Гимнастика порез лицевого нерва
Подготовила: Махова Е.В.
При остром неврите лицевого нерва, как правило, страдают мимические мышцы, возникает их парез или паралич. Мышцы здоровой стороны лица перетягивают обездвиженные, дополнительно травмируя их, что вызывает стойкую асимметрию, контрактуры. Чтобы не допустить этих осложнений, надо пунктуально выполнять все назначения врачей.
При поражении лицевого нерва больному рекомендуется:
- Не переохлаждать лицо, шею, голову.
- До выздоровления в любую погоду следует обязательно носить платок или шапочку, шарф.
- В первые недели необходимо поддерживать больную сторону лица повязкой. Сложенный по диагонали платок накладывается на подбородок и завязывается узлом на темени. Под повязкой мышцы здоровой стороны следует слегка сместить вниз, а больной — поднять.
Лейкопластырное натяжение для уменьшения глазной щели осуществляется одной или двумя узкими полосками лейкопластыря, который прикрепляется на коже века по середине глазной щели и мягко натягивается кнаружи-вверх, свободным концом, также прикрепляясь к неподвижному шлему. Сила натяжения легко определяется до появления двоения при бинокулярном зрении. Однако, чем уже получается глазная щель при натяжении, тем легче она смыкается при непроизвольном моргании. Таким естественным образом глаз увлажняется слезой, что предохраняет роговицу от высыхания и изъязвления. Т.к. лечение положением в этом случае направлено не только на мышечный дефект, но и на сохранность роговицы, то в отличие от других случаев лечения положением оно применяется и в ночное время, когда особенно важно, чтобы глаз был полностью закрыт.
Во всех остальных случаях лечение положением рекомендуется проводить в дневное время, когда двигательные функции наиболее необходимы больному для выполнения бытовых, трудовых и лечебных мероприятий. Кроме того, лечение положением во время сна малоэффективно и утомительно. Лейкопластырное натяжение в первые сутки проводят дробно — по 30-60 мин. 2-3 раза в день, преимущественно во время активных мимических действий (при еде, разговоре, общении с родственниками и врачами). Затем время лечения увеличивается до 2-3 часов в день.
- ЛГ производится до физиотерапевтических процедур.
- Для усиления проприорецепции из паретичных мышц лица полезно перед занятиями лечебной гимнастикой накладывать на лицо стягивающую полумаску (например, приготовленную из яичного белка).
- Перед специальной гимнастикой следует проводить небольшой комплекс ОРУ (для мышц шеи, туловища, верхних и нижних конечностей).
- Выполняют лечебную гимнастику обязательно сидя перед зеркалом под контролем зрения, т.к. при выполнении упражнений часто появляются сопутствующие движения, на которые нужно вовремя обратить внимание, чтобы они не закрепились.
- Перед каждым упражнением обязательно следует полностью расслабить мышцы, особенно на здоровой стороне.
- Упражнения надо делать мягко, без рывков.
- То упражнение, во время которого появились самостоятельные движения мышц на парализованной стороне, следует повторить.
- Мимическая гимнастика быстро утомляет больного, поэтому между упражнениями следует давать отдых и слегка поглаживать мышцы, которые участвуют в работе. Каждое упражнение повторяют не более 5-6 раз. Занятие не должно быть слишком нагрузочным, при малейших признаках утомления его следует прекращать.
- Для усиления эффективности лечения, комплекс мимической гимнастики должен длиться 20-30 мин. и повторяться больным самостоятельно 2-3 раза в день.
- В начале лечения назначают наиболее простые, легко выполняемые движения мимической мускулатуры, а затем переходят к более сложным. Упражнения выполняются активно и пассивно (с помощью) на стороне поражения.
- Следует добиваться выполнения симметричных движений. Для этого больной активно должен ограничивать амплитуду движений на здоровой стороне, придерживая рукой здоровую сторону.
- Дыхание при мимической гимнастике произвольное.
