- Как подготовиться к проведению первого занятия по хатха-йоге? А. Смирнова
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Ссылки
- —Музыка
- —Новости
- —Видео
- —Фотоальбом
- —Я — фотограф
- Вечерние гости-йоги)
- —Стена
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Основные важные моменты в хатха йоге. Вячеслав Смирнов (врач по образованию).
- Текст книги «Йога»
- Автор книги: Вячеслав Смирнов
- Жанр: Эзотерика, Религия
Как подготовиться к проведению первого занятия по хатха-йоге? А. Смирнова
П одготовка к первому занятию по хатха-йоге – это как прыжок в неизвестность. Беспокойный ум постоянно создает страхи и сомнения, появляется неуверенность в себе и своем выборе. Ожидание первого занятия – более трудоемкий и эмоционально насыщенный процесс, чем само первое занятие. Именно поэтому я считаю, что искренняя вера в необходимость делиться своими знаниями с людьми – лучшая опора в начале преподавания. Нужен мощный фундамент, на который всегда можно опереться, когда одолевают сомнения. Искренний, альтруистический посыл и желание делиться могут стать этой опорой.
Готовясь к первому занятию, не стоит возлагать на это занятие завышенных ожиданий. Может прийти не то количество людей, сколько ожидаешь. Может не так получиться даже самая простая асана. Может что-то пойти не по плану или кто-то остаться недовольным. Может произойти все что угодно. Необходимо здраво и адекватно оценивать свои силы и возможные вмешательства сил иных. Не корить себя за допущенные ошибки. Все происходящее с нами дается нам для получения опыта. Опыт необходим для развития и роста. Практика йоги – она в голове, и по моему мнению, первое, что надо сделать – это проработать и создать в голове устойчивое намерение и спокойно относиться к происходящему.
Далее можно начинать составлять сам комплекс. Важно учитывать несколько основных принципов:
1. Выполнение асан на разогретое тело. При построении занятия необходимо уделить достаточно внимания разогреву.
2. Соблюдать принцип от «простого» к «сложному». В группе для начинающих давать простые асаны и обязательно знать варианты упрощений к ним. По мере занятий увеличивать нагрузку, давать усложнения и добавлять статические варианты.
3. Важно соблюдать принцип компенсации. После наклонов – прогибы, после напряжения – расслабление. Необходимо знать основные принципы компенсации, чтобы в любой ситуации была возможность создания гармоничной и эффективной практики.
4. Во время занятий прорабатывать все направления подвижности суставов. Этот принцип надо учитывать и во время разминки, и во время основной практики.
5. Не давать длинные последовательности. Это может утомить занимающихся и запутать начинающего преподавателя.
6. Не рекомендуется править учеников руками. Это индивидуальная рекомендация, но я с ней согласна. Лучше проработать собственную речь для понятного и грамотного объяснения занимающимся ожидаемого эффекта от асаны. Внешний вид поставленной асаны не демонстрирует ощущений человека. А внимание должно быть сфокусировано как раз на ощущениях.
Структура занятия. Для начинающих не рекомендуют занятия продолжительностью более 90 минут. В это время входят:
1. Настройка на практику. Тут можно рассказать, какой будет практика, использовать несколько фраз о расслаблении и успокоении, предложить настроиться на дыхание. Главное, чтобы настроились слушать ваш голос и чувствовали себя комфортно в зале.
2. Разминка. Разминка очень важна в практике. Тело должно быть полностью разогрето для предотвращения травм и растяжений. В разминке хорошо использовать суставную гимнастику «Сукшма Вьяяма» стоя, сидя, лежа. Использовать несложные виньясы.
3. Основной блок. Асаны выполняются от нижней части к верхней. Обязательна работа с позвоночником (сгибание, разгибание, скручивание, вытяжение). Сначала проработка периферии. Удобно давать асаны в порядке: стоя, лежа на животе, лежа на спине, сидя, чтобы не было лишних движений для изменения положения тела в пространстве, и практика была гармоничнее. Статики давать немного и непродолжительно. Максимум на 3-5 циклов дыхания.
