Гимнастика с элементами хатха йоги для дошкольников

Физкультурно-оздоровительное занятие с элементами хатха-йоги для детей разновозрастной группы (4–7 лет) «Будь здоров»

Ольга Юшко
Физкультурно-оздоровительное занятие с элементами хатха-йоги для детей разновозрастной группы (4–7 лет) «Будь здоров»

Задачи:

1. Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов.

2. Учить дышать через нос, выполнять упражнения с задержкой дыхания.

3. Развивать морально-волевые качества, настойчивость в достижении результата.

4. Воспитывать привычку формировать правильную осанку.

5. Учитывать возрастные особенности детей.

Оборудование и инвентарь: массажные коврики; обручи

Ход занятия

Дети заходят в зал и встают в круг. Начинаем комплекс дыхательной гимнастики:

«Ладошки» (упражнение для разминки) Стоим прямо, показывая ладошки.

При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем

ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только

кисти рук. Делаем 4кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к

чему-то. Выдыхаем произвольно — через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после — еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

«Погончики» Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

«Насос» Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

Затем проводим динамическую разминку, это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

Белые снежинки

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)

Легкие пушинки. (покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)

Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки.

(руками выполнить движение «ножницы»)

Заспешили на прогулку детки и старушки.

(шагаем на месте)

Начинаем комплекс Хатха — йога.

Комплекс суставной гимнастики:

— Разминание пальцев обеих ног;

— Массаж стоп; — Массаж косточек; — Массаж лодыжек; — Массаж коленей;

Одновременные движения рук и стоп вверх- вниз. Сидя на ковре вытянув в перёд ноги так, чтобы они были чуть-чуть приподняты над полом, одновременно двигать руками и стопами вверх-вниз.

Сидя вытянув ноги, делать движения головой, имитируя проклевывание, в такой последовательности: вперёд- назад, в право — назад и т. д.

Сесть по-турецки, соединить руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, двигая ею в право, в лево. Руки одновременно перемещаются в противоположном направлении.

Сидя с вытянутыми ногами, делать круговые движения головой в горизонтальной площади. Подбородок двигается параллельно полу, нос смотрит только вперёд. Сделать круговое движение в одну сторону, затем в другую.

Сидя калена согнуты, максимально разведены руки сложены «в замок» и обхватывают ступни, подтягивая пятки к телу. Ритмично, пружинисто покачивая обоими коленями.

№1 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫТЯГИВАНИЯ ХРЕБТА

№ 2 УПРАЖНЕНИЕ «РОЛИК»

№ 3 УПРАЖНЕНИЕ «ЗМЕЯ»

№ 4 УПРАЖНЕНИЕ «ЛУК»

№ 5 УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК»

Принять позу рыбака: полуприсесть, Опереться руками о колено. Выбрать точку на полу по середине стоп, и наклонить правое плечо к точке. Подбородок при этом двигается к плечу. То же самое левым плечом

Стать прямо, стопы расположены параллельно одна другой, руки на поясе. Выполнять приседания, стараясь держать спину прямо и не отрывать пятки от пола.

А теперь дети, мы погрузимся в сказку, и в этом нам поможет Хатха-йога

ГУСИ — ЛЕБЕДИ

Куда полетели Гуси — лебеди?[/b]

— Основная стойка. Согнуть руки в локтях и сложив ладони перед грудью, сделать полный вдох и выдох.

Алёнка увидела яблоню и спросила.

— С полным выдохом медленно поднять руки вверх и прогнуться назад в грудном и поясничном отделах.

Подбежала Алёнка к печи

— С полным выдохом наклонить туловище в перёд и облокотиться руками об пол.

Остановилась возле реки

-С полным выдохом присесть и облокотиться двумя рука об пол, вытянуть ноги назад.

Пошла Алёнка горами- лесами.

-С полным выдохом поднять таз вверх- голова смотрит в середину. Поставив ноги на всю стопу.

Набрела на избушку

-Задержав дыхание, принять позу зигзаг, лечь на живот и приподнять таз, касаясь ковра подбородком, грудью, руками. Коленями.

В избушке была Баба Яга, а гуси вытянув шеи шипели.

-С полным выдохом прогнуть хребет и прошипеть.

ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ «ХА»

Сделайте полный вдох носом и одновременно поднять прямые руки над головой. Сделайте полный выдох в двое дольше, через рот одновременно говоря «ХА» и резко наклониться в перёд с опущенными руками.

Для закрепления результата мы выполним Мудры

Мудра «Жизни»

Полезна при быстрой утомляемости, улучшает остроту зрения. Улучшает самочувствие, дает бодрость и выносливость.

Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединить вместе, а остальные свободно выпрямить.

Мудра «Энергия»

Повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов.

Подушечки среднего и безымянного пальцев, а так же большого пальца соединить вместе, оставшиеся пальцы соединить.

Мудра «Черепаха»

Сохраняет энергию и повышает жизненный тонус.

Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой руки, большие пальцы обеих рук переплетаем.

Релаксация.

Ложитесь на коврик в удобную для вас позу, закрывайте глаза и послушайте музыку. Представьте себе, что вы лежите на песчаном берегу. Над головой светит яркое солнце, и с моря дует лёгкий ветерок. Морской бриз касается пальцев стоп и вызывает в ногах ощущение расслабления. Ветерок поднимается выше по ногам и начинает ласкать пальцы рук. Возникает ощущение, будто ваша спина начинает медленно погружаться в песок. Представляйте, что солнечные лучики согревают ваш живот, грудь, подбородок, нос, веки, уши, лоб и макушку головы.

Заключение.

Представленная программа и система работы по развитию физических качеств у детей 4-7 лет через использование гимнастики «Хатха-йога» могут быть использованы инструкторами по физической культуре, медицинскими работниками, педагогами, как в дошкольных, так и в образовательных учреждениях. С помощью гимнастики «Хатха-йога» открываются новые возможности для развития физических качеств не только у детей дошкольного возраста, но и у подростков и взрослого населения. Развитие физических качеств — путь к здоровью любого человека.

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в подготовительной группе «Путешествие в цветочное королевство» «Путешествие в цветочное королевство» Цель: формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие.

Перспективный план хореографической студии «Антрэ» на 2012–2013 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №190 «Детский сад общеобразовательного вида» Перспективный план хореографической.

Источник

Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей

Рыжкова Лариса Викторовна

МАДОУ детский сад № 132 города Тюмени

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья родителей и детей.

Задачи.

  • Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;
  • оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.

Физкультурный инвентарь. Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Звуки природы»,«Шум моря», медленная инструментальная музыка.

Место проведения. Спортивный зал.

ход

Здравствуйте, уважаемые родители!

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т.е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.

Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога — самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.

Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.

Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Большинство асан (поз) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.

Упражнения хатхи-йоги :

  • Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
  • Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
  • Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
  • Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки

Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.

Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т.е. повторяем несколько раз), затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках , дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.

Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги:

  • Одежда должна быть легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;
  • Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;
  • Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.
  • Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.

— Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз ). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.

Поза «Мостик»

И.п. — лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.

Т.в. — Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища.Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.

Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позво­ночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице .


Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…

Поза «Змея»

И.п. — лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне гру­ди.

Т.в. — на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 се­кунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.

Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улуч­шает осанку. Кроме того, она повышает умственную работо­способность, позволяет избавиться от головной боли.

Вы очень напугались и растерялись, но вдруг появляется охотник с собакой.

Поза «Собака»


И.п. – стоя на четвереньках.

Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.

Поза «Лук»

И.п. — лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в. — спокойно, плавно поднять верхнюю часть туло­вища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, де лает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.

Поза «Бабочка»

И.п. – сидя, ноги прямые.

Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы .

Любуясь красотой бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…

«Дыхание жужжащей пчелы»

Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:

  1. Издайте долгий высокий жужжащий звук.
  2. Издайте долгий низкий жужжащий звук.
  3. Издайте долгий громкий жужжащий звук.
  4. Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.
  5. Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…

«Учимся правильно дышать».
С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.

Я заканчиваю сегодня нашу с вами встречу и хочу быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание и сотрудничество!

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Используемая литература

  1. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение. 1993. – 160 с.

Интернет – ресурсы

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004894

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Читайте также:  Гимнастика когда напрягаешь мышцы
Оцените статью