Гимнастика войта для детей что это

Войта-терапия – трудный, но верный путь к движению

Особый ребенок в семье – это испытание родителей на мужество и способность любить.

Полвека назад чешский профессор Войта подарил таким родителям надежду: ребёнок сможет двигаться нормально.

Метод, разработанный им, даёт шанс правильно двигаться множеству больных, как детей, так и взрослых.

Суть метода профессора Войты

Каждый новорождённый обладает правильной программой движения, которая заложена в нервной системе. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребенок не умеет управлять своими позами.

Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом.

Как было открыто явление рефлекторной локомоции

В 50-е годы прошлого столетия, работая в пражской клинике по лечению детей с ДЦП Вацлав Войта открыл явление рефлекторной локомоции.

При нарушении связи между ними спинной мозг, не получая сигналов, не может генерировать движение. Профессор после десятилетних экспериментов установил, что утраченную способность ЦНС руководить движением можно заменить внешним – рефлекторным – раздражением.

Читайте также:  Занятия йогой метро молодежная

Рефлекторная локомоция — это бессознательный ответ «правильным» сокращением мышц на воздействие извне в «нужной» зоне туловища.

На занятиях с больными детьми, он заметил, что при нажатии на определенные точки у всех пациентов происходили похожие рефлекторные сокращения мышц.

Если они лежали на животе – то начинали ползти; если на боку или спине – переворачиваться. Здоровые дети отвечали на эти движения так же, хотя ползание и переворачивание ещё были несвойственны их возрасту. Всё это позволило Войте прийти к заключениям, ставшим принципами его метода.

Кому на пользу, а кому во вред

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Принципы лечебного воздействия

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления.

У больных детей «врожденные образцы» не активизируются из-за нарушений в центрах головного или спинного мозга.

Однако эти программы можно «запустить» извне, раздражая определенные зоны на теле человека, используя рефлекторную локомоцию.

В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадежный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня ФРГ становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

Механизм активации заблокированных движений

Данный механизм включает несколько основных направлений.

Переворачивание

Если здоровый ребенок к возрасту 6-7 месяцев начинает сам переворачиваться с живота на спину и наоборот, то детей с нарушенной функцией движения (ДЦП, парезы и параличи и т.д.) надо стимулировать к этому, создавая на базе заблокированного болезнью безусловного рефлекса своего рода условный рефлекс. Это происходит в два этапа.

Первый этап: положение лежа не спине с вытянутыми руками и ногами. Терапевт нажимает точку на груди (немного ниже соска, между 7 и 8 ребром), одновременно не дает голове наклоняться в сторону поворота, воздействуя на точку в зоне шеи. У пациента появляются следующие рефлекторные сокращения мышц:

  • вдоль позвоночника – происходит его вытягивание;
  • во всех суставах ног – голеностопном, коленном, тазобедренном;
  • глаза начинают смотреть в сторону поворота;
  • ребенок начинает глотать, даже если раньше он это делал с трудом;
  • напрягаются мускулы грудной клетки, живота, кишечника.

В результате согласованного действия всех групп мышц ребенок сам переворачивается на бок — это исходное положение для следующего этапа.

Второй этап: положение на боку. Теперь нажатие происходит в зонах тела возле плечевого и тазобедренного суставов и напрягаются такие группы мышц:

  • вдоль позвоночника; обеспечивается его растяжение;
  • мышцы, которые не дают голове упасть по направлению поворота;
  • мускулы на опорной руке, начиная от плеча и до кисти, на которую больной, повернувшись на живот, может опираться.
  • мускулатура на опорной ноге от таза до стопы.

Ползание

Спонтанно здоровый ребенок начинает ползать в 8 – 9 месяцев. Рефлекторное ползание, используя эффект локомоции можно вызвать и у новорождённого, а особые детки без Войта-терапии рискуют так и не научиться ползать.

А ведь в этом движении заложены механизмы хватания, вставания, ходьбы, которые так и останутся нереализованными.

Рефлекторное ползание начинается в положении лёжа на животе; голова покоится на опоре и повернута в сторону. Для новорождённого достаточно активации одной точки в районе затылочной части, чтобы привести в действие заложенный механизм.

В более старшем возрасте нужно последовательно нажимать на точки, включающие группы мышц правой руки и левой ноги – и наоборот.

