Упражнения на гимнастическом мяче в реабилитации ДЦП
Юлия Букреева
Упражнения на гимнастическом мяче в реабилитации ДЦП
Фитбол-гимнастика представляет собой упражнения на гимнастическом мяче, который используется в качестве уникального тренажера. В практике ЛФК фитбол-гимнастика дает положительные результаты и эффективно применяется при детском церебральном параличе не только из-за физической пользы, но и для разнообразия занятий, внесения эмоциональной составляющей и активного вовлечения ребенка в лечебно-педагогический процесс.
При ДЦП на фитболах занимаются в разных исходных положениях, в зависимости от того, какова основная задача упражнений. К примеру, упражнения в положении лежа на спине и на животе с одновременным вращением мяча, благодаря антигравитационному эффекту, могут помочь ребенку поднять голову и плечи от опоры, покачивание и вибрация – снять мышечный тонус и уменьшить гиперкинезы. Также лежа на мяче растягивается спастичная большая грудная мышца и укрепляются мышцы живота, а сидение – способствует формированию хорошей осанки и уменьшают спастичности мышц бедер, вырабатывая естественную координацию.
Специфика занятий и виды мячей
Ключевая особенность занятий – это, в первую очередь, снятие нагрузки на позвоночник и перераспределение тонуса всех групп мышц, ведь для поддержания равновесия на мяче ребенок непроизвольно стремится принять исключительно правильное положение тела.
Для того, чтобы стабилизировать позвоночник, в работу включаются мышцы туловища, поддерживающее скелет. При этом уменьшается нагрузка на связки, суставы, межпозвоночные диски. В аспекте проведения ЛФК на мяче (а это можно сделать даже в домашних условиях,важно отметить некоторые рекомендации:
— посадка на мяче считается правильной при соблюдении прямого угла (90 градусов) между туловищем и бедром, голенью и стопой, бедром и голенью, слегка приподнятой голове и выпрямленной спине. Ноги должны находиться на ширине плеч, стопы – быть параллельными друг другу, а руки – фиксировать мяч ладонями сзади;
— упражнения на гимнастическом мяче не должны вызывать боли или дискомфорта, состоять из слишком быстрых и/или резких движений, поворотов и скручиваний, запрокидываний головы, а также задержки дыхания;
— в идеале мяч при выполнении манипуляций не двигается, а сложность упражнений нарастает постепенно, с чередованием силовых действий с растягиванием и расслаблением;
занятия проводятся с периодичностью два раза в неделю, затем через день.Продолжительность зависит от возраста пациента: для детей до 5 лет – это 15-20 минут, 6-7 лет – около получаса. В более старшем возрасте заниматься можно и 45 минут;
— каждое упражнение повторяется – от 6 до 8 раз, завершает комплекс специальные методики восстановления дыхания и расслабления.
Виды мячей для фитбола классифицируются по таким характеристикам, как жесткость, диаметр (по соотношению к росту человека) и конструктивные особенности. В зависимости от последних,фитболы могут быть:
— с рожками – для удержания равновесия;
— с шипами, которые дополнительно осуществляют функцию массажера;
— гладкие – идеальный вариант как для релаксирующих, так и интенсивного тренировок;
— овальные, на которых особенно эффективно выполнять упражнения сидя. Примеры упражнений
Для развития вестибулярного аппарата и координации применяются следующие упражнения:
1. И. П – лежа на животе. Согнутые в локтях руки упираются ладонями в пол, нижние конечности чуть согнуты и разведены в стороны, носочки зафиксированы на полу. Выполняются перекатывания на фитболе вперед и назад. При легкой форме поражений дети способны выполнить упражнение самостоятельно, в более тяжелых случаях – с помощью взрослого или специалиста.
2. В том же положении руками и ногами обхватить мяч. Родитель должен круговыми движениями раскачивать чадо на мяче, постепенно увеличивая скорость выполнения упражнения.
3. Лежа на животе всеми конечностями ребенок обхватывает мяч и по команде выпрямляет вверх руки и ноги. Повтор от 3 до 10 раз.
4. И. П. – спиной на мяче. При опущенных вниз конечностях совершать перекатывания вперед-назад, стараясь как можно больше выпрямить руки. 5. Сидя на мяче, с двух сторон опереться на него руками (ладонями вниз, ноги выпрямить, колени развести в стороны. Специалист должен, удерживая малыша за плечи или бедра, помочь совершить покачивания в разные стороны (вправо-влево; вперед-назад; по кругу)
6. Лежа на спине, обе ноги на мяче. Осуществлять перекатывания мяча одной или двумя нижними конечностями.
Для восстановления и компенсации опорной функции:
1. И. П – сидя на мяче, который находится между ног. Просто удерживать положение.
2. Здоровая нога стоит, поврежденная находится стопой на фитболе. Совершить перекаты мяча, стараясь удержать положение. При возможности повторить, сменив ноги.
3. Лежа спиной на мяче, одну ногу согнуть в колене и поставить на пол, вторую – держать на весу. Сохранить положение.