4. Перевернутые асаны. Халасана, Сарвангасана. Это основные перевернутые асаны в классах по хатха-йоге. Начинающим, возможно, будет непросто их выполнить. Им стоит предложить пропсы или просто полежать у стены с поднятыми ногами. Если есть противопоказания, то хорошо предложить либо выполнение шавасаны раньше, либо дать свободу действий на время перевернутых асан. Это позволит занимающимся выполнить те асаны, которые им захочется.
5. Шавасана. Сначала идет подготовка к шавасане. Занимающимся предлагаем одеться или укрыться пледом и разложить тело для отдыха. Затем выполняется вход в шавасану. Рекомендуем напрячь все тело на цикл дыхания и расслабиться. Начинаем проговаривать части тела от периферии, способствуя психологической релаксации. Визуализация приятного и расслабляющего. После проговаривания оставляем занимающихся в тишине для наблюдения за собственным состоянием. Затем следует выход из шавасаны. Медленно проговаривая процесс выхода из асаны, предлагаем присесть в удобную позу с прямой спиной. Посвящаем заслуги и возвращаем внимание к внешнему. В конце занятия обязательно благодарим занимающихся.
6. Очень хорошо заранее подготовить полный конспект занятия и, опираясь на него, несколько раз провести практику самостоятельно, чтобы быть готовым и физически, и на уровне речи. Этот конспект можно держать при себе некоторое время как якорь. В начинающих группах необходимо уделять повышенное внимание к занимающимся и предупреждать их о травмобезопасности и противопоказаниях, главное – в позитивном ключе.
7. Со временем все, кто находится на своем месте, обязательно станут хорошими преподавателями. «Дорога возникает под шагами идущего». ОМ!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- О личном (627)
- ФОТО (512)
- мои фоторепортажи (28)
- Люди и судьбы. (503)
- ВИДЕО,кино (474)
- Всё о ГРУЗИИ. (424)
- ЙОГА (408)
- Йога в повседневной жизни. (7)
- Белый треугольник (3)
- БУДДИЗМ (402)
- Учение (13)
- Символика (4)
- Литература,философия,книги (386)
- ЗДОРОВЬЕ,медицина. (323)
- Массаж (26)
- Народная медицина. (12)
- Метафизические причины заболеваний (12)
- УЧИТЕЛЯ. (264)
- Дза Раньяк Патрул Ринпоче (9)
- Парамханс Шри Свами Махешварананда (7)
- Шри Шри Рави Шанкар (4)
- МУЗЫКА (244)
- Искусство, творчество. (202)
- ВОКРУГ СВЕТА. (197)
- КУЛИНАРИЯ. (179)
- Животные. (155)
- ЮМОР (145)
- Очевидное-невероятное. (126)
- Cайты. (108)
- ДНЕВНИК,КОМПЬЮТЕР (107)
- Астрология,гороскопы,гадания. (103)
- РУКОТВОРЧЕСТВО. (89)
- ПОДЕЛКИ. (10)
- ВЫШИВКА (6)
- ВЯЗАНИЕ. (2)
- ХРИСТИАНСТВО. (88)
- Растения (74)
- Творчество друзей. (73)
- Дамское 🙂 (71)
- Кошкин Дом) (68)
- ПРИТЧИ (59)
- ИНДУИЗМ (50)
- Все о вегетарианстве. (38)
- Тесты. (38)
- Флеш-игры (34)
- Боевые искусства. (20)
- Календарь (10)
- ДОМОСТРОЙ. (1)
—Цитатник
Художник Зенюк Ирина. Мир синих котов. Лукоморье. Ирина Зенюк (Рина З.) родилась и жи.
Озвучка текста онлайн Всем здравствуйте. Для начала послушайте аудиозапись ниже. )) .
Вышивка крестиком №5 2020 Издательство: ИД Бypдa Язык: русский «Вышивка крестико.
Процветание. Динамика тора: фильм и визуальная медитация ЭТОТ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ …. .
✨ Звезды в «Музыкальной гостиной» «*Греческий соловей* Демис Руссос» .
—Ссылки
—Музыка
—Новости
—Видео
—Фотоальбом
—Я — фотограф
Вечерние гости-йоги)
—Стена
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Основные важные моменты в хатха йоге. Вячеслав Смирнов (врач по образованию).
