Гимнастика стрельниковой у врача щетинина

Как осваивать гимнастику при COVID-19. И не только!

Здесь М.Н.Щетинин объясняет, как осваивать «Основной» комплекс Стрельниковской гимнастики САМОСТОЯТЕЛЬНО всем, кто находится в тяжёлом состоянии. Это касается прежде всего тех, кто заболел COVID-19.

«Помните: вдох короткий и резкий, как хлопок. И абсолютно пассивный выдох, который уходит после каждого вдоха самостоятельно без вашей помощи. Выдох уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе запрещается даже думать!

Нашу гимнастику следует делать в строжайшем темпо-ритме. И менять его ни в коем случае НЕЛЬЗЯ! Почему нельзя менять темпо-ритм вы можете прочитать здесь. Поэтому я рекомендую не только осваивать, но и делать её обязательно по видео, которое длится 11 минут.

Сядьте на удобный стул, желательно с максимально прямой спинкой. Или прислоните табурет к внутренней стене комнаты (она теплее) и сядьте на него, прислонившись спиной к стене. Включите видео, о котором говорилось выше. Начинайте самое первое упражнение нашей гимнастики «Ладошки». Но, не по 32 вдоха-движения без остановки, и даже не по 8, а по 4 вдоха движения в каждой «восьмёрке».

То есть, я считаю: «Раз, два, три, четыре» — и вы делаете эти четыре вдоха с одновременным сжатием ладошек в кулачки. А вот последующие: «пять, шесть, семь, восемь» — вы опускаете руки и отдыхаете, не думая о вдохе и выдохе.

Отдыхаете и дышите абсолютно произвольно, не думая о дыхании вообще (дышите как дышится).
Получается, что последующие 4 вдоха-движения (на мой счёт: пять, шесть, семь, восемь) – вы пропускаете.

Во второй «восьмёрке» вы снова делаете только первые 4 вдоха-движения под мой счёт: «Раз, два, три, четыре. » А 4 вдоха-движения на мой счёт: «Пять, шесть, семь, восемь!», — вы отдыхаете, опустив руки и не думая о дыхании.

Читайте также:  Раджадхирадж йога что это

И точно так же в третьей и четвёртой «восьмёрке» вы делаете только первые четыре вдоха-движения с последующим отдыхом, пока я продолжаю считать до восьми.

После упражнения «Ладошки» идут «Погончики», «Насос», «Кошка» и так далее, то есть весь «Основной» комплекс нашей гимнастики, который заканчивается упражнением «Задний шаг».
Но, вы на протяжении всего ролика делаете только упражнение «Ладошки» и только первые 4 вдоха-движения в каждой «восьмёрке». И делаете только СИДЯ. Прокрутите это видео трижды, чтобы отработать тот самый Стрельниковский вдох синхронно с движением. А в нашей гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.

Это была ваша утренняя тренировка (во всех своих книгах я пишу о том, что гимнастику моей учительницы необходимо выполнять дважды в день: утром и вечером).

А вот вечером вы можете делать это же самое упражнение «Ладошки» уже по 8 вдохов-движений без остановки, но пропуская на отдых вторую и четвёртую «восьмёрки». Делайте тоже СИДЯ.

Поясняю: первую «восьмёрку» делаете, вторую – отдыхаете, третью делаете, четвёртую – отдыхаете.
И вот так на протяжение всего видео. То есть, вы не делаете ни «Погончики», ни «Насос», ни «Кошку», ни другие упражнения. Делайте только «Ладошки» по 8 вдохов-движений, отдыхая на второй и на четвёртой «восьмёрке». И вот так позанимайтесь в течение трёх-четырёх дней, делая гимнастику дважды в день по три круга (захода), прокручивая это видео трижды утром и трижды вечером.

Напоминаю, что делать вы должны только упражнение «Ладошки» и только первую и третью «восьмёрки», пропуская вторую и четвёртую «восьмёрки» в каждой «тридцатке»(ведь каждое упражнение делается группой пациентов на видео по одной «тридцатке», то есть по 32 вдоха-движения).
На второй или третий день тренировки вы можете делать упражнение «Ладошки» уже не только сидя, но и стоя (если вам, конечно, комфортно).

