- Сурья намаскар — приветствие Солнцу
- Упражнения и техника выполнения асан
- Сурья и Чандра Намаскар. В чем разница?
- Виды комплексов Сурья Намаскар. Версия 1.1
- Автор: Киселёв Алексей
- Новая версия статьи 2.0.
- Часть 1. Теория и Классические варианты
- Вступление
- Мантра
- Обзор видов
- Сурья Намаскр школы Дхиренды Брахмачари
- Сурья Намаскар в Аштанга Виньяса Йоге
- Сурья Намаскар Шивананда Йоги
- Сурья Намаскар Бихарской школы Йоги
- Асана
- Осознание чакр (психических центров)
- Солнечные мантры
- Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы
- Цель практики
- Шавасана, как часть практики
- Медицинский взгляд
- Показания
- Противопоказания и ограничения
- Часть 2. Альтернативные практики
- Чандра Намаскар или комплекс «Приветствие Луны»
- Общие сведения
- Чандра Намаскар от Мастера Джитендра Дас www.yogatoday.ru
Сурья намаскар — приветствие Солнцу
Слово Сурья означает «Солнце». Солнце поддерживает своей энергией все живое на земле. Комплекс йоги Сурья намаскар (приветствие Солнцу) предназначена для того, чтобы вы пропитались этой энергией. Сурья намаскар является подготовкой к духовному пробуждению и, как результат — к расширению сознания. Идеальное время для практики Сурья намаскар – восход солнца, наиболее спокойное время, когда атмосфера наполнена солнечными лучами, столь важными для человека.
Прежде чем приступать к этой практике йоги, встаньте, сомкнув стопы, или слегка расставив их, руки свободно опущены вдоль туловища. Закройте глаза и ощутите все свое физическое тело. Затем отрегулируйте свою позу так, чтобы вам было более комфортабельно. Вы готовы, приступайте к практике.
Упражнения и техника выполнения асан
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
No | Строка мантры | Длинный перевод | Короткий перевод |
1 | Ом Храм Митрая Намаха | Поклонение тому, кто любит всех | Другу |
2 | Ом Хрим Равае Намаха | Поклонение тому, кто является причиной всех изменений | Сияющему |
3 | Ом Хрум Сурьяя Намаха | Поклонение тому, кто причина деятельности | Солнцу |
4 | Ом Храим Бханави Намаха | Поклонение тому, кто распространяет свет | Блистающему |
5 | Ом Храум Кхагая Намаха | Поклонение тому, кто движется в небесах | Идущему по небу |
6 | Ом Храха Пушне Намаха | Поклонение тому, кто кормилец всех | Питающему |
7 | Ом Храм Хиранья Гарбхая Намаха | Поклонение тому, кто вмещает всю вселенную | Золотому эмбриону |
8 | Ом Хрим Маричайе Намаха | Поклонение Лучистому | Лучистому |
9 | Ом Хрум Адитьяя Намаха | Поклонение первому среди полубогов | Изначальному |
10 | Ом Храим Савитры Намаха | Поклонение тому, кто создает все | Светилу |
11 | Ом Храум Аркая Намаха | Поклонение Достойному почитания | Яркому |
12 | Ом Храха Бхаскарая Намаха | Поклонение тому, кто является причиной света | Просветителю |
Обзор видов
Сурья Намаскр школы Дхиренды Брахмачари
Встаньте лицом на восток в направлении восходящего солнца. Сложите руки в почтительном приветствии к богу Солнца.
Рис.1 | Встаньте прямо, сложив руки. |
Рис.2 | Затем вытягивайте руки вверх и назад и прогибайтесь, сохраняя ноги прямыми в коленях. |
Рис.3 | Медленно наклонитесь вперед и коснитесь руками земли, а головой коснитесь колен. Выполняя наклон, не сгибайте ноги в коленях. |
Рис.4 | Поднимая тело, максимально вытяните назад левую ногу. При этом максимально раскрывайте грудную клетку. |
Рис.5 | Поднимите руки вверх и прогнитесь назад. |
Рис.6 | Опустите руки и одновременно с этим верните левую ногу в исходное положение. Вытяните назад правую ногу. |
Рис.7 | Снова поднимите руки вверх и прогнитесь, максимально раскрывая грудную клетку. |
Рис.8 | Опустите обе руки на землю и вместе с тем вытяните левую ногу назад. Ягодицы тянутся вверх, а все тело остается напряженным и неподвижным. Прогните спину и удерживайте тело на руках и ногах. |
Рис.9 | Опуститесь вниз. Вес тела целиком поддерживается на ладонях согнутых рук и пальцах ног. |
Рис.10 | Выпрямляя руки, максимально прогибаемся, раскрываем грудную клетку и уводим голову назад. Тело по-прежнему удерживается на ладонях и пальцах ног. |
Рис.11 | Прыжком верните ноги к рукам. Складываемся в наклоне, ноги абсолютно выпрямлены, голова покоится на коленях. |
Рис.12 | Встаньте в стойку с руками сложенными перед грудью, как в самом начале. |
Сурья Намаскар в Аштанга Виньяса Йоге
Выполняется в начале комплекса Аштанга Виньяса Йоги как разминка и разогрев. Бывает двух вариантов:
Если выполнять в полном варианте, то этот вид приветствия имеет ряд отличий:
- Специальное дыхание – Уджджайи.
