Что такое хатха-йога?
На санскрите слово «хатка» состоит из двух букв — «ха», что означает «солнце», и «тха», что означает «луна». Солнце символизирует позитивность, тепло, мужское энергетическое начало тела,
ассоциируемое с дыханием через правую ноздрю (питала).
Цель Хатха-йоги — уравновешивать, соединять и гармонизировать эти два энергетических потока в теле, создавая душевное спокойствие, жизненную энергию и внутреннее равновесие.
Хатха-йога — это совершенная система занятий для гармоничного развития человека в целом.
В «Хатха-йога прадипике», трактате о практике Хатха-йоги, написанном в XV веке Сватмарамой, особо подчеркивается, что Хатха- йога — это подготовка к Раджа-йоге («царский путь», или медитативная йога).
Другая цель Хатха-йоги — очистить физическое тело от всех токсинов, шлаков и болезней, освободить тело и разум от стрессов и сделать тело сильным, твердым и гибким, чтобы оно могло устойчиво и удобно находиться в расслабленном состоянии и неизменном положении в течение продолжительных периодов медитации. Не научившись принимать удобную, расслабленную, устойчивую позу, невозможно преуспеть в медитации.
В «Гхеранда самхите», другом основополагающем древнем тексте о Хатха-йоге, написанном йогом Гхерандой, приводятся шесть основных принципов подготовки к сверхсознательному состоянию самадхи и соответствующих им стадий:
— очищение с помощью постоянных занятий шестью техниками очищения («шат крийя»)’. дхаути, нети, васти, трамак, наули и капалабхати\
— развитие силы с помощью асан;
— обретение устойчивости с помощью мудр’,
— обретение спокойствия с помощью пратъяхары;
— обретение легкости с помощью пранаямы;
— обретение осознания с помощью медитации. Существуют четыре основных классических трактата, посвященныхХатха-йоге:
— «Шива самхита»: конец XVII века;
— «Гхеранда самхита»: йог Гхеранда, XV век;
— «Горакша самхита»: йог Горакшанатх, XI век;
— «Хатха-йога прадипика»: йог Сватмарама, XV век. Из этих четырех важнейшими являются два: «Гхеранда самхита» и «Хатха-йога прадипика».
Согласно «Хатха-йога прадипике», создателем Хатха-йоги является бог Шива (бог йогов). Он обучил свою супругу Парвати восьмидесяти четырем тысячам асан. На протяжении столетий это великое учение передается из поколения в поколение через его последователей. Бог Шива избрал Матсьендра-ната, который, в свою очередь, избрал Горакшанат-ха, а тот — других последователей. «Хатха-йога прадипика» упоминает 35 великих мастеров Хатха-йоги (великих сиддх): со временем многие тысячи асан были упразднены или изменены, пока наконец их осталось не более нескольких сотен, из которых лишь 84 получили известность и имеют важное значение. Из них, как полагают, сейчас постоянно используются лишь 32.
Древнейшее свидетельство о практике Хатха-йоги восходит к 2500 году до н. э. Во время археологических раскопок индийской цивилизации на севере страны в Мохенджо-даро была найдена печать из обожженной глины, принадлежавшая древней цивилизации, расположенной в долине Инда (датируется «медным» веком). На эту печать обычно указывают как на пример того, насколько древней является в действительности наука Хатха-йоги.
Истинная цель поз и других приемов йоги — пробудить и привести к гармонии внутренний источник энергии, направив его к центрам высшей нервной деятельности, чтобы расширить осознание и понимание Бога.
Хатха-йога — замечательная система обретения идеального здоровья, но йог, по сути, интересуется не этим: он практикует позы йоги не для того, чтобы быть здоровым. Йог ценит здоровье лишь в той мере, в какой тело не будет тревожить его, чтобы не отвлекать разум от поисков истины или Бога. Йог и без того достаточно уравновешивает свою жизнь и не хочет превращаться в помешанного на здоровье фанатика.
В своих сутрах Патанджали особо отмечает, что слабое здоровье — препятствие для духовного роста, так как в этом случае тело ставит разуму психологические барьеры, которые сильно затрудняют поиски истины.
Разум и его психический настрой могут влиять на тело позитивно или негативно, и, наоборот, тело и его положения влияют на разум. Практика Хатха-йоги восстанавливает в человеке физическое и духовное равновесие, создавая гармоничный поток энергии в теле и разуме, объединяя их в одно целое.
Занятия Хатха-йогой снимают напряжение, выводят токсины и нечистоты, устраняют «энергетические блоки», препятствующие гармоничному течению энергии по телу. Они способствуют идеальному здоровью, омоложению и долголетию. Мы заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми и жить долго, так как это позволит нам исполнить наши достойные цели и пробудиться, познать истину и вырасти духовно. Высшей целью и назначением жизни являются познание, любовь и служение Богу, необходимыедля самореализации.
Когда разум и тело здоровы и находятся в гармоничном,
сбалансированном состоянии, нам легче помогать другим и служить человечеству. В этом служении мы узнаем потребности других и учимся видеть Бога в каждом человеке и во всех вещах.
