- Хатха-йога: 7 простых асан для начинающих + полный комплекс утренней хатха-йоги и 3 дыхательные практики
- Что такое хатха-йога?
- Асаны хатха-йоги для начинающих
- Гарудасана — поза орла
- Врикшасана — поза дерева
- Триконасана — поза вытянутого треугольника
- Бхуджангасана — поза кобры
- Вирабхадрасана — поза воина
- Шалабхасана — поза саранчи
- Баласана — поза младенца
- Утренняя хатха-йога
- Дыхательная хатха-йога
- 3 дыхательные практики хатха-йоги
- Капалабхати
- Дыхание уджайя
- Диафрагмальное дыхание
- 3 совета, как выбрать курсы по хатха-йоге
- Вам может подойти это обучение:
- Хатха йога асана дерево
Хатха-йога: 7 простых асан для начинающих + полный комплекс утренней хатха-йоги и 3 дыхательные практики
Мы поговорили с опытными тренерами по хатха-йоге Александрой Грачёвой и Евгенией Хохловой и узнали, с каких асан начать новичкам и как их выполнять.
В статье расскажем:
Что такое хатха-йога?
Хатха-йога (от санскритского «хатха» — усилие, сила) — это базовая ступень в большом разделе под названием «Йога», которая помогает познать себя — научиться чувствовать своё тело и управлять мыслями.
Хатха-йога помогает очистить, раскрыть и оздоровить тело, привести в порядок мысли, зарядиться энергией, почувствовать связь между разумом и телом.
Занятия хатха-йогой помогут вам научиться фокусировать внимание на важных для себя вещах и подготовиться к более глубоким практикам.
У хатха-йоги есть и терапевтический эффект — регулярные занятия возвращают подвижность суставам и позвоночнику, улучшают пищеварение, укрепляют иммунитет.
Занятия хатха-йогой подходят детям и взрослым, новичкам и практикующим. Не переживайте и просто попробуйте, вы сможете легко научиться даже если раньше не делали ни одной асаны.
Если у вас есть проблемы со здоровьем: любые серьезные травмы, межпозвоночные грыжи или протрузии, гипертония и другие заболевания — перед занятиями проконсультируйтесь с врачом. Заниматься можно, но вы должны знать противопоказания для каждой асаны, чтобы не навредить себе.
Асаны хатха-йоги для начинающих
Прежде чем начать заниматься хатха-йогой, настройтесь на волну спокойствия, отпустите все проблемы и создайте атмосферу. Откройте окно или выйдите в парк, постелите коврик для йоги, закройте глаза и выполните 7 простых и полезных асан хатха-йоги.
В каждой асане задержитесь на 1 минуту. Не забывайте дышать полной грудью и фокусировать внимание на своих ощущениях.
Гарудасана — поза орла
Гарудасана — это переплетение верхних и нижних конечностей.
Встаньте прямо и согните ноги в коленях. Обнимите бедром, голенью и стопой одной ноги другую. Руки согните в локтях и расположите их перед собой так, чтобы одна рука обвивала другую. Самое сложное в гарудасане — сохранить равновесие.
Противопоказания: травма колена и локтевых суставов.
Врикшасана — поза дерева
Врикшасана — самая популярная асана хатха-йоги на сохранение равновесия.
Чтобы выполнить асану, встаньте на две ноги, дышите спокойно и ровно. поднимите одну ногу и поставьте её на внутреннюю сторону бедра другой ноги. Удерживайте равновесие 1-2 минуты.
Противопоказания: проблемы в тазобедренных суставах — дисплазия, артрит или артроз.
Триконасана — поза вытянутого треугольника
Триконасана — это асана хатха-йоги, при которой тело принимает треугольную форму.
Поставьте стопы на ширине тазобедренных суставов. Одной ногой шагните вперёд и поставьте стопы перпендикулярно друг к другу, ладонь расположите на коврике возле стоящей впереди ноги, а корпус разверните в сторону вытянутой вверх руки. Сохраняйте равновесие 1-2 минуты.
Противопоказания: боли в пояснице, дисплазия, артрит и артроз тазобедренных суставов.
Бхуджангасана — поза кобры
Бхуджангасана — эффективная асана хатха-йоги для гибкости позвоночника.
Лягте на живот и поставьте ладони на пол вдоль грудной клетки. Поставьте на коврик пальцы ног так, чтобы пятки смотрели вверх. Напрягите и выпрямите ноги. На вдохе медленно поднимите голову и шею, затем — грудную клетку. Поднимайтесь за счёт сокращения мышц спины и шеи, держите напряжение несколько циклов дыхания. С выдохом примите исходное положение.
