Хайнца леммермана учебник риторики тренировка речи с упражнениями
© При использовании прошу давать ссылку на сайт www.ritorika.igro.ru
Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями
Перевод с немецкого С.Т.Бугло
Предисловие к первому изданию (1962)
Предисловие к переработанному изданию (1986)
1. Вводные упражнения — вводные положения
1.1 Вводные упражнения
1.1.2 Речь Диалект
1.1.3 Упражнение в речи
1. Чтение текста
2. Передача смысла
3. Речевое мышление
5. Деловое сообщение
6. Речь, выражающая точку зрения
7. Изучение речей ораторов
1.1.4 Тренировка памяти
1.2 Предварительные положения
1.2.1 Главное о речи
1.2.2 Ответственность оратораопасности риторики
1.2.3 Цели речи — формы речи
2. Техника подготовки
2.1 Общие сведения
2.2 Специальные положения
2.2.1 Ступени подготовки
О сборе собственных материалов
Об отборе материала и его организации
Первая редакция ключевых слов
Окончательная редакция ключевых слов
3. Структура речи
3.1 Общие указания
3.1.1 Исторические сведения
3.1.3 Основное в содержании речи Объективность
Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония
3.1.4 Стиль речи — стиль письма
3.2 О структуре (план речи)
3.3. О стиле речи (формулирование)
3.3.1 Общая часть
3.3.2 О стиле речи оратора
Слова иностранного происхождения а
3.3.3 О стиле предложений
3.4 Риторические средства выражения
Повышение напряжения (климакс)
Кажущееся противоречие (парадокс)
Предупреждение (постановка возражений; пролепсис)
Мнимые вопросы (риторические)
3. 5 Вступление — заключение
3. 5.1 Вступление
Техника использования повода
Техника возбуждения размышления
3. 5. 2 Заключение
3. 6. Примеры речей с их анализом
3.7 Речь по специальному поводу
3.7.1 Рамочная речь
3.7.2 Траурная речь
3.7.3 Торжественная речь
3.7.4 Речь в дружеском кругу
Произнесение речи (как держать речь)
4.1 Оратор и помещение для выступления
4.1.1 Обзор помещения для выступления
4.1.2 Речь под открытым небом
4.1.3 Кафедра оратора
4.1.4 Пользование микрофоном
4.1.5 Упорядочение документации
4.2 Оратор и слушатели
4.2.1 Основная установка
4.2.3 Начало речи
4.2.5 Взаимодействие оратора со слушателями
4.2.6 Сопоставление слушателей
4.2.7 Позиция слушателей
4.2.8 О психологии масс
4.2.9 Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере
4.3 Общий опыт и размышления
4.3.1 Выступление оратора
4.3.3 Речевое мышление вместо чтения текста
4.3.5 Особые приемы ораторского искусства
4.3.6 Помехи произнесению речи (актерская лихорадка)
4.3.8 Громкость речи
4.3.9 Поведение при произнесении речи
4.3.10 Визуальные вспомогательные средства
4.3.11 Критика речи
Указатель некоторых имен, встречающихся в тексте
Предисловие к первому изданию (1962)
В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нужным пальцем в нужное время на нужную клавишу.
Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нужное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сделать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладеет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским искусством позволит только длительная и упорная тренировка речи и мышления.
Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.
Многие люди искренне убеждены, что не могут произносить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я лишен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести более длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое введение в современную риторику. Его назначение — помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Речь идет о наставлении не по художественному чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга — в основном результат опыта и размышлений из педагогической, а также политической и повседневной жизни. Я также опрашивал всевозможные малые, средние и большие «умы» и был удивлен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.
Задача обучающегося ораторскому искусству — не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить несколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по нескольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тщательно и не торопясь прорабатывать важнейшие положения, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу рекомендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выполнять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представляет публику.
Всегда что-нибудь получится, если добавить настойчивость и терпение.
Я благодарен за критические замечания и дополнения.
Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.
Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индустрии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувством ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.
