. Необходимо:
• Сложить вместе указательный и средний пальцы правой руки;
• Приложите их к выступающему хрящу спереди шеи;
• Сдвиньте их в сторону до углубления в шее, почувствуйте пульсацию;
• Засеките секундомер или смотрите на часы с секундной стрелкой;
• Считайте пульсации в течение 1 минуты.
Нормальный пульс в состоянии покоя: от 60 до 100 ударов в секунду.
Необходимо контролировать пульс во время тренировки, чтобы он ни в коем случае не превышал допустимую границу, это опасно для здоровья. Для учеников третьего класса нижний уровень пульса — 115, а верхний — 210.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Общеразвивающие упражнения
Введите следующий текст на клавиатуре:
«Общеразвивающие упражнения направлены на комплексное развитие физических способностей.»
Нужно, чтобы этот текст появился на экране:
«Общеразвивающие упражнения направлены на комплексное развитие физических способностей.»
2. Виды упражнений
Найдите названия всех видов упражнений в филворде.
Источник
Комплекс упражнений по физической культуре
Комплес упражнений для всех классов по физической культуре.
Содержимое разработки
Программный материал по общеразвивающим и вспомогательным гимнастическим упражнениям представляет собой сборник физических упражнений, способствующих развитию и укреплению мышечной системы и костно – связачного аппарата человека.
В сборник включены упражнения, широко применяемые в утренней гигиенической гимнастике, разминке для различных видов спорта, на занятиях по общей физической подготовке различных групп занимающихся и для применения на занятиях в школе для различных возрастов.
При правильном подборе и систематическом применении преподаватели найдут в предлагаемых материалах значительный выбор упражнений, способствующих совершенствованию и развитию силы, выносливости, быстроты, гибкости и подвижности суставов.
Каждое упражнение иллюстрировано одним, двумя или тремя рисунками с коротким их описанием. Описание отражает характер движений – что не может быть изображено рисунком. Поэтому, разбирая упражнение, рекомендуется внимательно рассмотреть рисунок, все его детали.
Для краткости изложения в описаниях указывается выполнении упражнений в одну сторону одной рукой или ногой, одним партнером. Всегда следует иметь в виду необходимость выполнения упражнений в обе стороны, обеими конечностями, двумя партнерами и т. д. Не показан и способ принятия исходных положений. Это зависит от многих причин: определенный рецепт в данном случае не подходит, так же как не подходит строго определенное указание на скорость, характер выполнения и другие стороны движений. Критерием для выбора точных показателей этого рода опытность преподавателя, учет условий, обстановки, состав занимающихся.
Второй части даны подводящие упражнения по освоению программного материала по гимнастике в школе на основных снарядах и акробатике. Техника выполнения самих упражнений дана в основной и специальной литературе. Упражнения, описанные в этом разделе, позволяют быстро освоить учебный материал по гимнастике в школе.
Изложенный в сборнике материал предназначен для преподавателей физического воспитания, учителей физической культуры в школе, инструкторов и тренеров, секций, коллективов физической культуры.
Для удобства пользования пособием все включенные в него упражнения специально классифицированы. Упражнения разделены по анатомическому принципу.
Условные обозначения скамейка и гимнастическая скамейка сокращения: исходное положение обозначается буквами – И.п., слово «гимнастическая» опускается, на рисунках: знак плюс обозначает вдох, знак минус обозначает выдох. Отсутствие этих знаков обозначает произвольное дыхание, то есть дышать надо так, как это удобно занимающемуся, не допуская задержки дыхания. Гантель, изображенная вблизи рисунка, обозначает, что это упражнение можно выполнять с гантелями или с другим отягощением.
При выполнении упражнений на силу необходимо соблюдать следующие правила: надо начинать с легких и непродолжительных нагрузок, выполнять без перерыва несколько раз подряд, после чего следует непродолжительная пауза. Промежутки для отдыха и количество повторений зависят от подготовленности занимающихся, от сложности и величины нагрузки упражнения, в паузах целесообразно проделать упражнения на расслабление мышц, количество повторений должно быть таким, чтобы не вызвать утомления, одновременно с напряжением производится выдох, однако иногда приходится задерживать дыхание, то задержка не должна быть более 2 -3 сек.
Упражнения на гибкость.
Требование: начинать упражнения с малой амплитудой движения, соблюдать индивидуальный подход к каждому ученику, перед движением на растягивание проделать ряд разогревающих упражнений, постепенное увеличение амплитуды движения, использовать инерцию движения какой –либо части тела для увеличения амплитуды движений на суставах, применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания, применение активной помощи партнера, использование дополнительной внешней опоры.
Упражнения на расслабление.
Требования: обычно выполняются после упражнений, дающих большую нагрузку на отдельные группы мышц и связок, после длительного напряжения организма, после статических положений, а так же самостоятельно, необходимо добиваться полного выключения напряжения какой-либо группы мышц.
Упражнения на выносливость.
Требования: согласованная деятельность всех органов и систем человека в течение возможно более длительного времени.
