- Гимнастика для пожилых: 11 простых упражнений
- Гимнастика для детей от рождения до года
- Выбираем вид детской гимнастики
- Гимнастика на мяче
- Основные принципы гимнастики на мяче
- Техника выполнения упражнений
- Аквагимнастика
- Основные принципы аквагимнастики
- Техника аквагимнастики
- Другие виды детской гимнастики
- Движение — это жизнь! И огромная радость
Гимнастика для пожилых: 11 простых упражнений
Задача гимнастики – адаптировать организм к повседневным нагрузкам, отрегулировать работу сердечно-сосудистой, вегетативной, нервно-мышечной систем, укрепить опорно-двигательный аппарат, создать хорошее настроение людям среднего и старшего возраста.
Все упражнения надо выполнять с улыбкой и под музыку.
Дыхательное упражнение.
Исходное положение (и. п.) – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Поднимаем руки через стороны вверх, вдыхаем носом, руки опускаем – выдыхаем ртом. Работает диафрагма, лопатки сводятся и разводятся. Упражнение повторяем 3 раза. Каждый раз, вставая со стула, мы снова делаем это упражнение. Выполняем с улыбкой и не напрягаемся.
1. Наклоны головой
И. п. – стоя, ноги чуть шире плеч, руки на поясе. Наклоняем голову влево, вправо, вниз, влево, вправо, вниз. Людям среднего и пожилого возраста не рекомендуется откидывать голову назад. В зависимости от возраста можно выполнить от 5 до 7 повторений этого упражнения.
2. Вращение плеча
И. п. – стоя, ноги чуть шире плеч, руки к плечам. Вращательные движения в плечевом суставе вперед и назад. 4 поворота вперед, 4 назад. Повторяем 5–7 раз.
Объем и интенсивность выполняемого упражнения каждый регулирует сам. Если вам меньше 62 лет, повторений можно сделать больше.
3. Круговые вращения тазом
И. п. – стоя, ноги чуть шире плеч. Выполняем круговые вращения сначала влево на счет раз-два-три-четыре, потом вправо – пять-шесть-семь-восемь… Делаем 5–7 повторений. Не надо ни наклоняться, ни прогибаться.
4. Разминка для коленных суставов
И. п. – стоя, ноги шире плеч, чуть присели, руки – на коленях, спину держим ровно.
Колени сводим-разводим на счет раз-два-три-четыре. 3 повторения. Закончили упражнение – присели на стул.
5. Сжимание–разжимание кистей
И. п. – сидя на стуле, ноги чуть разведены в стороны. Руки вытягиваем вперед, сжимаем-разжимаем кулаки на счет от 1 до 8, работают только кисти. 3 повторения. Прибавляем скорость. 3 повторения. И еще 2 повторения максимально быстро.
Встряхнули руками, откинувшись на спинку стула.
Дыхательное упражнение.
6. Наклоны вперед
И. п. – стоя, ноги чуть шире плеч, руки опущены. К каждой ноге делаем по 2 пружинистых наклона. На счет 1–4 наклоняемся вперед, потом к одной ноге, на счет 5–8 – вперед, к другой ноге. Выпрямились, руки на пояс, слегка прогнулись назад. Откидывать голову не надо.
При наклонах не заставляйте себя дотягиваться до пола. Колени можно сгибать. Тот, кто в состоянии сделать только 3–4 повтора, может на этом остановиться, кто может выполнить больше, сделайте 6–7 повторов.
7. Упражнение «Плавание»
И. п. – стоя, ноги чуть шире плеч, руки опущены. «Плывем» кролем. На счет от 1 до 4 руки идут вперед, потом назад. Амплитуда движений должна быть максимальной. Когда тело размято предыдущими упражнениями, это выполняется легко. Нагрузку получает верхний плечевой пояс.
8. Упражнение «Ножницы»
И. п. – сидя на стуле, ноги на весу. Разводим-сводим их крест-накрест на счет от 1 до 4. Потом по очереди поднимаем-опускаем вверх-вниз. Делаем 6–8 повторений. Можно держаться за спинку стула. Так мы прорабатываем пресс.
9. «Боксерский поединок»
И. п. – стоя, в руках – маленькие гантели или пол-литровые пластиковые бутылки с водой.
Встаем в боксерскую стойку, туловище не прогибается ни вперед, ни назад, ноги на ширине плеч, правую руку вытягиваем вперед, левая согнутая и позади правой. Упражнение проводится с разной скоростью. Первый раунд – разведка боем. На счет с 1 до 8 выбрасываем то одну, то другую руку вперед, делаем 3 повторения, второй раунд – чуть быстрее, на счет от 1 до 8, три повторения. И заключительный раунд – самый короткий и эффективный: очень быстро выбрасываем руки на счет до 1 до 7, восьмой удар с замахом – нокаут. Мы победили, теперь можем немножко отдохнуть.
10. Потягивания
И. п. – сидя на стуле. Берем детский мячик в виде ежика, но можно выполнять упражнение и без него. (С мячом упражнение выполнять сложнее.) Руки с мячом – в замок, вытягиваем их вперед, выворачиваем ладони наружу, тянемся до хруста. Руки, сгибая в локтях, на себя, кисти разворачиваются внутрь, руки выпрямляем в локтях – кисти наружу. Выполняем на счет от 1 до 8. Делаем 5–6 повторений. После окончания упражнения крутим кистями, сомкнутыми в замок, влево и вправо.
Дыхательное упражнение.
11. Расслабление
В заключение – примите позу, которая позволит вам полностью расслабиться. И. п. – сидя на стуле. Ноги вытянуты, руки расслабленно висят, голову наклоняем вперед, сидим так в течение 30–40 секунд, слушаем музыку и отдыхаем.
Примечание: зарядка занимает примерно полчаса. Если вам меньше 65 лет, вы можете выполнять ее и дольше – до 40–45 минут. Людям после 70 не рекомендую делать ее более получаса. После 75 лет достаточно позаниматься 25 минут. После зарядки хорошо принять контрастный душ.
Источник
Гимнастика для детей от рождения до года
Выбираем вид детской гимнастики
Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности.
Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире.
К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.
Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:
1) гимнастика (физические упражнения);
2) гимнастика на мяче;
О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.
Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я».
До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.
Гимнастика на мяче
Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.
- Снижают мышечный гипертонус;
- Улучшают работу внутренних органов;
- Тренируют вестибулярный аппарат;
- Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
- Уменьшают дискомфорт при коликах.
Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.
Основные принципы гимнастики на мяче
- Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
- Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
- Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
- Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
- Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.
Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.
Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий.
Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.
Техника выполнения упражнений
Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.
- Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
- В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
- Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
- Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
- В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.
Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.
Аквагимнастика
Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.
Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем.
- укрепляет иммунитет;
- нормализует сон;
- регулирует обмен веществ;
- стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
- насыщает кровь кислородом;
- тренирует сердечно-сосудистую систему;
- формирует правильное дыхание;
- воздействует на нервную систему.
Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.
Основные принципы аквагимнастики
- Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
- Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта. Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
- Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
- Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
- Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
- Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
- В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
- Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.
Техника аквагимнастики
Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.
Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.
Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.
Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.
Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома.
- Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
- Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
- Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
- Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.
Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.
Другие виды детской гимнастики
Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога.
В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой.
Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.
Движение — это жизнь! И огромная радость
Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.
Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.
Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!
Источник