Характеристика гимнастических упражнений
Введение
Гимнастика— исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Среди задач гимнастики выделяют:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Вышеперечисленные задачи успешно могут быть реализованы в подготовке спортсменов различных видов спорта.
Характеристика гимнастических упражнений.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы— это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.
Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!
Гимнастика— система специально подобранных физических упражнений, предназначенная для укрепления здоровья, физического развития и совершенствования двигательных навыков. Систематические занятия гимнастикой способствуют совершенствованию деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, развитию мышечной силы, координации движений и т. д. Доступность и многообразие физических упражнений, используемых в гимнастике, возможность их широкого выбора позволяет заниматься гимнастикой людям всех возрастов, практически любой степени физической подготовленности.
Существуют различные виды гимнастических упражнений — строевые, общеразвивающие (с предметами и без предметов), вольные, прикладные, акробатические, упражнения на гимнастических снарядах и снарядах массового типа и др. Отдельные виды гимнастических упражнений в зависимости от структуры двигательных действий и педагогических задач объединены в три группы — оздоровительную (общеразвивающую), спортивную и прикладную.
Первая группа (оздоровительная, или общеразвивающая) включает общую, или основную, ритмическую, гигиеническую и атлетическую гимнастику.
Общая (основная) гимнастика — самый массовый вид гимнастики — является одним из главных средств физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях; широко используется на занятиях по общей физической подготовке с начинающими физкультурниками и для поддержания работоспособности лиц пожилого и старческого возраста. В занятиях по основной гимнастике применяются строевые, общеразвивающие, прикладные упражнения, прыжки и простейшие упражнения в висах и упорах, акробатические упражнения (перекаты, кувырки), элементарные упражнения художественной гимнастики (движения ногами и туловищем у опоры, танцевальные движения). Людям пожилого и старческого возраста следует избегать упражнений, требующих задержки дыхания, силового напряжения, прыжков, быстрых наклонов и т. д.
Ритмическая гимнастика (тонизирующая гимнастика, диско-гимнастика, аэробика, аэробная гимнастика, танцевальная гимнастика и т. д.) — комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений (повороты, наклоны, вращения, бег, прыжки, движения стоя, сидя, лёжа, танцевальные элементы), гармонично организованный эмоционально-ритмичной музыкой.
Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют улучшению функций сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата и т. д. Разнообразие задач, решаемых в процессе занятий ритмической гимнастикой, дает возможность внедрить её элементы во все формы массовой физкультурно-оздоровительной работы. Во время рабочего дня — это утренняя гигиеническая или производственная гимнастика, физкультпаузы; после работы — занятия в группах здоровья, общей физической подготовки, в качестве средства заполнения досуга, активного отдыха, повышения уровня работоспособности, восполнения недостатка двигательной активности. Отсутствие системы соревнований позволяет исключить излишние нагрузки на нервную систему, что выгодно отличает ритмическую гимнастику от других форм занятий физической культурой и спортом. При занятиях ритмической гимнастикой травмы очень редки, что объясняется доступностью упражнений, выбором наиболее удобных исходных положений, ориентацией при составлении программ на уровень физической подготовленности занимающихся с учётом состояния здоровья, пола и возраста. Тем не менее, для занятий ритмической гимнастикой необходимо разрешение врача. Проводить их имеет право специалист с высшим физкультурным образованием, прошедший курс усовершенствования по соответствующей программе.
Гигиеническая гимнастика направлена на повышение общего тонуса организма человека, укрепление здоровья, развитие двигательных навыков. В комплексе упражнений гигиенической гимнастики должны присутствовать упражнения, способствующие исправлению и совершенствованию правильной осанки, освоению различных типов дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное). Гигиеническая гимнастика входит в общий режим лечения больных в санаторно-курортных учреждениях. Занятия гигиенической гимнастикой можно проводить в утренние часы, сразу после пробуждения (Зарядка), днём (через 1, 5-2 часа после приёма пищи), вечером (за 1-2 часа перед сном). Упражнения должны быть подобраны с учётом возраста, пола, степени физической подготовленности занимающегося.
Атлетическая гимнастика является в основном средством развития мускулатуры тела и мышечной силы, исправления и совершенствования осанки. В комплекс физических упражнений атлетической гимнастики входят общеразвивающие упражнения, в том числе с использованием гантелей, гирь, штанги, различных амортизаторов, упражнения на гимнастических снарядах, а также бег, прыжки, метание и т. д. Занятия атлетической гимнастикой проводятся под врачебным контролем.
Вторая группа (спортивные виды гимнастики) объединяет акробатику, спортивную гимнастику и художественную гимнастику, то есть виды гимнастики, характеризующиеся высокой сложностью упражнений. Занятия спортивными видами гимнастики требуют от занимающихся хорошей физической подготовки и высокой координации движений, что достигается регулярной тренировкой. Занятия спортивными видами гимнастики требуют постоянного медицинского контроля.