Слово не является ни добром, ни злом; оно может помочь, но может навредить или уничтожить.
«Слово должно быть мостом. Но может быть и стеной» — говорил Альбрехт Геэс.
При работе над этой книгой я соблюдал три принципа, на которые обращали внимание еще античные знатоки риторики: «docere, delectare, movere» — учить, радовать, побуждать.
Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хорошим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.
Лилиенталь-Трупе близ Бремена
май 1962 Хайнц Леммерман
Предисловие к переработанному изданию (1986)
Источник
Хайнца леммермана учебник риторики тренировка речи с упражнениями
Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями
Перевод с немецкого С.Т.Бугло
Содержание
Предисловие к первому изданию (1962)
Предисловие к переработанному изданию (1986)
1. Вводные упражнения – вводные положения
1.1 Вводные упражнения
1.1.2 Речь Диалект
1.1.3 Упражнение в речи
1. Чтение текста
2. Передача смысла
3. Речевое мышление
5. Деловое сообщение
6. Речь, выражающая точку зрения
7. Изучение речей ораторов
1.1.4 Тренировка памяти
1.2 Предварительные положения
1.2.1 Главное о речи
1.2.2 Ответственность оратора-
1.2.3 Цели речи – формы речи
2. Техника подготовки
2.1 Общие сведения
2.2 Специальные положения
2.2.1 Ступени подготовки
О сборе собственных материалов
Об отборе материала и его организации
Первая редакция ключевых слов
Окончательная редакция ключевых слов
3. Структура речи
3.1 Общие указания
3.1.1 Исторические сведения
3.1.3 Основное в содержании речи Объективность
Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония
3.1.4 Стиль речи – стиль письма
3.2 О структуре (план речи)
3.3. О стиле речи (формулирование)
3.3.1 Общая часть
3.3.2 О стиле речи оратора
Слова иностранного происхождения а
3.3.3 О стиле предложений
3.4 Риторические средства выражения
Повышение напряжения (климакс)
Кажущееся противоречие (парадокс)
Предупреждение (постановка возражений; пролепсис)
Мнимые вопросы (риторические)
3. 5 Вступление – заключение
3. 5.1 Вступление
Техника использования повода
Техника возбуждения размышления
3. 5. 2 Заключение
3. 6. Примеры речей с их анализом
3.7 Речь по специальному поводу
3.7.1 Рамочная речь
3.7.2 Траурная речь
3.7.3 Торжественная речь
3.7.4 Речь в дружеском кругу
Произнесение речи (как держать речь)
4.1 Оратор и помещение для выступления
4.1.1 Обзор помещения для выступления
4.1.2 Речь под открытым небом
4.1.3 Кафедра оратора
4.1.4 Пользование микрофоном
4.1.5 Упорядочение документации
4.2 Оратор и слушатели
4.2.1 Основная установка
4.2.3 Начало речи
4.2.5 Взаимодействие оратора со слушателями
4.2.6 Сопоставление слушателей
4.2.7 Позиция слушателей
4.2.8 О психологии масс
4.2.9 Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере
4.3 Общий опыт и размышления
4.3.1 Выступление оратора
4.3.3 Речевое мышление вместо чтения текста
4.3.5 Особые приемы ораторского искусства
4.3.6 Помехи произнесению речи (актерская лихорадка)
4.3.8 Громкость речи
4.3.9 Поведение при произнесении речи
4.3.10 Визуальные вспомогательные средства
4.3.11 Критика речи
Заключительные замечания
Литература
Указатель некоторых имен, встречающихся в тексте
Предисловие к первому изданию (1962)
В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нужным пальцем в нужное время на нужную клавишу.
Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нужное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сделать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладеет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским искусством позволит только длительная и упорная тренировка речи и мышления.
Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.
Многие люди искренне убеждены, что не могут произносить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я лишен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести более длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое введение в современную риторику. Его назначение – помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Речь идет о наставлении не по художественному чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга – в основном результат опыта и размышлений из педагогической, а также политической и повседневной жизни. Я также опрашивал всевозможные малые, средние и большие «умы» и был удивлен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.
