Гимнастика учебник для техникумов

Гимнастика 1977. Учебник для техникумов физической культу ры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина. М., Физкультура и спорт

Название Учебник для техникумов физической культу ры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина. М., Физкультура и спорт
Анкор Гимнастика 1977.doc
Дата 15.12.2017
Размер 4.32 Mb.
Формат файла
Имя файла Гимнастика 1977.doc
Тип Учебник
#11526
страница 1 из 34
Подборка по базе: почти оно Учебник Микроэкономика Косова.docx, ЭКОНОМИКА УЧЕБНИК.docx, Психология и педагогика учебник.pdf, Физическая культура КТП 10 б (ФМ) кл — копия.docx, Социальные сети в формировании культурной идентичности молодежи., ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ.docx, Каушанская — Exercises (упражнения к учебнику).doc, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, АГРОТЕХНИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ , Рекомендации для выполнения практических заданий Русск яз и куль, Физическая культура и спорт Э1 -тест.docx

при Совете Министров СССР в качестве учебника для студентов средних физкультурных учебных заведений

«Физкультура и спорт»

Под общей редакцией профессора \ М. Л. Украпа \ и доктора педагогических наук, профессора А. М. Шлемина

Г48 Гимнастика. Учебник для техникумов физической культу-

ры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина. М., «Физ­культура и спорт», 1977.

Учебник для студентов техникумов физической культуры написан в соответствии с программой. В нем излагаются основы методики обучения и тренировки, рассмат­риваются вопросы физической, технической, тактической и психологической подютов-ки гимнастов.

(6) Издательство «Физкультура и спорт», 1977 г.

В нашей стране каждый пятый житель — физкультурник. Нет сомнения в том, что охват населения физической культурой и спор­том в дальнейшем будет возрастать и гимнастика, как одно из важнейших средств советской системы физического воспитания, будет приобретать все большее значение.

Миллионы советских людей используют средства гимнастики с различными целями: с гигиенической и лечебной, со спортивной и оздоровительной, с прикладной и вспомогательной. Разновидности гимнастики находят огромное количество почитателей. Общераз-вивающие, прикладные и спортивные виды гимнастики приносят пользу лицам самого разного возраста, пола, состояния здоровья. Поэтому каждый выпускник физкультурного учебного заведения независимо от своей спортивной специализации должен уметь преподавать гимнастику.

В предлагаемом вниманию учащихся средних физкультурных учебных заведений учебнике приводятся новые данные, полученные в последнее время в результате исследований и обобщения пере­дового опыта. Данный учебник отличается от предыдущего своей структурой. В соответствии с существующей группировкой видов гимнастики он состоит из трех частей (общеразвивающие виды гимнастики, прикладные и спортивные).

Однако во избежание повторений, которые были бы неизбеж­ны при изложении всего материала в каждой группе видов, авто­ры объединили в отдельный раздел вопросы, имеющие отношение ко всем видам гимнастики, и поместили его в начале учебника (см. «Общие вопросы гимнастики»).

Можно надеяться, что такая структура учебника позволит сту­дентам физкультурных учебных заведений эффективнее освоить все средства и методы гимнастики.

Часть I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГИМНАСТИКИ

ГИМНАСТИКА В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ

ЗАДАЧИ ГИМНАСТИКИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ

Советская система физического воспитания — неотъемлемая со­ставная часть коммунистического воспитания граждан нашей Ро­дины. Применение различных средств и методов физического вос­питания в сочетании с гигиеническими факторами содействует укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию орга­низма, формированию жизненно необходимых двигательных навы­ков. Трудно переоценить значение физических упражнений для вос­питания моральных и волевых качеств занимающихся.

В процессе^развития физического воспитания исторически сло­жилась система средств и методов, в которую вошли гимнастика, игры, спорт и туризм. Среди них особое место занимает гимнасти­ка, призванная обеспечивать общее физическое развитие и совер* шенствование всех основных двигательных способностей. Гимнас­тика — своеобразное средство и в то же время один из методов советской системы физического воспитания. Она отличается особым подбором упражнений и методических приемов. Если в спорте и играх упражнения заимствованы из жизни, то в гимнастике они, как правило, подобраны специально, чтобы возможно точнее воз­действовать на человека.

С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи об­щего гармонического физического развития, так как в ее распоря­жении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Если в любом виде спорта исполь­зуется относительно узкий круг физических упражнений, то в гим­настике количество упражнений буквально не поддается учету.