Крестообразное воздействие дает возможность телу удерживать равновесие и двигаться вперед. На теле имеется 9 точек активации ползания и остальных механизмов движения. При работе с ними важно учитывать угловое положение рук, ног и головы. Имеется около 30 вариантов манипуляций при работе с этим движением. Правильный выбор может сделать только специалист.

Дополнительные реакции

Наряду с главными двигательными реакциями сеансы Войта-терапии запускаются такие виды моторики, как:

  • глазная;
  • ротовая и лицевая;
  • вегетативная (сокращения кишечника, мочевого пузыря, мышц, ответственных за дыхание);
  • сосательные и глотательные рефлексы.

Итог терапевтического воздействия – доступ ЦНС к ранее закрытым для неё возможностям управлять равновесием тела, сопротивлением силе тяжести, рефлексами ходьбы и хватания и т.д.

Причем, это именно доступ к врожденным механизмам, а не тренировка нужных движений. В мозгу сохраняется память о порядке правильного движения, и он начинает управлять им.

Практическое применение Войта-терапии

На практике этот вид терапии применяется в трех сферах.

Ранняя диагностика отклонений в развитии

Она основана на постуральной реактивации – способности тела преодолевать силу тяжести, Войта разработал семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрастные периоды: 0 – 1.5 месяца; 1.5 – 3 мес.; 4 мес. – полгода; 7 – 9 мес.; 9 мес. и старше.

При нарушении одной — трех реакций из семи надо быть настороже. А четыре плохих реакции говорят о нарушении моторики и являются показанием к Войта-терапии.

Ранняя диагностика очень важна, потому что в грудном возрасте легче восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда закрепились нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на внешнюю среду.

Лечение в детском возрасте

Терапия даёт положительный результат как в грудном возрасте, так и в более старшем вплоть до подросткового.

Пока ребенок не научился говорить, его реакция на лечебные действия проявляется в виде крика. Создавая стресс, особенно для родителей, проводящих лечение, крик все-таки есть адекватный ответ младенца на новые ощущения. Они никак не должны быть болевыми. Более старшие дети уже не кричат.

Оптимальная длительность процедур – от 5 минут до получаса, более длительные и без того стрессовые занятия создадут чрезмерную нагрузку на маленького пациента.

Особенностью Войта-терапии является то, что основное лечение проводят родители и близкие ребенку люди. Врач делает назначение в соответствии с проблемой ребёнка и проводит обучающий курс. Вся остальная работа лежит на родных. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.

Третьим направлением является лечение взрослых, потерявших движение после травм или инсульта.

Обучение и применение войта терапии на практике — видеоматериалы:

Слово довольной маме

Из отзыва мамы, дочери которой уже помогла войта терапия.

Три месяца назад прошли курс Войта-терапии. Через два месяца после этого дочка уверенно переворачивается и катается «колбаской» по полу.

Недавно начала делать попытки передвигаться по-пластунски, упираясь на руки и подтягивая ноги к животу. Со времени занятий улучшения во всем: лезут зубы (4 шт.), едим супчик, исследуем все ящики, собираем в ведерко мелочовку, даже складываем пирамидку, пусть еще неправильно.

Катюшу не узнать: самостоятельная, активная, любознательная! Спасибо Анне Григорьянц – войта-терапевту из центра «Пеликан» (Санкт-Петербург).

О. Яшина. Дочка Катя. 1 год 3 месяца. Диагноз тетрапарез

Метод профессора Войты не обещает чудесного исцеления, он предлагает трудную работу, равносильную подвигу всей его жизни. Подвиг, который вселяет надежду и дарит радость движения.

Источник

Войта-терапия — методика восстановления двигательных навыков при поражении ЦНС

Войта-терапия — эффективный метод восстановления и формирования двигательных навыков у детей и взрослых с поражением центральной нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз и др.), заболеваниями позвоночника, тазобедренного сустава, параличом конечностей или их деформации, травмами конечностей, атрофией мышц, расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Методика была создана в 50-х годах прошлого века и названа в честь детского невролога из Чехии Вацлава Войты, работа которого касалась реабилитации детей с ДЦП. Это коллективный труд профессора Войта, Карла Левита, Владимира Янда и Германа Кабата, объединивший в себе все навыки и достижения неврологии, нейрофизиологии, онтогенеза и биомеханики, кинезотерапии и мануальной терапии и получивший развитие в Германии.