Задача обучающегося ораторскому искусству – не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить несколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по нескольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тщательно и не торопясь прорабатывать важнейшие положения, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу рекомендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выполнять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представляет публику.
Всегда что-нибудь получится, если добавить настойчивость и терпение.
Я благодарен за критические замечания и дополнения.
Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.
Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индустрии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувством ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.
Слово не является ни добром, ни злом; оно может помочь, но может навредить или уничтожить.
«Слово должно быть мостом. Но может быть и стеной» – говорил Альбрехт Геэс.
При работе над этой книгой я соблюдал три принципа, на которые обращали внимание еще античные знатоки риторики: «docere, delectare, movere» – учить, радовать, побуждать.
Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хорошим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.
Лилиенталь-Трупе близ Бремена
май 1962 Хайнц Леммерман
Предисловие к переработанному изданию (1986)
Этот учебник написан для школьников, для обучающихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и занятий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи риторики, – а своего рода полезный справочник, обеспечивающий «страховку» в практической риторике.
Источник
Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями
Автор: | Хайнц Леммерман |
Жанры: | Психология , Деловая литература: прочее , Учебники |
Год: | Год издания: 2000г. |
Предлагаемый учебник задуман как систематическое введение в современную риторику. Его назначение – помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме раскрыть железные правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике.Речь идет о наставлении не по художественному чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга – в основном результат опыта и размышлений из педагогической, а также политической и повседневной жизни. Я также опрашивал всевозможные малые, средние и большие умы и был удивлен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика. Каждый, в том числе и школьник, может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться говорить ярко и убедительно, говорить просто о сложном.. Для широкого круга читателей.
Предисловие к первому изданию (1962)
Предисловие к переработанному изданию (1986)
1. Вводные упражнения – вводные положения
1.1 Вводные упражнения
1.1.2 Речь Диалект
1.1.3 Упражнение в речи
1. Чтение текста
2. Передача смысла
3. Речевое мышление
5. Деловое сообщение
6. Речь, выражающая точку зрения
7. Изучение речей ораторов
Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями скачать fb2, epub бесплатно
«Студия благополучия и успеха Наталии Правдиной» новая серия книг, издающихся специально по просьбам многочисленной армии последователей и почитателей таланта Наталии Правдиной – создательницы уникальной системы позитивной трансформации сознания, самого известного в России специалиста древнекитайского учения фэншуй, автора бестселлеров, вышедших миллионными тиражами. Каждая книга нашей новой серии поможет вам освоить уникальный метод обретения успеха, благополучия и счастья – несомненно, главнейших жизненных целей всех людей. Книга «Секреты блистательной богини» посвящена разным аспектам любви. Она поможет вам обучиться искусству относиться к себе так, чтобы вас любили и уважали, стать привлекательной и очаровательной, улучшить и разнообразить свою сексуальную жизнь в любом возрасте, привлечь к себе достойного партнера.
Сборник психоаналитических статей известного философа Жака Лакана:
«Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте».
«Варианты образцового лечения».
«Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда».
«О вопросе, предваряющем любой возможный подход к лечению психоза».
«Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда».
Человек это тайна, жизнь — святыня, любовь — величайший дар. Эти одухотворяющие истины пронизывают две работы Эриха Фромма («Ради любви к жизни», «Может ли человек преобладать?»), объединенные в этом томе. Фромм показывает, что ключ к природе человека лежит в будущем. Жизнь рассматривается как бесконечная авантюра сотворения новых человеческих задатков. Любовь — это чудо самоотречения, она позволяет человеку приобщиться к вечным ценностям, выразить специфически человеческое, раскрыть себя до предела. Человек может преобладать, если он способен выразить свой потенциал. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Игорь Николаевич Калинаускас — психолог, академик МАИСУ, доктор философии в области психологии и соционики, практик повышения эффективности жизни человека в мире. Зачем мы живем? — это вопрос некорректный. Корректно спрашивать не зачем, а как. И в этом случае каждый имеет право на свой ответ. Потому что единственная реальная ценность, которой обладает человек, — это его жизнь, и ею человек вправе распорядиться так, как он хочет. Но чтобы делать это реально, нужно стать хозяином и жизни, и самого себя. То есть научиться грамотно пользоваться тем, что нам дано. Мы получили тело, сознание, душу, чувства, переживания, интуицию… Все проявления духовной природы — видения, сны — нам тоже даны. Не дано только одного — хозяина всего этого. Духовность как деятельность и преображение как ее смысл — и есть рождение человека в качестве хозяина самого себя и своей жизни.