МЕСТО ГИМНАСТИКИ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Гимнастика занимает важное место в советской системе физи­ческого воспитания, так как, обеспечивая гармоническое развитие человека, готовит его к труду и защите Родины. В то же время гимнастика является важным средством физической подготовки почти каждого спортсмена и спортсменки. Спортивные виды гим­настики весьма популярны. Они занимают почетное место среди всех видов спорта, культивируемых в СССР.

Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются рав­номерно развитой мускулатурой, выправкой, красивой осанкой. Особенно важно то, что гимнастические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, рук. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры позволяет не только выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слажен­ную деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пище­варительной и иных систем человеческого организма.

Гимнастика помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать пре­пятствия, переносить тяжести, влезать по канату, шесту, лестни­цам. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладе­вать перечисленными прикладными навыками.

Особая польза гимнастики заключается в том, что она помога­ет совершенствованию координационных способностей, т. е. способ­ностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Конечно, не только гимнастические, но и многие другие упражнения улучшают координацию движений человека, однако благодаря гимнастике эти задачи решаются наиболее четко и по­следовательно. Постепенное увеличение трудности различных дви­гательных задач, связанных с координацией движений, несомненно, содействует воспитанию способностей, необходимых для координа­ции сложных движений, с которыми человек повседневно встреча­ется в труде, в быту, на военной службе и, наконец, в спорте.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократ­ному повторению различных переворотов, вращений, спадов, подъ­емов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на не­обычные положения тела.

ГИМНАСТИКА В КОМПЛЕКСЕ ГТО

Гимнастика не случайно занимает важное место в системе ГТО. В каждой из пяти ступеней нового комплекса, введенного в 1973 г., имеется в качестве обязательного норматива умение выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики и объяс­нять значение этих упражнений.

Кроме того, для мальчиков 10—13 лет в обязательные нормы включено подтягивание в висе на перекладине (на количество раз), а для девочек 10—13 лет — лазание по канату с помощью ног. Для подростков 14—15 лет также существует норматив — подтя­гивание в висе и переворот из виса в упор силой (на количество раз), для девочек дается сгибание и разгибание рук в упоре ле­жа, руки на скамейке, ноги на полу (на количество раз).

В третьей ступени комплекса для юношей предусмотрены под­тягивание и переворот силой из виса в упор. Для девушек остает­ся тот же норматив — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, с той лишь разницей, что количество повторений несколько увеличе-

4

5

но. В качестве одного из нормативов на золотой значок может быть зачтен II разряд по спортивной или художественной гимнастике и акробатике.

В четвертой ступени комплекса для взрослых мужчин и женщин предусмотрены нормативы по гимнастике. Для мужчин 19—28 лет — подтягивание в висе на перекладине (на количество раз) с учетом веса сдающего нормы, для мужчин 29—39 лет — сгибание рук в упоре лежа.

Для женщин, сдающих нормативы четвертой ступени, незави­симо от возрастной группы, включено поднимание и опускание ту­ловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреп­лены (на количество раз). Кроме того, в качестве одного из норма­тивов на золотой значок для мужчин и женщин в возрасте 19— 28 лет может быть засчитан II разряд по одному из спортивных ви­дов гимнастики.

Наконец, даже в пятой ступени не забыта гимнастика и для муж­
чин предусмотрен норматив — сгибание и разгибание рук в упоре
лежа. ,

Важно отметить, что для сдающих на золотой значок среди норм первой ступени по выбору имеется для мальчиков 10—11 лет гим- \ настическое требование (акробатика, упражнение на бревне и опорный прыжок), а для 12—13 лет — четырехборье (акробатика, упражнение на перекладине, на брусьях и опорный пружок). Девоч­ки 10—11 лет могут выступить по двоеборью (акробатика и упраж­нение на бревне), а 12—13 лет — по троеборью (акробатика, уп­ражнения на бревне и на брусьях разной высоты).

Серьезная гимнастическая подготовка необходима для сдачи не только гимнастических, но и многих других нормативов. Поэтому каждый преподаватель физического воспитания должен знать, как, используя средства гимнастики, подготовить занимающихся к сда­че нормативов комплекса ГТО.

В гимнастике применяется огромное количество разнообразных упражнений, каждое из которых помогает решать те или иные за­дачи. Строевые и общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, простейшие вольные упражнения, прикладные упражне­ния обычно улучшают общее физическое развитие, укрепляют здо­ровье, повышают работоспособность занимающихся. Упражнения на снарядах, упражнения художественной гимнастики, опорные прыжки и акробатические упражнения направлены на совершенст­вование двигательных навыков занимающихся, на воспитание уме­ния хорошо владеть своим телом.

