Гимнастика третий год обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ для учебно- тренировочной группы третьего года обучения на 2018-2019 уч.г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Первомайская детско-юношеская спортивная школа»

Первомайского района Тамбовской области.

МБОУ ДОД Первомайская ДЮСШ

№_____ от «___»_________20__г.

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

для учебно- тренировочной группы

третьего года обучения

на 2018-2019 уч.г.

Разработал : тренер-преподаватель Мельниченко В.В.

п. Первомайский 2018

С О Д Е Р Ж А Н И Е

4. Содержание изучаемого курса…………………………………………………………..7

5. Контрольно-переводные нормативы …………………………………………………..10

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА .

Учреждение, в котором работает составитель

Мельниченко Виктория Викторовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Первомайская детско-юношеская спортивная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Тренер-преподаватель отделения художественной гимнастике

Сведения о рабочей программе

Физкультурно –спортивной направленности

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по художественной гимнастике для учебно- тренировочной 3-го года обучения (далее-Рабочая программа) составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательных учреждений, социума, на основе Примерной программой для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства (Москва, 2005г .) ,учебной программы по художественной гимнастике 1991 года (авторы Ж.А.Белокопытова, Л.А.Карпенко, Г.Г.Романова), утвержденной государственным комитетом по физической культуре и спорту СССР. Рабочая программа рассчитана на 832 часа . Возраст учащихся группы 12 -13 лет.

Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнасток, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной физиологии и медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а так же с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента.

Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнастов и гимнасток, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Педагогическая целесообразность заключается в систематизации имеющегося педагогического опыта, рекомендаций данных в последних нормативных актах и разработке конкретных методических и практических приемов используемых в процессе воспитания и обучения с учетом условий и спортивной материально-технической базы.

Отличительной особенностью данной программы является:

— использование в тренировочном процессе инновационного подхода к традиционной методике обучения, обусловленного имеющимся в нашем распоряжении нестандартным спортивным залом;

— подбор и разработка специальных средств тренировки, используемых в процессе обучения в нестандартных спортивных помещениях;

— использование в подготовке юных спортсменов специалистов из смежных спортивных специальностей;

— учет особенностей современных правил по художественной гимнастике, соответствующих международным правилам;

— учет технических требований к выполнению упражнений в соответствии с международными правилами соревнований.

Основной целью программы является создание условий для развития способностей, заложенных в ребенке природой, для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически развитой личности.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Воспитывать устойчивый интерес к систематическим занятиям художественной гимнастикой.

2. Развивать физические качества спортсменок.

3. Обучить основам техники и тактики художественной гимнастики.

4. Повышать уровень спортивной подготовленности гимнасток, участвовать в соревнованиях различного уровня.

Средства контроля. Педагогический контроль и оценка подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой.

Требования к уровню подготовки :

Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление:

-об особенностях зарождения и истории художественной гимнастике;

-о физических качествах и правилах их тестирования;

-основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях художественной гимнастике и правила его предупреждения;

-уметь организовать самостоятельные занятие художественной .

Учащиеся должны уметь: выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;

— владеть основами художественной гимнастике;

В процессе обучения и тренировки занимающиеся должны приобрести следующие навыки : -освоить терминологию, принятую в художественной гимнастике; -уметь подготовить, в качестве дежурного, инвентарь, места проведения занятий и соревнований.

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕМОГО КУРСА.

1. Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Массовый народный характер спорта в России; Физическая культура в системе народного образования. Сеть учреждений дополнительного образования физкультурно –спортивной направленности.

История развитие художественной гимнастики в России. История развития художественной гимнастики в России; значение и место художественной гимнастики в системе физического воспитания; Российские соревнования по художественной гимнастики. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Российские и международные соревнования. Лучшие российские гимнастки.

Краткие сведения о строении и функциях организма. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма; Влияние занятий физическими упражнениями на организм. Совершенствование функций мышечной и опорно-двигательной систем, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями. Закрепление здоровья, развитие физических способностей, достижение высоких результатов в спорте.

Гигиена, закаливание и режим дня спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная гигиена, гигиеническое значение водных процедур; Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и его значение для юного спортсмена; Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические закаливания и методика их применения.

Врачебный контроль и самоконтроль . Врачебный контроль при занятиях. Значение и содержание самоконтроля. Объективные и субъективные данные самоконтроля. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Значение активного отдыха для спортсмена.

Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки . Классификация и терминология технических приемов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения технических приемов, эффективность применения в конкретных игровых условиях; контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке .

Правила соревнований. Значение спортивных соревнований; требования к организации и проведению соревнований. Особенности организации и проведения соревнований .Виды соревнований по футболу. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Оценка результатов игр. Назначения судей. Оформление документации хода и результатов соревнований.

2. Общая и специальная физическая подготовка.

Физическая подготовка это организованный процесс, направленный на:

1. Всестороннее развитие организма занимающихся – укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

2. Укрепление здоровья и повышение работоспособности;

3.Развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнение их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) это физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта.

Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, спортивные и подвижные игры и т.д.

Специальная физическая подготовка (СФП) это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики.