Основные важные моменты в хатха йоге. Вячеслав Смирнов.
Часто слышу,чтобы обращались к врачам с вопросами показана ли конкретному человеку йога. А что они знают,если никогда йогу в глаза не видели? Вот такой доктор точно посоветует как надо!
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Вячеслав Смирнов — один из тех людей, которые вызывают симпатию, даже не успев ничего сказать. То ли внутренний свет такой яркий, то ли типаж в комбинации с улыбкой имеют такой эффект. А если к этому добавить некоторые факты из его биографии — хочется следовать многому из того, о чем он говорит на своих семинарах. Дело в том, что в детстве Слава очень интенсивно болел, и порой серьезно настолько, что врачи не давали утешительных прогнозов. Решив самостоятельно преодолеть происходящее, он начал искать и пробовать. Сначала единоборства, потом цигун и тайцзи-цюань, а потом получил два высших медицинских образования, параллельно познавая йогу. Все это, испробованное на себе, привело к решению проблем, считавшихся нерешаемыми. Так, путем эксперимента и борьбы он стал врачом и преподавателем йоги на Украине. Более того, как подобает волевым сильным людям, — Чемпионом Мира по йога-спорту. И все, что он говорит и советует — не просто информация, извлеченная из книг и высказываний разных мастеров. Это то, что работает. Потому что испробовано на самом себе.
Давайте знакомиться. В третьем лице говорить о себе как-то сложно, поэтому просто представлюсь: Вячеслав Смирнов, врач, преподаю йогу и смежные дисциплины уже более 10 лет, чемпион Мира 2004 года по йога-спорту в номинации «парная артистик-йога». Сначала были боевые искусства, потом появилась йога. В своё время не раз имел хорошие шансы умереть по разным причинам, но с этим как-то не сложилось. Однако, здоровье после всех приключений требовало капитального ремонта, что и послужило толчком к тренировкам. После всего того, чем перезанимался, осталось две большие любви: тай-цзи и хатха-йога. Как ещё один способ творческого самовыражения — медицина, преимущественно рефлексотерапия.
Так уж вышло, что всё это постепенно слилось во что-то достаточно целостное (во многом под влиянием большого количества уникальных людей, которых посчастливилось встретить по жизни). Соответственно, тот вариант практики, который сложился на данный момент — синтез тех рабочих вещей, которые мне удалось найти, и которые удачно дополняют и развивают друг друга. Плюс к этому некоторые свои наработки. В любом случае, всё то, что можно будет найти здесь — это мой опыт, а ни в коем случае не попытка сказать, что всё должно обязательно быть именно так.
Мой подход как инструктора строится на том твёрдом убеждении, что у каждого из нас есть свой собственный и неповторимый путь. И идти по нему мы начинаем только тогда, когда сходим с чужого, создавая свой собственный. Как говорил один из патриархов т.н. «внутренних» стилей ушу: «Перенять метод легко, превзойти метод сложно. Но превзойти метод-это, прежде всего». Соответственно, я изначально ориентирую тех, кто занимается у меня, на поиск собственного стиля практики, предоставляя для этого те ключи, которые смог найти сам.
Идея этого проекта — просто показать один из возможных вариантов того, как всё может строиться, и ещё одна попытка создать возможность для свободного обмена опытом.Источник
Текст книги «Йога»
Автор книги: Вячеслав Смирнов
Жанр: Эзотерика, Религия
Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)
Общие принципы отстройки тренировочной практики
Система занятий йогой, описанная в этой книге, учитывает как опыт, накопленный мастерами древности, так и опыт новых эффективных направлений в медицине. Не упущены из внимания и достижения современных психотехник. Целенаправленная практика подобного рода дает человеку возможность осознанно развиваться и становиться самодостаточным. Каждый способен, именно самостоятельно, развить и максимально оптимизировать те стороны своей личности, которые необходимы ему в его собственных условиях жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Йога зарождалась и развивалась в совершенно иных условиях, абсолютно отличных от тех, в которых мы живем сейчас, и попытка слепо копировать те правила и практики, описания которых можно встретить в текстах издревле дошедших до нас, приведет или к неудаче, или, в лучшем случае, может значительно затруднить какое-либо развитие.