Большое место в гимнастике занимают подвижные игры. Они не являются гимнастическими упражнениями, но широко применяют­ся на уроках гимнастики, так как повышают эмоциональное состо­яние занимающихся. Физическая нагрузка при проведении игр

может быть самой различной. Игры — особенно ценное средство для занятий с детьми и подростками.

Сказанное свидетельствует об исключительно богатом арсенале упражнений гимнастики. Целесообразное и правильное их исполь­зование (в зависимости от контингента, с которым проводятся за­нятия, а также от задач, стоящих перед уроком) делает гимнастику одним из наиболее важных средств физического воспитания граж- ‘ дан Советского Союза.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

На всесоюзной конференции по гимнастике были сформулиро­ваны следующие методические особенности, характерные для гим­настики:

  1. Разностороннее воздействие на человека. С помощью гимнас­тических упражнений совершенствуются функции всех органов человека. Если двигательные действия ряда видов спорта воздей­ствуют главным образом на определенные органы и функции чело­века, формируют определенные двигательные навыки, то средства гимнастики способствуют разностороннему физическому развитию, укреплению всего организма человека, совершенствованию техники выполнения всех основных двигательных навыков.
  2. Широкое использование различных движений. Гимнастика не ограничивается узким кругом движений, а использует самые раз­нообразные упражнения для разностороннего физического разви­тия занимающихся. По-разному могут исполняться и упражнения на снарядах. В гимнастике отдельные движения соединяются в комбинации. Нельзя специализироваться ь каком-то узком круге движений. Нецелесообразно, например, заниматься только упраж­нениями с булавами или только на одном снаряде, так как это слишком односторонне влияет на развитие гимнаста.
  3. Точное регулирование нагрузки и строгая регламентация пе­дагогического процесса. При проведении занятий с различными контингентами можно точно регулировать физическую нагрузку. Разнообразие методических приемов позволяет изменять степень физической нагрузки в зависимости от задач, стоящих перед кон­кретным коллективом занимающихся.

Большая плотность урока и высокий эмоциональный подъем со­четаются со строгим порядком, дисциплиной и четкой организацией всего учебного процесса.

4. Относительно избирательное воздействие на различные систе­
мы и части тела занимающихся. Советская гимнастика построена
на научных основах. Из физиологии известно, что изолированного
воздействия на отдельные мышечные группы, на отдельные части
тела быть не может, так как воздействие на одни системы отража­
ется на деятельности других систем. Например, упражнение на си­
лу для одних мышечных групп в большинстве случаев одновремен­
но является упражнением для растягивания других мышечных
групп. Любое движение через центральную нервную систему отра-

жается на организме в целом. Однако все же с помощью различ­ных упражнений и методических приемов гимнастики можно оказы­вать относительно избирательное воздействие на различные части тела, на те или иные системы организма и таким образом решать важные задачи физического воспитания. .

5. Различная методика применения упражнений в зависимости от поставленных задач. Каждое физическое упражнение в зависи­мости от методики его применения может быть использовано для решения различных задач: спортивных, методических, лечебных и др. Например, такое простое упражнение, как ходьба, может быть включено: в программу соревнований — в качестве вида спорта (кто быстрее пройдет дистанцию); в тренировочный процесс — как средство разогревания в начале тренировки (ускоренная ходьба) или как средство успокоения организма в конце тренировки (за­медленная ходьба); в перечень назначений врача — как метод ле­чения для сердечных больных (строго дозированная ходьба).

Такой подход к оценке каждого упражнения позволяет правиль­но строить занятия по гимнастике с различными коллективами за­нимающихся.

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Различные виды гимнастики применяются в зависимости от за­дач, стоящих перед коллективом, -от половых, возрастных и инди­видуальных особенностей занимающихся.

Исходя из задач и особенностей коллектива занимающихся, всесоюзная гимнастическая конференция выделила следующие ви­ды гимнастики:

  1. общеразвивающие, включающие основную, гигиеническую и атлетическую гимнастику;
  2. спортивные, куда входят собственно спортивная, художест­венная гимнастика и акробатика; в настоящее время прыжки на батуте выделены как самостоятельный вид;
  3. прикладные виды, к которым относятся спортивно-приклад­ная гимнастика, военно-прикладная, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная и лечебная.