Рекомендуются следующие специальные упражнения для мимических мышц:
- Поднять брови вверх.
- Наморщить брови (хмуриться).
- Закрыть глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая ве-ко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открыть и закрыть глаза 3 раза подряд).
- Улыбаться с закрытым ртом.
- Щуриться.
- Опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать».
- Свистеть.
- Расширить ноздри.
- Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
- Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
- Улыбаться с открытым ртом.
- Погасить зажженную спичку.
- Набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать, стараясь не выливать воду.
- Надуть щеки.
- Перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно.
- Опустить углы рта вниз при закрытом рте.
- Высунуть язык и сделать его узким.
- Открыв рот, двигать языком вперед-назад.
- Открыв рот, двигать языком вправо, влево.
- Выпячивать вперед губы «трубочкой».
- Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
- Втягивать щеки при закрытом рте.
- Опустить верхнюю губу на нижнюю.
- Кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.
В остром периоде прозопоплегии лечебная гимнастика проводится с привлечением различных синергических реакций:
- дыхательно-лицевых,
- жевательно-лицевых,
- язычно-лицевых,
- глоточно-лицевых,
- глазодвигательно-лицевых,
- брахио-фасциальных,
- имитационных синергий лица,
- глобальных синкинезий.
На первом этапе важно получить любую, пусть даже недифференцированную и генерализованную, двигательную реакцию пораженных мышц лица. Там где это возможно, голове пациента придается положение, обеспечивающее антигравитационные условия работы парализованных мышц. Иногда с целью дополнительной стимуляции остаточной двигательной активности производится усиление проприоцептивных ощущений с кожных поверхностей над пораженными мышцами, путем их легкого покалывания иглой, а также производится натяжение мимических мышц через палец, подставленный с внутренней стороны щеки или губы.
- Примеры упражнений, основанных на дыхательно-лицевых синкинезиях:
- Больной закрывает пальцем здоровую половину носа и производит форсированное вдыхание воздуха ноздрей пораженной половины лица. При этом он изо всех сил пытается «играть» крыльями носа и напрягать носогубную складку.
- Пациент втягивает воздух через сомкнутые зубы (как кит), одновременно он пытается растянуть губы «в ниточку», образовать «ямочки» на щеках, напрячь носогубную складку.
- Больной быстро вдыхает и выдыхает носом, как бы принюхивается, пытаясь шевелить крыльями носа.
- Больной пытается выдохнуть воздух через вытянутые в трубочку губы, как при свисте.
- Пациент попеременно во время вдоха через рот натягивает верхнюю губу на верхние резцы и нижнюю губу на нижние резцы.
- Примеры упражнений, основанных на жевательно-лицевых синкинезиях:
- Пациент смещает челюсть в сторону пораженной половины лица, одновременно пытаясь сомкнуть ипсилатеральную глазную щель и оскалить зубы.
- Больной делает прикус «на резцы» и одновременно пытается оскалить верхние зубы до клыко.
- Прикусывая зубы «на коренные», пациент стремится опустить углы рта вниз.
- Больной выдвигает нижнюю челюсть вперед, одновременно пытаясь оттопырить нижнюю губу.
- Примеры упражнений, основанных на язычно-лицевых синкинезиях:
- Пациент прижимает кончик языка к твердому небу, одновременно пытаясь наморщить нос и сузить глазную щель.
- Пациент высовывает язык и поворачивает его в сторону пареза, пытаясь одновременно сузить глазную щель.
- Пациент упирает кончик языка в щеку на пораженной стороне, пытаясь напряжением m. buccinator адекватно противостоять этому давлению.
- Больной прикасается языком к верхним резцам, одновременно пытаясь оттопырить верхнюю губу.
- Пример упражнений, основанных на глоточно-лицевых синкинезиях:
- Больной делает повторные глотательные движения, как при проглатывании чего-либо горького, одновременно пытаясь прищурить глаза и напрячь носогубные складки.