Противопоказания: защемление межпозвоночных дисков и грыжи позвоночника.
Вирабхадрасана — поза воина
Встаньте ровно, прижмите стопы обеих ног к полу, выпрямите и напрягите ноги. Держите спину прямо, руки расположите вдоль корпуса, а макушку — над центром таза. Выпрямите руки и на вдохе поднимите их вверх, правую ногу уведите далеко назад, стопу поставьте под углом 45 градусов и прижмите её к полу. Правую ногу держите прямо. Коленная чашечка должна быть подтянута.
Левую ногу согните так, чтобы колено было над пяткой. Держите голень перпендикулярно полу, а бедро — параллельно полу. Стопу левой ноги направьте вперёд.
Противопоказания: проблемы с тазобедренными суставами, травмы колен, межпозвоночные грыжи поясничного отдела.
Шалабхасана — поза саранчи
Шалабхасана — простая поза хатха-йоги, которую практикуют перед сложными прогибами.
Чтобы выполнить шалабхасану, лягте на коврик, выпрямите локти, напрягите и вытяните руки вдоль туловища. Сильные и натянутые ноги поднимите от пола как можно выше, смотрите вперёд. Поднимите шею и грудную клетку и держите эту позицию пять циклов дыхания.
Противопоказания: повышенное артериальное давление и грыжи шейного отдела.
Баласана — поза младенца
Баласана — это асана для расслабления.
Чтобы выполнить баласану, сядьте на пятки, подожмите бёдра к мышцам голеней, наклоните туловище к бёдрам и прижмитесь лбом к полу впереди колен.
Противопоказания: боли в голеностопах, дисплазия, артрит и артроз тазобедренных суставов.
На тренировку по хатха-йоге у вас уйдет примерно один час. Если будете заниматься хотя бы 3 раза в неделю, уже через месяц увидите первые результаты — тело станет более подтянутым, а вы будете чувствовать себя лучше.
Постарайтесь сразу распланировать тренировки — так вам будет легче втянуться, а занятия войдут в привычку.
Утренняя хатха-йога
Утренняя хатха-йога помогает взбодрить организм, поэтому упражнения нужно подбирать так, чтобы они наполняли энергией, а не расслабляли.
В хатха-йоге есть утренний комплекс — Сурья Намаскар, или «Приветствие Солнца». В совокупности эти асаны образуют единую физическую последовательность, которая помогает разбудить тело и наполнить организм энергией на весь день.
Чтобы взбодриться, достаточно выполнить 3-4 круга Сурья Намаскар. Выполняйте комплекс в динамике — зафиксируйте одну позу на вдохе, а на выдохе примите следующую асану.
В классическом варианте Сурья Намаскар состоит из 12 сменяющих друг друга асан. Вот как выглядит комплекс:
Дыхательная хатха-йога
Пранаямы — это комплекс дыхательных практик.
3 дыхательные практики хатха-йоги
Капалабхати
Активно выдыхайте носом и максимально включайте в работу диафрагму. При выдохе втягивайте живот, а вдох носом произойдёт сам по себе.
Калапхати поможет:
- Очистить бронхи;
- Наполнить организм энергией.
Противопоказания: менструация и высокое артериальное давление.
Дыхание уджайя
Чтобы выполнить дыхательную практику, сядьте удобно и выпрямите спину. Медленно вдыхайте через нос так, чтобы услышать «шелест в горле», похожий на шипящий звук «О». Затем медленно выдыхайте носом, чтобы услышать шипящий звук «А». Во время выполнения практики мысленно повторяйте мантру Со Хам, которая означает «Я есть Бог». Когда вы освоите дыхание уджайи, сможете повторять практику в обычной жизни и в любой позе.
Дыхание уджайя поможет:
- Успокоить сознание;
- Снять стресс;
- Снизить давление;
- Мягко простимулировать работу щитовидной железы.
Противопоказания: низкое артериальное давление и неврологические нарушения, синуситы, гаймориты, заложенность носа.
Диафрагмальное дыхание
Лягте на живот, сделайте 5-6 вдохов и выдохов. Задействуйте нижнюю часть живота: поднимайте её на вдохе и опускайте на выдохе. Затем начинайте дышать грудью, напрягая мышцы нижней части живота так, чтобы она не выпирала вперёд на вдохе. Теперь поднимите грудную клетку и расширьте её.
Диафрагмальное дыхание в позе Шавасана поможет:
- Наполнить ум и тело энергией;
- Успокоить разум;
- Снять мышечное напряжение в области грудного отдела, живота и таза.
Противопоказания: повышенное артериальное давление и операции на внутренних органах, перенесённые за последний год.