Способы выполнения упражнений.
Раздельный способ выполнения, который состоит в выполнении каждого упражнения отдельно с остановками между ними для показа и объяснения следующего упражнения.
Поточный способ, который заключается в выполнении упражнений без остановок, причем конечное положение предыдущего является исходным для последующего. Остановку для исправления ошибок делать только в исключительных случаях (переход в сед или лежа и обратно в стойку). Этот способ применяется на занятиях с достаточно подготовленными учащимися. Проводить разминку поточным способом можно в сомкнутом строе, в шеренге, в кругу. Разминка проводится только по показу.
Упражнения в движении. Группа перемещается по залу в колонне по одному, по два или четыре. Перемещаясь по кругу или через центр зала шагом, бегом или прыжками, занимающиеся одновременно выполняют различные разминочные упражнения. Для выполнения подается команда: «С заданием марш!», для прекращения – «Без задания – марш!».
Выполнение упражнений прохождением. Группа двигается в обход зала в колонне по одному. По команде учителя группа перестраивается в определённом месте из колонны по одному в колонну по четыре, с поворотом в движении. Четвёрка, выполнявшая поворот, сразу же начинает выполнять упражнение, продвигаясь вперёд. Следующая четвёрка вступает через четыре или восемь счетов.
Пройдя всю площадку, занимающиеся в колонне по два идут в обход (одна колонна налево, другая — направо), прекратив выполнение упражнения. На исходном положении колонны встречаются и начинается новое прохождение в четвёрках. Каждое новое упражнение преподаватель всегда называет и показывает. Подаётся команда: «Упражнение начи-най!». С началом выполнения задания первой четвёрки вторая шеренга быстро выходит на И.П., одновременно размыкаясь по фронту. Каждое упражнение выполняется только один раз во время прохождения у определённой стороны зала.
Примечание: подача команд на начало и окончание. Упражнение на месте – «Упражнение начи-най!» — начало, окончание — «Стой!», «К выполнению присту-пить!» — «Закончили!». Упражнение в движении – «С заданием марш!» — «Без задания марш!».
Физическая нагрузка зависит от: количества упражнений, сложности этих упражнений, темпа и ритма их выполнения, количества повторений, а так же И.П. Нагрузка повышается постепенно в соответствии с данными текущего наблюдения за занимающимися. Общая нагрузка при занятиях с девушками должна быть меньше, чем для юношей, что достигается путём сокращения количества повторений и замедления темпа.
Когда занятия проводятся под музыку, она должна отвечать характеру выполнения упражнений, их темпу, ритму и продолжительности. Ритм музыки должен быть чётким.
Соблюдение следующих правил будет вполне достаточно, чтобы обезопасить занимающихся от последствий чрезмерного мышечного напряжения.
1. Дыхание не задерживать более 2 -3 секунд.
2. Вдох должен быть возможно глубже.
3. Последовательность движений приспосабливать к ритму дыхания.
4. Во время выполнения движений дыхание должно соответствовать положениям туловища, например, во время выпрямления туловища. Выдох делать через нос и рот при расширении грудной клетки и брюшных мышц, например, во время наклонов туловища вперед.
Под осанкой следует понимать не только правильную позу непринужденно стоящего человека, но и взаимное расположение частей тела в движении и в напряжении статических положений. Поэтому при изучении упражнений особое внимание должно быть обращено на правильность их выполнения. Безразличное выполнение упражнений, выполнение их кое — как приводит к ошибкам, которые при частом выполнении закрепляются и освободиться от них становится труднее. К элементам плохой осанки следует отнести ненужные, лишние движения тела и его частей.
Ниже перечисленные положения кисти принято специально не указывать, но предполагать:
а) при положении рук вниз ладони повернуты внутрь, т.е. к телу.
б) при поднимании рук вперед-назад и вверх положение ладоней не меняется, т. е. они направлены друг к другу.
в) при поднимании рук в стороны, ладони обращены книзу.
г) при поднимании рук вверх через стороны, пройдя горизонтальное положение, кисть поворачивается ладонью к верху. Тоже при опускании рук.
Во всех остальных случаях, если нет дополнительных указаний, при движении руками, кисть не поворачивается.
Основные положения с прямыми руками.
Руки вниз – положение аналогичное основной стойке, только кисти выпрямлены и являются продолжением предплечья (рис.2).
Руки в стороны – прямые руки подняты на высоту плечевых суставов или немного выше и отведены назад до предела, ладони к низу (рис.3).
Руки вверх – прямые руки подняты вверх и до отказа назад на ширину плеч. Ладони обращены внутрь, голова поднята так, чтобы можно было видеть кисти рук (рис.4).
Руки вперед – прямые руки подняты вперед на высоту и ширину плеч, ладони внутрь (рис.5).
Руки назад – прямые руки отведены до отказа, ладони внутрь (рис.6)
Руки в стороны – книзу под углом 45 градусов (рис.7).
Руки вверх – наружу – под углом 45 градусов вверх (рис.8).
