- «Гармония»
- Клиника мужского и женского здоровья
- Лечение осипшего голоса при простуде
- Причины состояния
- Возможные заболевания
- Записаться на прием к врачу ЛОРу можно по телефону
- Диагностика
- Лечение
- Наша команда
- Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
- Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
- Принцип действия упражнений
- Техника выполнения
- Все звуки следует произносить только на вдохе:
- Голосовая гимнастика при потере голоса
«Гармония»
Клиника мужского и женского здоровья
Лечение осипшего голоса при простуде
Люди не могут без социума и общения, поэтому потеря голоса — серьёзная проблема. Первое, что нужно сделать, — выяснить причину состояния и начать лечение. Как восстановить осипший голос при простуде зависит от того, чего он пропал.
Причины состояния
Человек произносит звуки за счёт воздуха, который проходит через голосовые связки. Это складки слизистой оболочки и мышцы, с помощью которых можно смыкать их в щель. Связки вибрируют, получается речь или пение.
При воспалении связок они отекают, чего не могут полноценно сформировать щель. В результате голос становится осипшим или пропадает совсем.
Усталость и перенапряжение связок тоже приводит к проблемам с голосом. Они краснеют, возникает боль, говорить становится сложно. Повышенная сухость в горле мешает связкам колебаться, чего звук становится осипшим.
Если на связках есть новообразования, голос меняется. Это происходит неполного смыкания складок в щель, чего прохождение воздуха вызывает не мелодичный звук, а хрип.
Возможные заболевания
У здорового человека связки могут устать, если говорить слишком много. В этом случае восстановиться поможет голосовой покой. Но иногда осиплость возникает на фоне различных заболеваний.
Патологии, при которых есть осиплость:
- ларингит;
- ОРВИ;
- папилломы на голосовых связках;
- туберкулёз;
- новообразования в области голосовых связок.
Чтобы выяснить, чем человек болеет, нужно обратиться к для первичной консультации.
Записаться на прием
к врачу ЛОРу
можно по телефону
или с помощью системы онлайн-записи на сайте
Диагностика
Определить, что осип голос у взрослого при простуде или другом состоянии, несложно. А выяснить причину этого не всегда получается самостоятельно. Врач смотрит горло и видит изменения на нём, который обычный человек через зеркало не заметит. Если возникают сомнения в диагнозе, пациента направляют к оториноларингологу или фониатру — специалисту по голосовому аппарату.
Обследование включает:
- общий анализ крови — выявляет вирусную или бактериальную природу заболевания;
- ларингоскопия — подробный осмотр связок с помощью ларингоскопа;
- рентгенография органов грудной клетки — при подозрении на туберкулёзную инфекцию.
С результатами диагностических процедур пациент идёт к врачу, самостоятельно пытаться расшифровать их не стоит. Специалист подберёт лечение и даст рекомендации по скорейшему восстановлению голоса.
Читайте также: Почему несколько не проходит насморк
Лечение
При осиплости нужен обязательный голосовой покой. Нельзя разговаривать совсем, особенно шёпотом. Такая речь напрягает связки сильнее, чем попытки говорить громко.
Рекомендации по восстановлению голоса:
- Обильное тёплое питьё — для увлажнения связок и выведения токсинов, выделяемых возбудителем простуды.
- Травяные настои — ромашка и чабрец помогают уменьшить воспаление, а имбирный чай избавляет от осиплости.
- Увлажнение воздуха — предотвращает пересушивание связок, что ускоряет возвращение нормального голоса.
Если осиплость появилась на фоне ОРВИ, можно использовать препараты для симптоматического лечения. Они помогут быстрее выздороветь и вернуть способность нормально разговаривать.
Лекарственные средства:
- Антибиотики — необходимы при острой форме ларингита и высокой температуре от 38,5°С дольше 3–5 дней, а также при туберкулёзной инфекции.
- Противовоспалительные спреи — Гексорал, Каметон и другие уменьшают выраженность воспаления.
- Пастилки для рассасывания — Фалиминт, Стрепсилс и подобные им действуют обволакивающе на связки, снимая болезненность.
Если соблюдать все рекомендации и следовать назначенному лечению, голос можно вернуть за 3–4 дня. Другие средства — коньяк, сырые яйца или горячее пиво, дают быстрый, но временный эффект. Его хватит на , после чего связки будут чувствовать себя ещё хуже, а голос может пропасть совсем.