Каждый человек с рождения наделен программой развития двигательной активности, заложенной в нервной системе, когда начинать переворачиваться, держать голову, сидеть, ползать и пр. При нарушениях в ЦНС происходит блокировка связи между головным и спинным мозгом, от которых зависит управление движением тела. Характерные признаки нарушений — разбалансированные движения, человек не может самостоятельно управлять положением тела.

Вацлав Войта обнаружил, что надавливание на определенные точки тела провоцирует непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Если надавливать на них регулярно и целенаправленно, происходит закрепление рефлекса такого движения, что позволяет восстанавливать связь между головным и спинным мозгом. Это явление называется рефлекторной локомоцией.

Локомоция – это организованное сокращение мышц, обеспечивающее передвижение человека в пространстве. Управление мышечными сокращениями осуществляются через точки в спинном мозге, но активизируются они с помощью сигналов головного мозга. При нарушении связи между головным и спинным мозгом, последний не получает сигналов и не может обеспечить движение тела. Метод Войта заменяет утраченную способность ЦНС управлять двигательной активностью через внешнее рефлекторное раздражение. Рефлекторная локомоция — это бессознательный ответ тела в виде сокращения мышц в конкретной зоне на воздействие извне. К примеру, у детей в первые месяцы жизни при нажатии на определенные точки происходят похожие рефлекторные сокращения мышц, малыши начинают переворачиваться.

Международная академия медицинской реабилитации (МАМР) проводит обучение специалистов — ортопедов, неврологов, мануальных терапевтов — принципам и навыкам войта-терапии. Обучение проводят европейские и российские практики, которые помогли сотням людей вернуть возможность самостоятельного передвижения с помощью рефлекторной локомоции.

Принципы войта-терапии

С помощью систематического нажатия на активные точки на теле больного, войта терапевт перезапускает «программу» двигательной активности, восстанавливая утраченную связь между головным и спинным мозгом.

Для новорожденного может быть достаточно активации только одной точки в районе затылочной части, чтобы заложенный природой механизм пришел в действие.

В старшем возрасте терапия заключается в последовательном нажатии на точки групп мышц правой руки и левой ноги – и наоборот. Крестообразное попеременное нажатие позволяет телу удерживать равновесие и двигаться самостоятельно.

На теле человека 9 точек активации механизмов движения. При работе с ними учитывают угловое положение ног, рук и головы.

Существует порядка 30 вариантов упражнений для активации движений. Выбор техник определяет специалист для каждого пациента индивидуально.

Войта-терапия при регулярных занятиях запускает следующие виды моторики: глазная, лицевая, ротовая, а также сокращения кишечника, мочевого пузыря и сосательные и глотательные рефлексы.

Результат терапии – новые возможности ЦНС пациента в управлении равновесием тела, рефлексами ходьбы и хватания, сопротивлением силе тяжести и пр. Происходит активация доступа к врожденным механизмам, а не просто тренировка отдельных движений. В завершении курса лечения в головном мозге остается память о порядке правильного движения тела, и он начинает им управлять самостоятельно без постороннего вмешательства.

Сферы применения Войта-терапии

Практику войта-терапии можно разделить на три ключевые сферы:

Ранняя диагностика отклонений в развитии у детей с рождения — процесс реактивации тела для преодоления силы тяжести. В основе Войта-терапии семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрасте: 0-1.5 мес., 1.5-3 мес., 4-6 мес.; 7-9 мес.; старше 9 мес. При нарушении 1-3 реакций из семи нужно наблюдение за ребенком. А 4+ негативных реакции говорят о нарушении моторики становятся показанием к Войта-терапии. В грудном возрасте легче всего восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на сигналы мозга, уже закрепились.

Лечение в детском возрасте. Терапия эффективно применяется и дает результаты у детей с нарушениями ЦНС вплоть до подросткового возраста. Одна процедура занимает от 5 до 30 мин, проводится несколько раз в сутки как войта-терапевтом, так и при помощи родственников, ухаживающих за пациентом. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.

Реабилитация взрослых пациентов после травм или инсульта, когда нужно восстановить подвижность конечностей и поставить человека на ноги. Курс проводится до полного восстановления подвижности.

Применение войта-терапии в реабилитации детей и взрослых с нарушениями ЦНС дает результаты в виде полного восстановления подвижности, быстрой адаптации и повышения качества жизни.

