Гимнастика пальчиковая гимнастика для глаз гимнастика дыхательная относится

Консультация на тему: Здоровьесберегающие образовательные Технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Здоровьесберегающие образовательные Технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx 23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдзвелöдан

муниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к.

Консультация на тему:

Технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения)

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития.

Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления всех участников образовательного процесса.

Направления здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения (бодрящая гимнастика, подвижные и спортивные игры, релаксация.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся физкультурные и проблемно – игровые занятия, коммуникативные игры, беседы о здоровье, «Дни здоровья», самомассаж.

К коррекционным технологиям относятся технологии музыкального воздействия, арт. и сказка – терапия, песочная терапия, ароматерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.

Постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние

Помогает развитию правильной осанки

Развивает и укрепляет мышцы

Содействует обмену веществ

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук детей способствует развитию речи. Кроме того, она необходима, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь, повышать работоспособность коры головного мозга, развивать психические процессы (мышление, память, воображение).

Особое внимание должно уделяться отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости малышей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2-5 минут. Динамические паузы проводятся по мере необходимости. При динамических паузах можно выполнять элементы дыхательной гимнастики, делать упражнения для пальчиков и глаз. Паузы очень важны для развития детей. Совместные упражнения со взрослыми помогают избавиться от зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым материалом, развить внимание и память.

Гимнастика для глаз

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение.

Бодрящая гимнастика (гимнастика пробуждения)

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Это может быть топанье в тазике с водой, хождение босиком, обливание ног или обтирание тела влажной салфеткой или полотенцем. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья

В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены активные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярны игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды активных игр. Дети старше 4 лет вполне могут усвоить несложные правила и соблюдать их. С этого возраста могут проводиться конкурсы и эстафеты. Конечно, в большинстве детских садов в программе присутствуют лишь элементы подвижных игр, но они являются обязательными. Занятия со средней степенью подвижности должны проводиться ежедневно на прогулках или в группах.

Но важна не только гимнастика, игры и прочие активные способы времяпровождения. Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей детям можно включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Ответственными за эту часть здоровьесберегающих технологий являются воспитатели, психологи и инструктора по физической культуре. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться. На выполнение всего комплекса должно отводиться порядка 5-7 минут.

Коммуникативные и проблемно-игровые занятия

Помимо занятий физкультурой, важно уделять внимание тому, как должно осуществляться обеспечение безопасности жизнедеятельности. Но это направление актуально лишь для детей старшего садовского возраста. С ребятами проводятся специальные тематические занятия. Коммуникативные игры позволяют вовлечь ребенка в процесс социальной адаптации, помогают развить мимику, жестикуляцию, пантомимику. Дети учатся управлять своим телом, создают позитивное отношение к нему. Кроме того, такие игры способствуют тому, что дети начинают лучше понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Они пытаются с помощью речи и выразительных движений показывать свое эмоциональное состояние. Это развивает их образное мышление, стимулирует невербальное воображение.

Активное времяпровождение, развитие коммуникационных навыков и умение расслабляться – это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. Во многих ДОУ важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка. Такую коррекционную терапию можно совмещать с занятиями физкультурой, а можно проводить отдельно до 4 раз в месяц в каждой группе. Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости. Положительно влияет и сказкотерапия. Ее желательно проводить несколько раз в месяц по 30 минут. Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях. Их может рассказывать взрослый либо группа детей по очереди. Положительное влияние таких методов очевидно, поэтому многие рекомендуют активно использовать коррекционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Занятия также могут включать в себя изотерапию. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность. Арттехнологии, используемые в детских садах, благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесс, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Источник

Гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная

Людмила Рогожкина
Гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная

Совместная авторская тематическая разработка педагога и родителей средней группы

(Технология сохранения и стимулирования здоровья)

На прогулку мы собрались Дети становятся на носочки и тянут сомкнутые руки вверх (потягиваются)

И очень весело пошли. Шагают на месте

До участка мы дошли, Шагают вперед

И на участке – побежали. Бег на месте

В нашей группе зайки Дети имитируют позу зайца

Прыгают, да скачут, Прыжки на месте

Прыгают, да скачут, Прыжки с продвижением вперед

И при этом дружно стоят на месте

Лапками все машут. Имитации игры на барабане

Задул ветер в октябре, Дети машут руками себе в лицо

Закачались ветки. Наклоны вправо, влево

Полетели по траве Кружатся вокруг себя

Соберем в букетик метки Присели

Красные и желтые Имитируют сбор листьев (вытягивают поочередно руки вперед)

