ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Гимнастические упражнения очень разнообразны и многочисленны. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей. Охарактеризуем их в связи с процессом обучения.
1. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движений, в большинстве ациклического характера (за исключением ходьбы, бега, отдельных приемов лазанья). Они являются для учащихся новыми движениями, с которыми они не встречаются в повседневной жизни и знакомятся впервые лишь на занятиях. Овладение такими движениями связано с появлением у учеников новых двигательных ощущений и представлений, образованием новых координационных связей.
Известно, что любое новое движение строится на основе старых двигательных навыков. Поэтому чем богаче двигательный опыт ученика, тем легче и быстрее будет освоено новое движение. В связи с этим преподаватель должен учитывать двигательный опыт ученика, его сильные и слабые стороны (уровень развития физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств).
2. Чтобы легче представить себе арсенал гимнастических упражнений, следует выделить отдельные типичные группы движений. Так, одна из них — это относительно простые для изучения упражнения. К ним относятся простейшие позы и действия, основу которых составляют ОРУ, а также простейшие висы и упоры на снарядах. Например, упор присев, наклон вперед прогнувшись, вис лежа, упор углом. Для практического выполнения подобных движений обычно достаточно показать или объяснить ученику данное упражнение (терминологически назвать, образно описать, подробно рассказать).
В то же время освоение большой группы гимнастических упражнений (различные подъемы, вращения, повороты, выполняемые на снарядах) требует проявления координационных способностей. Освоение таких упражнений зависит главным образом от двигательной подготовленности учащихся. Прочно изученные движения такого типа могут успешно выполняться даже после длительных перерывов в их повторении.
Существует группа и таких движений, в которых первостепенным является проявление отдельных физических качеств. Например, для выполнения шпагата важна значительная подвижность (гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях, а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успешного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигательных заданий.
3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (приподнятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля — процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.
4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений связано с определенным риском. В связи с этим ученик может проявить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполнения движения. Такая защитная реакция может быть связана с недостаточной готовностью ученика к освоению движения (технической, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.
Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуациях может затормозить формирование двигательного навыка, привести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.
5. Для успешного разучивания гимнастического упражнения важно определить соответствие возможностей ученика и сложности движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упражнения определить трудно. Поэтому на практике, для того чтобы определить, можно ли обучать упражнению, выполняется специальная детальная оценка (изучение) потенциальных возможностей ученика и технических особенностей упражнения. Определение соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкретного случая обучения новому упражнению.
Источник
Методика физического воспитания и развития детей Конспект по теме: «Виды гимнастики и их характеристики»
Автор: Цыганкова Наталья Дмитриевна
Методика физического воспитания и развития детей
Конспект по теме: «Виды гимнастики и их характеристики»
1. Цель лекции: формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
1. Задачи и методические особенности гимнастики.
2. Классификация видов гимнастики.
3. Характеристики видов гимнастики:
3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.
3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.
1. Задачи и методические особенности гимнастики
Гимнастика — от греческого (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.
2. Классификация видов гимнастики
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:
· общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.);
· гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.);
· прикладная, или лечебная.
3. Характеристики видов гимнастики:
Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).
· Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных
групп детей.
3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
· Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастигаг стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.
· Акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И.Борисова).
В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.
· Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.
Цель: направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.
К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
4. Вопросы для самоконтроля
1. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей, принято называть:
а — физическим развитием;
б — физическим воспитанием;
в — физической культурой;
г — физическим упражнением.
2. Физическая культура ориентирована на совершенствование:
а — работоспособности человека;
б — физических и психических качеств учащихся;
в — природных физических свойств человека;
г — техники двигательных действий.
3. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
а — уровень здоровья и физического развития людей;
б — степень использования физической культуры в сфере воспитания, образования, производстве, быту;
в — характер системы физического воспитания, развитие массового спорта и спорта высших достижений;
г — все перечисленное.
4. Отличительным признаком физической культуры является:
а — физическое совершенство человека;
б — развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;
в — занятия в форме урока;
г — выполнение физических упражнений.
5. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:
а — обеспечения полноценного физического развития;
б — совершенствования телосложения;
в — закаливания и физиотерапевтических процедур;
г — формирования двигательных умений и навыков
1. Физическое воспитание дошкольников. Шебеко, В.Н.. — М.: Академия, 1998. — 192 с.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. Воротилкина, И.М. Метод, пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с.
3. Техника гимнастических упражнений. Гавердовский, Ю.К. Попул. учеб. пособие. — М.: Тера — Спорт, 2002. — 512 с.
4. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2001. — 448 с.
5. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Глазырина Л.Д. — М.: Владос, 1999. — 175 с.
6. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров — М.: Академия, 2001. — 264 с.
7. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. — М.: Владос, 2001. — 336 с.
8. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. Кожухова Н.Н. — М.: Академия, 2002. — 316 с.
9. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Пензулаева, Л.И. — М.: Владос, 2001. — 128 с.
Источник