Хатха-йога координирует физические и психические аспекты личности при помощи сознательного контроля и дисциплины, а также познания тела и разума. Она учит организм эффективно
функционировать с минимальными затратами энергии. Наше физическое тело тратит много энергии, но Хатха-йога снижает эти расходы до минимума, чтобы можно было направить больше энергии на достижение высших состояний сознания (в чем и заключается основная цель йоги).
Тот, кто серьезно изучает Хатха-йогу, со временем открывает для себя ее преимущества и осознает происходящие в нем перемены, которые постепенно, с годами практики, изменяют даже его внешний облик. У него появляется спокойный, уравновешенный взгляд, сверкающие, глубокомысленные глаза, нежный, мягкий звучный голос, светлая кожа, сильное, крепкое и гибкое тело. Ему также свойственен избыток жизненной силы и энергии; он излучает радость, эмоциональное и душевное равновесие и не выказывает никаких признаков беспокойства в позе и осанке. Йог чуток, внимателен и сконцентрирован, у него позитивное, восторженное отношение к жизни, он бодр духом, его тело и душа расслаблены, у него хорошее пищеварение.
Физические аспекты Хатха-йоги включают в себя:
— шаткармы — шесть методик очищения;
— мудры — «печати» для пробуждения и направления потока кундалини (см. ниже);
— бандхи — телесные «замки», помогающие управлять потоком праны;
— пранаяму — очищение нади (тонких каналов тела) с помощью контроля дыхания и жизненно важных внутренних энергетических потоков.
Как уже было сказано, Патанджали не описал конкретных поз, отмечая лишь, что тело должно оставаться неподвижным. Поэтому мы не будем подробно на них останавливаться (некоторые традиционные позы рассматриваются в главе 8). Есть много замечательных книг, целиком посвященных только этому вопросу. В этой главе речь пойдет о шаткар-мах, мудрах и бандхах, а также о практике поста и диеты йоги, которые совершенно необходимы для очищения разума и тела.
Кундалини («сжатая в пружину сила») — это плотно сжатая энергия, присутствующая во всех органических и неорганических веществах. В теле человека она дремлет в нижнем центре сознания, у основания позвоночника (муладхара чакра). Поскольку кундалини — это как бы «энергетическая спираль», ее символом считается свернувшаяся змея.
Когда эта жизненно важная сила просыпается в практике таких видов йоги, как кундалини, лайя, крийя, хатха, раджа и бхакти, она пробивает путь наверх с помощью чакр через канал сушумну (расположенный внутри позвоночного столба в астральном позвоночнике) из муладхара чакры к отверстию в темени головы (сахасрара чакра), и йог переходит на более высокие уровни сознания. Когда же кундалини достигает сахасрара чакры, йог ощущает высшее блаженство.
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1 Кор. 6: 19—20).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5: 8).
«Чистота сердца — это полнота отрешенности, которой достигают «нищие духом». Отрешенность требует духовного утверждения и собственных усилий, по крайней мере, в начале духовной жизни. Когда отрешенность достигнута, она становится чистотой сердца. Чистота сердца — это легкое приобщение всего существа к божественной любви. Чистота сердца достигается, когда чувства очищены от всего, что чуждо духовной природе человека» (Шри Крийянанда. «Лучи одного света», т. 3).
Целью всей духовной практики (садханы) является очищение и внутреннее преображение. В результате очищения и самодисциплины человек достигает совершенства и контроля над телом, разумом и чувствами.
Очищение необходимо для того, чтобы в теле не было болезней, токсинов и нечистот. Если организм совершенно здоров, то и разум также будет хорошо работать.
Очищение освобождает ум от дурных привычек и влияний, связанных с внутренним сопротивлением, от беспокойства, инертности, темных мыслей и эмоций, а также от негативных взглядов. Когда разум чист и чуток, можно легко развить в себе осознание присутствия Бога.
Очищение тела и разума помогает нам избавиться от отождествления себя с иллюзорными образами и открыть разум для реальности, которую мы можем видеть искаженной из-за собственных предубеждений и недомыслия.
В действительности мы можем быть совершенными и самодостаточными, но пока мы не очистим разум и не освободим его от всех иллюзий и ошибочных воззрений, мы не сможем обнаружить и осознать свет внутри нас.
Источник
Хатха-йога
Хатха-йога (санскр. हठयोग , haṭhayoga IAST , hʌʈʰʌjo:gʌ , «усиленное/насильственное слияние») — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций. Значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии сыграла Традиция Натхов и её основатель Горакшанатх (Горакхнатх — хинд).
Содержание
Введение
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведийских писаниях [источник не указан 1079 дней] говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Пранаяма и асаны
Дыхание человека является основой жизни. Воздействие дыхательных упражнений на тело настолько мощно, что, делая только одни пранаямы, — можно поправить здоровье. А в комбинации с асанами человек при условии регулярных занятий будет всегда иметь здоровое тело и интеллект.
Несмотря на эффективность асан самих по себе, пранаяма способна придать им силу. Пранаяма применяется для накопления энергии — очищения и наполнения силой структуры человека, подготовленной посредством практики асан.
