- Респираторная гимнастика для пациентов с COVID-19
- Примитивные рефлексы — рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности
- Семинар 2.5
- Гимнастика васильевой при страхе рефлекс
- Рефлекторная гимнастика — как метод физической реабилитации при вегетативных сколиозах
Респираторная гимнастика для пациентов с COVID-19
Чтобы вылечить пациента, врачи больницы на Соколинке делают все возможное.
Но не последнюю роль в выздоровлении играет то, что мы можем сделать сами.
Появление фиброзных изменений в легких — одно из неприятных последствий COVID-19 и ведет к нарушению основной функции легких — функции газообмена. У больных может появляться одышка при физических нагрузках, а при обильном фиброзе — одышка может возникать и в состоянии покоя.
«Для восстановления правильного функционирования, — говорит врач-инфекционист Екатерина Илькевич, — пациенту важно выполнять респираторную гимнастику, перспективность которой особенно актуальна первые 2 месяца от начала заболевания. Все упражнения выполняются в медленном темпе, то есть не должно быть никаких форсированных вдохов и выдохов, а также задержки дыхания. При выполнении дыхательных упражнений у больного должен быть свободный доступ к кислороду. Если пациент понимает, что у него начинает кружиться голова или у него появляется одышка, он тут же должен прекратить упражнения и воспользоваться маской с кислородом.»
«Мы начинаем активизировать наших пациентов уже в отделениях при условии, что острый период заболевания закончился и у них спала лихорадка. Все упражнения выполняются под присмотром врачей. После выписки они могут продолжить выполнять респираторную гимнастику в домашних условиях», — уточняет врач-инфекционист Артем Чернышов.
Упражнения, представленные в видео-ролике, предназначены для пациентов средней степени тяжести, которые получают респираторную поддержку обычным настенным кислородом.
Упражнение №1 «Выдох с сопротивлением». Упражнение можно проводить даже в условиях реанимации, поскольку оно требует минимальное количество телодвижений.
Выполняется оно очень просто, нужны только сосуд, наполненный водой, и трубочка. После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду. Упражнение желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Такая дыхательная гимнастика тренирует выносливость легких.
Упражнение №2 «Филин». На вдохе поворачиваем голову к плечу, на выдохе — голова возвращается в исходную позицию, взор фиксирован прямо.
Упражнение №3 «Ушки». На вдохе ухо приводится к плечу, на выдохе голова располагается вертикально.
Упражнение №4 «Гимнаст». На вдохе разводим руки, на выдохе делаем шаг вперед и обнимаем себя руками.
Упражнение №5 «Радуга». Из исходного положения делаем наклоны вправо на выдохе, когда возвращаемся в исходное положение, делаем вдох. Тоже самое повторяем в другую сторону.
Упражнение №6 «Дровосек». Представьте, что вы берете в руки топор и на выдохе делаете замах и разрезаете бревно.
Упражнение №7 «Лыжи». Представьте, что у вас в руках лыжные палки. Когда вы отталкиваетесь, нужно сделать выдох. Приходим в исходное положение и делаем вдох.
Количество повторов упражнений 5-6 раз.
Такие дыхательные упражнения, как надувание воздушных шариков, — могут быть противопоказаны пациентам с COVID-19, так как при уплотненной легочной ткани (последствия COVID-19) можно получить дополнительное повреждение легких.
Возвращение к нормальной физической активности у всех пациентов происходит по-разному, это зависит от степени тяжести и поражения легочной ткани.
Для пациентов, которые находились на ИВЛ и пациентов, перенесших амбулаторно коронавирусную инфекцию с пневмонией КТ 1 будут разные сроки восстановления.
Источник
Примитивные рефлексы — рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности
Семинар 2.5
Примитивные рефлексы — рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). Они носят название витальных рефлексов. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны.
Таким образом, ПБР – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. В норме они проявляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы.
На их основе формируются сложные сознательные координированные двигательные акты. После развития ЦНС теряют свою значимость, не вызываются, интегрируются в постуральные рефлексы. Включение активности примитивных безусловных рефлексов происходит при неблагоприятных условиях для работы нервной системы (травмы, тяжелые заболевания, инсульты).
Это называется диссолюцией – возвратом нервной системы к примитивным формам реагирования. Примитивные безусловные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны.