И только через 3 или 4 дня вы можете делать уже не только упражнение «Ладошки», но и все остальные упражнения нашей гимнастики, показанные на видео, — уже СТОЯ. Но, всё так же через 8: первую «восьмёрку» делаете, вторую отдыхаете, третью «восьмёрку» делаете, четвёртую – отдыхаете.
И только после того, как во время выполнения «Основного» комплекса будете чувствовать в теле лёгкость, бодрость и желание не делать паузы-отдыха между «восьмёрками», — только тогда вы можете уже делать по 32 вдоха-движения (т.е. всю «тридцатку») без остановки.

Я дал вам общие рекомендации поэтапного САМОСТОЯТЕЛЬНОГО освоения Стрельниковской гимнастики.

На своих занятиях с пациентами, болеющими коронавирусной инфекцией (которые я провожу по скайпу не только в остром периоде болезни, но и в период реабилитации) я даю, конечно же, не только упражнение «Ладошки», но и другие. Это зависит от тяжести заболевания и физического состояния пациента в данный момент.

Но, самостоятельно этого делать НЕЛЬЗЯ (можно спровоцировать ухудшение состояния)!

Успешной вам тренировки, мои дорогие и крепкого-крепкого вам здоровья!

Источник

Специалисты о гимнастике и о работе Щетинина

В современном мире нет недостатка дыхательных гимнастик, и врачи пользуются разными методиками. Я, врач-фтизиопульмонолог, за свою многолетнюю практику применяла множество методик при лечении пациентов с бронхолегочной патологией, но вот уже более тридцати лет безоговорочно отдаю предпочтение дыхательной гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Почему?

  • Во-первых, эта гимнастика потрясающе эффективна.
  • Во-вторых, выполнение упражнений доступно практически каждому, независимо от возраста и психофизического статуса.
  • В-третьих, дыхательную гимнастику Стрельниковой можно выполнять где угодно (дома, в медучреждении, на работе, в поездке…) и как угодно (лежа, стоя, сидя…)

После трагической гибели Александры Николаевны, с которой мы много лет тесно дружили и сотрудничали, продолжателем ее подвижнического дела стал Михаил Щетинин, единственный и многолетний ученик Стрельниковой. Он, медик по образованию, в совершенстве владеет всеми нюансами упражнений и является высококвалифицированным специалистом. Более того, он в течение десятилетий применяет, развивает и адаптирует лечебный дыхательный комплекс. Именно поэтому я, имея более чем тридцатилетний опыт применения этой гимнастики во врачебной практике (для пациентов и для себя лично), периодически обращаюсь именно к Михаилу Николаевичу Щетинину за помощью, продолжаю сама у него учиться.

Почему именно к нему? Ответ прост: единственно Щетинин – носитель оригинальной методы, получивший ее из рук автора и сохранивший все лучшее и ценное. В дыхательной гимнастике Стрельниковой самое основное и необходимое для получения лечебного эффекта – как раз именно техника упражнений, без самодеятельности и ленивых манипуляций. И здесь Михаил Николаевич – эталон и ментор, помогающий разглядеть и исправить ошибки и недочеты, незаметные для дилетантов. Он, как никто другой, чувствует грань между возможным компромиссом и невозможным упрощением, сводящим на нет усилия человека, практикующего дыхательный комплекс А. Н. Стрельниковой.
Более тридцати лет я рекомендую моим пациентам обращаться к Михаилу Щетинину за лечебной помощью и для обучения Стрельниковской дыхательной гимнастике, и не припомню, чтобы хоть единожды была разочарована результатом.

Врач высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Егоркина Надежда Дмитриевна

О популярности гимнастики Стрельниковой излишне много говорить, за границей её называют «Русской национальной гимнастикой». В основе её, как и любой гимнастики, — движение, однако имеются элементы, обеспечивающее преимущество перед другими подобными методиками. Это, во-первых, резкий, форсированный вдох носом и, во-вторых, упражнение, в котором вдох парадоксально происходит в момент сжатия грудной клетки руками.