Руки вперед – книзу под углом 45 градусов книзу (рис. 9).
Руки вперед – кверху — под углом 45 градусов (рис.10).
Руки вперед – наружу – под углом 45 градусов (рис.11).
Руки вперед – скрестно – руки вперед и внутрь под углом 45 градусов (рис.12).
Руки вперед – наружу – книзу – руки из положения вперед – наружу опущены вниз на 45 градусов (рис. 13).
Руки вперед – кверху – наружу – руки из положения вперед – наружу подняты вверх на 45 градусов (рис. 14).
Руки (влево) вправо – руки в горизонтальном положении направлены в одну сторону, при этом рука, находящаяся спереди, слегка согнута в локтевом суставе (рис.15).
Основные положения согнутыми руками.
Руки на пояс – руки опираются на гребни подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, большим пальцем назад. Локти отведены назад (рис.16).
Руки к плечам – пальцы согнутых рук касаются плеч. Плечи прижаты к туловищу и отведены назад, но так, чтобы локти не выходили на плоскости туловища (рис.17).
Руки за голову – кисти с вытянутыми пальцами касаются затылка (а не шеи), локти отведены назад. Голову держать прямо (рис.18).
Руки перед грудью – руки согнуты на уровне груди, концы пальцев соприкасаются, локти находятся на высоте плеч (рис.19).
Руки перед собой, правая сверху – руки согнуты под прямым углом на уровне груди. Дополнительно указать положение одной из них (рис. 20).
Руки над головой – согнутые руки находятся над головой, так, что пальцы охватывают локти (рис. 21).
Руки на голову – согнутые руки положены на голову, ладонями вниз, локти отведены назад (рис.22).
Руки на спину – согнутые руки обвивают предплечья, пальцы касаются локтей, а руки касаются спины (рис.23).
Руки согнуты вперед – руки в положении вперед согнуты, кисти сжаты в кулаки, пальцами к плечам. В этом случае, когда ладонь остается открытой, указывается ее направление (рис.24).
Руки согнуты в стороны – руки в положении в стороны, кисти в кулак. Если в положении в стороны большой палец обращен вперед, то сгибание предплечья находится над плечом (рис.25).
Руки согнуты назад – согнутые руки отведены назад до отказа (рис. 26). Сгибанием рук принято считать сгибание в локтевых суставах.
Положение ног и движения ими.
Положение ступней. Во всех стойках на двух ногах или на одной, если нет показаний о положении ступней, то принято считать, что они находятся в положениях, параллельных положениям в основной стойке.
При выставлении ноги на носок или пятку указывается нога, совершающая движение в том или ином направлении и слово «на носок» или «на пятку» при этом слово «нога» и « выставить» в большинстве случаев опускается и применяется только в сложных движениях, когда может быть вызвано сомнение.
Терминология исходных положений.
1. Строевая стойка – применяется по команде «становись!» По этой команде, без напряжения, пятки поставить вместе, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни, ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед, подобрав живот, но не сгибаясь в пояснице, плечи развернуть ровно, руки свободно опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и по середине бедер, пальцы согнуты, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть прямо перед собой (рис.27).
2.Основная стойка соответствует строевой стойке, принимаемой по команде «Смирно!», но положение рук при этом может быть различным, чем она отличается от строевой. Иногда целесообразно указывать только положение рук, разумеется при этом, что занимающийся находится в основной стойке. В основной стойке кисти рук являются продолжением руки, пальцы вытянуты (рис.28).
3. Узкая стойка – ноги врозь (рис.29).
4. Стойка, ноги врозь, руки на пояс (рис.30). Ноги расставлены в стороны на ширине шага.
5. Широкая стойка – ноги врозь, руки на пояс. Ноги разведены в стороны так, что между ногами угол больше 90 градусов (рис.31).
6. Стойка, скрестно правой, руки на пояс (рис.32).
7. Стойка, ноги врозь (правой) левой, руки на пояс (рис.33).
8. Полуприсед, руки на пояс (рис.34).
10. Стойка на правом колене, руки на пояс (рис.36).
11. Стойка на коленях, руки на пояс (рис.37).
12. Стойка на колене, левую на носок в сторону (рис.38)
13. Сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх (рис.39).
17. Левую вперед: а) на носок, б) вперед – книзу, в) вперед г) вперед – кверху, д) назад на носок, е) назад — книзу, ж) назад (рис.43).
18. Правую: а) назад — внутрь на носок, б) назад – внутрь книзу (рис.44).
19. Правую: а) на носок в сторону, б) в сторону к низу, в) в сторону,
г) в сторону — кверху, д) вверх, е) влево на носок, ж)влево книзу,
Согнутые положения ног.
Под термином «согнуть ногу» следует понимать сгибание ноги в коленном суставе.
1. Согнуть ногу – бедро остается на месте, нога сгибается до отказа (рис.46.).
2. Согнуть ногу вперед (рис.47).
3. Согнуть ногу в сторону (рис.48)
4. Согнуть ногу в сторону горизонтально (рис.49).
