Главные особенности урочных форм занятий физическими упражнениями

Главные особенности урочных форм занятий физическими упражнениями

Процесс физического воспитания организуется в форме взаимосвязанных и в то же время структурно обособленных занятий. Длительность занятий и интервалы отдыха между ними обусловлены общим режимом жизни занимающихся, характером их основной деятельности, динамики восстановительных процессов и др. факторами. Занятия физическими упражнениями могут иметь разное содержание и проходить в разной форме.

Содержанием занятий в физическом воспитании является деятельность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физических упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Форма занятия – это совокупность условий проведения и управления процессом занятия.

Содержание и форма занятий взаимосвязаны. Занятие невозможно осуществить вне определен­ной формы, тем более без конкретного содержания. Принято считать, что ведущим компонентом занятия является содержание, од­нако при этом выбранная форма играет чрезвычайно существен­ную роль. Умелое сочетание разнообразных форм занятий и их содержания позволяет более эффективно решать задачи физического воспитания.

Все многообразие форм можно условно разделить на две группы: урочные и неурочные, которые объединяют более конкретные формы (Рис. 2.5).

Урочные формы занятий характеризуются следующими признаками:

• ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его организацию и проведение;

• стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха);

• постоянный состав занимающихся, относительно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации;

• соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;

К урочным формам относятся:

Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образовательных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил. К ним относятся уроки, проводимые преподавателями по государственным программам в тех звеньях, где физическая культура является обязательным пред­метом: общеобразовательная школа, различные училища, техни­кумы, а также вузы. Главной чертой уроков является их образовательно-оздоровительная и воспитательная направлен­ность;

Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности данные занятия носят тренировочный характер, ориенти­рованный на совершенствование в избранном виде спорта. Их со­держание непосредственно связано с реализацией всех видов под­готовки спортсмена.

Рис. 2.5. Классификация форм проведения занятий в физическом воспитании.

Неурочные формы занятий характеризуются:

· относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности;

· большинство неурочных занятий проводятся самостоятельно и с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развитие двигательных способностей и др;

· задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

К неурочным относятся:

· Занятия, проводимые в режиме дня («малые» формы), характеризующиеся непродолжительным выполнением физических упражнений: утренняя зарядка, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;

· Занятия спортивно-тренировочного характера («крупные» формы) включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

· Соревновательные формы образуются системой официальных и неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий.

Общие черты форм занятий. Структура (построение) занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется адаптационны­ми реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физиологических исследований, при выполнении физической на­грузки работоспособность человека проходит 4 фазы:

1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерения­ми выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ориентацией на предстоящую деятельность.

Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти­ляция увеличиться на1 ли более, хотя человек еще не приступил к выпол­нению работы, а только настроился на ее выполнение.

2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время происходит перестройка физи­ологических функций, организм постепенно приспосабливается к особенно­стям выполнения работы, уровень его функциональной активности возрас­тает, налаживается взаимодействие всех органов и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правильного ритма работы, согласо­ванности движений и деятельности внутренних органов и систем организма.

3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность, до­стигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом уров­не с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности вы­полняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внешних условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физичес­кой нагрузки 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа достаточно интен­сивная и длительная, состояние повышенной работоспособности сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в снижении количе­ственных и качественных показателей работоспособности. Субъективно утом­ление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать работу. Сте­пень общего утомления к концу занятия зависит от его конкретной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности нагрузки.

Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле­ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для развития двигательных способностей.

Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не сопро­вождаются общим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения – содействовать основной деятельности человека.

Приведенные выше фазы работоспособности при выполнении физической нагрузки обуславливают соответствующую структуру занятия. Для всех форм занятий физическими упражнениями характерна структура, в которой более или менее явно выражены три части. Обычно их называют: первую часть – «подготовительной» («вводной» или «разминкой»), вторую – «основной» и третью – «заключительной».

Подготовительная часть обеспечивает оптимальное врабатывание систем организма и постепенную подготовку его к предстоящим нагрузкам. Создание положительного эмоционального настроя.

Содержание и характеры подготовительной части зависит, с одной стороны, от особенностей исходного функционального состояния занимающихся, а с другой – от характера и направленности предстоящей основной деятельности. Несмотря на вытекающую отсюда вариативность этой части занятия, можно выделить относительно постоянную последовательность таких ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установочные действия, общая и специальная разминка.

Основная часть занятия заключает в себе главную содержательную и функциональную нагрузку и занимает преобладающую долю в общем, объеме времени, затрагиваемого на занятии. В зависимости от особенностей содержания занятия его структура в основной части может быть однородной либо комбинированной. В первом случае реализуется одна главная задача (напр. углубленное разучивание сложного двигательного действия). Во втором – в качестве основных решаются несколько задач (напр., разучивание нового двигательного действия и повышение уровня силовых способностей).

Продолжительность основной части лимитировано с одной стороны, функциональными возможностями занимающихся, с другой – временем, отведенным на занятие.

Заключительная часть рационально построенного занятия по продолжительности невелика – обычно не более нескольких минут. Тем не менее от содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, динамика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятельность.

Поэтому в конце занятия включающего повышенные физические нагрузки, необходимо обеспечить переключение организма на восстановительный режим функционирования. Это достижение служит более или менее постепенным снижением интенсивности выполненных действий, переключением на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов.

В завершении занятия рекомендуется предусматривать оценку его результатов и установок на дальнейшее.

Источник

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Формы занятий физическими упражнениями

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга­низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су­дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо­бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по­стоянным составом занимающихся.

К ним относятся:

1. Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.).

2. Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организо­ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отды­ха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения рабо­тоспособности, развития и совершенствования физических качеств, совершен­ствования двигательных навыков.

К ним относятся:

1. Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно­го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков­ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

2. Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле­тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

3. Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив­но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их ос­новная направленность — всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и на­выков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операци­онное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности Для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая «моторная» плотность.

2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава­ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Источник

Читайте также:  Расписание тренировки для трицепса
Оцените статью