Таким образом, примитивные безусловные рефлексы – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. Для их регресса и торможения необходимо достаточная стимуляция нервной системы посредством двигательной афферентации.
Периферическая нервная система. Методы её диагностики и методы и провокации. Функция нервной системы. Этапы родового акта. Особенности развития нервной системы. Примитивные безусловные рефлексы. Примитивные рефлексы. Перечень примитивных рефлексов. Примитивные рефлексы (уровень замыкания, методы диагностики у детей и взрослых. Рефлекс паралича при страхе. Рефлекс Моро. Поисковый рефлекс. Хоботковый рефлекс. Сосательный. Галанта. Рефл.переворачивания. Рефлекс гомолатерального ползания на животе. Рефлекс гетеролательного ползания на животе. Рефлекс гомолательного колено-локтевого ползания. Рефлекс гетеролательного колено-локтевого ползания. Рефлекс Ландау. Ладонно-ротовой рефлекс. Рефлекс Робинзона. Хватательный рефлекс. Асимметричный шейно-тонический. Симметричный шейно-тонический. Защитный рефлекс. Р. Переза. Рефлекс Опоры. Шаговый рефлекс. Рефлекс ползания. Нижний хватательный рефлекс. Тонический лабиринтный рефлекс. Рефлекс сегментарного вращения. Амфибийный рефлекс. Приобретённые рефлексы. Особенности формирования патологической активности примитивных рефлексов у взрослых. Причины патологической гипо– или гиперактивности примитивных рефлексов. Нейрологическая дезорганизация. Нейрологическая дезорганизация. Соответствие наличия примитивных рефлексов уровню развития нервной системы. Варианты формирования нейрологической дезорганизации, возникающие в зависимости от уровня патобиомеханических изменений. Алгоритм диагностики недостаточной или патологической активности примитивных рефлексов структурного, химического и эмоционального генеза. Этапы восстановления функции нервной системы. Алгоритм лечения вертебральная мануальная терапия висцеральная терапия. Кранио-сакральная терапия. Реедукация нервной системы. Эмоциональная коррекция. Меридианный дисбаланс.
Внезапный толчок в любом месте тела. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Амфибийный рефлекс
- Асимметричный шейно-тонический
- Паралича при страхе
- Сосательный
- Хватательный
Раздражение кисточкой или пальцем кожи в области рта по направлению от носа к наружному углу рта. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Галанта
- Поисковый
- Переза
- Гетеролательного колено-локтевого ползания
- Моро
Раздражение красной каймы губ и кожи над верхней губой кисточкой или пальцем. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Переворачивания
- Гомолатерального ползания на животе
- Робинзона
- Сосательный
- Шаговый рефлекс
Переход из положения пациента на спине в положение на живот. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Защитный
- Переворачивания
- Гетеролательного ползания на животе
- Опоры
- Тонический лабиринтный
В положении пациента на животе, пассивные гетеролатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Нижний хватательный
- Гетеролательного ползания на животе
- Ползания
- Сегментарного вращения
- Тонический лабиринтный
В положении пациента на спине, пассивные гетеролатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Амфибийный
- Переворачивания
- Гетеролательного колено-локтевого ползания
- Ландау
- Симметричный шейно-тонический
Тракция рук. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперёд, кисти свободно висят. Далее он производит пассивный поворот головы вправо и влево с закрытыми глазами. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Ладонно-ротовой
- Моро
- Сегментарного вращения
- Асимметричный шейно-тонический
- Шаговый
После выполнения шаговых гетеролатеральных движений рукой и ногой или при наклоне туловища вперёд (в положении стоя или лежа). Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Ландау
- Моро
- Сосательный
- Шаговый
- Нижний хватательный
Раздражение подошвы вдоль и поперёк. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Асимметричный шейно-тонический
- Нижний хватательный
- Переворачивания
- Симметричный шейно-тонический
- Хоботковый
Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперёд или в стороны, кисти опущены, голова в экстензии, глаза закрыты. Врач пассивно отклоняет больного назад. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Ладонно-ротовой
- Ландау
- Моро
- Паралича при страхе
- Ползания
Постукивание пальцем над верхней губой. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Нижний хватательный
- Поисковый
- Гомолательного колено-локтевого ползания
- Сегментарного вращения
- Хоботковый
Пациент в коленно-локтевой позе, врач раздражает мышцы по паравертебральной линии. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Галанта
- Гетеролательного ползания на животе