Чтобы занятия хатха-йогой были эффективными, запишитесь на курсы. Там вас научат правильно дышать, покажут, как делать асаны хатха-йоги и составят комплекс упражнений для каждой тренировки.
Стоимость одного занятия хатха-йогой — от 300 до 3 000 рублей. Цена зависит от статуса школы, длительности тренировки и программы курса.
3 совета, как выбрать курсы по хатха-йоге
- Почитайте отзывы о разных преподавателях и посоветуйтесь со знакомыми, которые уже посещают занятия по хатха-йоге;
- Сходите на пробные тренировки к разным преподавателям;
- Выбирайте преподавателя, с которым вам будет комфортно заниматься.
Если будете регулярно заниматься хатха-йогой, тело скажет вам «спасибо», а внутренние изменения приятно удивят. Не бойтесь начинать — у вас обязательно получится!
Вам может подойти это обучение:
- 10 Лучших Курсов Йоги в Санкт-Петербурге
- Лучшие Курсы Обучения Йоге от 1 200 Рублей
- 10 Лучших Курсов Стрейчинга, Пилатеса и Йоги
- 10 Лучших Студий Йоги в Петербурге
Понравилась статья? Тогда ставьте лайк или делайте репост, чтобы не потерять её! Расскажите в комментариях, какое направление йоги вам ближе всего?
Источник
Хатха йога асана дерево
ОБ АСАНАХ В ЙОГЕ
Эффективная тренировка в хатха-йоге начинается с практики асан, и для многих людей йога ассоциируется с попыткой завернуть свое тело во все более и более невообразимые позиции, которым мы придумываем различные названия и наделяем их мистическими чудодейственными эффектами. Но, если мы посмотрим на классические традиционные тексты, то увидим, что большинство асан, описанных в них, — это незамысловатые позиции, которые согласно Йога-сутрам Патанджали должны быть «удобны и приятны».
В современном мире многие школы йоги выполняют асаны как некую форму гимнастики или просто растяжку. Цель – укрепить тело и увеличить гибкость. Но в большинстве случаев эти люди не готовы ответить на вопрос, чем практика асан (что чаще всего используется как синоним практики йоги) отличается от обычной гимнастики или лечебной физкультуры. Является ли основной целью практики оздоровление физического тела? Является ли здоровое тело основным приоритетом на пути нашей духовной эволюции? Каковы цели практики асан в истинно духовной Йоге? Может быть это достижение сверхъестественных способностей или феноменальных качеств, которые в Йоге называются сиддхи? Может быть это успокоение ума, контроль над эмоциями, работа с тонкими энергиями Вселенной? Существует ли в этой практике тайный смысл, есть ли секрет? Или он потерян с годами, а знания, как капля вина в стакане воды, разбавлены попытками упростить Йогу, внедрить в массы и перенести на обывательский уровень?
Каждый сможет найти свой собственный ответ, тот, который отразится в душе, откликнется в сердце. Ответ, который будет индивидуален, верен в данный момент времени, в определенной точке на бесконечном пути духовной эволюции и личностного роста. При все более глубоком погружении в йогу этот ответ будет меняться, трансформироваться вместе с ростом осознанности, окрашиваться новыми красками. В этом тексте мы попытаемся кратко изложить то, что было передано нам учителями и подкреплено годами практики.
Очевидно, что практика асан оказывает положительные эффекты на здоровье человека, увеличивая гибкость тела, укрепляя мышцы, массируя и перенастраивая внутренние органы. Позы Хатха-йоги хорошо восстанавливают суставы и укрепляют позвоночник. Их практика улучшает циркуляцию крови и передачу информации в мозг через каналы нервной системы, обеспечивает гармоничное распределение жизненно важной энергии, снимая различные подсознательные блоки в теле. Эти блоки обычно начинаются на психологическом и энергетическом уровнях, а затем переходят на физическое тело, вызывая различные болезни.
Здесь мы приходим к одному достаточно важному заключению, что йоги никогда не разделяли психические и физические проблемы, работая с ними одновременно. С точки зрения йоги наше тело представляет собой систему взаимосвязанных энергетических оболочек или тонких тел. А наше физическое тело является всего лишь верхушкой айсберга или проекцией более тонких уровней в физической реальности. Энергетические и психологические проблемы, а также блоки эфирных и астральных тел будут оказывать влияние на физические структуры, начиная с зажимов в теле, мышечных спазмов, различных застойных явлений, отсутствия энергии и силы, и заканчивая различными заболеваниями и хроническими болезнями. Воздействуя на физическое тело, мы можем опосредованно воздействовать на более глубокие уровни, снимать эти самые энергетические блоки, позволяя энергии свободно циркулировать в теле.