До чего ж букетики, Встают

Друзья, у нас веселые. Машут «собранными букетами»

Гимнастика для глаз

Я закрыл свои глаза Дети закрывают глаза

И услышал шорох Дети сидят с закрытыми глазами

Глазик правый, покажи, Открывается правый глаз (если вместе с ним открывается и левый глаз, то дети закрывают его ладошкой)

Кто это, подскажи! Правым глазом осматривают помещение, при этом сидят не двигаясь

Глазик левый, открывайся Открывается левый глаз

И на помощь отправляйся Открыты оба глаза

Посмотрите влево, вправо. Двигаются только глаза влево, вправо

Вверх и вниз взгляните вы. Движение глазами вверх, вниз

Никого вокруг не видно? Сделать удивленное лицо

Показалось, очевидно! Улыбнуться и прикрыть глаза

Глазки

Глазки я свои закрою, Дети закрывают глаза

Пусть немножко отдохнут Дети сидят с закрытыми глазами

Я тихонько посижу, Дети сидят с закрытыми глазами

А потом играть пойду Дети сидят с закрытыми глазами, после слова «пойду» открывают глаза

Глазки-часики

Глазки, глазки, ну, скажите, Привлекается внимание детей

Как идут часы? Дети ищут в помещении часы (местоположение изображения часов постоянно меняется)

Тик-так. Дети покачивают головой влево, вправо

А теперь, вы,повторите: Дети начинают двигать только глазами влево, вправо

Тик-так, тик-так, тик-так. Двигаются только глаза влево, вправо

Пальчиковая гимнастика

Листик красный Раскрыть кулачок одной руки и закрыть

Листик желтый Раскрыть кулачок второй руки и закрыть

Лист кленовый Раскрыть кулачок одной руки и закрыть

Лист дубовый Раскрыть кулачок второй руки и закрыть

По ветру они летят Волнообразные горизонтальные движения одной ладошкой

За собой зовут ребят Волнообразные горизонтальные движения второй ладошкой

Солнышко и тучки

Солнце с тучками играло, Растопыренные пальчики закрыть в кулачок (несколько раз)

А потом оно устало. Встряхнуть кисти рук

В дом свой тихо спать ушло. Собрать пальчики в пучок

Тучки стали звать его: Барабанят пальчики, собранные в пучок по столу

Тук-тук-тук, Постучать указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки

Тук-тук-тук. Постучать указательным пальцем одной второй руки по ладошке другой первой руки

Выходи играть наш друг. Замкнуть ладошки в замочек

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз “Весёлая неделька” гимнастика для глаз — Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. — В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу.

Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика для НОД в ОО «Физическая культура» в МБДОУ Цель: -способствовать восстановлению нарушенного носового дыхания, улучшению дренажной функции легких, положительным обменным процессам,.

«Берегите, дети, глазки». Гимнастика для глаз Берегите Дети глазки. выполнила: Корнеенкова Н. Г. Гимнастика для глаз – это один из приёмов оздоровления детей, она относится.

Буклет. Гимнастика для глаз. Проблему зрительного утомления детей можно решить включая игровые упражнения. Выполнение гимнастики для глаз не требует больших затрат времени.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей Дыхательная гимнастика Стрельниковой универсальна. Она может быт лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Картотека дыхательных упражнений на суше. Подготовила: Маслова Н. В., инструктор по ФИЗО МБДОУ № 73 г. Сергиев Посад. «Пальма». И. п..

Дыхательная гимнастика для детей с ОНР Дыхательная гимнастика для детей с ОНР. Существует очень много различных упражнений для развития речевого дыхания,я представлю лишь малую.

Гимнастика для глаз 2-я младшая (осенний комплекс) Гимнастика для глаз 2-я младшая (осенний комплекс) СЕНТЯБРЬ Комплекс 1 И. п. — сидя за партой. 1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть.

Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для.

Мастер-класс «Гимнастика для глаз» Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит,.

Источник

Читайте также:  Йога натощак или после еды
Оцените статью