Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста
Ольга Веникова
Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста
«И сколько хочешь радуйся, играй на все лады»
Веникова Ольга Владимировна,
МАДОУ «Детский сад № 4»
Помните стихотворение А. Барто «Веревочка»? его героиня Лидочка, преодолев многочисленные трудности, научилась прыгать через скакалку. Главная из этих трудностей, и не только для литературной героини, запрет взрослых.
Удивительно,но факт: взрослые знают – дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, и в то же время самые расхожие замечания,которые они им адресуют: «Не бегай!», «Сядь, посиди!», «Успокойся, сколько можно прыгать!»
А сегодня давайте отменим эти замечания и предложим ребенку гимнастический мяч – фитобол. Это очень эффективный, доступный и эмоциональный тренажер.
Во – первых, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия уже в простом седее на мяче включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Работа на подвижном, постоянно «желающих его уронить» мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, т. е. взаимодействует с ребенком. Упражнение с использованием фитоболов также позволяют добиться хорошего мышечного расслабления и могут быть использованы для тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
При выборе мячей для детей следует помнить,что их оптимальные размеры должны быть следующими:
• Диаметр 45 см – для детей 3-4 лет
• Диаметр 50 см – для детей 5-6 лет
• Диаметр 55 см – для детей 7-8 лет
Поддерживать равновесие на большом мяче сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче,должна быть:
• Для детей 3-5 лет не более 3-4 минут
• Для детей 5-7 лет не более 5-7 минут
А сейчас мы представим вашему вниманию комплекс упражнений на фитоболах:
1. «Правильная осанка»
Исходное положение: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.
Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд)
Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд)
И. п. : Сидя на мяче, руки на поясе.
Выполнение: 1-наклон вправо (влево); 2-и. п. (2-3 раза).
И. п. : сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1-поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4- и. п. (5 раз).
И. п. : сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и. п. (7 раз)
И. п. : сидя на пятках пере мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони.
Выполнение: покачивание на мяче вперед – назад (5 раз)
И. п. : сидя на пятках, держать мяч руками.
Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и. п. (5 раз).
8. «Покажи пяточки»
И. п. : лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони.
Выполнение: 1- поднять прямые ноги; 2 и. п. (5 раз).
И. п. : лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.
Выполнение: 1-медленно поднять правую (левую) ногу; 2 – и. п. (3 раза).
И. п. : лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.
Выполнение: 1-4 медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги приподнять с пола; 5 – и. п. (6 раз).
11. «Посмотри на ладошки»
И. п. : лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.
Выполнение: 1-поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 – и. п. (8 раз).
И. п. : сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1 – легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны – вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 – и. п. (30 секунд)
Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап: Дидактическая игра «Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Я — чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд,.
Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.
Комплекс развлекательных мероприятий, для детей дошкольного возраста, посвященный «Дню независимости России». в нашем детском саду прошло мероприятие для дошкольников посвященное Дню независимости России. В котором приняли участие дети всех возрастных.
Комплекс упражнений с элементами йоги для детей средней ортопедической группы «Дерево» Цель: развитие вестибулярного аппарата, формирование умения сохранять равновесие мышц ног, укрепление мышц плечевого пояса. Время.
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии: И. П – сидя на стульчике, 1 — Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;.
Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.
Комплекс здоровьесберегающих упражнений Комплекс здоровьесберегающих упражнений, используемый мною для коррекции поведения дошкольника Тематика «Зима» Приветствие друг другу.
Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение «основная стойка»: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.
Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Цель программы: использование оздоровительных.
Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита.
Источник
Комплекс упражнений фитбол — гимнастики.
план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Комплекс упражнений фитбол — гимнастики для старшей группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс упражнений фитбол гимнастики для старшего дошкольного возраста. | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №102
Комплекс упражнений с использованием
инструктор по ф.к.,
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.
Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:
• Развитие двигательных качеств;
• Обучение основным двигательным действиям;
• Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
• Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
• Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
• Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутреннихорганов, устранение венозного застоя;
• Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
• Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
• Развитие мелкой моторики и речи;
• Адаптация организма к физической нагрузке.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из самых важных задач. Исследования показывают, что дети с ТНР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а так же низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью.
Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Фитбол — гимнастика, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Упражнения фитбол — гимнастики просты по структуре движений. При их выполнении дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно, кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движений.
Освоение каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.
Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен.
УПРАЖНЕНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ГОЛОВЫ
И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 – поворот головы вправо; 2 – 3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 – и. п. (5р.)
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч.
Выполнение: прыгать, держась руками за голову и качаю ею то в одну, то в другую сторону (8-10р.).
И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 – 2 – наклон головы вправо (влево); 3 – и.п. (6р.).
УПРАЖНЕНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ РУК
И.п. – сидя на мяче, руки согнуты в локтях перед грудью.
Выполнение: вращение согнутых рук, одна вокруг другой (10с).
И.п. – сидя на пятках, держать мяч руками.
Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2 – и.п. (5р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить.
Выполнение: прыжки на мяче, имитируя руками движение поезда (8-10р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки на поясе.
Выполнение: прыжки на мяче, делая повороты туловища, показывая ладони и разводя руки (10-12р.)
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, обхватить себя руками.
Выполнение: при прыжках размыкать руки и опять себя обхватывать (6-8р.).
И.п. – сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1 – 2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3 – и.п. (7р.).
«Потянемся к солнышку»
И.п. – сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: 1 – 2 – руки вверх, потянуться; 3 – и.п. (6р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки в локтях согнуть перед грудью.
Выполнение: рывки руками. На счет 1 – 2 – согнутыми в локтях руками, на счет 3 – 4 – прямыми руками (12-15 р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить.
Выполнение: прыжки на мяче, имитируя движения пловцов (10-12р.).
И.п. – сидя на мяче.
Выполнение: прыжки, ноги слегка шире плеч, имитация руками движений боксера (10-12р.).
И.п. – сидя на мяче, руки свободно.
Выполнение: попеременные взмахи руками: одной вперед, другой назад.
И.п. – сидя на мяче, руки свободно.
Выполнение: 1 – хлопок руками перед собой; 2 – хлопок руками по бокам мяча.
И.п. – сидя на мяче, руки свободно.
Выполнение: 1 – хлопок прямыми руками перед собой; 2 – хлопок прямыми руками за собой.
«Хлопни над головой»
И.п. – сидя на мяче, руки свободно.
Выполнение: 1 – хлопок руками над головой; 2 – хлопок руками по бокам мяча.
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч.
Выполнение: прыжки, закрывая и открывая ладонями глаза (10-12р.)
УПРАЖНЕНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ТУЛОВИЩА
И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.
Выполнение: 1 – наклон вправо (влево); 2 – и.п. (2-3р.)
И.п. – лежа на животе на полу (перед мячом).
Выполнение: 1 – приподнять верхнюю часть туловища и, прогнувшись, положить ладони на мяч; 2 – и.п. (5р.)
И.п. – лежа на животе на полу (перед мячом).
Выполнение: прогнуться и прокатить мяч от правой руки к левой и обратно (4р.)
И.п. – сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони.
Выполнение: покачивания на мяче вперед – назад (5р.).
И.п. – стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой.
Выполнение: 1 – прокатить мяч вперед, выполнив руками движения пловца; 2 – и.п. (6р).
И.п. – сидя на пятках, держать мяч руками.
Выполнение: 1 – прокатить мяч вперед, опустив голову, и наклониться; 2 – и.п. (5р.).
И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: 1 – 4 – поворот корпуса вправо (влево), правую (левую) руку вверх за голову; 5 – и.п. (3р.).
И.п. – лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.
Выполнение: 1 – 4 медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги приподнять с пола; 5 – и.п. (6р.).
И.п. – лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.
Выполнение: 1 – 2 вдох, надавить животом на мяч; 3 – выдох, живот втянуть; 4 – и.п. (4р.).
И.п. – лежа (на спине) на мяче, руки пустить.
Выполнение: 1 – 2 – сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперед – назад; 3 – и.п. (8р.).
И.п. – лежа (на спине) на полу, руки держать вдоль туловища, мяч находится под чуть приподнятыми коленями.
Выполнение: 1 – 2 – приподнять туловище, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами на пол; 3 – и.п. (6р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч; руки держать на поясе.