Подробная характеристика каждой группы видов дана в соот­ветствующих главах, поэтому здесь остановимся на особенностях каждого вида очень кратко.

Общеразвивающие виды гимнастики

Эти виды направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на развитие силы, ловкости, быстроты и т. п. Кроме того, в их зада­чу входит приучить занимающихся пользоваться освоенными дви­гательными навыками в практической деятельности.

1. Основная гимнастика применяется на занятиях с дошкольни­ками, школьниками и взрослыми.

Основная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста проводится на уроках физического воспитания в дошкольных учреждениях, в школе, а также на вне­школьных занятиях. Различные гимнастические упражнения позво­ляют правильно организовать физическое воспитание занимающих­ся всех возрастов (с учетом их анатомо-физиологических и психо­логических особенностей). К основным средствам гимнастики в шко­ле относятся: ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на снарядах массового типа (гимнастической стенке, скамейке, бревне), упражнения в равно­весии, сопротивлении, метании мяча и гранаты, а также простей­шие упражнения на снарядах, используемых в спортивной гимнас­тике.

Основная гимнастика для юношей и девушек, для мужчин и женщин способствует совершенствованию морально-волевых качеств и физических способностей занимающих­ся (силы, ловкости, смелости, решительности, настойчивости и др.), а также жизненно необходимых навыков (ходьбы, бега, метаний, переползания, поднимания и переноски тяжестей, равновесия и т. п.).

В зависимости от анатомо-физиологических особенностей зани­мающихся подбор упражнений и методика проведения занятий в значительной степени видоизменяются.

2. Гигиеническая гимнастика в Советском Союзе проводится в
двух формах — индивидуальной и групповой.

Индивидуальной гигиенической гимнастикой занимаются ежедневно, причем не только утром, но и днем и вече­ром. Она не требует никакого специального оборудования. В нее входят простейшие физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся и укрепляющие сердечно­сосудистую, дыхательную и другие системы организма.

Групповые занятия гигиенической гимнасти* кой по своему содержанию ничем не отличаются от индивидуаль­ных, но проводятся в коллективе, под руководством преподавателя. Эти занятия со здоровыми людьми могут быть использованы так­же для подготовки к сдаче норм ГТО.

3. Атлетическая гимнастика обеспечивает гармоничное разви­
тие мускулатуры всего тела, исправляет недостатки в осанке и
одновременно развивает силу, гибкость, ловкость и другие ценные
для человека двигательные качества.

Занятия могут быть групповыми и индивидуальными, проводят­ся они в зале или на площадке, а также в домашних условиях.

Прикладные виды гимнастики

1. Спортивно-прикладная гимнастика применяется при трениров» ке во всех видах спорта. Она развивает ряд качеств и навыков, необходимых легкоатлетам и пловцам, борцам и футболистам, а

также другим спортсменам, совершенствующимся в избранном ви­де спорта.

  1. Военно-прикладная гимнастика применяется на занятиях с юношами допризывного возраста, а также в системе физической подготовки военнослужащих. Она предусматривает изучение строе­вых упражнений, освоение различных прикладных способов ходь­бы, бега, прыжков, формирование навыков переползания и лазанья, преодоления препятствий, переноски партнеров различными спосо­бами, освоение навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры и др.
  2. Гимнастика на производстве используется в двух формах: вводная гимнастика и физкультурная пауза. При подборе упражне­ний для проведения гимнастики на производстве учитывается ха­рактер производственной деятельности. Обычно выполняются такие элементарные общеразвивающие упражнения, которые помогают не только «снять» усталость, но и повысить производительность труда. Вводная гимнастика и физкультурная пауза рассчитаны на 2—10 мин.
  3. Профессионально-прикладная гимнастика получает все боль­шее распространение в связи с необходимостью применения специ­альной физической подготовки, обеспечивающей нормальную про­изводительность труда ряда рабочих специальностей. Специальная гимнастика нужна пожарникам, летчикам, морякам, строителям, шахтерам и многим другим. Она состоит из упражнений обшей фи­зической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья в це­лом, и упражнений специальной физической подготовки, совершен­ствующих двигательные способности, необходимые рабочему дан­ной специальности.
  4. Лечебная гимнастика является хорошим средством лечения заболеваний и травм и применяется в сочетании с различными средствами терапии.

Огромную роль сыграла лечебная гимнастика в годы Великой Отечественной войны; благодаря ей многие тысячи солдат и офи­церов Советской Армии смогли после ранения снова возвратиться в строй.

