- Тренинг «Морфологический разбор»
- Полный морфологический разбор слова
- Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- 3.7.4. Морфологический разбор глаголов
- Морфологический разбор глагола. тренажёр по русскому языку (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Морфологический разбор»
Полный морфологический разбор слова
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)
Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) приятно (когда?) зимой
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)
1) Глагол, н.ф. – позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить
1) Местоимение, н.ф. – себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного
1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лето;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) помечтать (о чём?) (о) лете
Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Вот бы оно поскорее пришло!
Ответ:
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)
3) членом предложения не является
1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является
1) Местоимение, н.ф. – оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее
1) Глагол, н.ф. – прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы
Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.
Ответ:
1) Глагол, н.ф. – любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю — часть составного глагольного сказуемого)
1) Глагол, н.ф. – полежать;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке
1) Глагол, н.ф. – поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде
1) Глагол, н.ф. – побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу
Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):
1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Существительное, н.ф. – воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.
Ответ:
1) Местоимение, н.ф. – он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он
1) Прилагательное, н.ф. – чистый;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) чист
1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
1) Прилагательное, н.ф. – свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром
1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является
1) Глагол, н.ф. – высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет
1) Существительное, н.ф. – роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса
Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):
1) Причастие, н.ф. – сияющий;
2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;
3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – трава,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.
3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.
По-моему, лето лучше зимы.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: знаменательное;
3) членом предложения не является: вводное слово
1) Существительное, н.ф. – лето,
2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (что?) лето
1) Прилагательное, н.ф. – хороший;
2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;
3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)
1) Существительное, н.ф. – зима;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.
3) лучше (чего?) зимы
Источник
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
Упражнение 97. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор глаголов, над которыми стоит цифра 3 .
1. К..мпании захотел 3 – ступай 3 в лавоч..ку. Невежл..вого слова никогда не услыш..ш.. 3 : всякий говорит тебе «вы». Наскуч..ло 3 и..ти – берёшь изво..ика (Гоголь). 2. Да здра..ствует со..нце, да скро..т..ся 3 мгла! (Пушкин). 3. Я не буду особенно гнат..ся 3 за об..ёмом книги (Чехов). 4. С нею совет..вались 3 о разных делах (М. Горький). 5. Пришлось ему в поле ноч..вать (Гаршин). 6. Не рас..каж..ш. не опиш..ш. что за жиз..нь, когда в бою за чужим огнём услыш..ш.. артил..ерию свою (Твардовский). 7. Всегда непр..ятно вид..ть, что человек, которого ты счита..ш.. хуже и ниже себя, люб..т или ненавид..т 3 то же, что и ты (М. Горький). 8. Да что же вы все от меня хорон..тесь 3 ? (Тургенев) 9. Куча мальчишек полощ..т..ся в реке (Гоголь). 10. Кто говорит, тот се..т, кто слуша..т, тот пож..на..т (пословица). 11. Полёт его [орла] такой спокойный: каж..т..ся, это мальчики змей запустили и где-то держ..т 3 невидимую нить (Пришвин). 12. Слишком многих друзей не доклич..т..ся повидавшее смерть поколение, и обратно не всё увелич..т..ся в нашем, горем испытанном зрени.. (Симонов). 13. Ве..т 3 белые султаны, как степной ковыль, мчат..ся пёстрые уланы, подымая пыль (Лермонтов). 14. – Гон..т Ивана Сидорова на воен..ую службу, – гор..чо продолжал Сердюков (Куприн). 15. Тяж..лые, свинц..вые тучи низко стел..т..ся над тёмным лесом (Сартаков). 16. Из уз..ньких щ..лок ж..лто масл..т..ся круглые с наглинкой глаза (Шолохов). 17. Мелька..т и жуж..ат колос..я надо мной и кол..т 3 мне глаза (Майков). 18. Я человек (вос..м..) десятых годов. Не хвал..