Характеристика профессионально прикладной гимнастики

Производственная гимнастика. Профессионально-прикладная физическая подготовка –это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания

Профессионально-прикладная физическая подготовка –это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.

Целью ППФП является развитие или поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств и связанных с ними способностей к трудовой деятельности и защите Родины на базе разносторонней общей физической подготовки (ОФП).

1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.

2. Преимущественное развитие прикладных основных физических качеств.

3. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.

4. Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.

5. Преимущественное развитие прикладных психических качеств.

В соответствии с требованиями примерной учебной программы для вузов по ППФП «упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования». ППФП рассматривается как многоуровневая система. Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень – кондиционная физическая подготовка. Для неё характерна оздоровительная направленность, второй уровень – непосредственно ППФП, третий уровень – спортивно-прикладная подготовка. Самый высший уровень строится на основе принципов спортивной тренировки.

Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:

1. Принцип единства общей и специальной подготовки – это органическая связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности, предполагающая преимущественное развитие пофессионально-важных физических качеств и двигательных навыков на основе общей физической подготовленности.

2. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок.

3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. После периода наращивания нагрузки в любом случае следует период её снижения.

4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки.

5. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.

В настоящее время ППФП осуществляется во всех учебных и внеучебных формах физического воспитания, а зачетные требования и нормативы, утвержденные в вузе, являются обязательными для каждого студента.

Формы ППФП:

1. Учебные занятия – теоретические, практические, методико-практические, контрольные; элективные практические; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия; самостоятельные занятия. Контрольные занятия по ППФП предназначены для этапного и итогового контроля за уровнем теоретической и практической подготовленности студентов к выбранной профессии и специализации.

2. Внеучебные занятия:

а) утренняя гигиеническая гимнастика выполняется от 10-15 минут до 30 минут, 8-15 упражнений по 6-8 раз.

б) занятия в спортивных секциях.

в) самостоятельные тренировочные занятия.

г) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые по календарным планам и программам на первенство учебных групп, между ними, на первенство курсов, факультетов и вуза.

Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.

ПФК – обязательная составная часть рационального двигательного режима, сложившаяся в силу потребностей рациональной организации труда.

Цель ПФК – поддержание и укрепление здоровья, а также повышение производительности труда.

Задачами ПФК являются:

— подготовка к трудовой деятельности;

— повышение эффективности труда;

— восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании,

— профилактика неблагоприятных факторов влияния труда, в том числе профессиональные вредности;

— формирование сознательного и творческого отношения к труду;

— воспитание трудовой и социальной активности людей.

Формы ПФК:

1. Производственная гимнастика – вводная, физкультурные паузы, физкультминутки, сеансы в комнатах психофизической разгрузки, малые игровые формы в межрабочих перерывах: настольный теннис, бильярд, дартс и др.

2. Послерабочее восстановление – участие в организованных или самостоятельных занятиях на физкультурной базе предприятия и вне ее. К ним относятся восстановительные комплексные упражнения сразу после работы, посещение восстановительных и оздоровительно-профилактических центров на производстве, занятия в специализированных группах здоровья и секциях, в профилакториях, санаториях, на загородных базах отдыха и т.п.

Производственная гимнастика

Основные задачи: повышение работоспособности во время рабочего дня за счет снижения утомляемости; ускорение восстановительных процессов; профилактика неблагоприятного влияния факторов труда на организм человека и повышение устойчивости организма к их воздействию.

Гимнастика проводится периодически, на рабочем месте, в рабочей одежде. Подбор упражнений, очередность и время выполнения, дозировка должны соответствовать условиям и характеру труда. Доступность упражнений и методика проведения занятий должны отвечать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности занимающихся.

Производственную гимнастику составляют 3 основные формы:

1. водная гимнастика,

2. физкультурная пауза,

I. Вводная гимнастика (ВГ) – комплекс из 6-8 упражнений, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего (учебного) дня. Выполняются с целью сокращения периода врабатываемости (примерно на половину) в трудовой день и продления времени оптимальной работоспособности. Вводная гимнастика для представителей различных профессий отличается характером упражнений и распределением нагрузок в процессе занятия.

Типовая схема построения комплекса:

1. Упражнение – ходьба на месте – до 30 с, темп средний.

2. Упражнение – на осанку и потягивание с ритмичным дыханием. Повторить 4-5 раз, медленно.

3. Упражнение – для мышц шеи (движения головой – наклоны, повороты, круговые движения). Повторить 4-5 раз. Темп средний.

