- Картотека упражнений с Су-Джок шариками для работы с детьми дошкольного возраста
- Упражнения на фитболе для грудничков
- Полезно или вредно?
- Общие правила и рекомендации
- Методики выполнения занятия
- С малышом от 1,5 до 3 месяцев
- С ребенком 4-6 месяцев
- Для детей старше 6 месяцев
- Полезные советы
- Противопоказания
- Отзывы
Картотека упражнений с Су-Джок шариками для работы с детьми дошкольного возраста
Хорькова Марина Александровна
Картотека упражнений с Су-Джок шариками для работы с детьми дошкольного возраста
Метод Су-Джок — это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского
Цель упражнений с шариком Cу-Джок — это воздействие на биологически активные точки, при нарушениях общей и мелкой моторики, а так же стимулирование речевых зон коры головного мозга ребёнка.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. (взрослый надевает и проговаривает ребёнку).
Раз – два – три – четыре – пять,
/разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
8. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
9. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх,делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
10. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
11. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
12. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая (воспитатель проговаривает):
“У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”.
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит. «Ну – кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.
Фрукт для вас и для нас.
Дети катают шарик по ладошке.
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.
Удивляется мой друг.
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?
Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Мебель я начну считать.
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот сколько мебели назвал.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
19. «Домашние животные».
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
20. Массаж ладоней
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Фотоотчет о выполнении релаксационных упражнений детьми подготовительной группы дошкольного возраста Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.
Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.
Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр — упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.
Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки — снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.
Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.
Источник
Упражнения на фитболе для грудничков
Современные родители имеют гораздо больше возможностей для физического и эмоционального развития своих грудных детей, чем их собственные родители много лет назад. Одним из таких общедоступных и полезных приобретений считается гимнастический мяч фитбол. Занятия на нем интересны и полезны не только для детей старше полутора лет, но и для новорожденных грудничков. В этой статье мы расскажем о том, как правильно организовать занятия на фитболе для грудничков, какие упражнения можно выполнять на мяче в зависимости от возраста.
Полезно или вредно?
Вопрос о пользе и вреде фитбола для развития грудничка не имеет однозначного ответа. Большинство педиатров склоняются к тому, что вред возможен, если родители не соблюдают технику выполнения гимнастики, если они слишком рано начинают использовать гимнастический мяч для занятий с карапузом. Оптимальным возрастом, в котором можно начинать такие занятия, считается возраст от полутора месяцев. До этого возраста лучше воздержаться от разных манипуляций и упражнений, чтобы не травмировать позвоночник и пупочную ранку грудничка.
Однако польза от занятий на гимнастическом мяче существенно перевешивает немногочисленные минусы:
- помогает снять симптомы мышечного гипертонуса, которые свойственны почти каждому ребенку в возрасте от рождения до 5-6 месяцев;
- укрепляются костная и мышечная системы;
- укрепляется слабая брюшная стенка младенца, что позволяет предотвратить или ослабить проявления младенческих колик;
- развивается вестибулярный аппарат, ребенок лучше координирует движения;
- у ребенка формируется правильная постановка стоп, правильная осанка;
- улучшается состояние нервной системы.
Для того чтобы ваш малыш получил максимальное количество пользы от упражнений на фитболе, важно правильно выбрать сам мяч.
Детям в возрасте 2-3 месяцев подходят только гладкие мячи. В 4-5 месяцев вполне можно предложить крохе для зарядки или гимнастики фактурные фитболы с пупырышками, ребрышками — это будет дополнительным массажным воздействием.
Размер мяча также имеет значение — если покупаете его не только для малыша, но и для себя, чтобы быстрее прийти в хорошую физическую форму после родов, берите мяч побольше — 75 см в диаметре. Если мяч предназначен только для крохи, вполне хватит и 45 или 55 см в диаметре.
Избегайте фитболов сомнительного качества, которые имеют резкий запах. Материалы могут оказаться небезопасными — у ребенка может возникнуть сильная аллергия, химические ожоги. Поверхность хорошего и качественного фитбола для грудничка нескользкая и ровная. Убедитесь в наличии маркировки ABS – это означает, что мяч не взорвется и не лопнет в момент использования — тестирования пройдены, о чем, собственно и гласит данная маркировка.
Мяч, соответствующий требованиям безопасности, у вас уже есть? Тогда переходим к изучению техники занятий для малышей в возрасте до года.
Общие правила и рекомендации
В первую очередь родителям нужно научиться выбирать правильное время для занятий с ребенком — на момент гимнастики кроха должен быть выспавшимся, отдохнувшим, здоровым и сытым. Однако не нужно начинать выполнять комплекс упражнений сразу после еды, подождите час-полтора после кормления и только потом начинайте заниматься.