С другой стороны, просто проигнорировать опыт тысячелетий было бы, по меньшей мере, расточительной глупостью – древние были исключительно практичными людьми, и у них просто не было ни физических ресурсов, ни времени, ни даже сил и энергии на излишества. Поэтому наша задача – максимально адаптировать к нашим климатическим и психологическим особенностям и к нашему ритму жизни в целом, те исключительно эффективные практики, которые пришли к нам из древности.
О йоге сказано и написано уже столько, что останавливаться на том, что это такое и зачем это вообще нужно, вряд ли целесообразно. Йога – это древняя и универсальная система, и цель ее практики у каждого человека своя, а, соответственно, и определение практики йоги будет для каждого человека своим.
Здесь, в этой работе, мы постарались максимально четко выделить ее прикладной аспект, определить то, что действительно делает практику универсальной, независимо от того, для чего человек ее использует. Поэтому все, что вы здесь встретите, носит исключительно прикладной, практический характер и это проверено в течение достаточно продолжительного периода времени большим количеством практикующих.
И еще одно. До сих пор, в том числе в самых известных классических трудах по йога-терапии, все практики, которые рекомендовались при тех или иных заболеваниях, давались в виде рецептов: если у вас такая-то проблема, надо делать вот это, и т.п. При этом не просматриваются системы и зачастую эти работы не являются универсальными. Здесь мы постарались, как можно четче сформулировать принципы, на основании которых каждый человек сможет создать для себя программу полной реабилитации, с учетом всех своих особенностей. Поэтому давайте сразу перейдем к делу.
В одном из самых эффективных направлений практической психологии – НЛП (нейро-лингвистическое программирование), – в качестве основного принципа достижения успеха в любом виде деятельности особенно выделяется принцип четкой постановки цели . И действительно, если мы что-нибудь делаем, а цель лишь подразумевается, то процесс деятельности становится более хаотичным, а результаты – более отдаленными. То же самое происходит и с нашей практикой. Если перед тренировкой нет четкого ощущения того, ради чего, собственно, мы сейчас будем работать, тогда много свободной энергии, «раскрученной» нами в процессе практики, уйдет в никуда. Цель – своего рода стержень, собирающий вокруг себя Силу. Четкое формирование цели при достаточно свободном подходе, оказывает на практику «отстраивающий» эффект, а сама практика становится более компактной, плотной и мощной. Цели могут быть разные: «тактические» (решение текущих, возникающих по ходу жизни проблем) и «стратегические» (долгосрочные цели, обозначающие именно то, ради чего мы и трудимся). Образ цели должен быть предельно четким и ярким, содержащим максимум информации от всех анализаторов. Техник формирования образа цели и ввода его в структуру может быть много. Главное – чтобы для вас этот образ был живым, он должен «улыбаться» вам.
Общий алгоритм тренировочной практики
Любая практика будет максимально целостной и эффективной, только в том случае если в ней задействованы все компоненты человеческого существа. Изначально тренировка – это активный процесс. Активно тело, активно дыхание, активно внимание. Полный тренировочный цикл проходит 3 основные фазы, или уровня активности.
Начиная двигаться, мы активизируем работу тела, дыхания и внимания, и каждый последующий компонент является управляющим по отношению к предыдущему.
В процессе тренировки, по мере наполнения объемов энергоструктуры, постепенно появляется ощущение необходимости остановки. Тело постепенно замирает, движение уходит вглубь, следовательно, движение внимания и дыхания акцентируется еще больше. Постепенно дыхание замедляется и замирает, активность уходит еще глубже – в сферу внимания. То, что вначале двигало 3 компонента, теперь сосредоточено в работе одного. Внимание постепенно уплотняется, его движение замирает. Общая активность достигает своего пика – точечной концентрации внимания, когда потенциально огромный объем сфокусирован в одной точке. После чего – взрыв, полная расфокусировка, точка растекается по бесконечности, (как сказано в классических даосских текстах: «Вещи и явления, достигая своего предела, переходят в свою противоположность.») Постепенно фаза растворения исчерпывает себя, мы «собираемся» и выходим из Пустоты, но уже с другой стороны.