4. Упражнение – для плечевого пояса и рук, для всех суставов (круговые, маховые, рывковые движения). Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. Упражнение – для туловища (наклоны вперед, назад, с поворотами 6-8 раз, темп средний).

6. Упражнение для – мышц ног (приседания – 6-8 раз, прыжки и т. д.).

7. Упражнение – общего воздействия (упражнение для всех групп мышц – 6-8 раз или прыжки – 8-12 раз, или бег не месте с переходом на ходьбу – до 30 с.)

8. Упражнение – на координацию и внимание,6-8 раз.

II. Физкультурная пауза (ПФ) – комплекс из 5-7 упражнений, выполняемых в течение 5 мин в период начинающегося утомления для снижения утомляемости и повышения умственной работоспособности, двигательной активности, стимулирования деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма.

Для работников тяжелого физического труда ее рекомендуется проводить после полутора часов работы, умственного – не ранее чем через 3 часа, желательно 2 раза в день за час-полтора до окончания первой и второй половины рабочего дня.

| следующая лекция ==>
Государственная пошлина |

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 1391 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Глава XTV ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА

Профессионально-прикладная гимнастика — составная часть профессионально-прикладной физической подготовки, направленной на общее физическое развитие занимающихся и на быстрейшее ов­ладение ими трудовыми действиями своей специальности.

Бурное развитие науки и техники в послевоенный период, воз­никновение новых областей знания и высоких технических дости­жений предъявляют повышенные требования к подготовке квали­фицированных рабочих, инженеров и техников.

На современном этапе наблюдается рост квалификации выпуска­емых специалистов при более узкой их специализации, основанной, однако, на широкой общей подготовке. Этот процесс не может не коснуться и вопросов, связанных с физическим воспитанием. Физи­ческое воспитание в учебных заведениях должно строиться с учетом будущей специальности выпускников, т. е. программа физической подготовки должна быть профилированной в зависимости от пред­стоящей производственной деятельности учащихся. Таким образом, возникает необходимость дальнейшей разработки и научного обо­снования системы производственно-прикладной физической подго­товки в учебных заведениях.

В основе физического воспитания с профессиональной приклад-ностью лежит направляемая педагогом двигательная деятельность занимающихся. В качестве основного средства используют специ­ально подобранные физические упражнения, с помощью которых затем образуются двигательные навыки, необходимые в данной профессии.

Занятия профессионально-прикладной гимнастикой дают воз­можность избирательно влиять на ведущие для людей изучаемой профессии функции и системы организма и тем самым способство­вать быстрейшему овладению изучаемой специальностью, т. е. обе­спечивать увеличение производительности труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка проводит­ся в профессионально-технических училищах, которые подготавли­вают рабочих различных специальностей, а также в вузах и техни­кумах. Эта физическая подготовка подразделяется на общую, профессионально-прикладную и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на всестороннее гар­моническое развитие и оздоровление занимающихся. Она предусмат­ривает занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, лы-

жами, плаванием и др. Большое место в этой подготовке занимают гимнастические упражнения: 1) общеразвиваюшие без предметов и с предметами; 2) на снарядах массового типа (гимнастической стен­ке, скамейке, лестницах, канате, бревне и др.); 3) простейшие акро­батические; 4) опорные и неопорные прыжки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка направле­на на быстрейшее овладение будущей специальностью. В отличие от общей физической подготовки, которая может быть единой для всех, профессионально-прикладная подготовка дифференцируется с учетом профиля будущей производственной деятельности. Все су­ществующие профессии по характеру и специфике труда можно подразделить на пять условных групп.

Первая группа объединяет специальности, где производи­тельность труда снижают различные внешние и внутренние сбиваю­щие факторы (боязнь высоты, морская качка, производственные вибрации, шумы и т. д.).

Вторую группу составляют специальности, в которых про­изводительность труда снижается из-за вредных воздействий, непо­средственно влияющих на здоровье (вредные испарения, неблаго­приятные метеорологические факторы и др.).

В третью группу входят специальности, где производитель­ность труда снижается в результате недостаточного развития мы­шечных групп, непосредственно участвующих в производительном труде.

Четвертая группа — специальности малоподвижные, тре­бующие большой концентрации внимания в процессе труда (работ* ники умственного труда, конвейерные рабочие, диспетчеры, опера­торы и др.).

Пятую группу составляют специальности, где требуется значительная общая выносливость в связи с необходимостью много­дневных переходов, зачастую по пересеченной, малонаселенной местности при любых условиях погоды (геологи, картографы, гео­дезисты и др.).

При таком подразделении на группы отличия в программах прикладной физподготовки между группами профессий будут весь­ма значительны. Однако различия в программах между сходными специальностями внутри каждой из групп окажутся незначитель­ными и будут отражать только специфику данной конкретной спе­циальности.