Основными принципами СФП занимающихся художественной гимнастикой являются:

— соразмерность – оптимальное, соразмерное и сбалансированное развитие физических качеств;

— сопряженность – применение средств, наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастики;

— опережение – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

Основными средствами СФП являются: общеразвивающие и акробатические упражнения, элементы классического тренажера, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:

— на ловкость – задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные действия и упражнения с предметами;

— на гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабление;

— на силу – упражнения на силу рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.д.;

— на быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;

— на прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;

— на равновесие – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;

— на выносливость – выполнение различных заданий на фоне утомления.

Осуществляя и оценивая СФП важно использовать и учитывать благоприятные (сензитивные) возрастные периоды развития физических качеств:

Специально-двигательная подготовка это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами. К таким специальным способностям относят:

1. Проприацептивная (тактильная) чувствительность – «чувство предмета».

Для развития – выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;

2. Координация (согласование) движений тела и предмета.

Для развития – выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные движения, движения в парах и тройках.

3. Распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнершу, на «свой» предмет и предметы партнерш.

Для развития – работа с двойными или двумя предметами, параллельная и ассиметричная, и работа с партнерами;

4. Быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет).

Для развития – броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.

Функциональная подготовка – это развитие способности выполнять большие объемы тренировочных нагрузок при высокой интенсивности работы и без снижения качества.

Речь идет о развитии специальной выносливости, однако важность и трудоемкость работы дают основание для выделения ее в качестве особого вида подготовки.

Средствами функциональной подготовки могут быть:

-Бег, кросс, плавание;

— 15-20 минутные комплексы аэробики, акробатики;

— танцы любой стилистики в течение 15-20 минут;

— прыжковые серии упражнений, как без предмета, так и с предметами; особенно ценны прыжки со скакалкой;

— сдвоенные соревновательные комбинации;

— круг соревновательных комбинаций с небольшими интервалами отдыха.

Сила и методика ее развития.

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают статическую, динамическую и взрывную силу.

Статическая сила проявляется в малоподвижных движениях: удержании положения тела или его частей, поднимании тяжелых предметов, отжимании, подтягивании, приседах. Динамическая сила проявляется в упражнениях со значительными перемещениями: беге, плавании, ходьбе на лыжах и других.

Взрывная сила проявляется в прыжках и метаниях.

При опенке силы важно различать:

1. Абсолютную и относительную силу. Абсолютная — суммарная сила многих мышечных групп в каком-то движении. Относительная — сила, приходящаяся на 1 кг веса;

2. Максимальную силу одного движения и силу за определенный промежуток времени.

Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении которых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.

1. Вес собственного тела или его частей;

2. Сопротивление партнера или самосопротивление;

3. Вес предметов: гири, гантели, набивные мячи;

4. Сопротивление растягиваемых предметов: резина, эспандер и др.;

5. Смешанные сопротивления.

Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:

1. На силу мышц рук и плечевого пояса;

2. На силу мышц ног и туловища;

3. На силу мышц ног и тазового пояса. Методы развития силы:

1. Метод повторных усилий:

а) выполнение упражнений определенное количество раз или;

б) предельное количество — «до отказа»;

2. Метод динамических усилий: максимальное количество раз за определенное время;

3. Метод статических усилий: фиксация какого-то положения определенное время;

4. Метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максимальным отягощением.

Быстрота и методика ее развития.

Быстрота — это способность выполнять движения в максимально короткий отрезок времени. Выделяют четыре элементарные формы быстроты:

1. Время реакции;

2. Время одиночного движения;

3. Резкость — быстрое начало;

4. Частота (темп) движений.

Большинство спортивных упражнений требуют комплекса форм быстроты.

Средства развития быстроты:

1. Упражнения, требующие быстрой реакции:

а) на движущийся объект — остановка, ловля, отбив или откат предмета;

б) выбора — что сделать?

2. Упражнения, которые необходимо выполнять быстро, т.е. те, что выполняются во время полета предмета: кувырки, повороты, перевороты и др.;

3. Движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой: бег, вращение скакалки, обруча, булав, ленты, малые круги, мельницы, спирали, змейки, жонглирования.

Правила развития быстроты:

1. Использовать только хорошо освоенные задания;

2. Задания выполнять на «свежие силы», непродолжительное время;

3. Трудность задания повышать постепенно.

Методы развития быстроты:

1. Облегчение условий — выполнение заданий «с горки», реакция на под-вешенный или подаваемый предмет;

2. Выполнение заданий «за лидером»;

3. Ориентировки по скорости — подсчет, хлопки, метроном, музыка;

4. Повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопредельной скоростью, сериями;

5. Усложнение условий — «в горку», на «неудобной» опоре, с неудобной и неожиданной подачи;

6. Игровые или соревновательные задания по типу «кто быстрее» и «кто больше».

Прыгучесть и методика ее развития. Прыгучесть — это способность к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, результатом которой является преодоление силы земного притяжения и переход в безопорное положение на некоторое время.

Мерилом прыгучести является время нахождения в безопорном положении, косвенным показателем — высота или длина отталкивания (прыжка).

Необходимо различать собственно прыгучесть и прыжковую выносливость.