Выполнение: прыжки с поворотами в стороны, ставя (поочередно) ноги на пятку (10-12р.).
«Перекат на спине»
И.п. – лежа (на спине) на мяче.
Выполнение: делать перекат, приседая. Руки откинуть назад. При перекате стараемся достать руками пола (4-6р.).
И.п. – стоя на четвереньках, мяч под животом.
Выполнение: поднять руку и противоположную ей ногу.
И.п. – сидя на мяче, ноги вместе, руки свободно.
Выполнение: сместить таз, сидя на шаре, влево, затем вправо.
И.п. – лежа (на животе) на мяче, ноги и руки упереть в пол. Положение можно считать правильным, когда поясничный изгиб выпрямлен.
Выполнение: сделать четыре шага руками вперед и четыре назад (не слезая с мяча). Следить за тем, чтобы спина не «провисала» (6-7р.).
И.п. – лежа на полу, ноги положить на мяч, руки за голову. Выполнение: поочередно доставать локтями колени (6-8р.)
УПРАЖНЕНИЯ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ НОГ
И.п. – сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра, спина прямая.
Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15с).
И.п. – лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и ладони.
Выполнение: 1 – поднять прямые ноги; 2 – и.п. (5р.)
И.п. – сидя на мяче, руки держать на бедрах.
Выполнение: легкие подпрыгивания на мяче (20с).
«Мячики» (с движениями руками)
И.п. – сидя на мяче, руки опустить.
Выполнение: легкие подпрыгивания с движениями рук вперед – назад (качели), с хлопками перед собой и за спиной (20с).
«Мячики» (с движениями ногами)
И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах.
Выполнение: легкие подпрыгивания на мяче с вынесением ноги вперед на пятку (20с).
И.п. – лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.
Выполнение: 1 – медленно поднять прямую правую (левую) ногу; 2 – и.п. (3р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки на поясе.
Выполнение: прыжки на мяче, выставляя левую и правую ноги (поочередно) вперед и разводя в стороны руки (10-12р.).
«Хлопки под ногами»
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить.
Выполнение: прыжки, поднимая как можно выше ноги (поочередно) и делая под ними хлопки (10-12р.)
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки вдоль туловища.
Выполнение: переваливаемся с одного бока на другой, имитируя движения медведей (10-12р.).
И.п. – лежа (на спине) на полу, мяч зажать между ног, руки вверх.
Выполнение: 1-2 – поднять мяч ногами, перехватить его руками; 3 – 4 – руки опустить на пол за головой, то же в обратном порядке (4р.).
И.п. – лежа (на спине) на полу, руки держать за головой, ноги на мяче.
Выполнение: поочередно поднимаем то одну ногу, то другую (12р.)
И.п. – сидя на мяче руки перед грудью «полочкой».
Выполнение: 1 – выставить прямую ногу в сторону; 2 – и.п.; 3 – 4 – повторить то же с другой ногой. (6р.)
И.п. – сидя на мяче, руки на мяче.
Выполнение: оторвать одну ногу, поставить ее; оторвать другую ногу, поставить ее; затем обеими ногами попеременно.(15с)
И.п. – лежа на спине, ноги положить пятками на мяч.
Выполнение: попеременный подъем ног вверх (6-7р.)
«Наши ножки побежали»
И.п. – лежа (на животе) на мяче, ноги и руки упереть в пол. Положение можно считать правильным, когда поясничный изгиб выпрямлен.
Выполнение: поочередные подъемы ног (5-6р.).
И.п.- сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, кисти рук перед грудью (как у зайчат).
Выполнение: прыжки на мяч (10-12р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, рук развести в стороны.
Выполнение: рисование восьмерки то одной ногой, то другой (4-6р.).
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки за головой. Выполнение: прыжки на мяче, поднимая то одну, то другую ногу (10-12р.)
И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить.
Выполнение: прыжки. При этом свободно, как хочется, трясти руками и одновременно выставлять вперед ноги (поочередно) (6-8р.).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ФИТБОЛОМ
Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он «везёт» ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками
Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно
«Быстрый и ловкий»
Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).
Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.
Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств.
Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма.
В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели, мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для самых маленьких ребят занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений. Побывав на занятиях, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол-гимнастикой.
Источник