- Тренировочный план
- Тренировочный план в хоккее с шайбой.
- Возникают вопросы, а каких же тренировок нужно больше? Когда снижать нагрузки, а когда повышать?
- Что такое тренировочный план?
- Почему не максимальный?
- А как в детском спорте?
- Что может навредить юному хоккеисту?
- Подкатка мешает развитию?
- Могут ли они помешать развитию хоккеиста?
- Какие виды тренировок необходимы для хоккеиста-любителя?
- Первые шаги.
- Как подготовиться к началу занятий хоккеем?
- Пришёл в форму, а что дальше?
- Достиг хорошего уровня катания. Куда двигаться дальше?
- Как же проводить первые полноценные тренировки на льду?
- Хочу научиться бросать.
- Правильное, планирование времени ребенка хоккеиста.
- Нужно ли соблюдать режим?
- Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?
Тренировочный план
Тренировочный план в хоккее с шайбой.
Жизнь хоккеиста это не только игры регулярного чемпионата и плей-офф, это ещё и огромное количество тренировок. Тренировки бывают разные: ледовые, «на земле», силовые, скоростно-силовые, бросковые… вообще, нагрузки хватает с головой.
Возникают вопросы, а каких же тренировок нужно больше? Когда снижать нагрузки, а когда повышать?
На все эти вопросы есть ответ, ответ у тренеров, которые работают со спортсменами. Они точно знают, в каком состоянии находится их подопечный и как правильно распределить нагрузку. Именно они составляют тренировочный план для спортсмена.
Что такое тренировочный план?
Если обобщить, то тренировочный план — это некое расписание тренировок для хоккеиста на весь сезон. В команде — тренировочный план на всю команду, у персонального тренера — на конкретного игрока, у тренера вратарей — на голкиперов.
Очень важно, чтобы этот самый тренировочный план составлял знающий и думающий тренер, иначе можно попросту получить уставшего хоккеиста с самого начала сезона. Тренировочный план начинается с планирования сборов. Задача предсезонного сбора — восстановить физическую форму после отпуска, увеличить показатели и вывести спортсмена к началу сезона на около максимальный уровень возможностей.
Почему не максимальный?
Потому что в процессе сезона игроки тоже прибавляют, и очень важно, чтобы на пике формы хоккеисты находились к старту плей-офф. Все эти вещи планируются заранее, как тренерами по хоккею, так и другими специалистами, которые работают со спортсменами: тренерами по ОФП, массажистами, персональными тренерами и прочими.
А как в детском спорте?
В детском спорте принцип тот же — для каждой возрастной группы имеется свой тренировочный план. Но в детских возрастах направленность этого плана несколько иная, а именно — обучение и развитие. Каждый тренер прекрасно должен понимать, что детей в первую очередь надо обучить, а потом требовать, и обучить строго в соответствии с нормами каждой возрастной группы, учитывая индивидуальные особенности каждого юного хоккеиста и команды в целом.
Что может навредить юному хоккеисту?
Некоторые тренеры, в погоне за результатом, начинают форсировать события, делая в раннем возрасте упор, к примеру, на физику вместо техники. Такая политика даст результат в краткосрочной перспективе, хоккеисты просто «перебегают» соперника, но в долгосрочной перспективе такой подход ждёт крах — хоккей это не только физика, но ещё и технические навыки, тактическая подготовка, игровое мышление, и если что-то из этого было упущено, то дальше придётся очень тяжело.
Подкатка мешает развитию?
В детском спорте очень популярно брать дополнительные занятия, так называемые подкатки.
Могут ли они помешать развитию хоккеиста?
Вопрос неоднозначный, и, на самом-то деле тут много зависит от тренера, который проводит дополнительные занятия. Грамотный специалист, во-первых, так же имеет в голове приблизительный план развития хоккеиста в соответствии с возрастом, а во-вторых, должен быть в курсе, в каком направлении двигается развитие в команде.
В таком случае «тренер-подкатчик» может составить собственный план развития для конкретного ребёнка без ущерба для основных занятий в команде. Если же этого не происходит, то может случиться перегрузка организма спортсмена, что негативно скажется на его игре.
Тренировочный план — это то, что составляет каждый грамотный тренер, для достижения пиковой формы (у взрослых) или развития (у детей). Без тренировочного плана — невозможно построить тренировочный процесс, ведь если такого плана нет — это чистая импровизация, что недопустимо ни в детском, ни во взрослом хоккее.