- Переход из Уттанасаны в Чатуранга Дандасану и из Собаки мордой вниз в Уттанасану происходит прыжком, а не шагом.
- Руки поднимаются и опускаются через стороны.
В варианте А на Шат и в варианте В на Чатурдаша происходит удержание собаки мордой вниз в течение пяти циклов дыхания.
Сурья Намаскар Шивананда Йоги
Существуют усложнения этого комплекса. Например, в позе 4 и 9 прогиб с отведением рук вверх и назад.
Традиционно выполняется 12 раз. И при каждом возвращении в пранамасану пропевается следующая строка мантры
Сурья Намаскар Бихарской школы Йоги
Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923, с 1942 по 1954 был учеников Свами Шивананды, а в начале 1964 года основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.
От предыдущего комплекса отличается одной асаной – вместо Ардха Чатуранга Дандасаны (Планки) выполняется Собака мордой вниз.
Стадии освоения и усложнения практики:
- разучиваем асаны
- добавляем пранаяму — специальное дыхание
- осознаём чакры
- пропеваем мантры
- биджа мантры — при быстром выполнении сурья намаскара или сложности запоминания
- 12 имён солнцу
Асана
№ | Название и описание |
Рис.1 | Пранамасана или «поза молящегося». Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди. |
Рис.2 | Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на кривизну верхней части спины. |
Рис.3 | Падахастасана или «поза голова к ногам». Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног. |
Рис.4 | Ашва санчаланасана или «поза всадника». Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра. |
Рис.5 | Парватасана или «поза горы». Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи. |
Рис.6 | Аштанга намаскарасана. или «приветствие восемью членами тела» Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины. |
Рис.7 | Бхуджангасана или «поза змеи». Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед. |
Рис.8 | Парватасана или «поза горы». Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу. |
Рис.9 | Ашва санчаланасана или «поза всадника». Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану. |
Рис.10 | Падахастасана или «поза голова к ногам». Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану. |
Рис.11 | Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану. |
Рис.12 | Пранамасана или «поза молящегося». Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе 1. |
Осознание чакр (психических центров)
В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Их расположение:
- Муладхара — у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у женщин — в точности за шейкой матки. Цвет чакры — красный.
- Свадхистана — в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения — в точности поверх лобковой кости впереди тела. Цвет чакры — оранжевый.
- Манипура — на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения — сам пупок. Цвет чакры — жёлтый.
- Анахата — на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения — грудная кость. Цвет чакры — зелёный.
- Вишудх а- на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения — гортанная ямка. Цвет чакры — голубой.
- Аджна — на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, т.е. в центре головы. Точка наблюдения — межбровный центр. Цвет чакры — синий (или фиолетовый).
- Сахасрара — область макушки. Цвет чакры — феолетовый (или белый).
Концентрация происходит в следующем порядке:
- Пранамасана — анахата
- Хаста уттанасана — вишудха
- Падахастасана — свадхистана
- Ашва санчаланасана — аджна
- Парватасана — вишудха
- Аштанга намаскара — манипура
- Бхуджангасана — свадхистана
В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию.
Солнечные мантры
Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы
Мантра | Чакра | Дыхание | |||
Произношение | Значение | Но | Расположение | Цвет | |
Ом Храм Митрая Намаха | Другу | 4 | Центр грудины | Зеленый | выдох |
Ом Хрим Равае Намаха | Сияющему | 5 | Горло, ключичная впадина | Синий | вдох |
Ом Хрум Сурьяя Намаха | Солнцу | 3 | Солнечное сплетение | Желтый | выдох |
Ом Храим Бханаве Намаха | Блистающему | 2 | Лобковая кость, крестец | Ораньжевый | вдох |
Ом Храум Кхагайя Намаха | Идущему по небу | 6 | Точка межбровья | Фиолетовый | выдох |
Ом Храха Пушне Намаха | Питающему | 1 | Основание позвоночника | Красный | вдох-выдох |
Ом Храм Хиранья Гарбхая Намаха | Золотому эмбриону | 1 | Основание позвоночника | Красный | вдох |
Ом Хрим Маричайе Намаха | Лучистому | 6 | Точка межбровья | Фиолетовый | выдох |
Ом Хрум Адитьяя Намаха | Изначальному | 2 | Лобковая кость, крестец | Ораньжевый | вдох |
Ом Храим Савитры Намах | Светилу | 3 | Солнечное сплетение | Желтый | выдох |
Ом Храум Аркая Намаха | Яркому | 5 | Горло, ключичная впадина | Синий | вдох |
Ом Храха Бхаскарая Намаха | Просветителю | 4 | Центр грудины | Зеленый | выдох |
Когда визуализировать цвет становится просто, начинаем представлять чакры как цветы с лепестками и продолжаем произносить мантры.