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В связи с этим средствами развития прыгучести являются:

1. Упражнения на развитие эластичности мышц ног — растягивание;

2. Упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

3. Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

4. Упражнения для изучения и совершенствования техники:

а) приземления — схождение и спрыгивание с возвышения;

б) отталкивания — пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы;

в) полетной фазы — прыжковых поз

5. Прыжки в глубину;

6. Упражнения на высоту или длину отталкивания — на возвышение, через препятствие, на ориентир;

7. Упражнения на прыжковую выносливость — многоскоки, прыжки со скакалкой.

Методы развития прыгучести:

-повторный — повторное выполнение заданий с достаточным интервалом отдыха;

— ориентировки по скорости;

— усложнения условий — на мягкой или сыпучей опоре, с утяжелением;

— игровой и соревновательный методы.

Координация и ловкость. Методика их развития

Координация — это способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений. Критерием координации является точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий.

Ловкость — это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость измеряется по времени, необходимому для освоения новых движений или для перестройки действий.

Средства развития координации и ловкости:

— упражнения на расслабление;

— упражнения на быстроту реакции;

— упражнения на согласование движений разными частями тела; — упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам времени ,

пространства и силы;

-упражнения с предметами;

— подвижные игры с необычными движениями.

Методы развития координации и ловкости:

— необычных исходных положений;

— игровой и соревновательный.

Гибкость и методика ее развития.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная достигается за счет мышечных напряжений, проходящих через суставы мышц, пассивная проявляется за счет приложения внешних сил. Измеряется гибкость угломером, прилагаемым к суставу.

Гибкость зависит от:

— строения суставов, их формы и площади;

— длины и эластичности связок, сухожилий и мышц;

— функционального состояния нервных центров, регулирующих тонус мышц;

— температуры среды — чем выше, тем лучше;

— суточной периодики — утром она снижена;

— утомления — пассивная улучшается, активная ухудшается;

— наследственности, пола и возраста — дети и женщины гибче.

Средства развития гибкости:

— упражнения на расслабление — дают прирост на 12-15%;

— плавные движения по большой амплитуде;

— повторные пружинящие движения;

— пассивное сохранение максимальной амплитуды;

— активное сохранение максимальной амплитуды;

— махи с постепенным увеличением амплитуды.

Методы развития гибкости:

— применение отягощений и амортизаторов;

— игровой и соревновательный.

Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем — ежедневно.

Функция равновесия и методика ее развития .Равновесие — это способность сохранять устойчивое положение тела. Различают статическое равновесие — в позах и динамическое равновесие -в движениях.

Длительность сохранения равновесия — это показатель не только уровня развития, но и функционального состояния ЦНС. Этот показатель используют так же как критерий тренированности и готовности гимнасток к соревнованиям.

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигательному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.

Средства развития функции равновесия:

— упражнения на силу мышц ног и туловища;

— упражнения на уменьшенной опоре — на носках, носке одной ноги;

— упражнения на повышенной опоре — скамейке, бревне;

— упражнения с отключением зрительного анализатора — с закрытыми глазами;

— упражнения с раздражением вестибулярного анализатора — движения головой, наклоны, повороты, кувырки, перевороты;

— фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия:

— игровой и соревновательный.

Выносливость и методика ее развития

Выносливость — способность противостоять утомлению и длительное время выполнять работу без снижения эффективности. Различают общую и специальную выносливость: общая — в различных видах умеренной интенсивности, специальная — в определенном виде — скоростная, прыжковая, равновесная, предметная и другие.

Выносливость зависит от:

— способности нервных клеток длительно поддерживать возбуждение;

— работоспособности органов дыхания и кровоснабжения;

— наличия энергоресурсов и экономичности обменных процессов;

— степени совершенства двигательных навыков;

— способности бороться с ощущениями утомления при помощи воли.

Средства развития выносливости:

— общей — бег, кросс, ходьба на лыжах, плавание;

— специальной — основные виды деятельности;

— общей и специальной — прыжки через скакалку, аэробные упражнения, танцевальные комплексы.

Правила развития выносливости:

— Работа на фоне утомления;

— Постепенное увеличение вначале длительности работы, затем интенсивности работы.

Методы развития выносливости:

• равномерный — выполнение задания за заданное время;

• повторный — несколько раз по 1-5 минут с отдыхом 3-5 минут;

• переменный — несколько раз меняя продолжительность работы и отдыха. 12-

Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной

подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.

Кроме того, при занятиях хореографией развиваются:

— Легкий высокий прыжок;

— Вырабатывается правильная осанка;

— Укрепляется опорно-двигательный аппарат;

— Формируется культура движений и умение творчески мыслить.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает в себя обучение элементам четырех танцевальных систем:

Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков)

классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – это одна из сторон их подготовки на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следует два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:

1. Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;

2. Хореографу, работающему с гимнастками, необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, наличие которого объясняется не только тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, но который также связан с различными возрастными рамками.

В классическом танце пять выворотных позиций ног. Изучаются они лицом к палке в следующей последовательности:

Первая позиция. Ступни ног стоят на одной линии, пятки вместе, носки врозь. Следить, чтобы не было завалов на большие пальцы.