Источник
Какие виды тренировок необходимы для хоккеиста-любителя?
Давайте представим, что вы все-таки решились начать заниматься хоккеем, а с катанием на коньках вы сталкивались разве что зимой да во дворе, и плюс ко всему ещё лет 15 назад. Но вот настал тот час, когда этап принятия решения пройден, баул с новенькой формой уже стоит в коридоре, и желание играть зашкаливает. Но вы понимаете, что играть на хорошем уровне вам ещё достаточно тяжело, и неплохо бы потренироваться. Но с чего же начать?
Первые шаги на коньках
Первые шаги.
На самом деле стоит начать с подготовки к тренировке. Не только психологической (настроиться на тренировку) и технической (поточить коньки и замотать клюшку), но и физической. А если выразиться, точнее, привести своё тело в форму. Хоккей достаточно сложный вид спорта (особенно в техническом плане), в процессе игры в хоккей задействованы практически все группы мышц, и представьте, что будет с вашим туловищем, если выйти на лёд не подготовленным.
Зарядка по утрам
Как подготовиться к началу занятий хоккеем?
Для начала нужно выработать режим спортсмен надо высыпаться и соблюдать режим приема пищи. Следующим этап работа над собой. Начать можно с малого, банально делать зарядку по утрам. А вот потом, по мере возможностей уже добавлять общие физические упражнения: отжиманий, присед, пресс, планка, прыжки на скакалке. И конечно, не стоит забывать про растяжку. Растяжка очень важная составляющая тренировочного процесса. Если вы обладаете хорошей растяжкой, то очень сильно снижаете возможность получения травмы.
Пришёл в форму, а что дальше?
Вот вы пришли в форму, почувствовали тонус в организме, и что же, можно сразу бежать играть в хоккей, в самое пекло событий? Все-таки не стоит. Для начала нужно выделить время для обучения скольжению на коньках и катанию. Постановка техники катания на коньках, один из самых главных факторов хоккея, и не стоит пренебрегать этим занятием. Если освоить навыки катания, то игра в хоккей станет проще и интереснее. Поэтому, стоит обратить внимание на этот элемент, и вообще, над катанием нужно работать всегда, ведь скольжение на коньках неестественный для человека способ передвижения, и если не практиковаться, то навык теряется.
Достиг хорошего уровня катания. Куда двигаться дальше?
После того, как вы освоили базовые (или даже выше), навыки катания, стоит переходить к работе над руками. Для начала можно позаниматься с клюшкой в специализированном зале, так будет легче освоить новые движения, ведь в зале можно нахвалиться в обычных кроссовках, а это значит, что вас не будет отвлекать постановка ваших ног на льду. Но это лишь в начале. Впоследствии, конечно же, нужно переносить все отработанные навыки владения клюшкой и шайбой в зале на лёд, и уже применять их в совокупности с навыками техники катания. Кстати, зал для дриблинга (или, как его ещё называют «бросковые зоны») будут полезны не только на этом этапе. Но об этом немного попозже.
Как же проводить первые полноценные тренировки на льду?
Сейчас мы рассматриваем ситуацию, в которой базовые навыки катания, а так же владения клюшкой вы уже получили (возможно, с помощью тренера, возможно самостоятельно, ну а как выбрать тренера для хоккеиста-любителя читайте в следующих статьях), и пришло время полноценно тренироваться. На этом этапе тренироваться самостоятельно просто не получится, и нужен грамотный специалист, который составит тренировочный план исходя из количества желаемых тренировок (которых необходимо хотя-бы две-три в неделю) и возможностей спортсмена. У каждого этот план будет индивидуальным, но в целом задача у всех одинаковая совершенствовать свои навыки и подниматься на более высокий уровень хоккейного мастерства, осваивать технику бросков и щелчков (а вот и «бросковые зоны» пригодились), осваивать культуру паса и тактическую грамотность. Все это можно получить, как и в командных тренировках, так и в персональных, тут уже, как говорится, личное дело каждого. Многие: хоккеисты-любители, совмещают занятия в хоккейной командой с так называемыми «индивидуальными тренировками с тренером и «бросковыми тренировками ».
Бросковые тренировки на синтетическом льду
Хочу научиться бросать.