5. Согнуть ногу назад (рис.50).
1. Наклон вперед верхней части туловища (рис.51).
2. Полунаклон (рис.52).
3. Наклон вперед прогнувшись (рис.53).
4. Наклон вперед (рис.54).
5. Наклон в сторону (рис.55).
6. Наклон назад (рис.56).
7. Прогнуться (рис.57).
8. Прогиб в грудной части тела (рис.58).
9. Наклон с захватом (рис.59).
10. Наклон назад касаясь (рис.60).
11. Поворот туловища на право (рис.61).
12. Круглый присед (рис.62).
13. Полуприсед наклонный (рис.63).
14. Полуприсед с наклоном «старт пловца» (рис.64).
15. Присед на левой (рис.65).
Положения рук могут быть различными.
Выпад – стойка на двух ногах, при которой одна нога прямая, другая согнутая, выставлена в определенном направлении, примерно на двойную ширину плеч. Колено согнутой ноги находится над носком. Отрыв от пола пятки, стоящей сзади ноги, считается ошибкой.
1. Выпад вперед (рис.66).
2. Выпад в сторону (рис.67).
3. Выпад назад (рис.68).
4. Глубокий выпад влево (рис.69).
5. Наклонный выпад или выпад наклонно: а) вперед, б) влево, в) назад (рис.70). Положения рук различны.
Упор – положение занимающегося с опорой о пол или снаряд, одной или двумя руками.
Смешанный упор – опора о пол или снаряд одной или двумя руками, с дополнительной опорой какой- либо частью тела.
1. Упор лежа (рис.71).
2. Упор лежа сзади (рис.72).
3. Упор лежа боком (рис.73).
4. Упор лежа на бедрах (рис.74).
5. Упор стоя согнувшись (рис.75).
6. Горизонтальный упор на локте (рис.76).
1. Сед – положение сидя с сомкнутыми прямыми ногами с опорой руками за туловищем. Иные положения рук и ног указываются дополнительно (рис.77).
2. Сед ноги врозь (рис.78).
3. Сед углом (рис.79).
4. Сед согнувшись (рис.80).
5. Сед с захватом (рис.81).
6. Сед на пятках (рис.82).
7. Сед на бедрах (рис.83).
8. Лежа на животе (рис.84).
9. Лежа на спине (рис.85).
1. Равновесие «ласточка» переднее (рис.86).
2. Боковое равновесие (рис.87).
3. Заднее равновесие (рис. 88).
4. Фронтальное равновесие (рис.89).
5. Равновесие с захватом (рис.90).
6. Равновесие шпагатом (рис.91).
7. Равновесие кольцом (рис. 92).
8. Равновесие на правом локте (рис.76).
9. Крестообразное равновесие (рис.93).Положение рук указывается и указывается на какой ноге опора, и положение туловища, если необходимо.
10. Равновесие на колене (рис.94).
Положения, при котором прямые ноги разведены так, что одна нога составляет прямое продолжение другой. Туловище вертикально, голова прямо. Положение рук указывается дополнительно.
1. Шпагат (поперечный) (рис.95).
2. Шпагат левой (продольный) (рис.96).
3. Полушпагат правой (рис.97).
1. Стойка на лопатках (рис. 98).
2. Стойка на руках (рис.99).
3. Стойка на голове и руках (рис.100).
4. Стойка на предплечьях (рис. 101).
2. Мост на голове (рис. 103).
3. Мост на предплечьях (рис.104).
4. Мост на одной ноге (рис. 105).
Висы и упоры на гимнастической стенке.
1. Упор стоя – тело ближе к вертикальному положению, т.е. угол больше 45 градусов (рис.106).
2. Упор лежа на правой (рис.107).
3. Вис стоя – ступни находятся под местом хвата или дальше (рис. 108).
4. Вис стоя на согнутых руках (рис.109).
5. Вис лежа (рис.110).
6. Вис согнув ноги назад (рис. 111).
7. Вис присев (рис.112).
8. Вис присев спиной к стенке (рис.113).
9. Вис стоя согнувшись (рис.114).
Независимо от направленности задач, поставленных перед практическими занятиями по физкультуре и спорту, следует начинать со строевых упражнений в первой части урока. Они успешно способствуют воспитанию дисциплины, организации группы, умеренному разогреванию организма, повышению общего обмена веществ, регулирование внимания и эмоционального настроя, удобному размещению и расположению занимающихся, а также помогают проводить действия, связанные с перестроением и передвижением по залу в любой части урока.
Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии (рис. 115).
Фланг – правая и левая оконечности строя. При поворотах строя фланги не меняются (рис.115)
Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, имея правый фланг справа (рис.116).
Интервал – расстояние по фронту занимающихся (рис.115).
Ширина строя – расстояние между флангами (рис.116).
Тыльная сторона строя – сторона противоположная фронту (рис.116).
Двухшереножный строй – строй, в котором занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающимся другой шеренги на дистанцию одного шага (вытянутой руки).