Вторая позиция. Ступни ног также стоят на одной линии, но между пятками выдерживается расстояние, равное длине ступни.

Третья позиция. Ступни ног в выворотном положении соприкасаются, закрывая друг друга на половину стопы. В классике III позиция встречается редко, но она подготавливает ноги к изучаемой позднее V позиции. Пятая позиция. Ступни ног плотно соединены и полностью закрывают друг друга; при этом пятка одной ноги прижата к носку другой. Стоять без завалов на большие пальцы.

Четвертая позиция. Выворотные стопы стоят параллельно друг другу, расстояние между ними равно длине стопы, центр тяжести на обеих ногах. Это самая сложная позиция в классическом танце, изучается она после того, как изучена V позиция ног, и после того, как пройден battement tendu вперед из V позиции.

В художественной гимнастике почти нет движений, в которых бы стопы гимнасток находились в идеально выворотном положении. То же самое можно наблюдать и в балете: балерины почти никогда не танцуют по идеальной V позиции. Однако, уроки классического танца, на которых ежедневно ноги ставятся в выворотные позиции, воспитывают ноги, развивают их силу и выворотность. Освоив все пять позиций классического танца на хорошем уровне, гимнастка будет идеально владеть своими ногами и сможет поставить их в любое нужное ей положение.

Основные движения, используемые в экзерсисе у станка.

Станок — приспособление для упражнений танцовщиков; обычно это круглый деревянный брус диаметром 6-7 см, укрепленный вдоль стен репетиционного зала. Появился в балетном классе на рубеже XVIII-XIX веков.

В основу таблицы 6 легла таблица, разработанная Н.Н. Венгеровой и О.С. Федоровой для написанного ими методического пособия «Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта». В таблице дается перевод и краткая характеристика всех основных движений классического экзерсиса.

Однако, прежде необходимо раскрыть некоторые основные понятия и термины, используемые в классическом танце:

Aplombe (апломб, с фр. — устойчивость). Устойчивость — необходимое условие для исполнения движений. Работа над развитием устойчивости начинается при исполнении движений в экзерсисе у станка. При этом необходимо следить, чтобы плечи были опущены, ягодицы подтянуты, живот втянут, лопатки прижаты, спина ровная, колени втянуты, стопы плотно прижаты к полу и стояли без «завалов». Немаловажную роль при развитии устойчивости играет правильное положение рук. Рука, лежащая на станке, должна находиться чуть впереди корпуса, локоть присогнут и опущен, все пять пальцев лежат сверху станка (не обхватывать станок большим пальцем). Находящуюся во II позиции руку нельзя заводить назад, низ руки должен держаться мизинцем, локоть не должен висеть;

En dehors (ан дэор, с фр. — наружу). Исполнение упражнения «туда»: на-правление движения ноги (ног) — спереди-назад;

En dedans (ан дэдан, с фр. — вовнутрь). Исполнение упражнения «обратно»: направление движения ноги (ног) — сзади-вперед;

Preparation (препарасьон, с фр. — подготовка). Подготовительное упражнение перед началом движения. Существует несколько видов preparation для рук и ног. Самый распространенный вид preparation у станка -«вздох» рукой;

Cou-de-pied (ку-дэ-пье, с фр. — шея ноги, т.е. щиколотка). Положение рабочей ноги на щиколотке опорной. Это положение является составляющей ряда движений. Существует три вида cou-de-pied:

1. Основное, или учебное cou-de-pied — стопа рабочей ноги, сильно вытянув

подъем, обхватывает щиколотку опорной так, что пятка рабочей ноги находится впереди, а сильно вытянутые пальцы отведены назад.

2. Условное cou-de-pied спереди — рабочая нога касается опорной вытянутыми пальцами впереди щиколотки; при этом пятка рабочей ноги сильно подается вперед и не касается опорной ноги.

3. Cou-de-pied сзади — пятка рабочей ноги прикасается к щиколотке опорной сзади; при этом пальцы рабочей ноги сильно отведены от опорной ноги назад и сильно вытянуты;

Условные градусы. В классическом танце очень много движений, которые исполняются с рабочей ногой, открытой на воздух. При этом различные движения требуют различной высоты рабочей ноги, для обозначения которой в классике введены условные градусы. Под условными градусами подразумевают угол между опорной ногой и рабочей ногой, открытой на воздух.

15° — носок рабочей ноги чуть отрывается от пола (пр., battement pique).

25° — носок рабочей ноги находится напротив щиколотки опорной (пр., battement tendu jete).

45° — носок рабочей ноги находится на уровне икры опорной (пр., battement fondu).

90° — рабочая нога и опорная составляют прямой угол (рабочая нога параллельна полу).

135° — рабочая нога поднимается до уровня головы (пр., battement devel-oppe).

180° — рабочая нога поднимается вертикально вверх и составляет с опорной одну линию (пр., grand battement jete).

В приведенной таблице упоминается целый ряд разновидностей основных движений классического экзерсиса, а также связующие вспомогательные движения, такие как: pas de bourree (па дэ бурэ), coupe (купэ), tombe-coupe (томбэ-купэ), temps releve (там ролевэ), flic-flac (флик-фляк) и др. Чтобы более подробно ознакомиться с этими движениями, рекомендуем обратиться к следующим источникам:

— Костровицкая B.C., Писарев А.А. «Школа классического танца»;

— Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца»;

— Базарова Н.П. «Классический танец».

