Хочу стать преподавателем йоги с чего начать

7 вопросов для тех, кто хочет стать преподавателем йоги

О чём нужно задуматься, прежде чем пойти учиться на преподавателя йоги.

Самое счастливое для вас время — часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать — и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать — и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя — это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие — даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать — особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах — не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели — те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги — ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя — гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы — те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию — без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц — опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога — мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём — мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.
Читайте также:  Разминка с мячом для сада

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Источник

Как бросить суету и стать инструктором по йоге. Интервью с Юлией Юриковой

Мы познакомились с инструктором по йоге Юлией Юриковой и сходили на два ее занятия — по хатха-йоге и аэройоге. Раньше Юлия работала совсем в другой сфере, не увлекалась идеями здорового образа жизни и духовного просветления, а потом втянулась и нашла в этом призвание. О том, как произошла эта трансформация, как поменялась ее жизнь и отношения с окружающими, — в интервью Эволюции Юга.ру.

Как вообще получилось, что ты из пиара перешла в йогу?

— Раньше у меня был совершенно другой образ жизни. Я ушла из пиара, потому что очень сильно устала. Для меня это энергозатратная работа, очень крутая, но она выпила из меня все. Пиар требует максимальной отдачи.

Поэтому когда я уволилась из «Дранки», я просто два месяца ничего не делала и смотрела в потолок. Потом я жила и работала на Бугазской косе, мы организовывали фестиваль, и в программе были мастер-классы по йоге. Так я познакомилась с моим учителем — Сашей Проскурой. Потом он предложил мне работу в студии в качестве. ПИАР-МЕНЕДЖЕРА. Я согласилась, и мы договорились, что параллельно я буду проходить инструкторское обучение.

До этого я уже занималась йогой. Мои предыдущие мастера были хорошими, но я так и не смогла настроиться с ними на одну волну, чтобы выйти на следующий уровень. А потом я встретила Сашу, и он дал мне нужный импульс, и процесс пошел. Я стала много заниматься и быстро прогрессировать.

Тебе не кажется, что это какой-то тренд? Я знаю еще Машу Литвинову, она тоже у вас в студии работает, тоже из медийной сферы пришла, работала корреспондентом на телеканале.

— Так она и сейчас работает, совмещает. Люди пытаются отойти от какой-то суетливой работы. Ритм жизни бешеный, людям сносит крышу, и они ищут чего-то более осознанного и размеренного. Плюс они устают от наемной работы, потому что условия ужесточаются. Ну и присутствует тренд к фрилансу.

Чем отличается то, что ты делаешь, от стереотипного видения йоги, где блаженная девочка сидит на лужайке в лучах солнца?

— Да, есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных». На самом деле все гораздо проще. Я стараюсь в своей практике и преподавании использовать классический комплексный подход, предполагающий совершенствование тела и сознания. Небольшой экскурс: йога в классическом понимании состоит из восьми ступенек. Я про йогу, как она была задумана изначально. Так вот: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна, самадхи. На своих занятиях дальше четвертой ступени, пранаямы, я пока не захожу.

Есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных»

Яма и нияма — это моральные принципы. Считалось, что прежде чем приступить к практике асан, человек должен быть уже готовым духовно. В основном люди перескакивают через эти первые две ступени. Асана — это третья, известная всем составляющая. Четвертая — это пранаяма, дыхательные практики. Все, что дальше, — это работа с вниманием, медитации и так далее.

В современном мире, в особенности в большом городе, где многие люди не могут потратить час на йогу в студии, мало кто готов провести пару лет (или жизней) в Индии, в ашраме, постигая яму и нияму. Поэтому получается так, что большинство перескакивает через первые две ступени, приступая сразу к практике асан, и так и остается на ней. Немногие дают на своих занятиях пранаяму и медитацию, в основном это исключительно физические упражнения, то есть йога фактически приравнивается к физкультуре.

Это не плохо, не хорошо, это просто реалии современной жизни, с которыми нужно работать. Например, мне проще показать людям, чего можно достигнуть, двигаясь не от внутреннего к внешнему, а наоборот. Через работу с телом. Приходя на занятие, люди чувствуют на себе какой-то эффект, назовем его психоделическим, возвращаются в тело, начинают понимать: вот тут болит, тут блок. Потом лежат в шавасане после занятия, выходят и думают: «О, круто». Потом, когда у них возникает желание копнуть глубже, я готова ответить на какие-то их вопросы касательно духовной части. Тогда они уже начинают спрашивать про питание, например.