- Опоры
- Симметричный шейно-тонический
- Хоботковый
В положении пациента на животе, пассивные гомолатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Асимметричный шейно-тонический
- Ладонно-ротовой
- Гетеролательного колено-локтевого ползания
- Гомолатерального ползания на животе
- Шаговый
В положении пациента на спине, пассивные гомолатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Галанта
- Поисковый
- Гомолательного колено-локтевого ползания
- Паралича при страхе
- Робинзона
В положении на животе пациент 1 раз отжимается руками от пола и фиксирует это положение, таз прижат к кушетке (полу). Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Защитный Ландау Опоры Хватательный Хоботковый
Раздражение ладони вдоль и поперёк. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Амфибийный
- Поисковый
- Гетеролательного ползания на животе
- Моро
- Хватательный
Поколачивание по подошвам стоп в положении лежа на спине. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Гетеролательного колено-локтевого ползания
- Гомолательного колено-локтевого ползания
- Опоры
- Паралича при страхе
- Сосательный
Ребенок располагается на животе, врач слегка давит на подошвы. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Амфибийный
- Переза
- Гетеролательного колено-локтевого ползания
- Ползания
- Тонический лабиринтный
Пассивная флексия и экстензия головы с закрытыми глазами. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Ладонно-ротовой
- Поисковый
- Опоры
- Сегментарного вращения
- Тонический лабиринтный
Источник
Гимнастика васильевой при страхе рефлекс
Приглашаем в нашу команду специалистов, владеющих оздоровительными практиками в сферах: массажа, психологии, прикладной кинезиологии, остеопрактики, реабилитации
Связаться возможно по телефону (8412) 39-42-01, email info@kinezio58.ru или в соц. сетях
Рефлекторная гимнастика — как метод физической реабилитации при вегетативных сколиозах
С.В. Вишневский, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Институт физической культуры и спорта, Россия, г. Пенза
ВВЕДЕНИЕ
Примитивные рефлексы – это рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). Они носят название витальных рефлексов. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, ПБР – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. В норме они проявляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы. На их основе формируются сложные сознательные координированные двигательные акты. После развития ЦНС теряют свою значимость, не вызываются, интегрируются в постуральные рефлексы.
Включение активности примитивных безусловных рефлексов происходит при неблагоприятных условиях для работы нервной системы (травмы, тяжелые заболевания, инсульты). Это называется диссолюцией – возвратом нервной системы к примитивным формам реагирования. Примитивные безусловные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, примитивные безусловные рефлексы – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. Для их регресса и торможения необходимо достаточная стимуляция нервной системы посредством двигательной афферентации [1].
Активация примитивного рефлекса сопровождается выработкой избыточного количества гормонов, ферментов. При этом данная реакция происходит мгновенно, для того чтобы “ выжить сию секунду”. Организм взрослого человека работает более экономно. Примитивные рефлексы регулирует вегетативная нервная система, которая делится на две составляющих: симпатическую и парасимпатическую. Это означает или массовый выброс адреналина или массивный выброс ацетилхолина. Для взрослого человека сохраняется активность вегетативной нервной системы, но большее регулирующее влияние оказывает соматическая нервная система. Вегетативная нервная система осуществляет висцеро-моторные связи, висцеро-дермальные и отвечает за вегетативную регуляцию функции внутренних органов. [9]
Нервная система у детей | Нервная система у взрослых |
Примитивные или витальные рефлексы, их цель выжить, защитить, усвоить и расщепить пищу. Они работают по принципу “все или ничего”, или “выжить сию секунду” | Преобладают центральные механизмы регуляции. Их цель — оптимально решить проблему ответа, максимально экономным способом. |
Когда у взрослого человека снижается активность нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов и пожилой человек напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую ситуацию с избыточной эмоциональностью. Такой человек повышенно обидчив, повышенно возбужден, повышенно настроен, у него появляются различные варианты страха, тем самым еще больше истощаются защитные механизмы.
Активизация примитивных рефлексов у взрослых возникает как компенсаторная реакция на сильный раздражитель и происходит дезорганизация нервной системы.