Теперь – очень примерный алгоритм отстройки тренировочной практики для тех, кто занимается йогой или другими смежными технологиями.
0 уровень: формирование цели и ее введение в систему
Существует множество техник, их гораздо проще показать, чем объяснить в книге. Самое главное, что нужно понять не только на уровне ума, но и на уровне тела – это что же именно мы хотим. Тело должно знать, ради чего, собственно, ему предстоит работать. Это должны быть максимально четкие ощущения, реальные образы, в которые мы стараемся вложить максимум информации: зрительной, слуховой, тактильной, и просто – знание… С этого начинается рост осознанности, так мы учимся осознанному прохождению через жизнь.
Принципиально важный момент – вход в тренировку. Уже говорилось о том, что состояние формирует технику, путь «наоборот» занимает гораздо больше времени. Йога – древняя шиваистская практика, чтобы войти в это состояние удобно использовать традиционные, классические ключи. Одна из ключевых шиваистских формул – ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ. («Все во вселенной – проявление Шивы»). Звук «х» скорее обозначается, нежели произносится. Стоит поэкспериментировать с произношением: вслух или про себя, с тембром и т.п.
И еще один момент. В одном из классических трактатов «Виджняна бхайрава тантра», – сборнике классических созерцательных техник, в Тантре есть масса интересных фрагментов. Для входа в тренировку, а также для достаточно глубокой проработки удобно использовать следующее:
Шлока 22: Считай, что пространство, занятое твоей теперешней формой, беспредельно вместительно.
Шлока 23: Ощути свою субстанцию: кости, плоть, кровь – пропитанные Единой Жизнью, эссенцией Космоса.
Шлока 24: Предположи, что тело твое – пустая комната со стенами из кожи, что сам ты – пустота.
Когда появляется живое ощущение насыщенной пустотности тела, значительно возрастают и глубина и качество проработки структуры, а очищающий эффект тренировки в таком состоянии более выражен, так проще «выцепить» и «разрядить» патологические блоки в энергетической структуре.
1 уровень активности: активность тела, дыхания, внимания
Для того чтобы отстроить новые компоненты чего-либо, необходим строительный материал, в нашем случае – свободная энергия, причем в максимально доступном объеме и максимально подконтрольная нашей воле – для удаления старых отработанных конструкций, растворения старых границ, общей очистки, повышения «прозрачности» структуры и т.д. Выраженным эффектом очищения и повышения общей потоковой плотности обладают динамические практики (такие как сурья намаскар, например, и подобных коротких, емких и жестких динамических последовательностей можно сконструировать достаточно много: чередование прогибов, вытягиваний и жесткой динамики очень радикально повышает плотность осевых потоков и связанных с ними), прогибы – особенно мосты во всех их вариациях, «маятники» и асаны по типу скрученного упора-прогиба ( эка-пада-коундиньясана ) работают аналогично. Таким образом 1фаза – повышение общей потоковой плотности и растворение старых структур. Особое место в общем «раскрытии» системы стоит отвести шпагатам. Проработка шпагатов и их вариаций обычно проводится с более-менее длительными фазами входа и фиксации в асане, они как бы растворяют старые границы, открывая структуру окружающему пространству, растворяя ее в окружающем мире, обновляя и восстанавливая ее. Схем движения внимания и дыхания в шпагатах может быть достаточно много.
Однако такое состояние для системы не является нормальным. «Растянутый» объем стремится вернуться к исходному состоянию, поэтому появляется необходимость в фиксации наработанных новых границ и объемов. Для этого удобно использовать асаны по типу «1или2ноги за головой» во всех их разновидностях. Это – 2 фаза. Не забываем о том, что кроме тела должны работать также дыхание и внимание. Очень удобно для усиления эффекта структурированности суммарного потока использовать такую схему движения дыхания и внимания в асане: вначале выводим силу на периферию для фиксации наработанного объема – вдох из зоны растягивающегося тазобедренного сустава и копчика в голову, выдох на периферию по ноге в растягивающийся тазобедренный сустав и копчик и дальше снова по кругу; после какого-то количества таких циклов – наоборот, «продышав» периферию, стягиваем силу в центр – вдох: из тазобедренного сустава-по ноге-в голову, выдох: вдоль позвоночника-в копчик. Позже отдельно пойдет речь о движении внимания и дыхания внутри объема тела и за ним.