Третья группа (прикладные виды гимнастики)включает производственную, профессионально-прикладную, военно-прикладную, спортивно-прикладную и лечебную гимнастику.
Производственная гимнастика направлена на оздоровление трудящихся и повышение их работоспособности, а также на обеспечение активного отдыха в процессе трудовой деятельности. Существуют две формы занятий: вводная гимнастика, которую делают перед началом работы или учёбы с целью повышения функциональной готовности организма человека к работе, и физкультурная пауза — комплекс из 5-6 простых упражнений, её проводят в паузах между работой с целью включения в активное состояние мышц, не участвующих при производственных процессах, и расслабления мышц, выполняющих большую нагрузку. Упражнения выполняются непосредственно у рабочих мест в хорошо проветренном помещении (на предприятиях — при выключенном технологическом оборудовании). Продолжительность производственной гимнастики 5-7 минут; в течение рабочего дня её можно повторять.
Профессионально-прикладная гимнастика используется с целью развития и совершенствования двигательных способностей человека с учётом будущей производственной деятельности. Она предназначена для строителей, монтажников, ткачей и др.
Военно-прикладная гимнастика — составная часть физической подготовки в Вооруженных Силах, способствующая повышению и всестороннему развитию физической выносливости, силы, ловкости и быстроты действий, овладению навыками преодоления препятствий, выполнения приёмов нападения и самозащиты, воспитанию смелости и решительности, находчивости, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи у воинов и допризывников.
Спортивно-прикладная гимнастика широко применяется для повышения общей и специальной физической подготовки в различных видах спорта. С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие различных групп мышц, варьировать объём и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Рекомендуются упражнения, сходные по структуре и характеру мышечных напряжений с двигательной деятельностью в том или ином виде спорта. Спортивно-прикладная гимнастика включает утреннюю ежедневную гимнастику (содержит сложные упражнения и длится 20-40 мин), разминку перед тренировкой или соревнованием и общую физическую подготовку.
Лечебная гимнастика применяется как метод профилактики и лечения различных заболеваний и как действенное средство, способствующее быстрейшему выздоровлению спортсменов после травм (Лечебная физкультура). Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформации опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.
Источник
ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Гимнастические упражнения очень разнообразны и многочисленны. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей. Охарактеризуем их в связи с процессом обучения.
1. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движений, в большинстве ациклического характера (за исключением ходьбы, бега, отдельных приемов лазанья). Они являются для учащихся новыми движениями, с которыми они не встречаются в повседневной жизни и знакомятся впервые лишь на занятиях. Овладение такими движениями связано с появлением у учеников новых двигательных ощущений и представлений, образованием новых координационных связей.
Известно, что любое новое движение строится на основе старых двигательных навыков. Поэтому чем богаче двигательный опыт ученика, тем легче и быстрее будет освоено новое движение. В связи с этим преподаватель должен учитывать двигательный опыт ученика, его сильные и слабые стороны (уровень развития физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств).
2. Чтобы легче представить себе арсенал гимнастических упражнений, следует выделить отдельные типичные группы движений. Так, одна из них — это относительно простые для изучения упражнения. К ним относятся простейшие позы и действия, основу которых составляют ОРУ, а также простейшие висы и упоры на снарядах. Например, упор присев, наклон вперед прогнувшись, вис лежа, упор углом. Для практического выполнения подобных движений обычно достаточно показать или объяснить ученику данное упражнение (терминологически назвать, образно описать, подробно рассказать).
В то же время освоение большой группы гимнастических упражнений (различные подъемы, вращения, повороты, выполняемые на снарядах) требует проявления координационных способностей. Освоение таких упражнений зависит главным образом от двигательной подготовленности учащихся. Прочно изученные движения такого типа могут успешно выполняться даже после длительных перерывов в их повторении.
Существует группа и таких движений, в которых первостепенным является проявление отдельных физических качеств. Например, для выполнения шпагата важна значительная подвижность (гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях, а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успешного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигательных заданий.
3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (приподнятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля — процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.
4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений связано с определенным риском. В связи с этим ученик может проявить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполнения движения. Такая защитная реакция может быть связана с недостаточной готовностью ученика к освоению движения (технической, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.
Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуациях может затормозить формирование двигательного навыка, привести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.
5. Для успешного разучивания гимнастического упражнения важно определить соответствие возможностей ученика и сложности движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упражнения определить трудно. Поэтому на практике, для того чтобы определить, можно ли обучать упражнению, выполняется специальная детальная оценка (изучение) потенциальных возможностей ученика и технических особенностей упражнения. Определение соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкретного случая обучения новому упражнению.
Источник