Существуют рефлексы движения, из которых в будущем формируется ходьба:
- Шейно-тонический – поднимает голову – асимметричный тонус;
- Ландау – поднимает тело;
- Галанта – гомолатеральное ползание на животе (образуется сколиоз С – образный при «застревании» в этом рефлексе) [4];
- Гетеролатеральное ползание на животе (образуется сколиоз S — образный при «застревании» в этом рефлексе);
- Гомолатеральное ползание на четвереньках (образуется сколиоз С – образный при «застревании» в этом рефлексе);
- Гетеролатеральное ползание на четвереньках (образуется сколиоз S — образный при «застревании» в этом рефлексе);
- Гомолатеральная ходьба;
- Гетеролатеральная ходьба [1].
Если на этапе шаговых рефлексов произошел сбой в центральной нервной системе, то организм вынужден приспосабливаться к нарушениям, избыточно стимулируя одни двигательные паттерны, другие оставляя в недостатке внимания, формируя тем самым несимметричный патологический тонус мышц и связок, который в итоге приводит к искажению паттерна шага, вегетативным сколиозам.
Автором предлагается классификация сколиозов, из которой в данной аботе рассматривается вегетативный:
- вегетативный (примитивные рефлексы)
- структурный (травмы различного генеза)
- химический (лимфатический)
- эмоциональный (личность, социум, стереотипы родителей)
- энергетический (канально-меридианная система)
Шаговые рефлексы – тест — паттерн шага, применяемый в прикладной кинезиологии [7], обеспечивающий согласованность движения конечностей на уровне связок (тело). Тест для нервной системы – открытие рта в сторону выставленной вперед ноги. В таком случае паттерн шага с точки зрения примитивных рефлексов – дозревший.
Рефлексы орального автоматизма показывают зрелость мозга. Если они не активны, значит – или не раздышалась кора головного мозга, или есть постоянный стресс для коры. Тест – поднести руку ко рту, который открывается в сторону поднесенной руки (сопоставимо также для рефлексов – поискового и хоботкового).
Когда у человека снижается активность корковой регуляции нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов, и человек в поведении напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую его ситуацию с избыточной эмоциональной активностью. Формируется психовегетативный синдром: развивается выраженный вегетативный дисбаланс, проявляющийся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов (синдром вегетативной дистонии) с полиорганными клиническими проявлениями.
В случае нарушения корковой активности из-за избыточного влияния шаговых примитивных рефлексов: гомо- и гетеролатерального ползания на животе, гомо- и гетеролатерального ползания на четвереньках у человека не сможет сформироваться нормальный гомо – и гетеролатеральный шаг. А, следовательно, будет нарушаться биомеханика шага, бега, прыжков. Будут страдать суставы, получающие избыточную нагрузку в движении. В результате – травмы, корректировка режима тренировок и, впоследствии – прекращение спортивной карьеры.
В данной статье рассматривается подход, использующий диагностические методики обнаружения патологической активности рефлексов движения и применение простых физических упражнений для коррекции патологии развития двигательного паттерна.
При использовании предложенной методики диагностики и коррекции — стимуляции коры головного мозга формируется доминантный сигнал, который блокирует предыдущий двигательный рефлекс и способствует развитию последующего. [2]
Обучение — это процесс взаимодействия с внешним миром за счет нейронных связей. Как показано в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Л.А. Орбели, афферентация, поступающая в мозг, уже на подкорковом уровне распределяется по различным ядрам, то есть оказывает множественные возбуждающие влияния. Эта интеграция и конвергенция афферентной импульсации играет роль в механизмах межанализаторного синтеза. Импульсы с проприорецепторов суставов и мышц очень важны для стимуляции активности нервных центров. Это подтверждено многочисленными исследованиями в эксперименте, например S.Brink обнаружила [10], что координированные движения вызывают повышение выработки нейротрофического фактора.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применяя методы визуальной диагностики определить, имеется ли у испытуемого патологическое смещение точек симметрии – в положении сидя и стоя – медиальные углы лопаток и высота гребней подвздошных костей. При наличии точек асимметрии, определить к какому типу относится найденная деформация: С или S-образная. Рис. 1
- Подтвердить влияние найденных деформаций на тонус индикаторной мышцы с помощью мануально-мышечного тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии. [3]
- Назначить к выполнению упражнение, вызывающее коррекцию патологического состояния испытуемого. [6]
- Подтвердить с помощью мануально-мышечного тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии, что искомое упражнение полностью устраняет деформацию, найденную в п.1.
- Назначить выполнения комплекса «Рефлекторной гимнастики», состоящей из упражнений, стимулирующих центральную нервную систему для благоприятной коррекции.
