Календарно-тематическое планирование по секции «Гимнастика»
Актуальность
Тема здоровья и физического развития детей была и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления зоровья.
Цель программы
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по секции «Гимнастика»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская общеобразовательная школа» Кировского района
ВАСИЛЬЕВА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме.
Обучение детей акробатическим упражнениям;
Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
Пропаганда физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на два года обучения:
I год — начальное обучение. Набор в группы детей 13-15 лет;
II год – формирование и закрепления основных двигательных навыков и умений;
углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;
Занятие проводится в группе по 10-15 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2.Мотивационные (убеждение, поощрение);
Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед, презентаций.
Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
Учитывают индивидуальные возможности детей.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ
Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:
Задачи биологического аспекта — подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
Задачи педагогического аспекта — формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Источник
Календарно-тематический план по гимнастике 1 год обучения
от «31» августа 2017 г. Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 27 » НМР РТ от «31» августа 2017 г. Директор МБОУ «СОШ № 27 » НМР РТ от «31» августа 2017 г. по кружку «Акварель» в 1 классе Туктаровой Регины Ильшатовны, педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ № 27 » НМР РТ г. Нижнекамск, 2017 г Разностороннее и гармоничное развитие невозможно без полноценного художественного развития личности. Художниками, писателями, композиторами и артистами балета становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может каждый человек. Занятия гимнастики, способствуют формированию и развитию у учащихся необходимых качеств. Эта учебная программа предназначена для обучения детей сознательному управлению своими мышцами, помочь им развить гибкость, которая необходима для придания окраски и нюансов движению. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Цель программы — совершенствование творческой активности учащихся посредством комплексного подхода в обучении школьников предметам эстетического цикла с осуществлением межпредметных связей в рамках начальной школы. Важнейшими задачами предмета являются: • Развить у них эластичность и растянутость ног; • Сформировать мотивацию детей к активному, здоровому образу жизни, способности адаптации в современном обществе; • Созданий условий для воспитания личностного роста ребенка, развития потребности к самосовершенствованию, формирования нравственных качеств личности. Изучение дополнительных учебных предметов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Виды деятельности обучающихся на предмете «Гимнастика»: партерный экзерсис, экзерсис на середине зала, музыкальные игры. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программа реализуется в рамках дополнительного образования. Программа предусматривает использование следующих технологий: Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности. Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности. Программа рассчитана на 70 ч в год, 2 часа в неделю. Формы проведения занятий: Словесный метод используется при беседе, рассказе. Наглядный метод используется при показе фотографий, видеоматериалов. Практический – это упражнения, тренинг, репетиции. Данная программа способствует развитию у учащихся: — возрастных предпосылок, которыми располагают дети (эмоциональность, восприимчивость к окружающему миру, расположенность к творческим играм); — внимания к авторской позиции, выраженной в произведении искусства; — понимание художественных средств, как языка для выражения особого художественного содержания; — собственного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон эстетического развития. 1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела Вытягивание ног и пальцев, напряжение мышц тела, затем расслабление. Лежа вытягивание пальцев ног, напряжение мышц, затем поднимание носков вверх. И возвращение в исходное положение. Стоя втянув руки вверх, поочередно расслаблять: кисти рук, локти, плечи, мышцы талии, бедра, ноги. 2. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага При свободно лежащем корпусе медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь только мышцы ног. Затем напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороны наружу так, чтобы пятки подошвенной стороны коснулись друг друга. Вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу, а пятками прикоснуться друг к другу, затем сократить подъем ног так, чтобы получилась I позиция. «Книжечка» — разворот сокращенных стоп из невыворотного в выворотное положение и обратно. «Лебеди» — полушпагат. Подготовка к растяжкам на шпагат. «Лягушка» — лежа на спине, согнуть ноги в коленях, таз должен прилегать к полу. 3. Упражнения на исправление осанки Поднять вытянутые ноги над полом, прогнуться, руки назад. Удерживать это положение некоторое время. Лежа на животе выполнить прогиб назад, удерживая ноги и живот на полу. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Затем вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъем, прижать поясницу к полу. Встать в упор на коленях. Мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. Затем левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать выше. Встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть вперед. Сидя, колени согнуть. Поворот туловища вправо, руки за голову, лопатки свести. 4. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья Стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу. Стоя на коленях, правая рука вперед, левая под головой. Отклонить таз вправо, затем вернуться в исходное положение. Лечь на спину, руки вверх. Увести руки вправо, затем вернуться в исходное положение. 5. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса Лежа на спине поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх. Лежа на спине согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, прижать голову к коленям и зафиксировать это положение. Затем вернуться в исходное положение. Сесть на пол, вытянутые ноги циркулем развести в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне предплечий. Развернуться стороной опущенного плеча к противоположной ноге и наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги. Зафиксировать это положение. Сесть на пол, вытянутые ноги циркулем развести в стороны. Наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. Зафиксировать это положение. 6. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника Лежа на спине, ноги слегка врозь, руки вдоль тела. Отвести туловище вправо, не отрывая спины от пола. То же в другую сторону. Сидя, ноги согнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки. Попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног. Затем вернуться в исходное положение. Лечь на пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы. Попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища. Затем вернуться в исходное положение. Лечь на спину, руки втянуть вдоль тела. Прогнуться опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола. Затем вернуться в исходное положение. 7. Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра Броски ногами поочередно, то правой , то левой. Вперед и в стороны. Лечь на спину. Согнуть правую ногу, взявшись руками за голень. Выпрямить ногу с помощью рук. То же другой ногой. Сесть на пол, ноги врозь, ладони перед собой на полу. Наклониться вперед, стараясь положить локти на пол. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. 8. Упражнения для улучшения коленных суставов «Велосипед» — сидя на полу сгибать ноги, как при езде на велосипеде. Лежа на спине, ноги согнуть вверх. Сделать круг голенями вправо. То же влево. Стоя на коленях, руки на поясе. Сесть вправо, затем вернуться в исходное положение. То же влево. 9. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава Сесть на пол, с опорой на руки сзади. Носки потянуть на себя, затем втянуть вперед. Повторить 16 раз. Сидя на полу, ногу согнуть и выворот положить на другую. Одной рукой взять снизу пятку, другой взять голеностоп сверху и начинать давить на него. Сесть на пятки носки вытянуть. Опираясь левой рукой о пол, захватить правой левое колено и постараться приподнять его. Затем вернуться в исходное положение. То же другой ногой. -Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V) -По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами Календарно – тематическое планирование Количество часов теория Дата проведения по плану Дата проведения по факту Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Восстановление физической активности организма. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Вытягивание ног и пальцев, напряжение мышц тела, затем расслабление. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела лежа. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела стоя. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Лежа. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Стоя. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Сидя. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Шпагаты . Упражнения на исправление осанки. Лежа на спине. Упражнения на исправление осанки. Лежа на животе. Упражнения на исправление осанки. Сидя. Упражнения на исправление осанки. Стоя . Упражнения на исправление осанки. Стоя на коленях. Упражнения на исправление осанки. Стоя на коленях. Закрепление пройденного материала. Восстановление физической активности организма. Повторение пройденного материала. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Стоя на коленях. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Лежа на спине. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Стоя на коленях. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Лежа на спине. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Лежа на спине. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Сидя на полу. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Сидя на полу . Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на спине. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Сидя. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на животе. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на спине. Закрепление пройденного материала. Восстановление физической активности организма. Повторение пройденного материала. Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра . Стоя. Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра . Лежа на спине. Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра. Сидя. Упражнения для улучшения коленных суставов . Сидя. Упражнения для улучшения коленных суставов . Лежа на спине. Упражнения для улучшения коленных суставов . Стоя на коленях. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. Прыжки. Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V) Прыжки . По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами Подскоки по первой прямой позиции с вытягиванием стоп: на месте, с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону. Перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении с положением стопы на щиколотке, затем у колена. Медленное поднимание рук вперед — вверх, в сторону — вверх с одновременным отведением ноги на носок назад и в сторону. Упражнения для развития танцевального шага. Восстановление физической активности организма. Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения. Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения. Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45° на месте. Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45° с продвижением вперед и назад. Мелкий бег на полупальцах. «Мостик» с помощником. Прыжки по первой прямой позиции на месте и с продвижением вперед — назад и вправо — влево. Прыжки с хлопками. Короткие комбинации на подскоки по линиям и по кругу. Повторение и закрепление пройденного материала. Конт рольный урок. Работа над ошибками. Планируемые результаты Обучение специальным навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерная сопротивляемость связок, особое состояние некоторых мышц и т.п. Известных успехов можно добиться путем специальных корригирующих упражнений. Уже давно педагоги – хореографы ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение элементов хореографического искусства. В практику преподавания классического танца стали вводить разминку в виде гимнастических упражнений. В Московском хореографическом училище педагоги С. Головкин, Е. Сергиевская, Л. Рафаилова, Е. Лапчинская применяли упражнение на улучшение выворотности ног, гибкости, легкости прыжка. Эти опыты показали, что если включить в занятия с детьми корригирующие упражнения, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив уколоченные и укрепив растянутые. Эта учебная программа предназначена для обучения детей сознательному управлению своими мышцами, помочь им развить гибкость, которая необходима для придания окраски и нюансов движению. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу гимнастики включены упражнения и движения классического, народного танцев, доступные детям 8-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Методическая тема объединения: Развитие внимания у учащихся посредством изучения хореографических дисциплин. Темы разработок, открытых занятий: 1. Круглый стол «Мелодия музыки» 2. Игровые занятия «Запомни и повтори» 3. Лекция «История хореографического искусства» Темы самообразования: «Роль хореографии в творческом развитии детей». Источник |