Общеукрепляющие упражнения, направленные на стимулирование работы мышц, тонизирующие ребенка, бодрящие, лучше проводить в первой половине дня, а успокаивающий релаксационный комплекс упражнений оптимально выполнять вечером, незадолго до купания и отхода ко сну. Если не учитывать направленность комплексов упражнений, можно нарушить режим дня ребенка, ухудшить его сон, в результате чего занятия на пользу не пойдут. Малыш не будет высыпаться, он будет чувствовать себя уставшим.
Увеличивать время занятий нужно постепенно — с 3-5 минут до 15-20 минут. Нагрузка также должна увеличиваться разумно — начните с одного-двух упражнений, постепенно вводите новые задания, увеличивайте время их выполнения.
Надежно удерживайте ребенка во время занятий, чтобы он не упал с гимнастического мяча и не получил травму. Если ребенок отчаянно сопротивляется, демонстрирует признаки усталости, капризничает, занятие также следует прекратить — через слезы и капризы пользы от гимнастики не добиться, как ни старайся.
Всегда сопровождайте занятие веселыми и непринужденными комментариями, читайте стишки, пойте песенку, это важно для того, чтобы ребенок понимал — его не подвергают странному ритуалу (который, между прочим, может быть опасным!), с ним играют. Только тогда малыш начнет воспринимать занятия адекватно и позитивно.
Если занимаетесь с раздетым малышом, обязательно накрывайте поверхность фитбола пеленкой — так будет более приятно крохе. Ни на минуту не забывайте о безопасности — не оставляйте малютку без опоры, поддержки и внимания — падение с фитбола может быть очень болезненным и травмоопасным.
Методики выполнения занятия
С малышом от 1,5 до 3 месяцев
Это самая младшая возрастная группа занимающихся на фитболе. Для таких детей важно выполнять гимнастику в наиболее деликатном щадящем режиме. Поэтому специалисты рекомендуют группы упражнений, направленные на расслабление мышц, на снижение тонуса и на предотвращение кишечных колик. Остальные упражнения пока малышу не нужны.
Расслабляющие упражнения на гимнастическом мяче для малышей очень простые в исполнении.
- Катание на животе. Положите малыша на фитбол животом вниз, головку также следует повернуть на одну щечку. Держите ребенка одной рукой за спину, второй за ножки. Начните осторожно покачивать мяч в правую и левую сторону попеременно. Постепенно усложните упражнение, добавив раскачивание вперед и назад, а потом — по кругу. Следите за скоростью и амплитудой — ребенка не должно ничего пугать и укачивать. Такое упражнение облегчает вывод кишечных газиков, снижает интенсивность и частоту колик, укрепляет мышцы животика.
- Катание на спине. Покатавшись на животе, переходите к катанию на спине. Положите ребенка на мяч спинкой, но так, чтобы головка крохи не запрокидывалась. Одной рукой придерживайте малыша за животик, второй — фиксируйте ножки. Для начала будет достаточно легко покачать кроху из стороны в сторону, потом упражнение усложняют аналогично первому. Прием способствует формированию осанки, развитию мышц спины.
- Футбол для малышей. Грудничка нужно положить на пол, на специальный коврик в положение на спине. Фитбол прислоняют к ножкам и слегка надавливают стенкой мяча на стопы крохи. Рефлекторно малыш будет отталкивать мячик, тем самым развивая и укрепляя мышцы ножек. Повышенный тонус за счет интенсивных, но мягких разгибательных движений будет снижаться.
Избегайте прыжковых упражнений, катания на мяче вверх и вниз. Не присаживайте ребенка на фитбол, ему еще рано — позвоночник не готов к вертикальной нагрузке.
С ребенком 4-6 месяцев
В этом возрасте нужно совмещать расслабляющие упражнения с упражнениями для развития мышечного корсета. В этом помогут любимые игрушки малыша, он уже успел ими обзавестись. Комплекс упражнений становится более осмысленным и требует от малыша активного участия.
- «Достань игрушку». Это более усложненный вариант катания на животике, которое описывалось в комплексе для малышей. Покатав кроху, сделав круговые движения на животе, поставьте на пол перед футболом любимую игрушку. Малыш потянется за ней, крепче держите его за ножки, второй рукой фиксируя спинку. Потягивания важны для развития боковых косых мышц, а также для стимуляции пресса и мышц и плечевого пояса. Чтобы старания малыша увенчались успехом, подтолкните фитбол чуть от себя, чтобы кроха смог достать игрушку и надежно ухватить ее руками.
«Прыжки». Мама садится на пол, зажимает фитбол между своих ног, фиксируя его. Поддерживая ребенка под мышками, она приподнимает и опускает его стопами на мяч, важно, чтобы кроха отталкивался стопами от мячика. Такое упражнение лучше начинать с 5 месяцев, при этом надо следить, чтобы нагрузка всего тела малыша не ложилась на ноги.