Выполняется 108 раз на каждую ногу (108 кругов). После садимся, читаем Гаятри мантру и визуализируем над собой белый свет (слияние цветов всех чакр).
Текст Гаятри мантры:
Звучание | Перевод | om bhur bhuvah svah tat savitur varenyam bhargo devasya dhimahi dhiyo yo nah pracodayat | ом бхур бхувах сваха тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йо нах прачодаят | В трёх мирах (бхур, бхувах, сваха = мир материального, астрального и света) направим наши мысли к свету, ведущему нас по духовному пути |
Особенности:
Поскольку этот комплекс повторяется многократно, то некоторые асаны упрощаются. Выпад выполняется с постановкой задней ноги на колено, а вместо чатуранги используется аштанганамаскара асана.
В таком виде комплекс Сурья Намаскар похож на буддистские простирания: в которых тоже читаются мантра, визуализируется дерево преемственности, и совершаются движения телом.
Цель практики
- почитание солнца
- увеличение гибкости
- разминка и разогрев тела
- улучшается циркуляция крови и лимфы. Укрепляются сердечные мускулы. Тренируются кровеносные сосуды, в том числе головного мозга, путём чередования положения головой вверх и положения головой вниз
- если добавлять мантры и визуализации, происходит тренировка концентрации на всех трёх каналах восприятия: кинестетическом – позы, аудиальном – мантры, визуальном – чакры и цвета
- очищение энергетических каналов
Шавасана, как часть практики
После комплекса лучше полежать в Шавасане (позе трупа). Ложимся на спину в симметричную позу с чуть разведёнными руками и ногами. Руки кладём ладонями вверх. Стараемся расслабить всё тело.
Медицинский взгляд
Показания
Противопоказания и ограничения
- Людям с сильно повышенным давлением — следует перед началом практики посоветоваться со специалистом — поскольку в комплексе встречаются положения с головой ниже таза (наклон и собака мордой вниз), повышающие давление
- Людям со слабым сердцем, пожилым — выполнение комплекса в быстром темпе, особенно если его выполнение сложно практикующему, может сильно ускорить сердцебиение и тоже спровоцировать повышение давления и перегрузить сердце
- При клапанах сердца — нельзя принимать положения с головой ниже таза
- При повышенной температуре и острых воспалительных заболеваниях
- В течении нескольких месяцев после полостных операций
- Во время беременности — нельзя давить на живот
- В случае грыжи, протрузии или корешкового синдрома — наклоны и прогибы должны выполняться с амплитудой не приводящей к боли. Особенно аккуратным надо быть с положением Собаки Мордой Вверх
- Болезненные месячные, если это мешает практике
Часть 2. Альтернативные практики
Чандра Намаскар или комплекс «Приветствие Луны»
Общие сведения
Чаще всего содержит 14 позиций, которые соотносятся с четырнадцатью лунными фазами. В лунном календаре 14 дней до полнолуния известны как «2 яркие недели», 14 дней после полнолуния как «2 темные недели». Выполняется либо до восхода, либо после захода солнца по направлению к луне. Можно выполнять с мантрой:
No | Строка мантры | Значение строки |
1 | Ом Камешварайя Намаха | приветствуем исполняющего желания |
2 | Ом Бхагамалиньяйя Намаха | поклоняемся ему, увешенному гирляндами благополучия |
3 | Ом Нильяклиннаяйя Намаха | поклоняемся сострадательному |
4 | Ом Бхерундайяйя Намаха | поклоняемся сильнейшему |
5 | Ом Вахнивасиньяйя Намаха | приветствуем существующую в огне |
6 | Ом Ваджрешварайя Намаха | приветствуем носящего ваджру (молнию), украшенную алмазным орнаментом |
7 | Ом Датьяйя Намаха | поклоняемся той, кто получает вести от самого Шивы |
8 | Ом Тваритаяйя Намаха | приветствуем быстрейшего |
9 | Ом Каласундарайя Намаха | приветствуем уважаемого и притягательного |
10 | Ом Нитьяйя Намаха | поклоняемся Вечному |
11 | Ом Нилапатакиньяйя Намаха | приветствуем носящего голубые одеяния |
12 | Ом Виджайяйяя Намаха | приветствуем победоносного |
13 | Ом Сарвамангалайя Намаха | поклоняемся источнику удачи и благополучия |
14 | Ом Джваламалиньяйя Намаха | приветствуем защищённого ярким пламенем |
Чандра Намаскар от Мастера Джитендра Дас www.yogatoday.ru
Позы 5 и 8 переходные между асанами и без мантры.
Источник