Рис. 1. Точки асимметрии при С — образном сколиозе.
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения работы была отобрана группа из 40 пациентов, среди них 20 мужчин и 20 женщин, возраст 12-45 лет. Группа испытуемых состояла из людей, активно занимающихся спортом (плавание, легкая атлетика, бокс, пауэрлифтинг), а также обычных, неспортивных людей. Всем испытуемым было проведено тестирование активности примитивных рефлексов движения на предмет поиска патологической активности двигательной деятельности. Диагностика проводилась с применением методики мышечно-мануального тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Клиническая диагностика – методы которые включают в себя сбор жалоб, анамнеза, выяснение факторов, провоцирующих болевой синдром, пальпаторное исследование.
- Визуальная диагностика статики и динамики для выявления патобиомеханически значимых регионов в положении стоя, лежа, в шаге. Отклонение регионального центра тяжести в сторону открытия угла, образованного условными линиями, совмещенными с границами регионов тела, оценивалось как патобиомеханически значимое смещение, в сторону закрытия – саногенетически значимое, адаптационное смещение [3].
- Мануально-мышечное тестирование нормотоничной индикаторной мышцы. В результате экспериментальной работы, применяя алгоритмы мануально-мышечного тестирования из прикладной кинезиологии, удалось выяснить какой из рефлексов находится в состоянии угнетения или активности.
- Механическое создание избыточной афферентации от раздражения гомо/гетеролатеральных пар нога-рука с последующей проверкой в течение 2 секунд на нормотоничность индикаторной мышцы. В итоге – временное выравнивание точек асимметрии. Цель – удостовериться в плане реабилитации: гомо- или гетеро- движения.
-
Применение визуальной диагностики (ВД) помогало найти ведущий регион. Оценивалось положение стоя, лежа, в шаге.
- В качестве индикаторной мышцы выбирается любая, здоровая мышца, удобная для тестирования. Производится шесть тестов, имитирующих:
- Гомолатеральное ползание на животе
- Гетеролатеральное ползание на животе
- Гомолатеральное ползание на четвереньках
- Гетеролатеральное ползание на четвереньках
- Гомолатеральный паттерн ходьбы
- Гетеролатеральный паттерн ходьбы
В положении лежа пассивно воспроизводим движение, соответствующее примитивному рефлексу и контролируем тонус центральной нервной системы на такую провокацию. Проверяем следующие рефлексы [5]:
- Галанта – гомолатеральное ползание на животе;
- Гетеролатеральное ползание на животе;
- Гомолатеральное ползание на четвереньках;
- Гетеролатеральное ползание на четвереньках;
- Гомолатеральная ходьба;
- Гетеролатеральная ходьба.
Используется мышечно-мануальное тестирование. Выбираем любую индикаторную нормотоничную мышцу. Во время тестирования тонус индикаторной мышцы, по которой проводим тестирование не должен измениться. В ином случае, можно сказать, что это как раз тот рефлекс, который нервная система «не видит». Избыточным будем считать предыдущий рабочий. [8]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Все пациенты хорошо переносили тесты и тренировки, не было неприятных субъективных ощущений, болей.
После выполненной диагностики, подобранного физического упражнения и проведенной коррекции наблюдался эффект – 100%: у 90% — полное восстановление паттерна шага, подавление всех патологических примитивных рефлексов движения после одного цикла тренировок, у 10% — подавление только одного двигательного примитивного рефлекса после одного цикла тренировок. Для коррекции последующих рефлексов потребовалось дополнительное время (циклы тренировок), после которого произошло полное восстановление паттерна шага. Данное исследование проводилось в течение 1,5 лет, отрицательной динамики не выявлено.
Так, все 40 из 40 человек сообщили о:
- значительном уменьшении жалоб на боли в позвоночнике, суставах и мышцах в процессе тренировок, покое и в обычной жизни;
- улучшение общего самочувствия, настроения;
- улучшения сна;
- нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, аппетита;
- повышения работоспособности, уменьшении времени на перерывы (отдых);
- ускорение восстановительных процессов после тренировок;
- улучшение спортивных результатов.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Физические упражнения под контролем методов и подходов, используемых в прикладной кинезиологии, таких, как мануально-мышечное тестирование и визуальная диагностика, позволяет существенно повысить результативность и работоспособность как спортсмена так и обычного человека, а также снизить травм в будущем за счет выстраивания правильного паттерна шага, и уменьшения или даже полного исчезновения болевых синдромов в различных участках тела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя наши результаты с точки зрения данных литературы, можно выделить несколько ключевых моментов влияния комплекса «Рефлекторная гимнастика» на функции головного мозга.