Существуют следующие формы проведения занятий по лечебной гимнастике: урок лечебной гимнастики, сеанс занятий (процеду­ра), урок гигиенической гимнастики, прогулка. На занятиях исполь­зуется как обычный гимнастический, .так и специальный инвентарь.

Лечебная гимнастика входит в специальный предмет «Лечебная физическая культура».

Спортивные виды гимнастики

За последние двадцать пять лет спортивные виды гимнастики получили особенно широкое распространение в Советском Союзе. Популяризации упражнений на снарядах, акробатических и упраж­нений художественной гимнастики содействовали многочисленные соревнования. Привлечение детей, подростков, молодежи и взрос-

лых гимнастов к соревнованиям по строго определенным програм­мам и правилам, стройная система классификации гимнастов по­зволили создать три интереснейших вида спорта: спортивную гим­настику, художественную гимнастику и спортивную акробатику.

Овладение искусством выполнения сложных специальных дви­жений во всех трех видах гимнастики со спортивной направленно­стью осуществляется на основе общих принципов гимнастики, од­нако в каждой из разновидностей применяются специфические движения.

  1. Собственно спортивная гимнастика предусматривает для муж­чин вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, коне с ручками и снарядах для прыжков; для женщин— вольные упражнения, упражнения на брусьях, бревне и снарядах для прыжков. В качестве вспомогательных применяются все дви­жения, составляющие содержание основной гимнастики, а также акробатические упражнения и упражнения художественной гим­настики.
  2. Акробатика содержит самые различные упражнения в балан­сировании (стойки, мосты, шпагаты); групповые упражнения в ба­лансировании (двойки, тройки, четверки и т. д.); индивидуальные прыжковые упражнения (перекаты, и кувырки, перевороты, пере­вороты колесом, перекиды, полуперевороты и сальто); упражнения на батуте (учебные и спортивные прыжки) и бросковые упражне­ния (прыжки броском под ноги, броски с плеч и др.). Прыжки на батуте в настоящее время выделились в самостоятельный вид спорта.
  3. Художественная гимнастика предназначена для женщин. Она предусматривает упражнения без предмета и с предметами, таки­ми, как мяч, обруч, лента, скакалка, булавы.

Перечисленными спортивными видами гимнастики занимаются сотни тысяч людей. Все три разновидности имеют одинаково боль­шое значение для решения задач физического воспитания граждан нашей страны.

Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою програм­му многеборья. Программа составляется для каждого разряда в отдельности. Спортсмену, набравшему на соревнованиях опреде­ленную сумму баллов, присваивают соответствующее разрядное звание. Классификационные программы и разрядные требования изложены в специальной литературе.

ГИМНАСТИКА КАК ОДИН ИЗ ПРОФИЛИРУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

Гимнастика — один из основных предметов, изучаемых в учеб­ных заведениях, готовящих кадры преподавателей по физической культуре и тренеров по различным видам спорта. Хорошо владеть всем курсом гимнастики необходимо каждому преподавателю фи­зического воспитания, каждому тренеру независимо от вида спорта,

каким он занимается со своими учениками. Нет, пожалуй, ни одно­го вида, где бы не применялись гимнастические упражнения, то ли в качестве средства общей или специальной физической подготов­ки, то ли в виде упражнений, помогающих освоить технику основ­ных движений данного вида спорта.

/Гимнастика — один из профилирующих учебных предметов еще и потому, что она содействует воспитанию организованности и дис­циплины на занятиях по физической культуре и спорту. Строгий порядок, точная регламентация деятельности занимающихся, вы­полнение упражнений согласованно, по точной команде — все это прививает каждому физкультурнику весьма полезные качества.

у/Предметом «гимнастика» в учебных заведениях по физической культуре предусматривается изучение теории и методики гимнас­тики, освоение техники выполнения гимнастических упражнений, овладение профессионально-педагогическими навыками и умениями, необходимыми для проведения занятий. На занятиях по гимнастике в физкультурных учебных заведениях учат организации и проведе­нию тренировочных занятий по гимнастике, направленных на со­вершенствование спортивного мастерства учеников.

Исходя из этих задач, курс гимнастики состоит из теории, ме­тодических и семинарских занятий, занятий по повышению спор­тивного мастерства и учебной практики.

Источник

Читайте также:  Козырева наталия игоревна тренер отделения художественной гимнастики
Оцените статью