Ряд – два человека, стоящие в двухшереножном строе в затылок, составляет ряд.
Сомкнутый строй – расположение занимающихся в шеренге один от другого на расстоянии, равном ширине ладони между локтями.
Разомкнутый строй – расположение занимающихся в шеренге на расстоянии одного шага один от другого, или на интервале, указанном учителем
Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширены или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два и т.д. (рис.117).
Дистанция – расстояние между занимающимися в колонне (в глубину), (рис.117).
Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего занимающегося) до последней (позади стоящего занимающегося).
Направляющий – занимающийся, идущий в колонне первым (рис.117).
Замыкающий – занимающийся. Идущий в колонне последним (рис.117).
Управление строем осуществляется командами преподавателя, которые подаются голосом, сигналами, условными знаками или личным примером. Следует применять команды и распоряжения, требующие определенных действий от занимающихся, в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени, например: «встать», а не «встали», «взяться за руки», а не «взялись за руки». Команды делятся на предварительную и исполнительную.
Предварительная — подается отчетливо, громко, протяжно и сообщает занимающимся о том, что именно им придется сделать.
Исполнительная – подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По ней действия выполняются немедленно.
Строевые упражнения классифицируются: строевые приемы, передвижения, построения и перестроения, размыкание и смыкание.
«Становись» — принять основную стойку в строю.
«Разойдись» — быстро уйти со своего места в строю.
«Равняйсь» — выровняться в сторону правого фланга по фронту или в затылок. В иных случаях указывают: «налево», «на середину». Равнение (туда – то) при движении шагом или бегом.
«Смирно» — применяется строевая стойка (не шевелиться).
«Вольно» — следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, с места не сходить, быть внимательным, не разговаривать.
«Правой (левой) вольно» — отставить правую (левую) ногу на шаг в сторону, расположив вес тела равномерно на обеих ногах, руки за спину скрестно, кисти сжаты в кулак. Применяется в разомкнутом строю и у снаряда (рис.118).
«Отставить» — применяется при принятии предшествующего положения.
Поворот – движение вокруг вертикальной продольной оси (поворот тела, головы). Команды: «Напра –во», «нале –во» и «кру –гом» (180 градусов), « полповорота напра – во», «полповорота нале –во» (45 градусов). При шаге на месте подаются такие же команды. Исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги: делается шаг другой на месте с одноименным поворотом в указанную сторону, после чего следует шаг на месте. Исполнительная команда «Кругом» подается под правую ногу, выполняется шаг левой, шаг правой налево – кругом, продолжая движения с левой на месте. В движении такие же команды, кроме поворота «Кругом», подается команда «Кругом марш!».
Исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги, после чего занимающийся делает шаг вперед другой ногой, поворачивается на носке и начинает движение в новом направлении. «Кругом марш!» подается под правую ногу команда «марш!», занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед и несколько влево и резко поворачиваясь в сторону левой руки на носках обеих ног, продолжает движение с левой ноги.
Расчет группы: существует команда: «По порядку — рассчитайсь!». «На первый, второй – рассчитайсь!», по 3,4,5 и т.д. – рассчитайсь!». Расчет начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и.п.
Строевой шаг – нога выносится прямо на высоту 15 -20 см от земли, подошва горизонтальна опоре, нога опускается твердо на всю стопу. Движение рук от плеча, около тела, сгибаясь впереди так, чтобы кисть поднималась на ширину ладони выше пояса, назад отводить прямо до отказа. Пальцы слегка сжаты в кулак. Команда: «Строевым шагом – марш!» (рис.119).
Походный шаг – команды: «Шагом – марш!» — подается для любого движения шагом с места. «Обычным шагом – марш!» при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. «Вольно» — при переходе строевого шага. Исполнительная команда подается под левую ногу. При этом шаге нога выносится свободно, не оттягивая носка и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе, руками делать свободные движения около тела. Для изменения скорости движения подается команда: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Пол – шага!», «Полный шаг!» (рис.120).
Движение на месте. Команда: «На месте шагом (бегом) – марш!». Для смыкания передвигающейся группы – команда: «Направляющий на месте!». Направляющий по этой команде выполняет шаг на месте, все последующие подходят на необходимую дистанцию и совершают шаг на месте.
Команда «Прямо!» — для начала движения с шага на месте под левую ногу, после чего шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение не в ряд. Команда: «Два (три, четыре и т.д.) шага вперед (назад, влево, вправо) – марш!». При движении в стороны надо указать способ передвижения – приставным, скрестными шагами.
«Группа, стой!» — подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога. Принять положение — смирно.
«На месте!» — эта команда подается, если надо остановить группу в движении. Услышав эту команду, занимающийся останавливается на том месте, где он ее услышал и обозначает шаг на месте (бег на месте или прыжки)
Построения и перестроения.
1. Построение в шеренгу. Команда: «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Преподаватель становится лицом к фронту в положении смирно. По этой команде группа выстраивается слева от него.