Основные позы классического танца

После того, как усвоена постановка корпуса на середине зала, позиции рук, ног, приобретена элементарная координация движений, можно приступить к изучению поз классического танца. Начинать их изучение следует на середине зала, так как здесь они легче усваиваются, а затем можно использовать их в комбинациях у станка.

Однако прежде, чем приступать к изучению поз классического танца, необходимо познакомить учениц с «географией зала». Это поможет им освоиться с разнообразными ракурсами и впоследствии лучше ориентироваться на площадке.

Балетный зал условно делится на восемь точек, где нечетными цифрами обозначаются стены, а четными углы зала. За начальную точку отсчета (т. 1) принято зеркало. Это положение en face (анфас), когда ученик стоит лицом к основному направлению, в данном случае — к зеркалу (или к зрителю). Следующие точки считаются направо от т. 1. Соответственно: угол между зеркалом и правой боковой стенкой — это т. 2, правая боковая стенка — это т. 3 и т.д. Все это желательно объяснить ученицам словами, но рекомендуется также нарисовать схему. Ниже приводятся схема зала В.И. Степанова, разработанная им для записи танца, и усовершенствованная схема А.Я. Вагановой (рис 2).

Познакомив учениц с точками зала и положением en face, следует проучить с ними положение epaulement (эпольман).

Epaulement (с фр. — поворот плеча) — корпус повернут вполоборота к зрителю. Почти всегда epaulement имеет V позицию в ногах, редко — первую.

В классическом танце пять выворотных позиций ног. Изучаются они лицом к палке в следующей последовательности:

Первая позиция. Ступни ног стоят на одной линии, пятки вместе, носки врозь. Следить, чтобы не было завалов на большие пальцы.

Вторая позиция. Ступни ног также стоят на одной линии, но между пятками выдерживается расстояние, равное длине ступни.

Третья позиция. Ступни ног в выворотном положении соприкасаются, закрывая друг друга на половину стопы. В классике III позиция встречается редко, но она подготавливает ноги к изучаемой позднее V позиции. Пятая позиция. Ступни ног плотно соединены и полностью закрывают друг друга; при этом пятка одной ноги прижата к носку другой. Стоять без завалов на большие пальцы.

Четвертая позиция. Выворотные стопы стоят параллельно друг другу, расстояние между ними равно длине стопы, центр тяжести на обеих ногах. Это самая сложная позиция в классическом танце, изучается она после того, как изучена V позиция ног, и после того, как пройден battement tendu вперед из V позиции.

В художественной гимнастике почти нет движений, в которых бы стопы гимнасток находились в идеально выворотном положении. То же самое можно наблюдать и в балете: балерины почти никогда не танцуют по идеальной V позиции. Однако, уроки классического танца, на которых ежедневно ноги ставятся в выворотные позиции, воспитывают ноги, развивают их силу и выворотность. Освоив все пять позиций классического танца на хорошем уровне, гимнастка будет идеально владеть своими ногами и сможет поставить их в любое нужное ей положение.

Основные движения, используемые в экзерсисе у станка.

Станок — приспособление для упражнений танцовщиков; обычно это круглый деревянный брус диаметром 6-7 см, укрепленный вдоль стен репетиционного зала. Появился в балетном классе на рубеже XVIII-XIX веков.

В основу таблицы 6 легла таблица, разработанная Н.Н. Венгеровой и О.С. Федоровой для написанного ими методического пособия «Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта». В таблице дается перевод и краткая характеристика всех основных движений классического экзерсиса.

Однако, прежде необходимо раскрыть некоторые основные понятия и термины, используемые в классическом танце:

Aplombe (апломб, с фр. — устойчивость). Устойчивость — необходимое условие для исполнения движений. Работа над развитием устойчивости начинается при исполнении движений в экзерсисе у станка. При этом необходимо следить, чтобы плечи были опущены, ягодицы подтянуты, живот втянут, лопатки прижаты, спина ровная, колени втянуты, стопы плотно прижаты к полу и стояли без «завалов». Немаловажную роль при развитии устойчивости играет правильное положение рук. Рука, лежащая на станке, должна находиться чуть впереди корпуса, локоть присогнут и опущен, все пять пальцев лежат сверху станка (не обхватывать станок большим пальцем). Находящуюся во II позиции руку нельзя заводить назад, низ руки должен держаться мизинцем, локоть не должен висеть;

En dehors (ан дэор, с фр. — наружу). Исполнение упражнения «туда»: на-правление движения ноги (ног) — спереди-назад;

En dedans (ан дэдан, с фр. — вовнутрь). Исполнение упражнения «обратно»: направление движения ноги (ног) — сзади-вперед;

Preparation (препарасьон, с фр. — подготовка). Подготовительное упражнение перед началом движения. Существует несколько видов preparation для рук и ног. Самый распространенный вид preparation у станка -«вздох» рукой;

Cou-de-pied (ку-дэ-пье, с фр. — шея ноги, т.е. щиколотка). Положение рабочей ноги на щиколотке опорной. Это положение является составляющей ряда движений. Существует три вида cou-de-pied:

1. Основное, или учебное cou-de-pied — стопа рабочей ноги, сильно вытянув

подъем, обхватывает щиколотку опорной так, что пятка рабочей ноги находится впереди, а сильно вытянутые пальцы отведены назад.