В программу профессионально-прикладной физической подготов­ки входит производственно-прикладная гимнастика, удельный вес и характер которой зависят от специальности учащихся, условий и специфики их труда.

Профессионально-прикладная гимнастика направлена на пре­имущественное развитие тех мышечных групп, которые выполняют основную работу в производственной деятельности занимающихся, а также на развитие двигательных и вегетативных функций, необ­ходимых для будущей специальности. Кроме того, с помощью уп­ражнений, адекватных трудовым процессам, развиваются физиче-

ские качества и двигательные навыки, необходимые для более ус­пешной работы в конкретной области.

В профессионально-прикладной гимнастике в зависимости от задач могут применяться все средства гимнастики: упражнения об-щеразвивающие и вольные, на снарядах, строевые и прикладные, акробатические и упражнения художественной гимнастики, раз­личные прыжки, в том числе и на батуте.

Последнее время была разработана и экспериментально про­верена профессионально-прикладная физическая подготовка плот­ников, маляров и штукатуров. В программах их физической подго­товки также значительное место занимает профессионально-при­кладная гимнастика.

Прежде чем разрабатывать программу профессионально-при­кладной физической подготовки, необходимо досконально изу­чить специфику труда соответствующей специальности. В качестве примера остановимся на программе профессионально-прикладной гимнастики монтажников-верхолазов.

Монтажники-верхолазы работают на большой высоте, на огра­ниченной опоре, зачастую с тяжелыми инструментами (сварочные аппараты, большие гаечные ключи и др.). Им приходится передви­гаться по узким балкам и добираться к месту работы по вертикаль­ным металлическим лестницам, иногда не доходящим до перекры­тия. Монтажники часто вынуждены подниматься на одних руках на значительную высоту и т. д.

В программу профессионально-прикладной гимнастики монтаж­ников включены специально подобранные общеразвивающие уп­ражнения, упражнения на перекладине, брусьях, в лазанье по лестницам и канатам, опорные прыжки.

Чтобы будущие верхолазы научились сохранять равновесие при работе на высоте и передвигаться на опоре ограниченной ши­рины, в программу включены разнообразные упражнения и пере­движения на бревне такой же ширины, как балка каркаса пере­крытий. Для решения задач волевой и психологической подготовки высота бревна постепенно увеличивается от 0,5 до 5 м.

Навыки сохранения равновесия, особенно на высоте, зависят от умения ориентироваться в пространстве, от устойчивости вести­булярного аппарата и от привычки к высоте. Эти задачи реша­ются с помощью акробатических прыжков на дорожке, прыжков на батуте и упражнений, сходных с рабочими операциями на вы­сотной конструкции.

Занятия, проводившиеся с учащимися профтехучилища, показа­ли, что к концу цикла экспериментальных занятий испытуемые по физической подготовленности, а также по уровню двигательных и вегетативных функций вплотную приблизились к опытным верхола­зам, имеющим стаж работы на высоте 5—6 лет.

Разработана также программа профессионально-прикладной гимнастики курсантов мореходных училищ. Наряду со специально подобранными гимнастическими упражнениями на полу, гимнасти­ческих снарядах и специальных качающихся конструкциях в этой

программе большое место занимают различные акробатические упражнения, в том числе прыжки на батуте, а также упражнения для пассивной тренировки вестибулярного аппарата.

Специальная физическаяподготовка проводится на секционных занятиях во внеучебное время. Она предусматривает совершенство­вание в каком-либо виде спорта, способствующем улучшению про­фессиональной деятельности. Учащийся может заниматься любым видом спорта, однако для каждой конкретной специальности сле­дует рекомендовать наиболее целесообразные виды спорта.

Так, монтажникам-высотникам наибольшую пользу окажут прыжки на батуте, упражнения спортивной гимнастики, акробати­ческие прыжки, прыжки в воду, а также прыжки на лыжах с трамп­лина. Совершенствуясь в указанных видах спорта, достигая в них определенных спортивных результатов, они тем самым будут целе­направленно содействовать своим производственным успехам.

В высших и средних специальных учебных заведениях преду­сматриваются занятия по общей программе физического воспита­ния и факультативные. Каким бы видом спорта учащийся ни зани­мался, он всегда будет выполнять гимнастические упражнения, ко­торые . входят в разминку и • применяются для специальной подготовки спортсменов. В указанные занятия рекомендуется вклю­чать упражнения, типичные для профессионально-прикладной гим­настики.

Источник

Читайте также:  Чем помогает йога при беременности
Оцените статью