3 фаза. Даже при наличии четких границ системе необходим «стержень», ось, вокруг которой будет собираться и упорядочиваться Сила, иначе собранная конструкция не будет достаточно устойчивой. Для этого удобно использовать асаны по типу «1-2 ноги под мышкой».
4 фаза – окончательное упорядочивание, концентрация и окончательное распределение по структуре собранной Силы, это своего рода точка-центр внутри сферы, и от тренировки к тренировке центр становится все более устойчивым, сфера – объемнее, прозрачнее и прочнее.
Фазы могут сменять друг друга в течение одной тренировки, и общий алгоритм может быть таким: блок динамики с прогибами или шпагатами – блок асан с 1-2 ногой за головой – прогибы – блок асан с ногой под мышкой – прогибы – «лотосовая» работа. Прогибы целесообразно вставлять между блоками для заполнения отстроенной конструкции свежей Силой, это позволит постоянно поддерживать максимально заполненное состояние структуры. Также между блоками целесообразно вставлять перевернутые асаны, обладающие эффектом «випарита-карани».
Кроме того, последовательность элементов – шпагаты – нога за головой – нога под мышкой – полулотосы и лотосы – является оптимальной в смысле проработки тазобедренных и коленных суставов.
Целесообразно так выстраивать тренировки по времени, чтобы во время одной тренировки максимально прорабатывалась 1-я фаза, а остальные – просто обозначались, во второй – максимально прорабатывалась 2-я фаза и т.д. Так мы последовательно и циклично отстраиваем структуру.
Естественно, это лишь примерная схема, которую удобно использовать до того момента, пока не появится четкое понимание того, какого именно качества нам сейчас не хватает, и с этого момента будет оптимальным ориентироваться на возникающие ощущения.
Использование комбинированных элементов (по типу: нога за головой + нога под мышкой), полулотосовых (нога под мышкой или за головой) во всех их вариантах а также мостовых маятников – позволяет существенно сократить время на собственно тренировку, при этом суммарная силовая насыщенность может быть значительно больше.
Однако для того, чтобы пройти полноценную трансформацию в каждой из фаз за короткое время, энергоструктура должна быть достаточно прозрачной, текучей и осознанной, иначе возможны серьезные неприятности.
Достаточно важный момент – техника и время удержания стоек на голове и на плечах. Дело в том, что площадь суставных поверхностей в шейном отделе позвоночника очень маленькая, и при длительном удержании стоек на голове на них оказывается избыточное давление, и внутренние поверхности суставов разрастаются – расходятся в стороны, – таким образом, суставы компенсируют избыточное давление, сдавливая вместе с тем артерии, питающие мозжечок и затылочные доли мозга. Развивающиеся вследствие этого изменения носят, как правило, необратимый характер, и последствия бывают очень грустные – развивается стойкое нарушение мозгового кровообращения и т.п. Неправильное выполнение стоек на плечах обычно вызывает разбалтывание шейного отдела позвоночника, что тоже бывает очень неприятно. Для того чтобы этого не случилось, желательно обращать внимание на следующие моменты:
– До тех пор, пока скелет не адаптируется к специфичным нагрузкам, следует выполнять «трехточечную» стойку на голове с опорой на руки и макушку только как переходный элемент без особой фиксации.
– Стойка с опорой на предплечья снимает большую часть нагрузки с шеи, но все-таки время фиксации нужно наращивать очень постепенно.
– В стойке на плечах важно также максимально разгружать позвоночник, не накатываясь на голову, а фиксируя вес именно на плечах.
И еще один принципиальный момент – любые сжатия позвоночника, да и суставов вообще, должны чередоваться с их растяжением, «расширением», и наоборот. Закачивая дыханием в асане, растягивающиеся участки суставно-связочного аппарата, мы создаем эффект, похожий на расширение костей, связок и суставов, их «набухание». Последующим напряжением мышц мы как бы обжимаем их и вдавливаем энергию внутрь, фиксируем ее ближе к осям, но и оставлять все в сжатом состоянии тоже не стоит. Чтобы надежнее защитить позвоночник, входить в асану лучше, выгнав «волну» из области почек вдоль позвоночника в голову и таз и из середины живота. Должно появиться специфическое ощущение распирания позвоночника изнутри – так можно быстрее перестроить костную структуру.