Основной задачей пранаямы является очищение дыхательной системы и поставка к клеткам всего тела высококачественной крови.
Также пранаяма и асаны помогают укрепить и успокоить нервы, снять напряжение. Хатха-йога — это искусство быстрого отдыха и расслабления тела, поскольку только после расслабления мускулов приходит покой ума.
Движение тела, течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.
Йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью — учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.
Этимология
Современная этимология слова «Хатха» (hatha), выводимая якобы из сочетания слов «Ха» — «солнце», «Тха» — «луна», является неверной, так как в санскрите это не слова, а корни слов и они не означают приписываемых им значений. Кроме того, в санскрите отсутствует само слово «hatha», но есть слово «haţha» (с церебральным ठ ţha) [1]
Слово «Хатха» (हठ haţha) переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность». [2]
Слово «Йога» (योग yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние» [3] .
Таким образом, сложное словосочетание «Хатха—Йога» (हठयोग haţhayoga) можно перевести на русский язык как «насильственное слияние», «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.
Классические тексты по хатха-йоге
Школы Хатха-йоги
- Йога Майсорского дворца основанная Шри Тирумалай Кришнамачарья: Айенгар-йога, Аштанга-виньяса-йога, Вини-йога;
- Храмовая традиция йоги основанная Свами Шивананда Сарасват: Школа йоги Свами Вишну Девананды, Бихарская школа;
- Делийская школа йоги основанная Cвами Дхирендра Брахмачари.
Примечания
См. также
Литература
- Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Издательство: Деком, 2011 г. 508 с., ISBN 978-5-89533-239-9
- Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна // Bibliotheca Yogica. — Проспект, 2006. 296 с, ISBN 5-98597-065-5
- Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса.: ВМВ, 2005. — 507 с.: ил. (Серия «Йога — день за днём»). ISBN 966-8286-43-x
- Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель — 2009. — 944 с.: ил. (Серия «Йога — день за днём»). ISBN 978-966-8835-01-8
- Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с, ISBN 5-94723-815-2
- Кукалев С. В. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 314 с, ISBN 978-5-222-12507-6
- Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с, ISBN 5-8183-0961-4, ISBN 0-00-711620-9
- Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — K.: Велес, 2007. 280 с, ISBN 978-966-96850-1-8
- Йоги Матсьендранатх Махарадж. Классические тексты натха-сампрадайи. Перевод с санскрита. — К:Ника-центр, 2007. — 120 с, ISBN 978-966-521-440-3
- Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов . Перевод с санскрита. — М: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с, ISBN 978-5-91680-005-30
- Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. 2007 г. — 315с., ISBN 978-5-85803-348-6, 978-5-352-02116-3
Ссылки
- Электронная библиотека Йоги Александра Очаповского
Классические виды йоги | Бхакти-йога · Карма-йога · Джнана-йога · Раджа-йога |
---|---|
Другие виды йоги | Агни-йога · Айенгар-йога · Аштанга-виньяса-йога · Интегральная йога · Крийя-йога · Кундалини-йога · Лайя-йога · Сахаджа-йога · Сурат-шабд-йога · Хатха-йога · Шесть йог Наропы · Йога-спорт |
Тексты | Бхагавад-гита · Йога-сутры · Хатха-йога-прадипика · Гхеранда-самхита · Шива-самхита |
Ступени раджа-йоги | Яма · Нияма · Асана · Пранаяма · Пратьяхара · Дхарана · Дхьяна · Самадхи · Самьяма |
Родственные темы | Аюрведа · Чакра · Мантра · Медитация · Тантра · Веданта · Нади · Сурья-намаскара |
Категория · Йога на Викискладе |
Баддха Конасана (Бодхаконасана) — поза сжатого треугольника
Бхэтасана — поза лягушки
Бхуджангасана (Бхунджангасана) — поза кобры
Ваджрасана — поза алмаза
Вакрасана — поза улитки, скрученная поза
Випарита-карани — стойка на локтях
Вирабхадрасана — поза Виры
Врикшасана — поза дерева
Гомукхасана — поза коровы
Дханурасана — поза лука
Йога-мудра — поза йоги
Курмасана — поза черепахи
Кукутасана — поза петуха
Майюрасана — поза павлина
Макрасана — поза крокодила
Мандукасана — поза жабы
Матсьясана — поза рыбы
Матсиендрасана — поза бога рыб (скручивание)
Паванмуктасана — антигазовая поза
Паданжустасана — растягивание ног
Падмасана — поза лотоса
Пашчимоттанасана — поза заднего растягивания
Сарвангасана — поза свечи
Салабхасана — поза кузнечика
Сарпасана — поза змеи
Сиддхасана — совершенная поза
Симхасана — поза льва
Сиршасана (Ширшасана) — стойка на голове
Сукхасана — удобная поза
Сурья_намаскар — приветствие солнца
Тадасана — поза горы
Триконасана — поза треугольника
Уштрасана — поза верблюда
Халасана — поза плуга
Чакрасана — поза колеса
Чандрасана — поза полумесяца
Шавасана — поза покоя
Шванасана — поза собаки
Источник