Производственная гимнастика. Профессионально-прикладная физическая подготовка –это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания
Профессионально-прикладная физическая подготовка –это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.
Целью ППФП является развитие или поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств и связанных с ними способностей к трудовой деятельности и защите Родины на базе разносторонней общей физической подготовки (ОФП).
1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.
2. Преимущественное развитие прикладных основных физических качеств.
3. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.
4. Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.
5. Преимущественное развитие прикладных психических качеств.
В соответствии с требованиями примерной учебной программы для вузов по ППФП «упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования». ППФП рассматривается как многоуровневая система. Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень – кондиционная физическая подготовка. Для неё характерна оздоровительная направленность, второй уровень – непосредственно ППФП, третий уровень – спортивно-прикладная подготовка. Самый высший уровень строится на основе принципов спортивной тренировки.
Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:
1. Принцип единства общей и специальной подготовки – это органическая связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности, предполагающая преимущественное развитие пофессионально-важных физических качеств и двигательных навыков на основе общей физической подготовленности.
2. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок.
3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. После периода наращивания нагрузки в любом случае следует период её снижения.
4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки.
5. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.
В настоящее время ППФП осуществляется во всех учебных и внеучебных формах физического воспитания, а зачетные требования и нормативы, утвержденные в вузе, являются обязательными для каждого студента.
Формы ППФП:
1. Учебные занятия – теоретические, практические, методико-практические, контрольные; элективные практические; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия; самостоятельные занятия. Контрольные занятия по ППФП предназначены для этапного и итогового контроля за уровнем теоретической и практической подготовленности студентов к выбранной профессии и специализации.
2. Внеучебные занятия:
а) утренняя гигиеническая гимнастика выполняется от 10-15 минут до 30 минут, 8-15 упражнений по 6-8 раз.
б) занятия в спортивных секциях.
в) самостоятельные тренировочные занятия.
г) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые по календарным планам и программам на первенство учебных групп, между ними, на первенство курсов, факультетов и вуза.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.
ПФК – обязательная составная часть рационального двигательного режима, сложившаяся в силу потребностей рациональной организации труда.
Цель ПФК – поддержание и укрепление здоровья, а также повышение производительности труда.
Задачами ПФК являются:
— подготовка к трудовой деятельности;
— повышение эффективности труда;
— восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании,
— профилактика неблагоприятных факторов влияния труда, в том числе профессиональные вредности;
— формирование сознательного и творческого отношения к труду;
— воспитание трудовой и социальной активности людей.
Формы ПФК:
1. Производственная гимнастика – вводная, физкультурные паузы, физкультминутки, сеансы в комнатах психофизической разгрузки, малые игровые формы в межрабочих перерывах: настольный теннис, бильярд, дартс и др.
2. Послерабочее восстановление – участие в организованных или самостоятельных занятиях на физкультурной базе предприятия и вне ее. К ним относятся восстановительные комплексные упражнения сразу после работы, посещение восстановительных и оздоровительно-профилактических центров на производстве, занятия в специализированных группах здоровья и секциях, в профилакториях, санаториях, на загородных базах отдыха и т.п.
Производственная гимнастика
Основные задачи: повышение работоспособности во время рабочего дня за счет снижения утомляемости; ускорение восстановительных процессов; профилактика неблагоприятного влияния факторов труда на организм человека и повышение устойчивости организма к их воздействию.
Гимнастика проводится периодически, на рабочем месте, в рабочей одежде. Подбор упражнений, очередность и время выполнения, дозировка должны соответствовать условиям и характеру труда. Доступность упражнений и методика проведения занятий должны отвечать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности занимающихся.
Производственную гимнастику составляют 3 основные формы:
1. водная гимнастика,
2. физкультурная пауза,
I. Вводная гимнастика (ВГ) – комплекс из 6-8 упражнений, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего (учебного) дня. Выполняются с целью сокращения периода врабатываемости (примерно на половину) в трудовой день и продления времени оптимальной работоспособности. Вводная гимнастика для представителей различных профессий отличается характером упражнений и распределением нагрузок в процессе занятия.
Типовая схема построения комплекса:
1. Упражнение – ходьба на месте – до 30 с, темп средний.
2. Упражнение – на осанку и потягивание с ритмичным дыханием. Повторить 4-5 раз, медленно.
3. Упражнение – для мышц шеи (движения головой – наклоны, повороты, круговые движения). Повторить 4-5 раз. Темп средний.