Войта терапия в реабилитации детей первого года жизни

Максимальная результативность метолики Войта-терапии достигается у новорожденных детей, у которых еще нет неправильно сформированных замещающих движений. Мягкое воздействие мануальными техниками активирует связь головного и спинного мозга и восстанавливает рефлекторное ползание, переворачивание, речевые навыки, дыхательные и глотательные рефлексы. У детей в организме есть неиспользованные резервы для реабилитации и компенсаторные механизмы организма.

Рефлекторная локомоция для грудничка непривычная и утомительная терапия. Поэтому требует большого внимания со стороны родителей, которые обучаются мануальным техникам, и должны следить за регулярностью процедур под контролем врача.

Особенность лечения грудничков с помощью Войта-терапии в том, что кроме мануальных сеансов ребенку не нужно постоянное наблюдение или корректирующее вмешательство родителей. То есть ребенок легко, естественно и спонтанно двигается, так как «неправильных поз», которые бы могли воспрепятствовать успеху лечения, согласно Войту — не существует.

Войта-терапия стимулирует центральную нервную систему малыша, за счёт чего улучшается двигательное состояние при ежедневном проведении нескольких непродолжительных процедур. Накопительный эффект после сеанса может сохраняться в течение всего дня.

Курс войта-терапии способствует самостоятельности ребенка и его независимости от родителей. Еще один плюс терапии при ежедневных процедурах — повышенный уровень внимания к ребенку через телесный контакт и укрепление доверия ребенка родителю за счет уверенного алгоритма регулярных действий.

В МАМР разработан курс Войта-терапии в неонатологии в 2 частях для реабилитации детей с ДЦП и другими поражениями нервной системы. Обучение методике разделено на три практических модуля и позволяет по завершении обучения и после сдачи экзамена заниматься практикой реабилитации детей с двигательными нарушениями с первых дней жизни.

Ключевые отличия войта-терапии от других видов реабилитации

Смысл войта-терапии не в тренировке непосредственно двигательных функций, хватания переворачивания со спины на живот и хождение. Рефлекторной локомоция обеспечивает доступ к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для конкретного действия через ЦНС.

После непрерывного курса лечения по методу Войты активированные двигательные модели становятся спонтанно доступными пациенту. Регулярное повторение сохраненного мозгом «правильного движения» предотвращает заучивание замещающих движений и со временем формирует нормальную двигательную активность.

Результаты лечения методом войта терапии

Клинический опыт активаций с помощью рефлекторной локомоции показывает, что пациент вне зависимости от возраста — начинает свободно располагать обширным выбором положений тела, чувствовать себя уверенно и легче взаимодействовать с окружающим миром.

Кроме существенных двигательных процессов, войта-терапия провоцирует определённые реакции организма пациента:

глазная моторика, проявляемая в виде осознанного отведения глаз в сторону;

ротовая моторика — вращение языком;

регуляция работы кишечника;

После курса войта-терапии происходят положительные изменения в координации движений при хватании, сгибании конечностей, хождении, формировании речи. В результате пациент получает возможность спонтанно и самостоятельно удовлетворять свои потребности без помощи родственников и врачей.

Обучение врачей войта-терапии

Войта-терапия — один из флагманских курсов Международной академии медицинской реабилитации (МАМР). Обучение ведет магистр физиотерапии и практик со стажем более 25 лет в реабилитации детей и взрослых Алина Войчеховская.

Курс состоит из трех модулей: Диагностического, терапевтического и практики работы с пациентами под контролем преподавателя. Каждый модуль длится 72 академических часа.

Проходить курс по специализации Войта-терапия могут лица, обладающие законченным образованием по специальности физиотерапевт или врач с опытом работы не менее двух лет, по возможности с детьми или взрослыми с неврологическими симптомами.

После успешного прохождения всех модулей курса и сдачи экзамена — специалист получает официальный статус Войта-физиотерапевта и имеет право работать с пациентами грудного, детского и взрослого возраста. Подтверждением полученных знаний станет сертификат международного образца в соответствии со стандартами и руководящими принципами Международного общества Войты (МОВ) и удостоверение о повышении квалификации.

Обладая знаниями и навыками Войта-терапии, можно полностью восстановить двигательную активность как пациентов грудного возраста, так и взрослых людей, вынужденно обездвиженных после инсульта и других травматических поражений ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Получите знания, которые помогут спасать жизни.

Источник

Оцените статью