2. Построение в колонну. Команда: «В колонну по одному (два, три и т.д.) – становись!» группа выстраивается за преподавателем.
3. Построение в шеренгу, колонну, в круг и т. д. по расположению. Например: «Построиться в колонну по диагонали!», «Построиться в две шеренги на верхней границе зала!», «Станьте в круг!» и т д.
4. Перестроение из одной шеренги в две. После расчета на первый и второй подается команда: «В две шеренги – стройся!». Вторые номера делают шаг левой назад (раз), шаг правой влево (два) в затылок первым номерам и приставляют левую (три) (рис.121).
Обратное перестроение по команде: «В одну шеренгу – стройся!» и действия производятся в обратном порядке на три счета.
5. Перестроение из одной шеренги в три. Класс рассчитывается на три. По команде: «В три шеренги – стройся!» вторые номера стоят на месте, первые делают шаг правой назад, затем, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам, третьи номера на три счета, начиная с левой ноги, выходят и становятся впереди вторых номеров (рис.122).
6. Перестроение из шеренги уступами по расчету. Например: предварительный расчет «6,3,на месте». Команда: «По расчету шагом – марш!» (рис.123). Обратное перестроение. Команда: «Кругом на свои места шагом – марш!»
7. Перестроение двухшереножного строя в три шеренги. Команда: «В три шеренги – стройся!». После предварительного расчета первой шеренги по три (вторая соответствует расчету первой), вторые номера первой шеренги делают с левой ноги полшага назад, правой шаг вправо (в затылок первым номерам) и приставляют левую, а вторые номера второй шеренги делают с правой ноги полшага вперед, левой шаг влево (в затылок третьим номерам первой шеренги и приставляют правую) (рис.124).
8. Перестроение из шеренги в колонну с захождением плечом. После предварительного расчета по три (четыре, пять и т.д.) подается команда: «Отделениями левое (правое) плечо вперед, шагом марш!». Каждая тройка заходит левым (правым) плечом вперед вокруг своего правофлангового (левофлангового) до команды: «На месте» или «Стой», а для движения в новом направлении – «Прямо». Обратно по команде: «Кру-гом! на свои места отделениями шагом – марш!» (рис.125).
9. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. После расчета на первый – второй подается команда: «В колонну по два — стройсь!». Вторые номера делают шаг левой в сторону, не приставляя, шаг правой вперед, затем приставляют левую. Обратно по команде: «В колонну по одному – стройся!», все действия в обратном порядке.
10.Перестроение колонны по одному в колонну по два в движении.
Команда: «В колонну по два – марш!». В этой команде первые номера идут шаг на месте. Вторые номера в такт шага выходят вправо и занимают свои места в колонне рядом с первыми. Обратное перестроение по команде: «В колонну по одному – марш!» — первые номера идут полным шагом, вторые по мере освобождения мест занимают места за первыми. Передвижения можно проводить по точкам зала и построение в определенном месте зала (рис.126).
1. Обход. Команда: «В обход налево (направо) в колонну по одному (по два, по три и т.д.) шагом (бегом, прыжком) – марш!» (рис.127).
2. Диагональ. Команда: «По диагонали – марш!». Подается при подходе к одному из углов (рис.128).
3. «Скрещение» исполняется на центре, на середине и в углу. Команда: «По диагонали скрещением – марш!» (рис.129).
4. Зигзаг. Исполняется в продольном и поперечном направлении. Он может быть большого, среднего и малого размера. Команда: «Ко мне зигзагом – марш!». Таким образом определяется размер «зигзага» (рис.130).
5. «Противоход». Команда: «Противоходом налево (направо) – марш!» (рис.131). Разновидности противохода. Команды: а) «Противоходом наружу – марш!» (рис.131); б) «Противоходом внутрь – марш!» (рис.132); в) «Противоходом по одному налево и направо – марш!» (дробление) (рис.132);
г) «Противоходом направо (налево) в колоннах – марш!» (рис.132). Расстояние между колоннами при движении один шаг.
6. «Змейка». Исполняется в поперечном, продольном и косом направлении. Она может быть большого размера (вся ширина или длина зала), среднего (половина), малого (четверть). Вначале подается команда на «противоход», а когда направляющий сделал первый виток нужного размера, командовать: «Змейкой налево (направо – марш!». «Змейка» выполняется до тех пор, пока не поступит новая команда (рис.133).
7. Дробление. Одна колонна делится на две или больше. Команда налево и направо в обход в колонну по одному – марш!» (рис.134). Первые номера идут направо, вторые налево в обход. «Сведение» — «В Колонну по два через центр – марш!». Команда подается при встрече колонн на нижней середине (рис.134). Продолжая дробление (рис.134-в) и сведение (рис.134-г) можно построить колонны по 4, 8, 10 и т.д. Обратное построение называется разделением и слиянием. Выполняется в обратном порядке.
8. «Проход» может исполняться во всех направлениях. Команда: а) проходом справа – марш!» (рис.135-а); б) проходом справа в колоннах – марш!» (рис.135-б); в) проходом внутрь (наружу) – марш!» (рис.135-в). Команды относятся к колонне, в которой находится правофланговая пара.