Теперь, немного подробнее о движении дыхания и внимания на 1-м уровне активности. Сочетания работы тела, дыхания и внимания во время тренировки дает возможность упорядоченно нагнетать Силу в структуру. Простое гимнастическое исполнение асан не даст ничего, кроме общего повышения тонуса и растяжки или травм, даже при условии практики пранаямы и созерцания как вообще отдельных от тренировки практик. Стоит отталкиваться от принципа «все в одном».
В цигун широко используется понятие «открытых точек». В первую очередь это «сердца стоп» (точки на пересечении средней линии стопы и подушечки перед пальцами юн-цюань, «бьющий родник»), «сердца ладоней», промежность и макушка. Через них проще всего «вдыхать» и «выдыхать». Кроме того, это области крупных суставов, да и вообще всех суставов и, в конце концов, вся поверхность тела.
Во многих асанах эти зоны удобно использовать для дополнительного нагнетания Силы в структуру либо же более полного раскрытия структуры, расширения ее границ. Об «открытых» асанах по типу шпагатов уже говорилось. Важно, чтобы вдох в них делался не просто из пространства около себя, а из бесконечности вокруг, в зависимости от конкретного положения тела (см. «Интегральный тренинг»), тело «прокачивается» дыханием до состояния полной прозрачности. Так мы сможем добраться до достаточно глубоких структур и до блоков в ней, ведь каждый из них проявляется в конкретном мышечном или сухожильно-связочном блоке, а такой проработкой мы сможем высвободить заблокированную в них ранее энергию. Мы как бы растворяем, взламываем свою обусловленность, все глубже вживляясь в Мир.
Руки с ладонями вместе, продолжающие линию позвоночника, стягивают Силу к оси, а «оплетенное» положение кистей стимулирует ее еще более полное уплотнение – мы как бы стягиваем Бесконечность и сворачиваем ее вокруг своей оси.
Ладони, сложенные вместе на уровне одного из Полей света, помогают еще больше уплотнить его за счет стянутой Силы. Уплотнение среднего Поля света уплотняет всю структуру вцелом, фокусируя ее на ваш Центр.
Сжатый кулак с большим пальцем внутри стимулирует уплотнение объемов соответствующей половины тела
В «закрытых» асанах по типу различных
вытягиваний и складок, где есть замыкание рук или головы на стопы, мы поднимаем вдох: от копчика вдоль позвоночника-по рукам, выдох: вдоль задней поверхности ног-в копчик. Важно, собственно, не столько то, на какую часть тела приходится вдох или выдох, а то, чтобы в любой форме напряжение растворялось, вымывалось, «высасывалось» из тканей дыханием и втягивалось в общую траекторию движения дыхания и внимания. В особенно напряженных участках удобно, зафиксировав внимание на напряженной связке, «уйдя» в нее, как бы раскачивать напряжение: вдох: к центру, оси (позвоночник), выдох: к периферии, с каждым вдохом-выдохом все больше увеличивая амплитуду колебаний, пока волна дыхания и внимания сама не пойдет по замкнутой траектории. Это может быть удобным входом в глубокое созерцание.
В момент прохождения волны через зоны «открытых точек» (копчик, промежность, стопы) мы как выбрасываем через них дополнительные порции Силы из окружающего пространства, постепенно внутреннее пространство уплотняется, получается что-то вроде эффекта наматывания одновременно нескольких нитей на клубок.
В вытягиваниях к разведенным ногам траектория немного меняется, становясь более похожей на восьмерку. По такому же принципу строится работа во всех остальных типах асан: втягивая в структуру Силу Земли, Силу Неба, Объединенную Силу, мы тем или иным способом перераспределяем ее. За счет такого подхода мы можем сразу же перераспределять по структуре высвобождающуюся из прорабатываемой зоны энергию, то есть каждая асана уже будет содержать в себе достаточно большое количество компенсирующих форм, которые иначе пришлось бы принимать для распределения собравшейся в маленьком объеме энергии. Так мы еще больше экономим время.
