Цели и задачи тренировки
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.
Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется, прежде всего, под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.
Подготовленность — это комплексный результат физической подготовки; технической подготовки; тактической подготовки; психической подготовки. Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки.
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.
Средства спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, обще подготовительные.
Избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия, которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого, прежде всего, заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств. Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них.
Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства, с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:
1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая подготовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;
2) на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:
— при воспитании неспецифической, т. е. общей, выносливости длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;
— при воспитании собственно силовых способностей — упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;
— при воспитании быстроты движений и двигательной реакции — спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;
— при воспитании координационных способностей — элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.
Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.
Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности.
Источник
Цели и задачи спортивной тренировки
Содержание
Цели и задачи тренировочного процесса [ править | править код ]
Спортивная тренировка — целенаправленный процесс, в котором спортсмены в соответствии со своими желаниями и амбициями стремятся достичь свои цели и решить свои задачи. Тем не менее, соревновательные виды спорта имеют одну общую специфическую цель — достижение совершенства в избранном виде спорта. Эта уникальная особенность тренировки на высокий результат отличает её от другой спортивной деятельности типа общего фитнеса, школьной физкультуры или профессионально ориентированной физической подготовки военных, полицейских и т.д. Эта общая цель может быть обозначена более конкретно в пределах определённого сезона подготовки или нескольких лет подготовки. В видах спорта, где скорости, дистанции, усилия и другие показатели регистрируются, она может быть выражена в определённом результате, для достижения которого тренируются спортсмены; в других видах спорта это может быть положение в мировом рейтинге и т.д.
Иерархия этих целей может быть представлена как пирамида, в которой вершина выражает общую задачу достижения спортивного совершенства (рис.).
Очевидно, что главные цели определяют долгосрочную мотивацию спортсменов, образ их жизни, привычки и поведение. Средний уровень пирамиды показывает цели тренировки: развитие физических качеств, технического мастерства, знание тактики и стратегии, поддержание здоровья, приобретение специфических по виду спорта знаний. Конечно, каждый вид спорта требует собственного набора целей, которые должны быть адаптированы к его конкретным условиям. Общеизвестно, что содержание и особенности тактических навыков в игровых видах спорта значительно отличаются от таковых в видах спорта на выносливость или силовых.
Основание пирамиды целей сформировано целями тренировки, которые соответствуют конкретным задачам отдельных тренировок или упражнений. Например, целью жима лежа с субмаксимальным весом является развитие максимальной силы мышц верхней части тела. Другими словами, цели тренировки — это самые простые и ясные задачи, влияющие на содержание и величину нагрузки в конкретных тренировках. Цели тренировки касаются развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости), технических навыков или их элементов, тактических способностей и/или познавательных процессов. Обычно для одной тренировки выбирают не более двух или трёх целей.
Определение цели имеет огромное значение для подготовки спортсменов высокой квалификации и требует особого внимания и компетентности тренера. Как уже было отмечено, лучшим вариантом здесь является максимально точная (насколько это возможно) постановка главной задачи. Это означает, что тренер должен проанализировать имеющиеся возможности спортсмена и сделать реалистичный прогноз на будущее. Этот прогноз может меняться на основании двух факторов: достигнутых спортсменом результатов и темпа, с которым он прогрессирует. Очень важно, чтобы основные цели были амбициозными, хорошо обоснованными и признанными спортсменом как чрезвычайно важные и достижимые.
Всё вышеизложенное годится и для определения целей тренировки. Очень желательно проецировать эти цели на количественные показатели при решении двигательных, технических и тактических задач, а также, если возможно, и на антропометрические характеристики. Такой количественный подход к решению этих задач ведёт к созданию «персональной модели» оптимального состояния спортсмена.
Постановка целей — обязательная часть планирования тренировки. Обычно постановка целей тренировки редко создаёт трудности; они могут начаться при составлении соответствующей тренировочной программы.
Факторы, влияющие на работоспособность [ править | править код ]
Цели тренировки касаются в основном определенных аспектов спортивной работоспособности, однако в профилактической медицине или реабилитации они частично относятся к повседневной работоспособности. На рис. представлены наиболее важные факторы спортивной работоспособности.
Дополнительно следует упомянуть такие факторы, как условия окружающей среды (температуру воздуха, высоту над уровнем моря), питание спортсмена и другие аспекты, которые могут значительно влиять на работоспособность.
В связи с факторами, влияющими на работоспособность, при планировании выделяют различают двигательные, когнитивные и эмоциональные цели тренировки (Letzelter, 1997).
- Двигательные цели касаются характеристик физической подготовленности (силы, скорости, выносливости и подвижности/пластичности), а также смешанных (взрывной силы, силовой выносливости и т.д.). В качестве двигательных целей тренировки двигательного аппарата можно рассматривать и развитие координационных способностей (навыков) (Weineck, 2007).
- Когнитивные цели имеют тактическое значение, причем их ценность зависит от видов спорта. В процессе двигательного обучения когнитивное содержание играет значительную роль и может оказывать значимое положительное влияние. Ошибочные представления о движении могут отрицательно отразиться на определенных формах спортивной техники.