А как ты сама считаешь, нужно ли сочетать йогу с вегетарианством, веганством, сыроедением?

— Нет такого слова «нужно». Инициатива должна исходить только от самого человека. Но нужно слушать свой организм. Я, например, без мяса уже восемь лет. И я знаю, что мне это подходит. Я чувствую себя хорошо, у меня нет никаких негативных эффектов.

Читайте также:

Но если быть честной, я с детства мясо особо не ела. Поэтому я не могу сказать, что мой отказ от мяса был болезненным. Время пришло, я просто взяла и отказалась. Я тогда еще и йогой не занималась. Но я также знаю людей, у которых, если не поедят мяса, как они говорят, не будет сил. Здесь все зависит еще от пищевых привычек и потребностей организма.

Не должно быть никаких: «Все, я йог, я не ям мяса, я ем только фрукты». Если ты чувствуешь, что хочешь попробовать, просто берешь и пробуешь, потихонечку выводишь сначала красное мясо, потом все остальное, потом рыбу — и смотришь, как оно тебе. Как организм себя чувствует? Обязательно нужно сбалансировать питание. И если ты вывел этот белок, тебе нужно ввести какой-то другой, чтобы ты себя хорошо ощущал.

Бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся

Встречалась ли ты с псевдодуховностью? Когда человек пытается следовать каким-то нормам, но видно, что это неискренне, будто он что-то из себя строит.

— На примере вегетарианства встречаются такие люди. Правильный выбор — он же всегда делается для себя. Вот тебе интересно, чем питаются другие люди? Мне нет. Это личное дело каждого. Когда человек активно показывает, что он не ест мясо, и рассказывает всем, что они едят трупы, это все-таки что-то не то. А есть еще другой вариант извращения. «Вот вы все неправильные, вы все йогу опопсили, фоткаетесь для инстаграма, это все не йога, пойдемте, покажу, как надо». Это история о том, как бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся.

Все сейчас говорят про осознанность, про жизнь в моменте. Что это значит для тебя?

— Для меня осознанность, как это ни смешно… быть в моменте. Осознанность — это когда ты понимаешь, что с тобой происходит. Ты собираешься заорать на кого‑нибудь, и в этот момент ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»

Неосознанность — это когда вообще нет разрыва, нет этого момента выбора, ты сразу с головой кидаешься в эту пучину эмоций, и тебя болтает между этими всплесками, выкидывает то в эйфорию, то в депрессию. Тебя очень легко подцепить любым крючком и легко тобой манипулировать.

Ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»

А как йога помогает выходить на такой уровень сознания, о котором ты говоришь? Твой личный опыт.

— Точно так же, через тело. Вот смотри, ты сегодня была на занятии. Ты позанималась, потом легла и полежала в шавасане. Когда ты потом встала, почувствовала, что что-то изменилось?

Знаешь, я больше чувствовала в процессе. Мне было интересно осознавать, что у меня, оказывается, в плечах все очень сильно зажато, что у меня болит спина. А когда мы лежали в шавасане под конец занятия, было очень круто, офигенное расслабление. Потом я, правда, все равно улетела в какие-то повседневные мысли.

— А это невозможно сделать по щелчку пальцев, ведь шавасана — самая сложная поза йоги:). Но постепенно мы учимся этому. Вот то, что ты говоришь: «У меня здесь зажато». В обычной жизни наше внимание может быть где угодно, но только не в теле. Почему почти у каждого — шея, втянутая в плечи? Поза отражает те проблемы, которые мы создаем у себя в голове.

Когда ты занимаешься йогой, тебе тело начинает давать обратную связь о том, что ты делаешь с собой. Например, если тянешься слишком сильно, делаешь асану, к которой пока не готов, тело через болевые ощущения даст тебе понять, что нужно притормозить. А когда ты стрессуешь, злишься, обижаешься, оно тоже начинает тебе показывать, как ему плохо от этого. И ты начинаешь замечать это и думать: «А зачем я это делаю?»

И тут уже начинается та йога, которая настоящая йога — работа с собой, работа с неосознанными своими реакциями. Ты и в жизни работаешь с этим, и на коврике.

Практики по останавливанию негативного потока мыслей — это какая-то форма медитации? Или элементы из нее? Как ты это делаешь?