т это время (Чехов). 19. Так как вы об нём не услыш..те ни от кого, кроме меня, то поневоле должны д..вольств..ват..ся этим воображением (Лермонтов). 20. К..м..дия и в..д..виль верт..т..ся на эф..ектах, конеч..но, весьма незатейливых и невин..ых, но тем не менее пустых и н..чтожных (Белинский). 21. Рабочие являлись в его глазах скопищ..м воров и разбойников, которые тащ..т на сторону его золото (Мамин-Сибиряк). 22. Небось, отдыш..т..ся 3 , ещё нас с тобой пер..живёт. Иной сряду три..цать лет кашля..т и всё равно что с гуся вода! (Салтыков-Щедрин). 23. Вот кладут ковёр в телегу, став..т в ноги ящик с (сам..) варом (Тургенев). 24. Море лю..ское чуть слышно шумит, колыш..т..ся (Н. Островский). 25. А обид..ш.. – в ногах у неё буд..ш.. валят..ся 3 (Гладков). 26. Пусть повер..т 3 сын и мать в то, что нет меня (Симонов). 27. Вы не буд..те рас..ка..ват..ся 3 , что ко мне зашли (Крылов). 28. Листовки должны накле..ват..ся не (кое) как – лишь (бы) только держались 3 , а так, чтобы их трудно было содрать (Катаев). 29. От оз..ряемой кострами колон..ады отскак..вали всадники на худых лошадёнках (А.Н. Толстой). 30. Чтоб достич.. этого, он не брезг..вал ничем (М. Горький). 31. «Подумайте 3 хорошенько: не говорит ли вам чего (нибудь) совес..ть?» – «Господин Печорин! – закричал драгун..ский капитан, – вы здесь не для того, чтоб исповед..вать» (Лермонтов). 32. Некоторые догад..вались об истин.. и утв..рждали, что виновником этого ужас..ного бе..твия был сам Дубровский (Пушкин). 33. Он очень обрад..вал их своим пр..ездом (Гоголь). 34. Мой сосед, земский начальник Хотинцев, запр..тил своей пр..слуге бесед..вать по вечерам с моей кухаркой (М. Горький). 35. Зная эту его слабость, к нему навед..вались самые разные пос..тители (Федин). 36. Майя пр..выкла всех попр..влять и всех воспит..вать (Федин). 37. Скажите 3 , вашею душ..й какое чу..ство овладе..т, когда недвижим, на земле, пред вами, с смерт..ю на челе, он постепенно кост..не..т? (Пушкин). 38. Савел..ич был так пораж..н моими словами, что всплес..нул руками и остолб..нел 3 (Пушкин). 39. Посмей кто тронуть Трофимова, искров..ним до смерти (Станюкович). 40. Ни разу не загляд..вала она в своё лич..ное буду..щее, точ..но жиз..нь её окост..н..ла и не должна была и не могла никогда изменит..ся (Телешов). 41. Мачеха, воз..мев намерение влепить Лёшке затрещину, промахнулась, попала по гвоз..дю и окров..н..ла 3 всю руку (Лавренёв). 42. Эта ап..ат..ия не дерев..н..т его [Обломова] чу..ства, не отнимает от него способности думать и мечтать (Писарев). 43. Груня целый день провела в седле, у неё одерев..н..ли ноги, болела спина (Закруткин). 44. В гостин..ых рядах много лавок позакрывалось, иные купцы обезденеж..ли 3 от поборов, иные до лучших времён припрят..вали товары и деньги (А.Н. Толстой). 45. Далёкая, тяж..лая дорога на Урал обезденеж..ла переселенц..в (Закруткин). 46. Лаврецкий не дал горю обе..сил..ть себя (Писарев). 47. Улиц.. обезлюд..ли (Шолохов). 48. Чистое небо усе..лось мил..ионами звёзд (Пушкин). 49. Мать леле..ла и бал..вала его (Гончаров). 50. Груп..а Пархоменко ра..се..ла банды Махно (Иванов). 51. Рота быстро иста..ла (Певенцев).
Источник
Морфологический разбор глагола.
тренажёр по русскому языку (4 класс)
Материал содержит алгоритм морфологического разбора глагола, упражнения в морфологическом разборе глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_glagola.doc | 901 КБ |
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма(неопределенная форма).
- Спряжение.
- Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Число и род – для глаголов в прошедшем времени.
- Роль в предложении.
Любишь 3 кататься – люби и саночки возить.
Любишь 3 – глагол ,что делаешь?, н.ф.–любить,II спр., наст.вр., 2 л., ед.ч., сказуемое
Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор глагола.
Н…ступила 3 радос..ная и шумная в. сна.
Жарче гре..т 3 весе..ее со..нце.
Солнечные лучи с..едают 3 п..следний сне.. .
Выш..л 3 из св..ей н..ры ёж, …см…трел лес..ные окрес..ности.
В в..сеннем л..су ты услышишь 3 ч..десную музыку.
Жужжат 3 шмели и пч..лы .
Х..лодный руч..ёк з..берётся 3 в зимнюю постельку ёж..ка и р..збудит его.
Л..сная мышь пр…б…жит 3 по у..кой тр…пинке.
Изменение глаголов по временам
— еть — ать ( кроме глаголов исключений)
— уть — оть -ять — ыть
— ить ( кроме глаголов исключений)
слышать, дышать,держать, гнать;
смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Изменение глаголов по лицам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
Презентация к уроку русского языка по теме «Морфологический разбор глагола».
Урок русского языка по программе «Начальная школа 21 века».
В уроке представлена подробная схема морфологического разбора глагола. Можно использовать на уроках русского языка в 5 классе.
Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. «. Данный конспект.
Технологическая карта. Обобщение знаний по теме глагол. Формирование умений правильно писать безударные глагольные окончания. .
Источник