Новая книга Игоря Калинаускаса рассматривает психологические основы человеческого поведения, его «механическую» часть, зависящую от того, каким образом человек воспринимает и перерабатывает информацию и какие поведенческие установки у него при этом формируются. Это научная и в то же время полушутливая картография типов человеческого поведения. Книга предназначена для всех, кто, часто и много общаясь с людьми, хотел бы больше узнать о своих собеседниках, о том, что ими движет. Это практические рекомендации, полезные для родителей, психологов, педагогов, чиновников, бизнесменов и просто общительных людей.
Почему эта книга написана именно для женщин? Потому что мужчины заметно больше, чем женщины, тяготеют к четким формулировкам, они познают мир, разделяя его на понятные им смысловые куски. Мы, женщины, так никогда не поступаем. Похоже, мы рождаемся сразу с готовыми знаниями о мире, с помощью нашей знаменитой женской интуиции мы находим ответ на любой вопрос, стоит только расслабиться…
Книга содержит советы но обеспечению безопасности детей и подростков в условиях современной действительности. Доступная и действенная система обучения детей мерам безопасности на улице, общению с незнакомыми людьми, поведению в нестандартных ситуациях.
Автор — известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».
Подавление и уничтожение любых эмоциональных состояний может привести к эмоциональной тупости человека, поэтому гораздо разумнее постичь внутренние механизмы эмоций, научиться ими управлять и превратить их в призму, через которую мудрый человек видит свое истинное Я. Так, стыд способствует развитию личности, осуществляя надзор за нами изнутри, программируя наше поведение в соответствии с требованиями семьи, общества и культуры. Но с того времени как личность сложилась, она уже не нуждается в постоянном контроле. Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.
Четкое и конкретное «размысливание стыда» на основе специальных вопросов, разработанных автором этой книги, — надежный путь самопознания и различения того, каким человеку хочется казаться, и того, каков он есть согласно собственной Я-концепции. В работе с завистью описанная техника поможет выявлению тех черт нашего характера, на основе которых мы вовлекаемся в безжалостную гонку конкуренции между людьми в обществе, что может привести к потере индивидуальности.
В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю. М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти. Эта книга для тех, кто сознательно хочет избавиться от состояния «зомбирования стыдом и завистью», покончить с переживанием внутренней разорванности и чувством неполноценности, а взамен обрести внутреннюю свободу и радостную гармонию с самим собой и окружающим миром.
Если стоит лето, и в вашей машине нет кондиционера, а вам позарез нужно добраться с юго-восточного направления до города Рино, что в штате Невада, то сперва вы целый день отсыпаетесь в Лас-Вегасе. Потом, не торопясь, ужинаете, дожидаясь, пока зайдет солнце. Упаковываете вещички и выезжаете в пустыню, которая к тому времени уже успевает остыть настолько, что можно не опасаться опалить свою шкуру, а время от времени приходится зябко поеживаться. Всю ночь напролет вы жмете на педали, не видя вокруг ничего, кроме необъятной кромешной тьмы. Убаюкивающую монотонность лишь изредка прерывают аккуратные дорожные указатели, предостерегающие вас от проявления излишнего любопытства по отношению к разбросанным тут и там загадочным сооружениям, хотя на строительство тех были затрачены деньги, изъятые, в частности, и у вас в числе прочих честных налогоплательщиков.
Источник