Ну что, а теперь вернёмся, пожалуй, к самому желаемому навыку бросок/щелчок и передаче партнеру. Все, без исключения, хоккеисты хотят иметь бросок как у Овечкина, но как же этого достичь? Вот тут мы и возвращаемся к занятиям в «бросковой зоне». Как я уже и говорил, что освоить азы владения клюшкой легче в бросковом зале, это касается: передачи и броска. В зале вы можете самостоятельно или с помощью специалиста детально разобраться технику броска и щелчка, а так же отработать уже имеющиеся навыки. Главное и неоспоримое преимущество такой тренировки заключается в том, что за одну тренировку вы сможете бросить 200-300-400-500 раз, когда на тренировках на льду с командой вы нанесёте порядка 30-50 бросков в лучшем случае. Не гонитесь за бросками в «девятку верхом», важно поставить именно технику броска, но для этого нужно хорошо освоить передачу партнеру.
Что ж, мы разобрали, чему и где может научиться хоккеист-любитель, а так же с чего нужно начать, ну а более детально о командном тренировочном процессе у хоккеистов – любителей, читайте в следующих наших статьях.
Источник
Правильное, планирование времени ребенка хоккеиста.
Несмотря на то, что ваш ребёнок уже занимается хоккеем и уже чего — то добивается в этом виде спорта, ответственность за его действия вне льда несут родители. На тренировках все понятно, там процессом руководит тренер, распределяет количество нагрузок, следит за состоянием игроков, но это только во время тренировочного процесса. Остальное время тренер при всем своём желании не сможет следить за спортсменами, ну а вообще — то он тоже человек, и попросту должен отдыхать. А вот как проводить досуг, когда ложиться спать и какие кружки посещать решают родители.
Тут важно понимать, насколько вы и ваш ребёнок и вы сами отдаётесь хоккею: возможно, Вы просто водите своё чадо «чтобы по улице не болтался», и делаете это только в свободное время, а возможно вы ставите хоккей в приоритет всем остальным занятиям вашего ребёнка, а возможно, растите чемпиона. И тут есть радикальная разница, и она очевидна: во втором случае все занятия строятся вокруг хоккея, а в первом хоккей — явление остаточное. Мы же с вами поговорим о втором случае.
Нужно ли соблюдать режим?
Многие родители считают, что если немного позже ложиться, немного раньше встать, где то не отдыхать вовсе не сильно скажется на успехах хоккеиста. Это в корне не правильный подход. Недосып со временем становится хроническим, и у ребёнка накапливается усталость, и, как следствие, начинают падать такие качества как (внимательность, работоспособность, что в прямую отражается на тренировочном и игровом процессе). Режим — одна из самых важных составляющих тренировочного процесса, ребенок просто обязан быть отдохнувшим перед тренировкой, чтобы продуктивно отработать на ней от начала и до конца.
Соответственно, родители так же планируют и досуг юного спортсмена, исходя из нагрузок, которые он получает на тренировках. Согласитесь, что наверняка поход на футбольное поле с друзьями в день перед игрой не самое лучшее занятие с точки зрения подготовки к игре. Юный хоккеист попросту будет уставшим, и соответственно не сможет раскрыть свой игровой потенциал.
Планирование времени юного хоккеиста — задача очень важная, не всегда простая, но, тем не менее, стоит подбирать занятия для ребёнка таким образом, что бы к играм и тренировкам спортсмен был готов морально и физически. Только тогда он сможет показать в полной мере свою скорость, технику и ум, им останется доволен тренер, ну а вы (родители) с удовольствием будете смотреть, как ваш сын/дочка играет в хоккей.
Итог: Очень важно родителям, следить за юным спортсменом, особенно за режимом питания, сна и отдыха.
Источник
Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?
Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия
Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.
В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.
На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.
Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.
Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.
Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.
В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).
Отдельные условия и требования в построении тренировочного процесса были озвучены отечественными и зарубежными хоккейными специалистами на конференции, проводимой Федерацией хоккея России осенью 2017 года. Тем не менее, при ответе на вопрос о принципах и законах подготовки юных хоккеистов стоит акцентировать внимание на основных аспектах. Эффективность построения тренировочного процесса напрямую зависит от соблюдения двух составляющих: законов системной физиологии и современных основополагающих принципов спортивной педагогики. То есть, законы системной физиологии (законы адаптации в частности) — являются естественнонаучной основой тренировочного процесса.
Согласно реально действующим законам адаптации:
1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.
2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.
3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».
4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.
Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а) «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык или другой по специфике формируемый навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления требуемого спортсмену навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся или формируемый навык затрудняет образование требуемого спортсмену двигательного навыка. Это происходит при отсутствии сходства в основных звеньях двигательных актов.
Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.
Источник