4. Упражнение – для плечевого пояса и рук, для всех суставов (круговые, маховые, рывковые движения). Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. Упражнение – для туловища (наклоны вперед, назад, с поворотами 6-8 раз, темп средний).
6. Упражнение для – мышц ног (приседания – 6-8 раз, прыжки и т. д.).
7. Упражнение – общего воздействия (упражнение для всех групп мышц – 6-8 раз или прыжки – 8-12 раз, или бег не месте с переходом на ходьбу – до 30 с.)
8. Упражнение – на координацию и внимание,6-8 раз.
II. Физкультурная пауза (ПФ) – комплекс из 5-7 упражнений, выполняемых в течение 5 мин в период начинающегося утомления для снижения утомляемости и повышения умственной работоспособности, двигательной активности, стимулирования деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма.
Для работников тяжелого физического труда ее рекомендуется проводить после полутора часов работы, умственного – не ранее чем через 3 часа, желательно 2 раза в день за час-полтора до окончания первой и второй половины рабочего дня.
| | следующая лекция ==> |
Государственная пошлина | | |
Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 1391 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Глава XTV ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА
Профессионально-прикладная гимнастика — составная часть профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на общее физическое развитие занимающихся и на быстрейшее овладение ими трудовыми действиями своей специальности.
Бурное развитие науки и техники в послевоенный период, возникновение новых областей знания и высоких технических достижений предъявляют повышенные требования к подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и техников.
На современном этапе наблюдается рост квалификации выпускаемых специалистов при более узкой их специализации, основанной, однако, на широкой общей подготовке. Этот процесс не может не коснуться и вопросов, связанных с физическим воспитанием. Физическое воспитание в учебных заведениях должно строиться с учетом будущей специальности выпускников, т. е. программа физической подготовки должна быть профилированной в зависимости от предстоящей производственной деятельности учащихся. Таким образом, возникает необходимость дальнейшей разработки и научного обоснования системы производственно-прикладной физической подготовки в учебных заведениях.
В основе физического воспитания с профессиональной приклад-ностью лежит направляемая педагогом двигательная деятельность занимающихся. В качестве основного средства используют специально подобранные физические упражнения, с помощью которых затем образуются двигательные навыки, необходимые в данной профессии.
Занятия профессионально-прикладной гимнастикой дают возможность избирательно влиять на ведущие для людей изучаемой профессии функции и системы организма и тем самым способствовать быстрейшему овладению изучаемой специальностью, т. е. обеспечивать увеличение производительности труда.
Профессионально-прикладная физическая подготовка проводится в профессионально-технических училищах, которые подготавливают рабочих различных специальностей, а также в вузах и техникумах. Эта физическая подготовка подразделяется на общую, профессионально-прикладную и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на всестороннее гармоническое развитие и оздоровление занимающихся. Она предусматривает занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, лы-
жами, плаванием и др. Большое место в этой подготовке занимают гимнастические упражнения: 1) общеразвиваюшие без предметов и с предметами; 2) на снарядах массового типа (гимнастической стенке, скамейке, лестницах, канате, бревне и др.); 3) простейшие акробатические; 4) опорные и неопорные прыжки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на быстрейшее овладение будущей специальностью. В отличие от общей физической подготовки, которая может быть единой для всех, профессионально-прикладная подготовка дифференцируется с учетом профиля будущей производственной деятельности. Все существующие профессии по характеру и специфике труда можно подразделить на пять условных групп.
Первая группа объединяет специальности, где производительность труда снижают различные внешние и внутренние сбивающие факторы (боязнь высоты, морская качка, производственные вибрации, шумы и т. д.).
Вторую группу составляют специальности, в которых производительность труда снижается из-за вредных воздействий, непосредственно влияющих на здоровье (вредные испарения, неблагоприятные метеорологические факторы и др.).
В третью группу входят специальности, где производительность труда снижается в результате недостаточного развития мышечных групп, непосредственно участвующих в производительном труде.
Четвертая группа — специальности малоподвижные, требующие большой концентрации внимания в процессе труда (работ* ники умственного труда, конвейерные рабочие, диспетчеры, операторы и др.).
Пятую группу составляют специальности, где требуется значительная общая выносливость в связи с необходимостью многодневных переходов, зачастую по пересеченной, малонаселенной местности при любых условиях погоды (геологи, картографы, геодезисты и др.).
