Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Массаж ног (поглаживание).
- Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
- Массаж спины (поглаживание).
- Ползание — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота (поглаживание).
- Массаж стоп (растирание).
- Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
- Разгибание позвоночника на правом и левом боку — рефлекторное.
Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
- Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
- Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное.
- Массаж спины (поглаживание и разминание).
- «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
- Массаж живота (поглаживание и растирание).
- Массаж стоп (растирание и похлопывание).
- Упражнения для стоп рефлекторные.
- Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги» — имитация велосипедных движений — упражнение пассивное.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
- «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота.
- Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
- Массаж стоп.
- Упражнение для стоп.
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное.
- «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)
- Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
- Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
- Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
- Массаж спины.
- Ползание.
- Массаж живота.
- Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
- Круговые движения руками.
- Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
- Напряженное выгибание — упражнение активное.
- Поворот со спины на живот влево.
- Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
- Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.
Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
- Массаж спины.
- Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
- Наклоны туловища и выпрямление.
- Массаж живота.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.
- Напряженное выгибание.
- Приседание при поддержке за руки с кольцами.
- Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
- Круговые движения руками с кольцами.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)
- Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).
Выполняется лежа на полу.
- Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
- Пролезание на животе через обруч (для спины, позвоночника и ног).
- Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)
- Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
- Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.
- Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).
- Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
- Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).
Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.
Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.
Продолжительность занятий 10-12 минут.
Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)
Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды — трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.
Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.
- Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).
- Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
- Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
- Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.
- Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
- Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).
- Массаж рук.
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
- Массаж спины.
- Массаж живота.
- Сгибание и разгибание рук.
- Сгибание и разгибание ног.
- Повороты со спины на живот влево.
- Массаж стоп.
- Поднятие выпрямленных ног.
- Массаж грудной клетки.
Источник
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА
ЧТО ТАКОЕ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫША
Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.
В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.
К средствам, способствующим этому, относятся
- ежедневные теплые ванны,
- легкий поглаживающий массаж,
- стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.
Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.
Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША
Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.
Как проводят гимнастику для малыша
- Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
- Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
- Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
- Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
- Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
- Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
- Ребенок не должен переутомляться.
- Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
- Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША
В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:
- упражнения для развития координации, равновесия,
- упражнения для развития дыхательных движений.
Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:
- пассивные упражнения,
- рефлекторные упражнения.
Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом. Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!
После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.
Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.
Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.
С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.
В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.
Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.
Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.
Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.
Различают пять основных приемов массажа:
- Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
- Растирание. Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц. При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.
- Разминание. Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
- Поколачивание. Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
- Вибрация. Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.
Возможные противопоказания к массажу для грудничков
Источник