9. «Петля». Исполняется в поперечном, продольном и косом направлениях. Она может быть большого (на всю ширину или длину зала), среднего (половина) и малого (четверть) размера, открытая или закрытая. Расстояние между колоннами один шаг, точно доходить до указанного места. Команда: а) «направо открытой петлей – марш!» (рис.136-а); б) «налево закрытой петлей – марш!» (рис.136-б). При встрече проходят через одного.
10. «Дуга» равна половине круга. Может быть большой, средней, малой. По команде: « По большой (средней, малой) дуге налево (направо) – марш!» (рис.137).
11. «Двойная дуга». Команда: «К центру дугой (определить направление)- марш!» и после выполнения этой команды – «Двойной дугой – марш!»
12. «Круг» может быть большого, среднего и малого размера. Команда: « По большому (среднему, малому) кругу налево (направо) – марш!» (139).
13. «Восьмерка». Команда: «Восьмеркой через центр – марш!». Направляющий ведет колонну дугой к центру, а затем противодугой в центре проходит скрещением (через одного), закрывает фигуру и продолжает движение восьмеркой. Для выхода из « восьмерки» подается команда: «К нижней середине (любая точка зала) – марш!» (рис.140).
14. «Спираль». Бывает открытая, закрытая и любого размера. Команда: «Спирально налево (направо) – марш!». Интервал должен быть достаточным для обратного движения при выходе из спирали. Для выхода подается команда: «Налево (направо) противоходом – марш!» (рис.141-а) – открытая. Выйти из спирали можно и по команде: «Кругом – марш!» (рис.141-б).
15. Перестроение из колонны по одному в колонну по дав (три, четыре и т.д.) налево (направо) – марш!». Команда подается под левую (правую) ногу на верхней или нижней части зала. После поворота первых, следующие заходят на их места и поворачиваются, продолжая движение в новом направлении. Для обратного перестроения класс поворачивается так, чтобы правофланговый стоял слева. Команда: «Слева (справа) в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – марш!» (рис142). Сразу указывается интервал и дистанция.
16. Перестроение в шахматном порядке. Команда: «В колонну по три и четыре (четыре и пять) налево (направо) в шахматном порядке – марш!». Выполняется так же как и первым способом, но перестроение идет последовательно по три и четыре (четыре и пять и т.д.). Следует предварительно рассчитать учеников по три и четыре (четыре и пять и т.д.) (рис.143).
17. Размыкание круга в два или три круга.
а) в два круга. Необходимо рассчитать по три, затем по команде: «В два круга шагом – марш!» вторые номера делают два шага вперед, третьи номера делают полшага вправо. Обратное смыкание по команде: «В один круг сомкнись!». По этой команде вторые номера поворачиваются кругом и возвращаются на свои места, третьи делают полшага влево (рис.144).
б) в три круга. Рассчитать по семь, затем объяснив, что делает каждый, по команде: «В три круга шагом – марш!», четвертые номера делают шесть шагов вперед, вторые и шестые три шага вперед, седьмые полшага вправо, первые, третьи и пятые стоят на месте. Смыкание по команде: «В один круг сомкнись!» и все возвращаются в исходное положение (рис.145).
18. Размыкание класса. Команда: «Направо от середины или от указанной колонны на два, три и т.д. шага разомкнись!». Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняет поворот направо (налево), начинает движение на указанное количество шагов, приставляя ногу, поворачиваются лицом к фронту. Для смыкания подается команда: «Налево (направо), к середине сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке.
19. Размыкание приставными шагами. Команда: «От середины вправо (влево) на два (три и т.д.) шага разом–кнись!». Начинают размыкание крайних колонн. Подсчет ведется до полного размыкания. Смыкание по команде: «К середине вправо (влево) приставными шагами сомкнись!». Все действия выполняются одновременно в обратном порядке.
20. Размыкание на вытянутые руки. Команда: «На вытянутые руки в стороны от середины вправо (влево) от вторых номеров и т.д. – разомкнись!». Производится приставными шагами, постепенно поднимая руки в стороны до интервала на ширину ладони между пальцами партнеров. После окончания размыкания подается команда: «Руки вниз!». Смыкание по команде: «К середине (вправо, влево, к такому-то номеру) приставными шагами – сомкнись!».
21. Размыкание разведением по направляющим. Учитель расставляет направляющих из колонн на необходимые интервалы. Затем по команде: «За направляющим в колоннах – становись!». Каждые колонны занимают место за своим направляющим. Смыкание по команде: «К середине – сомкнись!».
22. Размыкание колонны по одному уступами. После предварительного расчета подается команда: «Первые номера два шага влево, шагом – марш!», «Третьи – два шага влево, шагом – марш!». Смыкание по команде: «К середине в колонну по одному – сомкнись!» (рис.146-а, б, в).