Как свидетельствует практика, оздоровительный эффект занятий на фитболе сходен с результатами иппотерапии.
Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.
Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая.
Игровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.
Игровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.
Игровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.
Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.
Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: — сила голоса — громкость: зависит от активности.
Кинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.
Консультация для родителей «Спортивные упражнения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОсобенный интерес у дошкольников вызывают такие спортивные упражнения, как катание на санках,.
Упражнения для дыхательной гимнастики Упражнения для дыхательной гимнастики Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения.
Источник
Мастер-класс «Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей»
эльвина каменева
Мастер-класс «Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
— Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (Нет или да)
Пришли вы учиться,
Иль сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последний вопрос, ответьте, друзья
Активными будете? (Нет или да)
Большое спасибо и так начнем нашу работу.
Тема нашего мастер-класса «Фитбол –как средство физического развития детей».
ЦЕЛЬ: передать опыт использования и оптимизации работы с фитболами на занятиях физкультурой в ДОУ
И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек.Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы.А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!
Сегодня очень много современных методов, которые обеспечивают физическое развитие и двигательную активность ребенка.
Я хочу поделиться с вами своим опытом работы и показать, как можно укрепить здоровье и развить интерес к физкультуре с помощью мяча.
Старших дошкольников,в основном, обучают элементам футбола, волейбола, баскетбола. Но сегодня мы будем говорить об особом мяче-о фитболе.
«Фитбол! От английского оздоровление-многофункциональный тренажер.
Вы спросите почему именно фитбол?
Что же хорошего в фитболе?
Я бы сказала так: Фитбол –это ЛЕГКО,ВЕСЕЛО,ЭФФЕКТИВНО!
Впервые в 50е годы ХХ века известный врач Сюзан Кляин Фогельбах для лечения больных церебральным параличом использовала фитбол.
В 80-е г Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
В 2002г,к. п. н-доцент Т. С. Овчинникова и доцент А. А. Потапчук представляют фитбол-гимнастику в программе» Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течении 5 лет в детских садах г. Петербурга.
Как действует фитбол-гимнастика на организм ребенка.
• Увеличение гибкости и подвижности в суставах;
• Укрепление мышц спины и таза;
• Укрепление мышц рук и плечевого пояса;
• Укрепление мышц брюшного пресса;
• Укрепление мышц ног и свода стоп;
• Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
С помощью чего действует?
Каким должен быть фитбол?
Фитбол- гимнастика проводиться на больших мячах, выдерживающих до 300кг.
Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.
Давайте посмотрим в чем его преимущества:
ЛЕГКОСТЬ- имеет незначительный вес;
МОБИЛЬНОСТЬ – можно легко перемещать по залу/квартире без помощи;
БЕЗОПАСНОСТЬ- Легко сдувается и надувается, снабжен антивзрывной системой АВС (при порезе не взрывается)
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ- позволяет выполнять огромное количество упражнений;
НЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ!
фитбол-гимнастики (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук):
Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины
Скажи мне- и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Дай мне сделать и я пойму! Конфуциий.
А сейчас уважаемые коллеги. Я предлагаю вам на практике опробовать некоторые упражнения с фитболом.
Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Гимнастика на мягко пружинящем гимнастическом мяче незаменима при варикозе, остеохондрозе и артрите.
Надеюсь, что я сумела вам доказать, что здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и вы будете применять их на практике.
А сейчас все приглашаю на веселый танец «БУРАТИНО» на фитболах.
Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса я хочу предложить Вам игровое упражнение
Игра с педагогами, ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам.
Мяч участнику – какое сегодня у вас настроение?
Мяч участнику – ваше мнение о тематике мастер-класса?
Мяч участнику – что для вас было интересным и полезным для самообразования?
Мяч участнику – что нового вы сегодня узнали?
Мяч участнику — кому вы помогли узнать что-то новое?
Мяч участнику – чего сегодня вы достигли сами?
Мяч участнику – тот опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?
Мяч участнику – ваши пожелания?
Наше мероприятие подошло к концу. Мне с вами было хорошо, надеюсь, и вам со мной тоже!
Прикреплённые файлы:
master-klas_gb90d.pptx | 11400,46 Кб |
Дыхательная гимнастика как средство развития речи Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижные игры относятся к тем видам.
Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.
Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.
Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.
Мастер-класс «Фитбол-гимнастика» и лечебно-профилактический танец на фитболах (фото) Мастер — класс Фитбол – гимнастика (упражнения на фитболах) Мяч как предмет 1.«Потянись» И. П. : О. С. – ноги узкой дорожкой, мяч в обеих.
Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников». Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с нетрадиционным видом аппликации – аппликация из крупы, показать приемы и этапы выполнения аппликации.
Нестандартное оборудование в ДОУ как средство развития физического здоровья и интереса к здоровому образу жизни Консультация: «Нестандартное оборудование в ДОУ, как средство развития физического здоровья и интереса к здоровому образу жизни» Всем известно.
План самообразования по теме «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей средней группы детского сада» Цель: раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. Разработать эффективную систему артикуляционных.
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.
Источник