- Примеры упражнений, основанных на глазодвигательно-лицевых синкинезиях:
- Закрывание глаза производится в антигравитационном положении (лежа на спине). Больного обучают закрывать глаз в два приема: сначала прикрывается верхнее веко, а когда объем его движения оказывается полностью исчерпанным, подтягивается нижнее веко до полного смыкания глазной щели.
- Поворачивая взор в ипсилатеральную сторону, пациент пытается сомкнуть глазную щель. В положении сидя, отклоняя голову назад, пациент одновременно пытается прикрыть верхнее веко (рефлекс кукольных глаз).
- В положении сидя, наклоняя голову вперед и поднимая глаза кверху, пациент пытается наморщить лоб.
- Пациент пытается сузить одноименную глазную щель.
- Кинезитерапевт раздражает ресницы или роговицу больного полоской бумаги, пытаясь вызвать защитный рефлекс мигания.
- Примеры упражнений, основанных на брахио-фасциальных синкинезиях:
- Больной изо всех сил упирается обеими руками в нижнюю поверхность стола, пытаясь изобразить на лице гримасу перенапряжения.
- Пациенту предлагают удерживать или медленно поднимать гимнастическое ядро или гантель, сгибая супинированное предплечье в локтевом суставе, одновременно он пытается напрячь мышцы лица, как при натуживании.
- Отягощение грузом может быть заменено адекватным сопротивлением руки методиста.
- Примеры упражнений, основанных на имитационных синкинезиях лица:
- Чтобы произвести нужное движение парализованной половиной лица больной сначала делает то же самое непораженными мышцами здоровой половины.
- Примеры упражнений, основанных на глобальных синкинезиях:
- Лежа на спине, пациент приподнимает голову, пытаясь одновременно совершить определенные действия мышцами пораженной стороны лица: оттянуть угол рта в сторону, «насупить» брови, сомкнуть глазную щель и т.д. Методист оказывает адекватное сопротивление приподниманию головы больного с помощью ладони, приложенной к его лбу.
После выполнения комплекса упражнений для мимической мускулатуры переходят к гимнастике с произношением букв и слогов.
Упражнения для улучшения артикуляции:
- Произносить буквы а, у, и, о.
- Произносить буквы п, ф, в, подводя нижнюю губу под верхние зубы.
- Произносить сочетания этих букв: ой, фу, фи и т.д.
- Произносить слова, содержащие эти буквы, по слогам: о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га, мо-но-лог, ку-ку-ру-за и т.д.
При произношении слов необходимо обращать внимание на движения губ (оттягивание уголков рта, сжимание губ), следить, чтобы не появились сопутствующие движения.
Слоги и буквы произносить растягивая.
При полном параличе самомассаж, упражнения и лечение положением надо проводить длительно и, что не менее важно, систематически.
Если функция мимических мышц полностью не восстанавливается, методика должна быть направлена на ограничение мимики здоровой половины лица, что помогает маскировать и компенсировать дефект.
Источник
Гимнастика при повреждении лицевого нерва
При регулярных занятиях лечебной физкультурой при повреждении лицевого нерва происходит восстановление контроля центральной нервной системы над функциями мимических мышц, восстановление содружественных движений и автоматизмов, а также улучшение кровоснабжения тканей и предотвращение формирования мимических контрактур.
Комплекс упражнений следует выполнять раз по раза в день:
- Поднять брови вверх, удержать.
- Нахмурить брови, удержать.
- Закрыть глаза : (крепко-слабо).
- Поморгать.
- Движение глазного яблока при закрытых глазах : (вверх-вниз), (вправо-влево).
- Прищуривание, подтягивая нижнее веко вверх.
- Поочередно закрыть правый и левый глаз.
- Сморщить нос.
- Раздувать ноздри. 10. Втягивать ноздри.
- Улыбка.
- Губы трубочкой.
- Звук «М».
- Звук «О».
- Показать верхние зубы.
- Показать нижние зубы.
- Фыркать протяжно.
- Захватывать зубами поочередно верхние и нижние губы.