23. Размыкание дугами из колонны по три (четыре, пять) дугами вперед (назад). Команда: «Дугами вперед (назад) на столько – то шагов — разомкнись!». Определенные номера дугами вперед – наружу (назад – наружу) обходят рядом стоящих партнеров и становятся от них на заданный интервал. Размыкание производится на восемь счетов: «Дугами вперед – счет 1-5 – пять шагов по дуге, 6 – приставить ногу, 7-8 поворот кругом, дугами назад. 1-2 – поворот кругом, 3-7 – выход из дуги, 8 – приставить ногу (рис.147-а,б,в).
Ходьба является средством для решения разнообразных гигиенически – оздоровительных задач. Ходьбу следует применять: а) в начале занятий для организации внимания и подготовки организма к предстоящим занятиям, в качестве общеразвивающих упражнений (упражнения на ходу), б) с целью овладения быстротой и точностью реакции, в) как успокаивающие упражнения после длительной и значительной нагрузки, вызванной бегом, прыжками и другими упражнениями.
1. Ходьба с носка. Тяжесть тела переносится сразу на выставленную ногу, туловище выпрямлено (рис.146).
2. Приставной шаг. На «раз» — шаг левой, на два приставить правую и т.д. Тоже назад (рис.149).
3. Приставной шаг в сторону. На «раз» — шаг левой в сторону, на «два» — приставить правую и т.д. (рис.150).
4. Переменный шаг вперед. На «раз» — шаг левой вперед, на «и» -приставить правую, на «два» — шаг вперед с левой. Тоже в сторону, назад (рис.151).
5. Ходьба на носках. Тоже, шаг скрестно (рис.152).
6. Ходьба на пятках. Тоже шаг скрестно (рис.153).
7. Ходьба на внутренней стороне стопы. Тоже скрестно (рис.154).
8. Ходьба на наружной стороне стопы. Тоже скрестно (рис.155).
Движение руками, туловищем и головой на ходу выполняются в ритме шага на каждый счет, одно движение на два – четыре счета или между счетом — «и».
1. Ходьба с различными движениями прямыми руками (рис.156).
2. Ходьба с переменой положения ассиметрично расположению рук (рис.157).
3. Ходьба с разгибанием рук из различных исходных положений, с согнутыми руками и возвращение в исходное положению. Тоже, но с ассиметричным движением руками (рис.158).
4. Ходьба в полунаклонном положении (рис.160).
5. Ходьба с размашистыми движениями руками (рис.160).
6. Ходьба с хлопками за телом и под согнутой ногой, под прямой ногой и над головой (рис.161).
7. Ходьба со взмахом прямой ноги вперед с касанием ладонями носка. Руки в различные исходные положения (рис.162)
8. Ходьба широким шагом с поворотом туловища и размашистыми движениями руками (рис.163), кисти рук сцеплены (рис.164), руки согнуты перед грудью (рис.165), руки в стороны (рис.166).
9. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (рис.167), со взмахом полусогнутых ног вперед (рис168), с захлестыванием голени до касания ладони (рис.169), с захлестыванием полусогнутых ног (рис.170).
10. Ходьба выпадами с различными движениями и положениями рук и туловища (рис.171).
11. Ходьба в полуприседе (рис.172).
12. Ходьба в приседе (рис.173).
13. Ходьба в полном приседе, с различным положением рук (рис.174)
14. Ходьба в наклоне с хлопками за ногой и с захватом за голеностопные суставы (рис.175).
15. Ходьба на четвереньках: а) правая нога и правая рука делают шаг вперед, б) правая рука и левая нога делают шаг (рис.176).
16. Пролезание между ног товарища (рис.176).
17. Продвижение вперед, назад и в стороны в упоре сзади, шагая разноименно или одноименно рукой и ногой (рис.178).
18. Передвижение вперед прыжками на руках и ногах в упоре лежа. Тоже в сторону и назад (рис.179).
19. Ходьба с наклоном туловища в сторону и одноименно шагающей ногой вперед (рис.180).
20. Ходьба с переносом товарища на спине, на плечах (рис.181).
21. Ходьба на руках с партнером (рис.182).
22. Передвижение вперед. Из упора стоя, согнувшись на руках, перейти в упор лежа, затем приставляя прямые ноги, перейти в упор стоя согнувшись и. т. д. (рис.183).
23. Из полуприседа прыгнуть вперед в упор на руки, и подтянуть ноги в упор присев и. т.д. (рис.185).
24. Ходьба с приставными шагами в стороны с различными движениями рук (рис.185).
25. Ходьба в стороны скрестно: а) перед ногой, б) за ногой, с хлопками над головой, за телом, впереди (рис.186).
26. Ходьба в сторону приставным шагом влево на счет «раз» — шаг левой в сторону, другая нога на носке, пружинящий наклон туловища вправо. На счет «два», приставив правую, — пружинящий наклон вправо или влево (рис.187).
27. Ходьба в сторону с наклоном, выпадами (рис.188).
28. Ходьба в сторону в присед приставными шагами (рис.189).
Источник