Помните, что поставить точный диагноз, определить причины и характер заболевания, назначить эффективное лечение может только квалифицированный врач. Записаться на прием к нашим специалистам или вызвать врача на дом Вы можете по телефону
Будьте здоровыми и счастливыми!
Наша команда
Каталымов
Сергей Юрьевич
Записаться
ЛОР, врач высшей категории
Источник
Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
Потеря способности разговаривать или афония — частое явление после простудных заболеваний. Но для тех, у кого голос является «рабочим инструментом»: учителей, певцов, дикторов, такая потеря станет настоящей катастрофой. Есть несложная методика дыхательных упражнений, с помощью которой можно предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок.
Этот дыхательный комплекс можно выполнять как для профилактики осиплости, так и для комплексного лечения органов дыхания. Методика в течение короткого времени поможет полностью восстановить голос без применения медикаментозных средств или хирургического вмешательства. Комплекс несложен в освоении, его можно делать в любых удобных условиях, без присутствия специалистов. Все упражнения в нем безопасны для здоровья, не имеют противопоказаний и разрешены для выполнения всем возрастным группам, в том числе и детям.
Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
Тренировать дыхание можно как отдельно, так и вместе с другими упражнениями по развитию голоса.
Принцип действия упражнений
Звук образуется на выдохе, колеблющем голосовые связки. При затруднении дыхания вследствие переохлаждения, перегрузок или неправильной работы органов дыхания, вдох недостаточно наполняет легкие кислородом, выдох становится слабым и коротким. Поэтому, приходится чаще дышать, лишний воздух накапливается и оказывает давление на голосовые связки. Они подвергаются повышенной нагрузке, голос слабеет и пропадает. В тяжелых случаях на связках могут образоваться узлы, поэтому требуется хирургическое лечение.
При выполнении упражнений происходит короткий вдох с издаваемым звуком, при этом легкие полностью заполняются воздухом. Тем самым обеспечивается максимальный приток кислорода к дыхательным и речевым органам, устраняются воспаления и застойные явления. Выдох вы делаете легко и свободно, поэтому не происходит дополнительного травмирования голосовых связок.
Техника выполнения
Упражнения следует выполнять регулярно, 1-2 раза в день, в хорошо проветриваемом помещении в течение 7-10 минут. После улучшения самочувствия, не следует сразу прекращать тренировки. Чтобы закрепить эффект, комплекс нужно продолжать делать еще, по крайней мере, в течение месяца.
При выполнении необходимо следить за правильным дыханием: выполнять неглубокие вдохи через нос и делать спокойный выдох через рот. Первые три дня выполняйте только первые три упражнения из комплекса, затем подключите следующие. Так вы постепенно освоите комплекс в течение недели.
Исходное положение – стоя прямо со слегка расставленными ногами, руки висят свободно или сидя на стуле, руки лежат на коленях. После выполнения всех упражнений, постарайтесь полностью расслабить мышцы на несколько минут.
Все звуки следует произносить только на вдохе:
Полощите горло – представьте, как вы прополаскиваете рот водой. Произнесите эти звуки, одновременно поворачивая голову в стороны, насколько хватает дыхания.
Помычите – сделайте неглубокий вдох носом, при этом мычите, делая постукивания подушечками пальцев по ноздрям.
Мычание с массажем – делая вдох, мычите, при этом постукивайте подушечками пальцев по носогубным морщинкам.
«Бы-бы» — глубоко вдохните, одновременно произносите «бы-бы-бы…», при этом слегка барабаньте подушечками по верхней губе.
«Вы-вы» — глубоко вдохните и произносите «вы-вы-вы…», при этом слегка барабаньте подушечками по нижней губе.
«А-О-У» — глубоко вдохните и произносите «а-а-а-о-о-о-у-у-у…», насколько хватит дыхания, одновременно простукивайте грудную клетку, продвигаясь от одного плеча к другому.
Источник
Голосовая гимнастика при потере голоса
Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.
Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.
Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.
Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.
Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.
Чтение с губ в зеркале
Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).
Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука
Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.
В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.
При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.
Обучение произношению гласных при использовании слуха
При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.
В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.
Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.
Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Источник