При таком подразделении на группы отличия в программах прикладной физподготовки между группами профессий будут весьма значительны. Однако различия в программах между сходными специальностями внутри каждой из групп окажутся незначительными и будут отражать только специфику данной конкретной специальности.
В программу профессионально-прикладной физической подготовки входит производственно-прикладная гимнастика, удельный вес и характер которой зависят от специальности учащихся, условий и специфики их труда.
Профессионально-прикладная гимнастика направлена на преимущественное развитие тех мышечных групп, которые выполняют основную работу в производственной деятельности занимающихся, а также на развитие двигательных и вегетативных функций, необходимых для будущей специальности. Кроме того, с помощью упражнений, адекватных трудовым процессам, развиваются физиче-
ские качества и двигательные навыки, необходимые для более успешной работы в конкретной области.
В профессионально-прикладной гимнастике в зависимости от задач могут применяться все средства гимнастики: упражнения об-щеразвивающие и вольные, на снарядах, строевые и прикладные, акробатические и упражнения художественной гимнастики, различные прыжки, в том числе и на батуте.
Последнее время была разработана и экспериментально проверена профессионально-прикладная физическая подготовка плотников, маляров и штукатуров. В программах их физической подготовки также значительное место занимает профессионально-прикладная гимнастика.
Прежде чем разрабатывать программу профессионально-прикладной физической подготовки, необходимо досконально изучить специфику труда соответствующей специальности. В качестве примера остановимся на программе профессионально-прикладной гимнастики монтажников-верхолазов.
Монтажники-верхолазы работают на большой высоте, на ограниченной опоре, зачастую с тяжелыми инструментами (сварочные аппараты, большие гаечные ключи и др.). Им приходится передвигаться по узким балкам и добираться к месту работы по вертикальным металлическим лестницам, иногда не доходящим до перекрытия. Монтажники часто вынуждены подниматься на одних руках на значительную высоту и т. д.
В программу профессионально-прикладной гимнастики монтажников включены специально подобранные общеразвивающие упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, в лазанье по лестницам и канатам, опорные прыжки.
Чтобы будущие верхолазы научились сохранять равновесие при работе на высоте и передвигаться на опоре ограниченной ширины, в программу включены разнообразные упражнения и передвижения на бревне такой же ширины, как балка каркаса перекрытий. Для решения задач волевой и психологической подготовки высота бревна постепенно увеличивается от 0,5 до 5 м.
Навыки сохранения равновесия, особенно на высоте, зависят от умения ориентироваться в пространстве, от устойчивости вестибулярного аппарата и от привычки к высоте. Эти задачи решаются с помощью акробатических прыжков на дорожке, прыжков на батуте и упражнений, сходных с рабочими операциями на высотной конструкции.
Занятия, проводившиеся с учащимися профтехучилища, показали, что к концу цикла экспериментальных занятий испытуемые по физической подготовленности, а также по уровню двигательных и вегетативных функций вплотную приблизились к опытным верхолазам, имеющим стаж работы на высоте 5—6 лет.
Разработана также программа профессионально-прикладной гимнастики курсантов мореходных училищ. Наряду со специально подобранными гимнастическими упражнениями на полу, гимнастических снарядах и специальных качающихся конструкциях в этой
программе большое место занимают различные акробатические упражнения, в том числе прыжки на батуте, а также упражнения для пассивной тренировки вестибулярного аппарата.
Специальная физическаяподготовка проводится на секционных занятиях во внеучебное время. Она предусматривает совершенствование в каком-либо виде спорта, способствующем улучшению профессиональной деятельности. Учащийся может заниматься любым видом спорта, однако для каждой конкретной специальности следует рекомендовать наиболее целесообразные виды спорта.
Так, монтажникам-высотникам наибольшую пользу окажут прыжки на батуте, упражнения спортивной гимнастики, акробатические прыжки, прыжки в воду, а также прыжки на лыжах с трамплина. Совершенствуясь в указанных видах спорта, достигая в них определенных спортивных результатов, они тем самым будут целенаправленно содействовать своим производственным успехам.
В высших и средних специальных учебных заведениях предусматриваются занятия по общей программе физического воспитания и факультативные. Каким бы видом спорта учащийся ни занимался, он всегда будет выполнять гимнастические упражнения, которые . входят в разминку и • применяются для специальной подготовки спортсменов. В указанные занятия рекомендуется включать упражнения, типичные для профессионально-прикладной гимнастики.
Источник