Гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов у грудничков 1 месяц

Врожденный вывих бедра

Врожденный вывих бедра (ВВБ) — это анатомическая патология тазобедренного сустава, при которой отсутствует максимально полное вхождение головки бедренной кости в вертлужную впадину тазовой кости. ВВБ встречается достаточно часто: 1 случай на 7000 новорождённых для мальчиков и 5/7000 для девочек. Врождённый вывих сразу двух бёдер (двусторонний вывих) встречается вдвое реже одностороннего.

Несвоевременное выявление и позднее начало лечения ВВБ грозит хромотой и инвалидизацией ребёнка, зачастую неустранимой. В этой связи критически важным является обнаружение ВВБ на первом году жизни ребёнка (идеально — в первые 3-4 месяца), для чего родителям нужно иметь ясное представление, почему может возникнуть и какими внешними признаками проявляется данная патология.

Кратко об анатомии тазобедренного сустава

Тазобедренный сустав является точкой соединения тазовой и бедренной кости. Сустав образуется путём вхождения головки бедренной кости в чашеобразную вертлужную впадину тазовой кости, что делает его многоосным, то есть способным осуществлять движение сразу во многих направлениях, включая и возможность кругового вращения.

Читайте также:  Гимнастика для профилактики заболеваний суставов

В человеческом теле главная функция тазобедренного сустава — это обеспечение такой двигательной активности, как ходьба, бег, прыжки и прочее. При врождённой неразвитости (неполноценности) этого сустава двигательная активность оказывается ограниченной вплоть до полной невозможности самостоятельного передвижения.

Причины врожденного вывиха бедра

Основной и, по сути, единственной причиной врождённого вывиха бедра является дисплазия тазобедренного сустава (ДТС) — врождённая неполноценность сустава, создающая предпосылки для возникновения вывиха. Важно понимать, что понятийно дисплазия тазобедренного сустава — это не вывих бедра, однако на практике эти два термина являются почти синонимами, потому что ДТС всегда ведёт к ВВБ той или иной степени, а ВВБ не наступает без ДТС.

Различают следующие формы дисплазии тазобедренного сустава:

  1. У суставной впадины слишком покатые края или слишком маленькая глубина, из-за чего головка бедренной кости не фиксируется в надлежащей степени.
  2. Нарушена геометрии сустава в горизонтальной плоскости, что делает невозможным его правильную работу, поскольку ось движений головки бедренной кости не совпадает с осью вертлужной впадины.
  3. Суставная капсула, обеспечивающая стабилизацию сустава, не выполняет свою стабилизирующую функцию.

Каждая из перечисленных форм ДТС приводит к тому, что тазобедренный сустав не справляется с возлагаемыми на него нагрузками, что приводит или к выпадению (вывиху) головки бедренной кости из вертлужной впадины, или к развитию коксартроза (артроз тазобедренного сустава) с медленным разрушением сустава из-за неравномерности нагрузки.

Признаки ВВБ у младенца

Несвоевременное обнаружение признаков ВВБ чревато постепенным разобщением сочленяющихся поверхностей сустава, что неотвратимо происходит по мере роста ребёнка в отсутствие адекватной терапии. Ситуация осложняется тем, что выявить эти признаки до проявления ребёнком двигательной активности (попытки сидеть, вставать или ходить) достаточно сложно, а лечение патологии с момента самостоятельной двигательной активности малыша уже далеко не так результативно из-за травматизации тканей сустава при вывихе.

Именно поэтому так важно не пропустить мимо внимания те симптомы, которые указывают на наличие у детей дисплазии тазобедренного сустава и/или врождённого вывиха бедра:

  1. Асимметрия кожных складок. При укладывании ребёнка на живот наблюдается асимметрия расположения подколенных, паховых и/или ягодичных складок.
  2. Укорочение ноги. При укладывании ребёнка на спину с выпрямленными ножками заметно, что одна нога короче другой.
  3. Ограничение отведения ноги. При попытке отвести ногу ребёнка в сторону (во время купания или переодевания) ощущается заметное «сопротивление», в то время как другая нога (при одностороннем ВВБ) отводится свободно.
  4. Наружная ротация ноги. Стопа ребёнка повёрнута наружу, что особенно заметно во время сна.
  5. Симптом «щелчка». Более специфический признак, когда при попытках согнуть бёдра к животику ребёнка из тазобедренной области слышится характерный щелчок.

При наличии любого из перечисленных симптомов ребёнка нужно незамедлительно показать врачу, чтобы как можно скорее приступить к лечению.

Виды (стадии) врождённого вывиха бедра

Выраженность внешних признаков во многом зависит от формы (или стадии, если патология развивается постепенно), которую приобрёл ВВБ. Всего различают три степени врождённого вывиха бедра:

  1. Предвывих. Головка бедренной кости занимает правильное положение в вертлужной впадине, но дальнейшее правильное развитие сустава невозможно из-за имеющейся дисплазии.
  2. Подвывих. Головка бедренной кости всё ещё пребывает в области вертлужной впадины, но занимает неправильное положение, что осложняет двигательную активность и делает невозможным дальнейшее правильное формирование сустава.
  3. Вывих. Головка бедренной кости находится за пределами вертлужной впадины, иногда — с повреждением тканей сустава.

Способы лечения

Клинический диагноз ставится на основании результатов УЗИ, рентгенографии, МРТ и/или артрографии тазобедренного сустава. Исходя из сложности патологии назначается консервативное или хирургическое лечение.

Консервативная терапия

Основная задача консервативной терапии при ВВБ заключается в правильном сопоставлении и фиксации головки бедренной кости и вертлужной впадины, чтобы обеспечить таким образом правильное формирование сустава в дальнейшем. Для достижения этой цели применяются специальные бедренные ортопедические ортезы. В частности, на ранних стадиях ДТС применяется шина «Перинка Фрейка», иногда называемая подушкой Фрейка.