2. Условное cou-de-pied спереди — рабочая нога касается опорной вытянутыми пальцами впереди щиколотки; при этом пятка рабочей ноги сильно подается вперед и не касается опорной ноги.

3. Cou-de-pied сзади — пятка рабочей ноги прикасается к щиколотке опорной сзади; при этом пальцы рабочей ноги сильно отведены от опорной ноги назад и сильно вытянуты;

Условные градусы. В классическом танце очень много движений, которые исполняются с рабочей ногой, открытой на воздух. При этом различные движения требуют различной высоты рабочей ноги, для обозначения которой в классике введены условные градусы. Под условными градусами подразумевают угол между опорной ногой и рабочей ногой, открытой на воздух.

15° — носок рабочей ноги чуть отрывается от пола (пр., battement pique).

25° — носок рабочей ноги находится напротив щиколотки опорной (пр., battement tendu jete).

45° — носок рабочей ноги находится на уровне икры опорной (пр., battement fondu).

90° — рабочая нога и опорная составляют прямой угол (рабочая нога параллельна полу).

135° — рабочая нога поднимается до уровня головы (пр., battement devel-oppe).

180° — рабочая нога поднимается вертикально вверх и составляет с опорной одну линию (пр., grand battement jete).

В приведенной таблице упоминается целый ряд разновидностей основных движений классического экзерсиса, а также связующие вспомогательные движения, такие как: pas de bourree (па дэ бурэ), coupe (купэ), tombe-coupe (томбэ-купэ), temps releve (там ролевэ), flic-flac (флик-фляк) и др. Чтобы более подробно ознакомиться с этими движениями, рекомендуем обратиться к следующим источникам:

— Костровицкая B.C., Писарев А.А. «Школа классического танца»;

— Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца»;

— Базарова Н.П. «Классический танец».

Основные позы классического танца.

После того, как усвоена постановка корпуса на середине зала, позиции рук, ног, приобретена элементарная координация движений, можно приступить к изучению поз классического танца. Начинать их изучение следует на середине зала, так как здесь они легче усваиваются, а затем можно использовать их в комбинациях у станка.

Однако прежде, чем приступать к изучению поз классического танца, необходимо познакомить учениц с «географией зала». Это поможет им освоиться с разнообразными ракурсами и впоследствии лучше ориентироваться на площадке.

Балетный зал условно делится на восемь точек, где нечетными цифрами обозначаются стены, а четными углы зала. За начальную точку отсчета (т. 1) принято зеркало. Это положение en face (анфас), когда ученик стоит лицом к основному направлению, в данном случае — к зеркалу (или к зрителю). Следующие точки считаются направо от т. 1. Соответственно: угол между зеркалом и правой боковой стенкой — это т. 2, правая боковая стенка — это т. 3 и т.д. Все это желательно объяснить ученицам словами, но рекомендуется также нарисовать схему.

Специфические упражнения — это условное название наиболее специфических для художественной гимнастики движений. Они отражают одну из основных особенностей художественной гимнастики — целостность движений, которая «заключается в том, что движения отдельными частями тела гимнасток сопровождаются дополнительными, иногда едва заметными движениями других звеньев, как близлежащих, так и отдаленных» (Р.А. Варшавская, Л.Н. Кудряшова, 1973, с. 4-5).

В настоящее время специфические упражнения не относятся к числу наиболее важных фундаментальных элементов спортивных программ по художественной гимнастике. Одни считают их слишком простыми, другие -трудными, третьи — не отражающими современный стиль, четвертые — не подлежащими судейству. Но стоило только ввести в упражнение с мячом специальное требование — выполнение волны, и гимнастки всего мира стали еѐ делать. А пластичные гимнастки, гимнастки с высокой культурой движений фрагментарно включают специфические упражнения в исполнение большинства своих движений. К тому же, как отмечают Н.А. Овчинникова, Е.В. Бирюк (1998), волны и взмахи являются уникальным средством совершенствования вестибулярной устойчивости. К специфическим упражнениям художественной гимнастики относятся:

В структуре этих движений имеется явное

сходство, заметное даже при визуальном наблюдении, но есть и существенное различие.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием и последующим

разгибанием во всех суставах с определенной скоростью и степенью мышечного напряжения (в зависимости от музыки). Их отличает слитность и упругость.

Пружинные движения выполняются:

— ногами (на двух, одной и поочередно);

— руками (во всех направлениях, одно- и разноименно);

— целостно (всеми частями тела).

Основная форма целостного пружинного движения — из стойки на носках, руки в стороны (вверх или вниз), одновременно сгибая ноги, туловище и руки, прийти в положение круглого приседа на пятках с согнутыми к плечам руками и затем, одновременно разгибая все суставы, вернуться в исходное положение. Программа обучения:

1. Изучить пружинные движения раздельно ногами и руками;

2. Освоить положение круглого приседа;

3. Разучить упражнение в целом.

