- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
- Семинар-практикум с родителями «Гимнастика вдвоем» для детей 3–4 лет
- Ход мероприятия
- Ход мероприятия
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник
Семинар-практикум с родителями «Гимнастика вдвоем» для детей 3–4 лет
Ирина Климова
Семинар-практикум с родителями «Гимнастика вдвоем» для детей 3–4 лет
Повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей.
1. Познакомить родителей с особенностями совместной гимнастики взрослого и ребенка как одного из способов взаимодействия с детьми по освоению физкультурно-оздоровительной деятельности, формировать желание и умение выполнять совместные с ребенком физические упражнения.
2. Способствовать развитию положительных эмоций взрослых и детей от совместной двигательной деятельности.
3. Воспитывать ценностное отношение к физическим упражнениям.
Предварительная работа: изготовление детьми пригласительных билетов для родителей в форме открытки (аппликация).
Материалы и оборудование:
• Бумажная кукла – по кол-ву детско-родительских пар
• Массажный мяч – по кол-ву детско-родительских пар
Ход мероприятия
Уважаемые родители. Мы сегодня собрались с Вами большой дружной компанией, которую нам хотелось бы назвать большой дружной семьей. И как водится, в любой хорошей семье всегда есть о чем поговорить.
Скажите, пожалуйста, что вы считаете главным для своего ребенка? (ответы родителей могут отличаться, но большинство будет – здоровье.).Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Как Вы думаете, как отвечают дети, когда им впервые задают такой вопрос? «Деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов они называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Но у ребенка дошкольного возраста еще нет потребности в здоровом образе жизни. Главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них данную потребность. Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом. Именно о том, как это можно делать, мы сегодня вам расскажем и покажем на примере гимнастики вдвоем.
«Гимнастика вдвоем» — это физические упражнения, которые выполняются в паре – взрослый и ребенок. Это могут быть совместные общеразвивающие и акробатические упражнения, основные движения (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание и ловля) взрослого и ребенка. Взрослый, организуя совместные физические упражнения с ребенком, выступает и в роли партнера (общеразвивающие упражнения, основные движения, и роли тренера (акробатические упражнения, и помощника (ходьба, ползание, лазание). «Гимнастика вдвоем» может выступать и в качестве утренней зарядки, и в качестве семейного досуга, как в квартире, так и за ее пределами на отдыхе.
«Гимнастика вдвоем позволяет:
— ощутить и ребенку и взрослому радость от совместной двигательной деятельности,
-устанавливать эмоционально-тактильный контакт взрослого с ребенком (ощущать тепло рук, обнимать, целовать ребенка и п. д.,
-организовывать вербальное и невербальное (мимика, жесты) общение,
-совершенствовать двигательные умения и навыки взрослого и ребенка,
-развивать у детей и взрослых творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор.
Правила поведения родителейна совместных физкультурных занятиях:
-на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнер, помощник, тренер,
-контролировать поведение своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми,
-принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков,
-быть естественным, открытым, раскрепощенным.
Ход мероприятия
№ п\п Содержание мероприятия Дози-
ровка Осуществление дифференцированного подхода
После беседы родителей приглашают в центр зала и предлагают построиться в одну линию спиной к выходу зала.
«Сейчас Ваши дети попробуют Вас отгадать и обнять. За ранее не поворачивайтесь. Если Вас обнял не ваш ребенок – не поворачивайтесь!»
Входят дети вместе с воспитателем. Дети входят в зал вместе с воспитателем после того, как родители построятся в одну линию спиной к выходу зала.
«Ребята, посмотрите внимательно на спины родителей и попробуйте отгадать, где ваш родитель. Если вы догадались, подбегите к нему и обнимите»
«Итак, наша совместная парная гимнастика начинается».
1 часть «Сегодня у нас необычное путешествие. Мы с вами отправляемся в магазин игрушек, здесь много разных игрушек, и они такие интересные! Ребята, возьмите своих родителей за левую руку и давайте посмотрим и изобразим — кого мы здесь видим?»
1. Ходьба по залу парами друг за другом.
Разные виды ходьбы и бега в детско-родительской паре:
«Вот идут солдатики –
Веселые клоуны, лошадки –
Обычная ходьба с отмашкой рук.
Приставным шагом правым (левым) боком, взрослый напротив ребенка
Прыжки с продвижением вперед
Подскоки ног с чередованием бьет «копытом».
2. Дыхательное упражнение «Обними меня»
И. п. – о. с., руки внизу
1 – руки в стороны, вдох
2 – обнять друг друга, выдох Восстановление дыхания естественным путем.
1 «А вот и наш магазин. Как много здесь игрушек. Дорогие мамы и девочки, какая игрушка у вас самая любимая?Куклы бывают разные: большие, маленькие, резиновые и тряпичные. Это – кукла – марионетка. С ней очень интересно играть. Давайте превратимся в кукол, которыми можно управлять, а взрослые нам в этом будут помогать».
«Кукла рано встает,
Ушки моет, носик трет,
Подметает кукла хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Здоровой кукла хочет стать!»
Детско-родительские пары свободно располагаются по кругу.
1. «Вот такие ручки!»
И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки.
1 – 2 – развести руки в стороны
2.«Вот такая любознательная кукла!»