- При выполнении комплекса «Рефлекторная гимнастика» увеличивается афферентный проприоцептивный поток информации с суставов и мышц, возбуждающий те структуры головного мозга, которые ответственны за двигательную активность.
- Проприоцептивная нагрузка способствует формированию новых функциональных нейронных связей с улучшением интеграции импульсов различных сенсорных модальностей ввиду наличия полимодальных нейронов в составе как первичных, так и третичных ассоциативных зон коры больших полушарий. Сенсорные сигналы могут вызывать активность целого клеточного ансамбля корковых нейронов.
- Улучшение равновесия и двигательной активности может быть фактором, влияющим на уровень бодрствования и тонус мозговой коры, что служит дополнительным фактором улучшения высших мозговых функций.
- Сочетание новых технологий в спорте, таких как прикладная кинезиология наряду с физическими упражнениями, является для спортивной медицины точкой роста результатов спортсменов.
- Применение простых физических упражнений под контролем мышечно-мануального тестирования дает колоссальный эффект как для физического состояния человека, так и для его психоэмоциональной стабильности и высокой результативности.
- Достоинства метода: простое исполнение, не требует оборудования, аппаратуры, тренажеров для диагностики и коррекции.
- Предложенный вариант адаптации примитивных рефлексов движения показал высокую эффективность в долгосрочном периоде тренировок, исключительную простоту исполнения и надежность.
- Доступность для реализации тренерским составом после краткосрочного обучения.
- Данная «Рефлекторная гимнастика» успешно применяется для спортсменов и обычных людей в реабилитационном центре «КИНЕЗИО» города Пензы.
Таким образом, в работе обосновывается применение оригинального и простого метода физической реабилитации, который может целенаправленно усилить приток сенсорной информации для уменьшения функционального разобщения и дезинтеграции мозга как системы.
Учитывая полученные нами результаты, целесообразно изучение влияния «Рефлекторной гимнастики» на состояние больных не только при сосудистой патологии мозга, но и при других заболеваниях нервной системы, например, при деменции различного типа, при отдалённых последствиях травматических и воспалительных заболеваний, а также в детской неврологии. Нам представляется перспективным также использование этого комплекса для тренировки памяти и внимания у здоровых людей с целью профилактики нарушений высших мозговых функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Бадалян Л.О. – М.: Книга по требованию, 2013.-532 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
- Васильева Л.Ф. Клиника и визуальная диагностика укороченных мышц. – М., 2003.
- Васильева Л.Ф. Сколиозы. Этиология, биомеханика, клиника, кинезиологическая диагностика, коррекция, реабилитация/ Васильева Л.Ф., М., 2016. – 78 с., илл.
- Васильева Л.Ф.Вегетативные рефлексы в педиатрии и геронтологии/ Васильева Л.Ф., М., 3S PRINT, 2017. – 172 с., илл.
- Вишневский С.В., Влияние патологической активности примитивных рефлексов движения на биомеханику спортсмена. Диагностика и коррекция примитивных рефлексов с использованием физических упражнений./ Материалы заочной научно-практической конференции. – Пенза, 2018.
- Крутов Г.М. Функциональные поезда. Практическое руководство по диагностике и коррекции мышечных цепей – М.; СПб., 2014.- 44с.
- Крутов Г.М. Мышечно-фасциальные цепи. Лигаментозные взаимодействия: практическое пособие. –2-ое изд. перераб. и доп. -М., 2017.- 98с.
- Кудрявцева, Г.Ю. Рефлекторная гимнастика. /Г.Ю. Кудрявцева, О.В. Кузнецова: учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, 2002. – 19 с.
- Brink, S. Smart Moves: New Research Suggests that Folks from 8 to 80 Can Shape Up Their Brains with Aerobic Exercises // U.S. News & World Report, May 15,- 1995.-218 p.
Вишневский Сергей Владимирович
Спортивный кинезиолог, член Межрегиональной ассоциации прикладных кинезиологов (МАПК) г. Москва, педагог-психолог, массажист.
Источник