Когда волна дыхания и внимания движется внутри объема тела, повторяя его контуры, мы закачиваем самые плотные компоненты структуры, чем больше радиус движения волны, тем в более глубокие ее слои мы погружаемся, ведь чем «тоньше» слой, тем более абстрактными становятся понятия времени и пространства.
Этот принцип очень удобно использовать для погружения в созерцание: разогрев структуру, мы начинаем в одной из устойчивых асан закачивать сначала объемы тела, постепенно волна дыхания-внимания начинает двигаться уже не столько внутри тела, повторяя его контуры, сколько в пространстве вокруг, по все более увеличивающемуся радиусу, который становится равным бесконечности. К этому моменту дыхание, да и вообще любое движение замирает, формируется состояние полной внутренней остановки, мы растворяемся в созерцании. Постепенно это состояние себя исчерпывает, и мы начинаем двигаться уже не центробежно, а центростремительно, как бы собирая себя заново. Этот прием очень удобен – взаимосвязь асаны и сочетаемых движений дыхания и внимания не дают нам «потеряться», мы можем достаточно долго сохранять полную осознанность, то есть это осознанное погружение плюс общий очистительный эффект этой техники.
В шпагатах удобно при замыкании ладоней на одну из ног следует использовать свободную ногу как еще одну открытую точку для стягивания Силы. Тоже касается асан типа «одна нога за головой» и других.
Иногда для усиления «закачивающего» эффекта использовать прерывистое дыхание: серия коротких прерывистых вдохов в какую-либо зону и последующий «сжимающий» выдох, или каждый вдох приходится на соседнюю зону, после чего – распределяющий и фиксирующий выдох.
2 уровень активности: активность дыхания и внимания
Будем считать, что мы без срывов общей нити целостного и насыщенного движения добрались до момента, когда появилось четкое ощущение, что тело пора оставить в покое. Важно сделать момент перехода максимально естественным.
Теперь важно дыханием перераспределить Силу по «нашему» объему пространства, заполняя пустоты как соты медом, и разглаживая «неровности». Итоговое состояние должно быть максимально однородным и центрированным. Для этого можно продышать ее в трех основных плоскостях. Ниже приведена очень примерная схема отстройки последовательности, более-менее гармоничная и рабочая. На каждый из приведенных пунктов можно нанизать достаточно большое количество дыхательных техник.
1. Вывод Силы из центра на периферию и выравнивание пространства вокруг. Вдох: из копчика-в голову, выдох: через левую ноздрю-по дуге назад в копчик; вдох: в голову, выдох: по дуге вправо; вдох: из копчика-в голову, выдох: влево… Сама техника дыхания описывалась настолько часто, что не имеет смысла подробно останавливаться на этом. Важно, чтобы сочетание движений дыхания и внимания был максимально «разглаживающим», как если бы мы разглаживали складки на ткани. Окружающее пространство должно постепенно стать «прозрачным».
2. Выравнивание фрагментов « лево-право». Маятник дыхания – вдох: справа, выдох: влево; вдох: слева, выдох: вправо; вдох: справа, выдох: влево… Тут, как и везде, по ощущениям вплетаются замки и задержки.
3. Прорабатываем передне-заднее направление. Отстройка того, что обычно называют микрокосмической орбитой. Всевозможных техник тут – море. Общий принцип – вдох: от копчика вдоль задней поверхности позвоночника к межбровью, выдох: по передней поверхности в промежность, через какое-то количество циклов – наоборот.
4. Стягивание Силы от периферии к центру . Как возможный вариант – вдох: справа по дуге из копчика-в голову, выдох: по оси-в копчик; вдох слева по дуге в голову, выдох-в копчик… Акцент – на стягивание Силы и уплотнение оси.
5. Максимальное уплотнение оси . Прокачиваем дыханием ось во всех вариантах: вверх-вниз с доуплотнением Полей света, с возможным использованием прерывистого дыхания (серия коротких вдохов-длинный выдох, полный вдох-серия коротких выдохов, таким образом, удобно акцентировать движение вдоль оси восходящего и нисходящего потоков) и т.п.
В конце концов, дыхание замирает, и мы проваливаемся еще глубже.
Источник