И. п. –ребенок стоит спиной к родителю, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1-2 — поворот туловища вправо (влево)
3.«Вот так кукла играет»
И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине ступни, взявшись за руки.
Ребенок приседает, взрослый стоит и наоборот.
4.«Вот такая гибкая кукла!»
И. п. — сидя на полу друг за другом (паровозиком, ноги разведены в стороны, руки на поясе
1 — ребенок наклоняется к правой ноге
3 — ребенок наклоняется к левой ноге
5. «Вот такие ножки у куклы!»
И. п. — сидя на полу, спиной друг к другу, ноги врозь, ладошки друг на друга
1 — поднять правую ногу вверх
3 — поднять левую ногу вверх
6.«Вот такая веселая кукла»
И. п. — взрослый и ребенок стоят друг напротив друга, взявшись за руки.
1-4 — прыжки на месте
Тянут ручки вверх.
Трут ушки, носик.
Наклоняются вперед, ноги на ширине плеч, прямые руки в сторону.
Кружение вокруг себя. Кружатся только дети.
1. Взрослый потягивает руки ребенка в стороны
2. Взрослый держит ребенка за локти
3. Спина прямая, смотреть вперед.
4. Взрослый помогает ребенку; следит за тем, чтобы не сгибал ноги в коленях.
5. Носочек тянем. Колени не сгибать.
6. Приземляться на носочки мягко, спинка прямая.
«А еще у нас в магазине есть вот такие летающие куклы, легкие как пушинки, давайте с ними поиграем».
Упражнение на восстановление дыхания.
1. Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух.
2. Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами.
3. Сделайте один большой вдох и медленно выдохните.
Вдох глубже, дуть на бумажную куклу.
Игровые упражнения в детско-родительской паре
«В магазине есть обезьянки, мышки, кошки, разные мячи. Хотите поиграть в обезьянок?»
И. п. — «Обезьянка»-ребенок и взрослый стоят напротив друг друга и держатся за руки.Ребенок забирается на взрослого при помощи ног:
• ребенок выпрямляет ноги
• садится на бедра взрослого
• ставит свои стопы на стопы взрослого
• ребенок медленно отклоняется назад
Упражнение «Котята и мышки»
Котята. И. п. – стоя на коленях, руки опираются о пол.
Мышата. И. п. – стоя на коленях, руки на предплечьях.
Упражнение «Ласковый мяч»
И. п. – ребенок и взрослый сидят друг напротив друга, ноги врозь.
Взрослый держит в руках массажный мяч, массируют ладони,и прокатывает мяч по полу ребенку. Ребенок повторяет все действия взрослого.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Дети с родителями стоят под зонтиком — это их «дом». Педагог, смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Детибегут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» — говорит педагог. Дети бегут к родителям и кружатся под зонтиком. Педагог приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает, и педагог говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».
Дыхательное упражнение «Обними меня»
И. п. – о. с., руки внизу
1 – руки в стороны, вдох
2 – обнять друг друга, выдох
Взрослый должен крепко держать ребенка за руки
Выпрямить ноги, встать на бедрах.
При прогибе, взрослый поддерживает ребенка одной или двумя руками под спинкой.
Упражнение выполнять медленно, обращать внимание на угол наклона.
Котята – это взрослые, мышата–это дети. На сигнал «Мышата!» — дети подлезают под «котят». На сигнал «Котята» — родители догоняют детей — мышек.
Вращать мяч по кругу, колени не сгибать, спину держать прямо.
1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
2. Бегут домой на сигнал «Дождь пошел!».
Восстановление дыхания естественным путем
3 часть «Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Надо расколдовать наших кукол и превратить их в ребят. Дети, давайте покружимся и превратимся в ребят»
«Наша детско-родительская гимнастика закончена. Возьмите друг друга за руки»
В заключении инструктор дает каждой семье советы:
1.Дарю настрой каждой семье: улыбайтесь друг другу, подружитесь с упражнениями, старайтесь выполнять их вместе. Уважаемые родители, помните, что здоровье — это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Наша задача – помочь детям покорить эту вершину.При этом не забывайте золотое правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
2. Хочу подарить вам в группу картинки с изображением наших героев, смотря на которых вы, ребята, будете вспоминать наше веселое, познавательное занятие.
Спасибо всем за внимание. Кружатся только дети.
Родители берут детей за руки и парами уходят из зала.
Семинар-практикум для воспитателей «Игровая гимнастика после сна» Семинар-практикум «Игровая гимнастика после сна» «Семинар-практикум» для воспитателей. Тема: «Игровая гимнастика после сна». Гимнастика.
Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями». Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -познакомить.
Семинар — практикум для педагогов на тему «Актуальность работы с родителями в оздоровлении детей дошкольного возраста». Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии».
Семинар-практикум для родителей и детей коррекционных групп «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» На сегодняшний день в нашем саду продолжается тесное сотрудничество родителей коррекционных групп с учителем – логопедом. Вот и на второй.
Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.
Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.
Семинар-практикум с родителями ясельной группы «Играем пальчиками — развиваем речь» Цель: построение эмоционально — доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации.
Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.
Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.
Тема моего выступления: «Семинар-практикум» как одна из форм работы с родителями. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.
Источник