- Показать язык.
- Чмокать губами.
- Свистеть.
- Плевать.
- Звуки «У», «А».
- Языком водить по зубам.
- Полоскать воздухом рот.
- Поджать расслабленный подбородок.
- Брать с ладони мелкие куски яблока (как лошадь).
- Губы трубочкой, водить по кругу.
- Оскалиться.
- Рот открыт, звуки «О», «А».
- Втягивать щеки.
- Произносить «Т», «П», «Р», «У».
- Улыбка (вправо-влево).
- Фыркать.
© 1994 — 2021 Сеть клиник «Персона» Н.Новгород, ул. Большая Печерская, 26
Создание и поддержка сайта —
Информация, указанная на сайте, не является публичной офертой.
Источник
Гимнастика при неврите лицевого нерва
Неврит лицевого нерва — воспалительное поражение седьмой пары черепно-мозговых нервов. В состав лицевого нерва входят двигательные ветви, иннервирующие мимические мышцы, и промежуточный нерв, ответственный за иннервацию стременной мышцы, слёзной железы, вкусовую чувствительность двух передних третей языка. Типичные симптомы неврита — боль позади уха, слабость, приводящая к снижению или полному отсутствию мимических движений, асимметрия лица, слезотечение, сухость глаз, расстройства вкуса. Другие признаки зависят от причин и места поражения лицевого нерва.
Для благоприятного течения болезни, восстановления функций мимических мышц необходима длительная терапия, сочетающая фармакологические и нефармакологические методы. Обязательная составная часть комплексного лечения неврита лицевого нерва — гимнастика. В статье ниже обсудим: плюсы и минусы занятий, особенности, нужна ли подготовка перед гимнастикой, рассмотрим некоторые упражнения.
Польза и вред гимнастики для лица при неврите лицевого нерва
Лечебная гимнастика направлена на восстановление поражённого нервного ствола путём нормализации его кровоснабжения, наращивание мышечной силы, уменьшение пареза лицевой мускулатуры, расслабление мышц на здоровой стороне. Необходима при невритах, возникших вследствие травм, воспаления, ущемления лицевого нерва разного происхождения. Упражнения подбирает специалист восстановительной медицины или невролог индивидуально, учитывая остроту процесса, место поражения лицевого нерва, тяжесть симптомов, наличие других лечебно-реабилитационных мероприятий.
Существуют противопоказания, когда гимнастика может ухудшить течение основного или сопутствующего заболевания. Занятия не назначают в остром периоде, людям с раковыми образованиями, при туннельном синдроме.
Статью проверил
Дата публикации: 19 Марта 2021 года
Дата проверки: 19 Марта 2021 года
Дата обновления: 28 Сентября 2021 года
Содержание статьи
Особенности гимнастики
Гимнастику для лица можно выполнять с первых дней заболевания. На раннем этапе занятия проходят под руководством специалиста, который контролирует технику упражнений, прикладываемые усилия. В дальнейшем возможные самостоятельные тренировки. Гимнастику проводят дважды в день по 5-15 минут до полного выздоровления.
Во время выполнения упражнений важно сосредоточиться, задействовать только нужную группу мышц, избегая содружественных мимических движений, работать на качество, а не количество. Здоровую сторону лица можно придерживать руками, чтобы мышцы находились в расслабленном состоянии.
Сущность лечебной гимнастики заключается в дозированном напряжении/расслаблении отдельных мышц или мышечных групп, ответственных за мимику, произношение некоторых губных звуков. В программу занятий включают упражнения для мимических мышц, языка, губ, глаз, улучшения артикуляции. С целью выздоровления за более короткие сроки гимнастику дополняют точечным массажем лица, шейно-воротниковой зоны, тейпированием, аппликациями из озокерита, парафина, другими физиотерапевтическими процедурами.