- «Подвижная тачка». Это вариант любимого многими детьми упражнения «Тачка», при котором мама держит руками только ножки малыша, а ручками он «идет» по полу. Разница будет в том, что малыш будет ручками перебирать мяч, продвигая его вперед. Упражнение хорошо развивает руки, грудь, шею и верхнюю часть спины.
Для детей старше 6 месяцев
Для грудничков такой возрастной категории занятия еще более усложняются, и помимо перечисленных выше двух комплексов, в них добавляются упражнения для развития моторики и ловкости.
- «Вратарь». Если ребенок самостоятельно сидит, посадите его напротив себя и подтолкните к нему мяч. Задача ребенка поймать его двумя ручками, а в идеале — оттолкнуть обратно маме. Упражнение развивает координацию движений и логические способности.
- «Скачки». Посадите ребенка, который уже начал сидеть, на мяч и придерживайте за бока ближе к подмышечным впадинам. Сначала слегка подвигайте мяч детской попой вправо и влево, назад и вперед. Это позволит разогреть и подготовить мышцы ягодиц и спинки. Потом совершайте несильные прыжковые движения на фитболе — упражнение способствует развитию мышц спины.
- «Снежный ком». Это упражнение для грудничков, которые начали самостоятельно стоять. Оно поможет в освоении первых шагов. Поставьте ребенка у мяча, помогите ухватиться ручками за «ушки» мяча. С другой стороны фиксируйте мяч своей ногой, чтобы он не покатился вперед с большой скоростью. Когда кроха будет держаться крепко, начинайте понемногу сдвигать мяч вперед, ослабляя фиксацию ногой. Ребенок постепенно научится переступать ножками следом за мячом.
Полезные советы
Чтобы изделие прослужило как можно дольше, специалисты рекомендуют воспользоваться следующими рекомендациями.
- Следите за чистотой фитбола. Каждый день протирайте его влажной чистой тряпкой, а дважды в неделю мойте с детским мылом.
- Не приступайте к выполнению более сложных комплексов упражнений, если ребенок еще не достиг рекомендуемого возраста или не освоил упражнения предыдущего комплекса.
- После занятий убирайте фитбол туда, где малыш его не увидит. Если яркая и интересная «штука» будет появляться раз в день, она будет более занимательной, чем привычная, мозолящая глаза игрушка.
- Чтобы достичь более ярких результатов от домашних занятий с малышом, совмещайте зарядку и гимнастику на фитболе с массажем. Заниматься на мяче нужно после массажа, когда группы мышц разогреты и готовы к дополнительной нагрузке.
- Перед занятием на фитболе важно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить у ребенка противопоказания к таким манипуляциям.
Противопоказания
Противопоказаний для занятий на фитболе не очень много, но ознакомиться с ними нужно обязательно. От занятий лучше отказаться, если у ребенка:
- высокая температура, режутся зубки;
- период восстановления после болезни, выраженная слабость;
- заболевания опорно-двигательной системы, параличи и парезы (требуется специальный лечебный массаж и комплекс ЛФК);
- гидроцефалия;
- пупочная или паховая грыжа крупного размера (есть риск защемления);
- врожденные пороки сердца (занятия возможны, но только под наблюдением врача);
- родовые травмы (тренировки не исключены, но только после консультации и назначения комплекса ЛФК ортопедом).
Отзывы
Многие мамы отмечают, что дети без особого восторга воспринимают фитбол в первые занятия. Некоторые его опасаются, есть и такие карапузы, которые яркого и огромного предмета (а именно таким и видится малышу швейцарский мяч) панически боятся. Заставлять орущего ребенка ложиться на мяч, которого он боится, нельзя. Это может вызвать серьезные нарушения в работе нервной системы, в психологическом состоянии ребенка.
Если чадо не хочет, силой ничего делать не надо. Опытные мамы советуют убрать мяч подальше, с глаз долой, и достать его через 2-3 недели. Если реакция будет той же, снова спрятать и показать ребенку через пару недель. Почти все малыши к полугоду перестают бояться фитбола.
Некоторые мамы утверждают, что ребенка очень эффективно укачивать на фитболе, даже новорожденного. Для этого мама берет кроху на руки и садится на мяч. Ритмичные покачивания действуют усыпляюще, если, конечно, родители не являются ярыми противниками укачивания как такового.
Многие отмечают, что малыш, с рождения приученный к гимнастике на фитболе, растет более сильным, реже болеет. А интерес к большому мячу не исчезает и после полутора-двух лет, ведь на швейцарском мяче любят попрыгать и посидеть даже школьники.
В следующем видео вас ждут несколько полезных упражнений для ребенка на фитболе.
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей
Источник