- К эмоциональным целям относятся, например, развитие силы воли спортсменов, самодисциплина и способность добиваться своей цели — то, что может оказывать влияние на результаты в определенных видах спорта.
Если в процессе тренировки необходимо развить двигательные навыки, то на основе поставленных задач должны быть правильно определены объемы нагрузки.
Нормативы нагрузки, параметры тренировки [ править | править код ]
Величина нагрузки, которую также называют параметрами тренировки, нормативами или компонентами нагрузки, определяет внешнюю нагрузку на спортсмена при тренировке. В зависимости от индивидуальных возможностей спортсмена она может быть различной. Если тренированный атлет должен выжать 80 кг в положении лежа, то, вероятно, им не будет это восприниматься как особо высокая нагрузка. Человеку нетренированному такая задача покажется практически невыполнимой и будет восприниматься им как слишком высокая нагрузка. Хотя речь идет в обоих случаях об одной и той же (внешней) нагрузке, она будет связана с совершенно разной степенью усилия, необходимого в каждом отдельном случае.
Использование тренировочных нагрузок преследует различные цели.
- Задача повышения спортивной работоспособности ставится, если в результате воздействия нагрузки у спортсмена возникает такой надпороговый раздражитель, интенсивности которого достаточно для того, чтобы вывести из равновесия (гомеостаза) функции организма.
- Поддержание спортивной работоспособности является целью тогда, когда организм уже один раз к нагрузке адаптировался.
- К снижению спортивной работоспособности стремятся, когда, например, после многолетних тяжелых нагрузок необходимо достигнуть определенного уровня снижения «натренированности» (Grosser, Starischka, 1998).
От нормативов нагрузки зависит структура нагрузки, т. е. «в каком объеме, насколько интенсивно и часто, в течение какого времени и с какими интервалами выполняется тот или иной вид упражнений» (Martin et al., 2001). Таким образом, нормативы дают важные сведения о длительности, плотности, об интенсивности, а также объеме раздражения.
- Под продолжительностью раздражения понимается время воздействия нагрузки на организм человека.
- Плотность раздражения определяет временную последовательность всех раздражений под действием нагрузки и паузы между ними. При этом указываются либо сами паузы, либо их соотношение с длительностью нагрузки (1:2 или 1:3).
- Интенсивность раздражения — это степень воздействия нагрузки, или степень напряжения. Существуют различные характеристики интенсивности. При тренировке выносливости, например, к ним относятся скорость движения, частота сердечных сокращений или, как в некоторых программах силовой тренировки, процентное соотношение нагрузки и наилучшего результата.
- Объем раздражения определяется в зависимости от тренируемого физического навыка, к примеру, общее количество повторений при силовой тренировке или величина расстояния при длительном беге для развития выносливости. К объему раздражения можно отнести также продолжительность и периодичность тренировок, которые иногда рассматривают и как самостоятельные компоненты нагрузки (Weineck, 2007).
Когда необходимо более точно охарактеризовать выполнение упражнения, также принимают во внимание и качество выполнения движений как дополнительный показатель величины нагрузки (Schnabel et al, 2005). Таким образом, сложность раздражения может рассматриваться и как величина нагрузки. При этом воздействие комбинации различных видов раздражения иногда значительно отличается от воздействия отдельно взятых видов. Это показывает, например, эксцентрическо-концентрическая силовая тренировка, при которой комплексный эффект различных видов раздражения отличается от результатов воздействия каждого вида в отдельности (Weineck, 2007).
Особое значение имеет правильный выбор интенсивности раздражения. Она является решающим критерием в процессе достижения запланированного эффекта. Однако часто бывает так, что абсолютно одинаковая интенсивность в процессе одной тренировки не позволяет достичь определенного эффекта. Решается эта задача при учете индивидуальных характеристик спортсмена и в зависимости от них определении пределов интенсивности тренировки. В табл. дан пример диапазона интенсивности, разделенного на категории: малая, умеренная, средняя, субмаксимальная, максимальная. Указанная область частоты сердечных сокращений основана на данных, полученных в результате тренировки взрослых спортсменов в возрасте 20-30 лет.
Запомните: Нормативы нагрузки — это взаимосвязанные и взаимодействующие аспекты управления тренировочной нагрузкой. На практике не всегда легко разграничить их друг от друга.
В процессе силовой тренировки взаимодействие нормативов нагрузки особенно очевидно. Высокая и предельная интенсивность не может сочетаться с большим количеством упражнений. Высокая интенсивность имеет «обратное» влияние на объем тренировки. Продолжительность нагрузки вместе с объемом нагрузки (длиной дистанции) при тренировке на выносливость определяет подобным образом уже и интенсивность бега как объективно измеряемую величину «внешней» нагрузки. Поэтому в данном случае нет необходимости помимо объема и продолжительности нагрузки дополнительно указывать еще и интенсивность.
Диапазоны интенсивности нагрузки в зависимости от задач по развитию физической формы и координации
Источник