Расслабление — это полное или частичное снятие напряжения со всего тела или его частей: рук, ног, шеи, туловища. Виды расслаблений:

1. Простые — «роняя» руки, голову или туловище;

2. Посегментные — поочередно «роняя» кисти, предплечья, локти, плечи, шею, туловище, сгибая ноги, «упасть» на пол на спину или бок;

3. Отекание — одновременное, но постепенное снятие мышечного напряжения со всего тела или его части.

Волна характеризуется последовательным сгибанием и разгибанием суставов, когда во время сгибания одних суставов, в других — завершается разгибание и «гребень» волны постепенно переходят от одних суставов к другим вдоль линии волны.

а) руками (основная форма — руки в сторону);

б) туловищем (в седе на пятках и в стойке на коленях);

в) целостно (вперед, обратная (назад), боковая (в сторону) и боковая с поворотом вперед).

Характеристика основных целостных форм волны:

Волна вперед — из стойки на носках, руки вверх, принять положение круглого полуприседа с отстающим движением рук, плеч и головы, и последовательно выводя вперед, разогнуть колени, тазобедренные суставы и суставы позвоночника, начиная с нижних и заканчивая шейными отделами. Программа обучения:

1. Разучить волну туловищем в седе на пятках и в стойке на коленях, вначале без, а затем с движением рук;

2. Разучить волну, стоя лицом и спиной к опоре (без рук);

3. Разучить волну боком к опоре с движением рук;

4. Разучить волну без опоры, вначале на всей стопе, затем на носках. Обратная волна — из стойки на носках, руки вверх, наклон назад, приседая, последовательно вывести назад таз и поясницу до положения круглого приседа, затем продолжить, как в волне вперед. Программа обучения:

1. В упоре стоя на коленях последовательное выгибание и прогибание спины, начиная с поясницы;

2. Разучить обратную волну лицом к опоре (без рук);

3. Разучить обратную волну боком к опоре с движением рук;

4. Разучить обратную волну без опоры, вначале на всей стопе, затем на носках.

Боковая волна — из стойки на носках, руки вправо (влево), наклониться влево (дуга) и, приседая, вывести влево последовательно колени, таз, поясничный, грудной, шейный отделы позвоночника и руки.

1. Из седа на бедре с согнутыми ногами встать на колени с волной туловищем и сесть на другое бедро без и с движением рук;

2. Боковая волна боком к опоре без движения рук;

3. Боковая волна лицом к опоре без и с движением рук;

4. Боковая волна без опоры.

Взмах характеризуется энергичным, толчкообразным началом и постепенным ослаблением (затуханием) к концу. Взмахи выполняются:

а) руками — в передне-заднем и боковом направлениях;

б) туловищем — из седа на пятках, седа на бедре с согнутыми ногами и стоя — «роняя» туловище вперед в сочетании с движением рук в передне- заднем и боковом направлениях;

в) целостно — вперед, в сторону и в сторону с поворотом.

Техника и методика обучения взмахам аналогична технике и методике обучения волнам, основное отличие — толчкообразное начало взмахов.

Наклоны и равновесия

Наклоны — это сгибание туловища в различных направлениях, с различной амплитудой и в разных исходных (пусковых) положениях.

Наклоны широко используются в художественной гимнастике как самостоятельные элементы и как составляющие других движений: равновесий, поворотов, прыжков, акробатических и партерных движений.

а) по направлению;

б) по амплитуде или глубине;

в) по исходному (пусковому) положению или по опоре.

По направлению наклоны выполняются вперед, назад, в сторону и круговой.

По амплитуде различаются наклоны на 45°, на 90° — горизонтальные, на 135° и ниже — низкие. По исходному положению наклоны могут быть выполнены в стойке на двух и одной ноге, в выпадах вперед, сторону, назад и в стойках на двух и одном коленях.

Трудность наклонов определяется двумя факторами: амплитудой наклона и сложностью сохранения устойчивого положения. Самыми трудными являются глубокие (на 135° и более) в стойке на носке одной ноги или на одном колене.

Методика обучения наклонам должна включать, во-первых, специальную физическую подготовку, направленную на:

1. Развитие гибкости позвоночного столба во всех его отделах: поясничном, грудном, шейном, а также в тазобедренных и плечевых суставах;

2. Развитие силы мышц туловища и ног;

3. Совершенствование вестибулярной устойчивости.

Во-вторых, обучение наклонам должно предполагать постепенное усложнение:

1. По амплитуде наклона

2. По трудности сохранения устойчивого положения.

Наиболее сложными можно считать наклоны назад, т.к. при их выполнении требуется высокий уровень развития гибкости в позвоночнике, вестибулярной устойчивости, координации движений. В положениях наклона назад выполняются наиболее трудные и оригинальные элементы, причем не только в группе наклонов как технических элементов (согласно таблице трудности), но и равновесий и поворотов. Элемент наклона присутствует и в акробатических упражнениях.

Поэтому очень важно изначально овладеть навыком наклона назад из различных положений. Простейшим базовым навыком можно считать наклон из исходного положения стойка на коленях руки вверх.

