Гимнастика самомассаж для детей

Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж

Татьяна Бондарева
Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Приемы самомассажапроводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Задачи самомассажа:

• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

• Обучать элементам массажа.

• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.

• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

• Развивать интеллектуальные функции.

• Развивать двигательную память.

• Воспитывать бережное отношение к своему телу.

• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

• Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Самомассаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».

Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп.Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).

2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).

3. «Подавим ушки»:Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)

4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).

• Массаж «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков.На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы.Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

Источник

Самомассаж для дошкольников

Светлана Рудник
Самомассаж для дошкольников

Самомассаж для дошкольников

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно – образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомоссаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обеих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно – образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

В целях профилактики простудных заболеваний мы используем самомассаж в игровой форме с детьми дошкольного возраста.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приёмов регулирования кроветока. Детей учим выполнять поглаживающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям.

Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения, дети получают радость и хорошее настроение. Это способствует формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления. Мы проводим игровой самомассаж в свободной деятельности или в виде динамической паузе на занятиях.

«Огор од»

Самомассаж фаланг пальцев. Разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у на чесночок — указательный пр.

Перец, томат, кабачок, — средний пр.

Тыква, капуста, картошка, — безымянный пр.

Лук и немножко горошка. — мизинец пр.

Овощи мы собирали, — мизинец лев.

Ими друзей угощали, — безымянный лев.

Квасили, ели, солили, — средний лев.

С дачи домой увозили — указательный лев.

Прощай же на год — большой лев.

Наш друг – огород! — большой пр.

«Умывалочка»

оказывает тонизирующий эффект для всего организма

Знаем, знаем – да, да, да, —поочерёдно массируют каждый палец

Где ты прячешься, вода!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

Нет, не понемножку –

Будет умываться веселей!

«Прищеп ки»

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги от большого к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это на палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

«Неболей ка»

Чтобы горло не болело, —поглаживание ладонями шеи,

Мы его погладим смело сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать, — указательными пальцами растирают

Надо носик растирать. крылья носа

Лоб мы тоже разотрём, — прикладывают ко лбу ладони

Ладошку держим «козырьком». «козырьком» и растирают

«Вилку» пальчиками сделай, — раздвинуть указательный и средний

пальцы и растирают точки

Массируй ушки ты умело. перед и за ушами

Знаем, знаем –да,да,да! — потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна!

Самомассаж т ела

И сейчас же щётки, щётки — дети сжимают пальцы в кулак

Затрещали как трещётки, и растирают поочерёдно

И давай меня тереть, руки, бока, живот, ноги

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист —последовательно поглаживают

Чист, чист, чист, чист!» руки, бока, живот, ноги.

«Самомассаж по физической культуре для воспитателей ДОУ» 1. Из истории Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли.

Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму. Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы, методики, повышающие.

Игровой самомассаж шишками сосны Сосновая шишка — это лучший массажер, подаренный нам матушкой-природой. Игровой самомассаж шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики.

Картотека «Самомассаж губ и языка» Тимирова Виктория Радиковна САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА Смешная песенка Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь.

Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук) Массаж ладоней и пальцев рук: Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания,.

Презентация для воспитателей «Самомассаж» В ДОУ проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, на занятиях ЛФК, после сна, как элемент логоритмики. Виды самомассажа.

Опыт работы «Игровой самомассаж» «Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий» «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,.

Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста Массаж— система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается.

Самомассаж стоп массажными шарами Су-Джок Автор: Левашова Наталья Геннадьевна Свод стопы формируется у детей 3-4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до.

Точечный массаж и самомассаж в детском саду «Неболейка» (Массаж для профилактики простудных заболеваний) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживают шею ладонями сверху.

Источник

Читайте также:  Можно ли после тренировки съесть суп
Оцените статью