— Когда я чувствую, что выхожу из себя, если у меня есть возможность, я стараюсь сесть, закрыть глаза и подышать, например, полное йоговское дыхание. Хотя бы пять минут. То же самое работает с грустью и хандрой. Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании.

Ты же понимаешь, что сейчас ты развенчиваешь миф о вечно счастливом инструкторе по йоге?

— Но ведь все мы живые люди. Я никогда не поддерживала этот миф. Я открыто заявляю, что я по природе своей крайне неуравновешенный человек. И я с этим работаю, и у меня есть сдвиги, их вижу я и мои близкие люди. Значит, нет ничего невозможного и с этим можно и нужно работать.

Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании

Если про инструкторов. Это нормально пробовать нескольких, искать своего?

— Конечно. Если ты приходишь и тебя сразу зажигает, это супер. Но если ты чувствуешь, что что-то не то, возможно, это не твой человек. И это не значит, что это плохой инструктор.

Нужно выбирать не только конкретных инструкторов, но и направления, пробовать разные. Сейчас очень много стилей. Я начинала с йоги Айенгара, и мне вообще не пошло — думала, я там усну. В школе Айенгара очень много внимания уделяется теории, и все очень неспешно. Я сама всегда стараюсь уделять внимание отстройке, но не до такой степени, чтобы все занятие разбирать один треугольник (асану).

Аштанга-йога — более динамичная, они больше внимания уделяют связкам, перетеканию из одной асаны в другую. Хатха, которую я преподаю, — она статичная, здесь идет упор на то, чтобы правильно встать в асану, зафиксироваться и дышать.

Я читала в одном из твоих постов о том, что люди не умеют правильно дышать. А что значит «правильно дышать»?

— В обычной жизни мы дышим очень поверхностно. Есть три типа дыхания — нижнее (животом), среднее (ребрами) и верхнее (грудью). Обычно люди дышат грудью и очень мелко. И еще горбятся дополнительно. Из-за этого нам не хватает кислорода, дыхание не наполняет нас в нужной степени. На занятиях мы как раз учимся дышать, люди узнают, что можно дышать по-разному.

Читайте также:

Я читала мнение, что женщинам с гормональными нарушениями и женскими проблемами надо идти на йогу. Через йогу оно каким-то образом все наладится. Как ты сама относишься этому?

— Я думаю, это, безусловно, правда. Не каким-то образом, а через работу с мышцами. Улучшается кровообращение всех органов, в том числе тех, которые нас интересуют. Идет воздействие на мышечный корсет, на сам орган. Это я абстрактно говорю, если без упоминания конкретных заболеваний.

Кроме того, девочки, готовясь к родам, приходят на йогу для беременных. И там учат правильному дыханию, как «продышать» боль, и это тоже работает. В Краснодаре это пока мало развито, но хорошие специалисты есть.

А как вообще появилась аэройога, которую ты преподаешь в студии?

— Она появилась на стыке воздушной акробатики и йоги. Первоначально она была для людей, которые находятся на реабилитации после травм и не могут ходить в обычный класс — так как часть веса тела уходит на гамак, нагрузка не такая сильная. У меня это могут быть очень разные тренировки — и мягкие, и предполагающие очень хорошую растяжку и силу мышц для выполнения.

Ходят ли к тебе на занятия мужчины?

— Да, например, ко мне на занятия ходит мужчина, который занимается тайским боксом. И он всячески респектует йогу за то, что она помогает восстанавливаться после физических нагрузок, улучшает гибкость. Еще есть люди, которые просто хотят попробовать, — все-таки тренд никуда не делся, он всеобъемлющий, не только девочек касается.

Есть ли какие-то физические ограничения для тех, кто хочет заниматься йогой?

— Безусловно, если ты приходишь в группу, о своих ограничениях инструктору надо сказать, если есть грыжи, протрузии — обязательно! Если это ограничение не критично, инструктор скажет вам, чего следует избегать. Но при серьезных травмах может сказать, что вам нельзя ходить в группу. Тогда надо идти на йога-терапию. Йога-терапия — это реабилитационная йога, ей обучают отдельно. Инструкторы знают, как работать с травмированным позвоночником, суставами, как лечить при помощи йоги разные заболевания. Правда, грамотных специалистов в этой области еще меньше, чем в йоге для беременных.

Источник

Оцените статью