Техника: Из стойки на коленях руки вверх поднять голову, смотреть на кисти рук. Подавая бедра и таз вперед и максимально отводя плечи назад, прогибаясь сначала в грудном отделе, а затем в поясничном, наклониться назад до касания пальцами пола. Не задерживаясь в положении наклона, подавая вперед таз (не сгибаясь в тазобедренных суставах), медленно подниматься, подтягивая мышцы ягодиц и живота в исходное положение. Руки как можно дольше остаются отведенными назад, голова последней возвращается в исходное положение.

Создание предпосылок обучения.

Наклон назад требует, прежде всего, хорошей:

1) гибкости в поясничном отделе позвоночника, которая развивается при выполнении ряда общеразвивающих партерных упражнений:

— упор лежа прогнувшись;

— «корзиночка» и др.

2) гибкости в плечевых суставах, которая развивается рядом упражнений у гимнастической стенки, пассивных упражнений с помощью тренера или партнера;

3) вестибулярной устойчивости, развивающейся в процессе акробатической подготовки: перекаты в группировке, кувырки вперед и назад.

Техническая готовность. Умение сохранять мышечный тонус во время выполнения упражнений (не «разваливаться»), выполнять наклоны головы в различных направлениях. Наклон назад из исходной позиции (и.п.) лицом к гимнастической стенке, с опорой руками.

Связана с преодолением страха упасть при выполнении наклона из-за нарушения равновесия. Снижению психологической напряженности способствует создание безопасных условий выполнения упражнений.

1. И.п. стойка на коленях лицом к гимнастической стенке, руки, согну тые в локтях, лежат на опоре на уровне груди;

1-4 — подавая таз вперед до касания стенки, наклон назад, слегка придерживаясь руками опоры;

5-8 — возвращение в исходное положение.

2. И.п. — стойка на коленях спиной к опоре, руки вверх; 1-4 — наклон назад до касания пальцами стенки;

5-8 — возвращение в и.п.

3. И.п. — стойка на коленях, согнутыми руками упереться в поясницу (пальцы вниз);

1-4 — как бы толкая руками таз вперед, наклон назад до горизонтали;

5-8 — не давая себе «отставить» таз назад, возвращение в и.п.

И.п. — стойка на коленях, руки вверх;

1-4 — наклон назад;

Наиболее характерная ошибка — отставление таза назад — связана, в основном, со страхом упасть. Предложенная последовательность обучающих упражнений постепенно снимает чувство страха, в некоторых случаях можно использовать страховку.

Связаны с увеличением амплитуды, скорости выполнения, фиксацией позы наклоны с захватом руками стоп, голеней, сочетанием наклона с работой предметом.

Другим базовым навыком можно считать наклон назад из исходного положения — стойка на одной ноге, другая нога вперед на носке, руки вверх — возвращение в и.п.

Техника выполнения сходна с наклоном на коленях, но здесь необходимо сохранить равновесие на опорной прямой ноге.

Требуется развитие тех же качеств, что и в предыдущем упражнении, но более высокого уровня.

Владение навыком наклона на коленях. Умение выполнять «мост» из положения лежа и стоя ноги врозь. Умение выполнять «мост» с одной стороны частично снимет чувство страха. Сформирует ощущение в положении наклона, но, с другой стороны, может создать предпосылки для отрицательного переноса навыка, выражающегося в том, что гимнастка будет смещать центр тяжести, находящийся над опорной ногой, и вставать на руки. Эту ошибку необходимо предупредить изначально.

Связана с преодолением еще большей степени страха упасть. Овладение навыком наклона на коленях и умение выполнять «мост» почти полностью снимают психологическую напряженность.

Безопасные условия создаются за счет опоры или помощи и страховки.

1. И.п. — левым боком к опоре, стойка на левой ноге, правая вперед на носок, левая рука на рейке на уровне груди, правая рука вверх, смотреть на правую кисть;

1-4 — наклон назад до касания пальцами пола;

И.п. создает безопасные условия выполнения упражнения, но в то же время провоцирует выполнение наклона с перекосом плеч, что может в дальнейшем стать значительной ошибкой. Следует добиваться наклона одновременно двумя плечами и не задерживаться долго на этом упражнении, предлагая более сложные условия выполнения.

2. На середине. Наклон назад до горизонтального положения и возвращение в и.п.

3. Постепенно увеличивая амплитуду, наклон до касания пальцами пола.

Познакомив учениц с точками зала и положением en face, следует проучить с ними положение epaulement (эпольман).

Epaulement (с фр. — поворот плеча) — корпус повернут вполоборота к зрителю. Почти всегда epaulement имеет V позицию в ногах, редко — первую.

1. Белокопытова Ж., Карпенко Л., Романова Г. Художественная гимнастика: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Киев, 1991.

2. Круцевич Т. Теория и методика физического воспитания. Москва, 2003.

3. Карпенко Л. Художественная гимнастика: учебник. Москва, 2003.

4. Шиманская В. Пять стихий художественной гимнастики. Москва, 2004.

Источник

Читайте также:  Йога лучше всего для женщин
Оцените статью