Форсированный вдох через нос способствует очищению дыхательных путей от слизи и улучшает отхаркивание (по-видимому, благодаря усилению кровообращения в верхних дыхательных путях) и одновременно снижает давление в легких, вслед за чем несколько понижается давление в обоих кругах кровообращения и усиливается приток венозной крови к сердцу. Ряд физиологических эффектов вызывает «коронное» стрельниковское упражнение «обними плечи»: вдох, сопровождающийся сжатием грудной клетки.

Лечебное воздействие Cтрельниковской методики, несомненно. И жизненная практика доказала её существенное преимущество перед другими немедикаментозными методами в отношении профилактики (М.Н.Щетинин:»Известны многочисленные случаи, когда во время эпидемии гриппа в школе болеет весь класс, кроме тех учеников, которые регулярно занимаются Стрельниковской дыхательной гимнастикой.») Можно уверенно утверждать, что вообще занятия любыми видами гимнастики улучшают нервный и иммунный статус организма (разумеется, если нагрузки не чрезмерны, как в профессиональном спорте). Так же для умственного здоровья и интеллектуального развития почти одинаково полезно — учить ли астрономию или астрологию. Вот пример: когда шизофреника заставляют говорить на иностранном языке (как бы плохо он его ни знал), у него бред ослабляется. По аналогии, изменение стереотипа дыхания в упражнении «обними плечи» можно считать патогенетической терапией логоневроза (заикания) и бронхиальной астмы, поскольку в обоих случаях (особенно при астме) нарушена координация дыхательной мускулатуры.

Гимнастика полезнее и эффективнее у детей, чем у взрослых. Почему? Потому что у детей потенциал к выздоровлению выше. Это, между прочим, стало причиной того, что я избрал профессию детского врача, хотя не заканчивал педиатрического факультета. Попросту говоря, лечение взрослого с хроническим заболеванием — дело менее благодарное по сравнению с аналогичной ситуацией у подрастающего ребёнка. Жизнь растущего организма, по поговорке, «идёт на ярмарку», а взрослого — «с ярмарки». Медицина, конечно, способна замедлить деградацию стареющего организма, притормозить скорость, с которой мы все, взрослые, «катимся вниз», но больному ребёнку помочь в принципе реальнее, поскольку его жизненные силы на подъёме.

Нелишне упомянуть, что бронхиальной астмой (при которой применение данной гимнастики особенно популярно) дети болеют в несколько раз чаще, чем взрослые: мировая статистика называет цифры, приближающиеся к 10%! Иными словами, в мире астмой болеет едва не каждый десятый ребёнок. Примерно столько же детей страдает неустойчивым вниманием и гипермоторностью. Заикание, как правило, тоже начинается в детстве. А сколько детей болеет частыми ОРЗ (острыми респираторными заболеваниями)! И именно при этих болезнях рекомендуются занятия гимнастикой Стрельниковой.

Однако ребёнок, особенно младшего возраста, станет заниматься только, когда рядом с ним упражнения делает взрослый (обычно мать или отец). Что ж, гимнастика полезна родителям тоже, а совместные занятия в игровой манере — элемент семейного воспитания. В процессе занятий ребёнок становится физически сильным, волевым, дисциплинированным, организованным, устойчивым к инфекциям, реже простужается, и есть надежда, что он не заболеет астмой, бронхитом, логоневрозом и другими болезнями, склонными к затяжному и хроническому течению. Если же ребёнок болен, то гимнастика поможет выздороветь.

Уважаемые родители, занимайтесь гимнастикой вместе с вашими детьми! Польза будет обоюдная! Педиатры, помните, что в арсенале немедикаментозных методов лечения имеется гимнастика Стрельниковой.

Главный специалист по функциональной диагностике у детей Департамента здравоохранения Москвы доктор медицинских наук профессор М.И.Анохин.