Перинка Фрейка — это специальное ортопедическое приспособление, напоминающее подушку, которая размещается и закрепляется между ног ребёнка, что позволяет зафиксировать бёдра в отведённом положении под требуемым углом (90⁰ и выше). Ношение перинки Фрейка показано детям в возрасте до 1 года при предвывихе или подвывихе бедра, чтобы обеспечить правильное формирование тазобедренного сустава при подтверждённой дисплазии. При полном вывихе тазобедренного сустава изделие противопоказано.

Размеры перинки Фрейка подбираются лечащим врачом индивидуально исходя из возраста и телосложения ребёнка. Длительность ношения шины тоже устанавливается лечащим врачом, но в основном ребёнка оставляют в перинке Фрейка на протяжении всего дня за исключением периода выполнения гигиенических, гимнастических или физиотерапевтических процедур.

Для детей в возрасте старше 1 года показано ношение отводящих ортезов по Джону и Корну: специальных устройств, которые не позволяют ребёнку свести ноги вместе, но одновременно оставляют возможность самостоятельной ходьбы. Такие ортезы тоже носят при предвывихе или подвывихе бедра, а также в послеоперационный период для корректной реабилитации.

Важно понимать, что оптимальный возраст для начала консервативного лечения ДТС — это первые дни жизни ребёнка. Если патология была обнаружена после достижения малышом 1-2 лет или при явном вывихе бедра, то эффективность бандажирования существенно снижается, а потому ребёнку рекомендуют оперативное вмешательство.

Хирургическое лечение

Хирургическое вмешательство при ДТС назначается детям старше 12-24 месяцев в случае безрезультатности или бесперспективности (по мнению лечащего врача) консервативной терапии, а также при наличии полного вывиха бедра.

Основные усилия при этом направляются на устранение первопричины проблемы, то есть дисплазии тазобедренного сустава: углубление вертлужной впадины и/или коррекция проксимального отдела бедренной кости (головки, шейки, малого и большого вертелов). В послеоперационный период ребёнку показано ношение отводящих ортезов, иногда на длительный срок — до 12 месяцев.

Вправление вывиха

В отдельных случаях решить проблему ВВБ помогает закрытое вправление вывиха с последующим длительным (не менее 6 месяцев) ношением отводящих ортезов. Этот метод наиболее результативен при возрасте ребёнка до 24 месяцев. В дальнейшем эффективность закрытого вправления снижается, а после 5-ти лет его применение становится даже противопоказано.

6 основных вопросов о врождённом вывихе бедра

1. Почему возникает дисплазия тазобедренного сустава?

Нарушения формирования тазобедренных суставов возникают ещё в период внутриутробного развития ребёнка, однако точные причины появления ДТС современной медицине пока не известны. Считается, что на вероятность развития ДТС влияют такие факторы, как наследственность, инфекционные болезни в период беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки беременной женщины (наркомания и алкоголизм), а также тазовое предлежание плода.

2. Всегда ли дисплазия тазобедренного сустава ведёт к врождённому вывиху бедра?

Всегда, но иногда более заметная симптоматика патологии проявляется только в возрасте, когда ребёнок начинает самостоятельно вставать, ходить и пр.

3. Могут ли вылечить врождённый вывих бедра мануальные терапевты?

Нет, не могут. Нужно понимать, что ВВБ — это не простой травматический вывих, а следствие неполноценности самого тазобедренного сустава. Опытный мануальный терапевт может в некоторых случаях вправить сустав на место, но это не отменяет последующей необходимости ношения отводящих ортезов или даже хирургического вмешательства, поскольку без устранения первопричины (ДТС) проблема будет обнаруживаться снова и снова.

4. Не лучше ли сразу оперировать дисплазию тазобедренного сустава?

Хирургическое вмешательство в формирующийся сустав не принесёт никакого положительного результата, а потому ДТС у ребёнка всегда стараются устранить ношением отводящих ортезов, применяемых как часть комплексного лечения патологии.

5. Как своевременно обнаружить врождённый вывих бедра?

Диагностика вывиха бедра считается уже запоздалой. Оптимальный вариант — это выявление ДТС до наступления подвывиха или вывиха. Чтобы своевременно обнаружить ДТС, ребёнок должен быть осмотрен ортопедом в первые дни после рождения, причём с обязательным проведением УЗИ тазобедренных суставов, а потом ещё раз осмотрен аналогичным образом на 3-м месяце жизни или раньше при наличии подозрения на ВВБ.

6. Можно ли выявить дисплазию тазобедренного сустава на внутриутробной стадии?

К сожалению, пренатальная диагностика пока не располагает достаточным инструментарием, чтобы уверенно обнаруживать ДТС на внутриутробной стадии, а потому проверять ребёнка на наличие таких отклонений нужно сразу после рождения.

Клинические прогнозы

Ключевым фактором для формирования благоприятного прогноза является ранняя диагностика ДТС. При своевременно начатом лечении удаётся полностью устранить ВВБ или даже предупредить его развитие, если ДТС была обнаружена в младенческом возрасте. После первых 3-4 месяцев жизни ребёнка прогноз успешности консервативного лечения ухудшается, а необходимый курс терапии занимает гораздо больше времени.

В случае запоздалого обращения речь нередко уже идёт только об устранении болевого синдрома и восстановлении опороспособности ноги. Эндопротезирование тазобедренного сустава позволяет успешно решать обе названные проблемы, но проведение такой операции возможно лишь для взрослых пациентов с уже сформировавшимся скелетом.

Источник

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Оцените статью