Подготовка к процедуре
Специалисты советуют перед началом гимнастики выполнять массаж лица или тепловые процедуры. Под действием тепла усиливается лимфо-и кровообращение, улучшается тканевой обмен, происходит расслабление мышц, что повышает эффективность занятий. Массаж делает специалист или самостоятельно, сидя/стоя перед зеркалом. Круговыми движениями пальцев без усилий массируют лоб, глазницы от внутреннего уголка глаз к внешнему, далее околоушную зону, нос, область вокруг рта, подбородок, переднюю поверхность шеи. Завершают гимнастику наклонами головы вперёд, назад, в стороны, круговыми вращениями головы.
В некоторых случаях для улучшения проводимости лицевого нерва на пораженной стороне предварительно выполняют лечебное воздействие электрическим током с постоянной силой и небольшим напряжением.
Важное значение имеет дыхательная гимнастика, особенно для больных, у которых нарушена речь. Она благотворно воздействует на весь организм, приводит в норму лимфоснабжение и кровоснабжение, способствует рассасыванию воспаления, восстанавливает нервные регуляции, повышает тонус организма. Наиболее часто используют дыхательную гимнастику Стрельниковой, Бутейко, Лобановой-Поповой.
Комплекс упражнений
Упражнения для мимических мышц:
- Сморщить лоб.
- Закрыть глаза.
- Нахмурить брови.
- Раздуть ноздри.
- Надуть/втянуть щёки.
- Улыбнуться уголками рта.
- Втянуть носом воздух.
- Поочерёдно закрывать глаза.
- Полоскать рот воздухом.
- Вытянуть губы вперёд “трубочкой”.
- Двигать языком вправо-влево с открытым ртом.
- Перемещать воздух с одной половины рта на другую.
- Свистеть.
- Опустить верхнюю губу на нижнюю.
- Погасить спичку.
- При закрытом рте водить по дёснам кончиком языка.
- Высунуть язык, и сложить его “трубочкой”.
- Полоскать рот водой.
Упражнения для глаз:
- Зажмурить глаза.
- Прищурить взгляд.
- Поочерёдно подмигивать правым и левым глазом.
- Вращать глазами справа налево.
- Вытянуть вперед руку, указательным пальцем коснуться носа. Повторить по 5 раз с каждой рукой.
- Указательным, средним и безымянным пальцем надавить на закрытое веко без усилий. Повторить 5 раз.
- Удерживая указательным пальцем кожу в зоне надбровных дуг, медленно закрывать глаза, создавая сопротивление. Количество упражнений — 10 раз.
- Вращать глазными яблоками с закрытыми веками.
Упражнения для языка:
- Поднять язык к верхней губе, положить на нижнюю губу.
- Открыть рот, кончик языка упирается в щёку, и делает движения вверх-вниз.
- Открыть рот, язык поднять вверх, кончикам языка водить по нёбу от верхних зубов до горла, и обратно.
- Облизать губы языком, сначала по часовой стрелке, потом против.
- Открыть рот, кончиком языка почистить за верхними зубами, потом за нижними.
- Улыбнуться, открыть рот, кончик языка поднять вверх, с силой ударять за верхними зубами, произнося звук “д-д-д”. Выполнять 10-20 секунд.
- Открыть рот, язык поднять к верхней губе, загнуть вверх, двигать вперёд-назад, произнося “была-была-была”.
Упражнения для артикуляционного аппарата:
- Произносить гласные буквы: “о”, “у”, “и”.
- Произносить согласные буквы: “ф”, “п”, “б”, “м”, “х”, “ц”.
- Произносить слова по слогам с перечисленными буквами.
Источники
“Восстановление функциональных и трофических нарушений при невропатии лицевого нерва”, ГН Хованская, ЛА Пирогова, ТА Новицкая, НВ Юрчевская, материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием, 20 октября 2017 г.
“Реабилитация в неврологии”, АВ Епифанов, ГЭОТАР-Медиа, 2013 г. — 416 с.
“Невропатия лицевого нерва”, НА Игрунова, ВА Куташов, “Центральный научный вестник”, том 1, номер 2.
Источник