Правительство Москвы
Московский комитет образования
Московский институт повышения квалификации работников образования

Щетинин Михаил Николаевич в течение многих лет сот­рудничает с Московским институтом повышения квалификации работников образования, лабораторией дефектологии, прини­мает активное участие в проведении курсов повышения ква­лификации для учителей-логопедов школ и дошкольных учре­ждений г. Москвы: читает лекции, проводит семинары и прак­тические занятия по использованию дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в логопедической работе с детьми дош­кольного и школьного возраста, страдающими заиканием и имеющими общее недоразвитие речи.

Михаил Николаевич также проводит занятие для дефектологов и в окружных научно-методических центрах г. Мо­сквы, школах и детских садах.

Лекции и занятия Щетинина М. Н. всегда вызывают не­изменный интерес и одобрение у слушателей., а главное при­носят большую практическую пользу в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

Ректор МИПКРО А.Л. Семенов
Зав. Лабораторией дефектологии МИПКРО Н.С. Челей

Министерство образования Российской Федерации
Российский Университет Дружбы народов
Отзыв
На работу М.Н.Щетинина по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой

Михаил Николаевич Щетинин — квалифицированный специалист, автор ряда статей и монографии, посвященных использованию метода дыхательной гимнастики Стрельниковой в клинической практике.

На кафедре нормальной физиологии Российского университета дружбы народов М.Н.Щетинин проводил совместные исследования, заключающиеся в применении дыхательной гимнастики Стрельниковой у пациентов с бронхиальной астмой, хроническими неспецифическими заболеваниями легких и рядом других заболеваний. Хотя до настоящего времени остается до конца не выясненным механизм действия дыхательной гимнастики Стрельниковой, однако объективное исследование после проведенного курса дыхательной гимнастики показало у большинства пациентов увеличение проходимости трахеобронхиального дерева, жизненной емкости легких, снижение остроты и частоты приступов бронхиальной астмы, существенное улучшение состояния у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой является приоритетной отечественной научно-практической разработкой, позволяющей минимальными средствами достигать ощутимых результатов в профилактике и лечении ряда серьезных заболеваний бронхолегочной системы.

По нашему глубокому убеждению работы по исследованию научных основ и практическому внедрению уникальной отечественной разработки — дыхательной гимнастики Стрельниковой в практику клинических и профилактических медицинских учреждений следует всемерно поощрять и поддерживать, а опыт М.Н.Щетинина по внедрению данной методики в практику лечебных учреждений г.Москвы следует оценить безусловно положительно.

Академик РАМН, д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии РУДН Н.А.Агаджанян
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии РУДН А.Е.Северин
Подписи академика РАМН Н.А.Агаджаняна и член-корр. РАЕН А.Е.Северина заверяю.
Ученый секретарь, д.м.н., профессор Н.В.Ермакова

С Александрой Николаевной Стрельниковой я поддерживала дружбу и профессиональный контакт в течение многих лет. За это время я лично убедилась в эффективности ее метода и была ей очень признательна за то внимание и терпение, с которым она занималась с моими пациентами в моем присутствии.

Гимнастику Стрельниковой я применяю при лечении больных с различ­ными заболеваниями органов дыхания более 10 лет. Если пациенты делают гимнастику регулярного положительный эффект всегда ярко выражен (острые пневмонии излечиваются в течение 10-14 дней без антибиотиков, с подключением патогенетических препаратов).Следует отметить, что очень важно правильно выполнять упражнения Стрельниковской гимнастики.

В этом плане надо отдать должное единственному ученику и ассистенту А. Н. Стрельниковой — Михаилу Николаевичу ЩЕТИНИНУ, который квалифицированно ведет занятия, получая блестящие результаты. Тяжелых больных с бронхиальной астмой, обострениями хронических обструктивных бронхитов я всегда направляю к М.Н.Щетинину, т.к. только он может быстро оказать лечебную помощь. Купируя гимнастикой приступы удушья, а затем отработать индивидуально с каждым пациентом этап самостоятельных занятий.

кандидат медицинских наук, врач-фтизиатр высшей категории
Полковник внутренней службы
начальник противотуберкулезного отделения Центральной поликлиники №1 МВД РФ
Заслуженный врач России

Источник

Оцените статью