Существует неразрывная связь между умом, эмоциями и физическим телом. Наше тело отражает наше внутреннее состояние. Сложно не согласиться с Георгием Ивановичем Гурджиевым, который утверждает, что «…в определенных позах некоторые мысли или настроения попросту не могут возникнуть. Каждой позиции соответствует определенное настроение или склонность…». В обычной жизни мы называем это «языком тела» и способны улавливать эти тонкие импульсы, таким образом «считывая» состояния других людей. С точки зрения йоги, наши эмоции, мысли, и даже состояния сознания — это, по сути, та же энергия, только находящаяся на более тонких уровнях.
Пребывая в асане, даже не будучи очень чувствительной натурой, мы можем ощутить движение этих энергий в теле. При интенсивной практике подобные ощущения могут привести в состояние, описываемое как блаженство, или даже экстаз. Это происходит потому, что, выполняя асану, мы создаем эффект замыкания цепи, индукции (как в электромагнетизме) тонкой энергии (праны), которая течет в нашем энергетическом теле. Почувствовав такой эффект, важно продолжать удерживать это состояние, что естественным образом приведет нас в гармонию с выполняемой асаной. Это состояние позволит телу сконцентрироваться на этой специфической тонкой энергии и через ее глубокий контроль достичь превосходства над своей физической природой, расширив сознание за пределы физической реальности. В этом состоянии чувства пропадают, а сознание становится свободным от физического тела и способным находиться в резонансе с Макрокосмосом Вселенной. Дистанцируясь таким образом от своего тела, йог делает первый шаг к познанию своего подлинного Я.
Позвольте этому состоянию постепенно овладеть вами полностью, а уму, по мере своих возможностей, сосредоточиться на слиянии вашего индивидуального микрокосмоса с внешним Макрокосмосом. Такой гармоничный синтез и есть подлинная Йога. Эта гармония дает возможность сохранять неподвижность тела на протяжении длительного времени, что как раз и подразумевает практика асан.
Поэтому в отличии от большинства школ, практикующих гимнастические формы йоги, на наших классах асаны удерживаются в статической позиции на протяжении достаточно длительного времени (в начале практики от 3 до 5 минут), а ум фиксируется на определенных энергетических центрах, называемых в Йоге чакрами. Опытный практик может пребывать в статической позиции с полной концентрацией внимания и успокоенным умом по 20-30, а иногда и более, минут. Некоторые классические тексты йоги утверждают, что «…тот достиг превосходства в асане, кто может находиться в ней 3 часа 48 минут». И это возможно только благодаря взаимному контакту с Макрокосмической средой, который достигается посредством концентрации внимания, и именно это взаимодействие со Вселенной позволяет физическому телу длительное время оставаться неподвижным и не испытывать усталости. Об этом говорил великий йог Вьяса, в своих комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали: «Асана в Йоге становится безупречной благодаря глубокому слиянию практикующего со Вселенной. Тогда усилие пропадает, поскольку внутри человека затихает борьба противоположностей».
Поэтому с опытом, парадоксальным образом, практика асан не становится все более и более замысловатой и физически сложной, ее целью не является достичь все большей силы и гибкости. Нет необходимости изобретать все новые и новые асаны, и травмировать ими физическое тело. Со временем практика переходит на более глубокие уровни, позволяя прикоснуться к тонкому миру энергий, ума и сознания. Такая практика все больше переводит наше внимание с внешнего мира физических форм на более глубокие аспекты нашей личности. Именно поэтому мы практикуем с закрытыми глазами, перенаправляя все действия органов чувственных восприятий (индрий) вовнутрь, приводя тем самым ум в состояние пратьяхары – отрешенности от внешних объектов и форм.
Такая практика позволяет снимать энергетические блоки, трансформировать и сублимировать эмоции астрального тела, переструктурировать психику, менять ментальные установки ума, выходя за иллюзорные границы эго, осознавая глубокую связь со Вселенной и принимая полную ответственность за все проявления своей жизни.
О ГИБКОСТИ В ЙОГЕ
Если бы мы говорили о «секрете молодости», то мы бы заметили, что фундаментальная разница между молодым и стареющим телом состоит в том, что молодое тело – намного более гибкое, в то время как с возрастом оно теряет свою эластичность. Т.е. можно сказать, что молодость – это гибкость. Адепты йоги сохраняют гибкость своего тела вплоть до глубокой старости. В ашрамах Индии часто практикующие люди в возрасте обладают даже большей гибкостью, чем молодежь. С физиологической точки зрения гибкость достигается за счет растяжения расслабленных мышц под действием медленного и постепенного вытягивания.
Источник