- Нейрогимнастика: упражнения для мозга взрослым
- В чем преимущества нейрогимнастики
- Как подготовить свой мозг к тренировкам
- Классификация упражнений
- Примеры упражнений для взрослых
- Растягивающие упражнения:
- Энергетические упражнения:
- Зарядка для ума
- Крюки Деннисона
- Когнитивная гимнастика
- Массаж мышц спины и головы
- Гомеопатия
Нейрогимнастика: упражнения для мозга взрослым
Нейрогимнастика была разработана более 40 лет назад американским психологом Полом Деннисоном. В начале 90-х годов прошлого столетия была создана программа «Гимнастика Мозга», которая была посвящена естественному развитию человека и способам активации созданных природой механизмов работы головного мозга путем физических движений.
Основной принцип нейрогимнастики заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Фактически, путем физических упражнений можно тренировать мозг, потому что организм человека – это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.
В чем преимущества нейрогимнастики
Статистика показывает, что только 10% населения планеты способны наравне задействовать правое (творческое) и левое (логическое) полушарие мозга. При это отмечается, что максимальный уровень эффективности работы мозга возможен только при скоординированной работе обоих полушарий.
Нейрогимнастику можно начинать с раннего возраста – с 4-5 лет и старше. Но такая гимнастика мозга может использоваться и для взрослых. Особенно в том случае, если человек перенес травму головы, инсульт, либо в качестве профилактики возрастных изменений (ухудшение мыслительных процессов, внимания и памяти).
Нейрогимнастика оказывает следующее благоприятное воздействие:
- Улучшение состояния нервной системы.
- Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
- Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание).
- Раскрытие скрытых способностей мозга.
- Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга.
- Улучшение настроения.
- Избавление от страхов, тревог и переживаний.
- Управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль за проявлениями агрессии.
Как подготовить свой мозг к тренировкам
Каждый спортсмен знает, насколько важно подготовить свое тело к интенсивным тренировкам. Если этого не сделать, то велика вероятность получения травмы из-за того, что мышцы будут не разогреты.
В случае с мозгом логика примерно такая же. Его нужно правильным образом подготовить, чтобы он стал более «пластичным» и готовым к усвоению нового материала.
Вот основные условия, которые позволят подготовить мозг:
- Повышенная физическая активность. Если у вас сидячая работа и отдых вы проводите неактивно, то велика вероятность развития гиподинамии. По причине этого жирные кислоты, которые находятся в организме, не расщепляются. В мозг поступает недостаточное количество кислорода, в связи с чем значительно ухудшается его работа.
- Употребление углеводов и фосфатов. В рацион питания должны быть включены продукты, содержащие фосфор (соевые бобы, тыква, фасоль, орехи) и полезные углеводы (рис, макароны твердых сортов, рыба, кефир, морепродукты).
- Достаточное потребление жидкости. Ежедневное потребление достаточного количества воды позволяет очистить организм от токсинов, а также поддерживает нейронные связи, обеспечивая развитие когнитивного мышления.
Классификация упражнений
Система, разработанная Полом Деннисоном, направлена на активизацию работы обоих мозговых полушарий. Его комплекс упражнений включает в себя следующие разновидности:
- Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на единовременную деятельность рук, ног и глаз, т.е. всех парных органов. Такие движения способствуют активизации работы левого и правого полушария мозга. В результате оказывается благоприятное воздействие на координацию, равновесие, улучшается пространственное ориентирование.
- Энергетические упражнения. Они направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Улучшают саморегуляцию, активизируют мышление, улучшают внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.
- Растягивающие движения. Направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.
- Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления. Направлены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Способствуют активизации внимания и памяти, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
Примеры упражнений для взрослых
Существует достаточно много различных упражнений, которые с успехом используются как для детей, так и для взрослых. Перечислим несколько из них.
Движения, пересекающие среднюю линию тела:
- Упражнение «Перекрестные шаги». Шагаем на месте, касаясь правым предплечьем левого бедра и наоборот. Нужно стараться нести плечо к бедру, а не локоть к коленке. Во время выполнения упражнения необходимо, чтобы губы были расслаблены. На первых порах необходимо выполнять упражнение медленно, чтобы прочувствовать свое тело.
- Упражнение «Слон». Встаем прямо, немного сгибаем ноги в коленях. Нужно прижать правое ухо к правому плечу и вытянуть правую руку вперед. Этой рукой нужно нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку, начиная от центра и вправо-вверх. Нижняя часть туловища должна оставаться неподвижной, при этом глазами нужно следить за кончиками пальцев. Выполняем упражнение для обеих рук.
- Упражнение «Ленивые восьмерки». Встаем прямо, ноги ставим на ширине плеч. Вытягиваем перед собой правую руку (кулак сжат, большой палец выпрямлен). Смотрим на кончик пальца. Начинаем движение вправо-вверх, рисуя перед собой пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне со срединной линией тела. Повторяем упражнение несколько раз, после этого меняем руку. Затем сцепляем руки в замок, большие пальцы должны быть перекрещены и опять рисуем восьмерку в воздухе, но двумя руками. Голова должна оставаться неподвижной, следим за движениями глазами.
Растягивающие упражнения:
- Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
- Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).
- Упражнение «Сгибание стопы». Оно способствует быстрому включению языковых функций мозга. Садимся на стул, кладем правую стопу на левое колено. Начинаем массировать места напряжения мышц в лодыжке, икре под коленом. Одновременно с этим нужно сгибать ступню к себе и от себя. Повторяем с обеими ногами.
Энергетические упражнения:
- Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
- Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – 1-2 минуты.
- Упражнение «Кнопки Земли». Перед выполнением упражнения нужно прикоснуться двумя пальцами правой руки к точкам, которые расположены под нижней губой. Левая рука при этом должна прикоснуться верхнего края лобовой кости. Делаем вдох, продолжаем дышать ровно и глубоко, держа при этом руки на точках.
Упражнения для позитивного мышления:
- Упражнение «Крюки». Встаем прямо, ноги скрещены. Руки вытягиваем перед собой, перекрещиваем и соединяем ладони в замок. Сгибаем локти, выворачивая кисти вовнутрь, прижав их к груди таким образом, чтобы локти были направлены вниз. Язык прижимаем к нёбу за верхними зубами, взгляд направлен вверх. Дышать нужно ровно и спокойно. Далее расставляем ноги на ширину плеч, голову наклоняем вперед, глаза опускаем. Руки лодочкой внизу. Пальцы должны касаться друг друга. В таком положении стоим не более одной минуты.
- «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
- Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3.
Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно. Но, чтобы добиться хороших результатов, тренироваться нужно каждый день хотя бы по 5-7 минут.
Источник
Зарядка для ума
Многие родители видят причину школьной неуспеваемости своих детей в высоких учебных нагрузках. «Ребенку так много задают, он просто не успевает все запомнить!» «Снова «неуд» по диктанту! А ведь дома подготовились, выучили все правила. Откуда такая невнимательность?!» Конечно, в каких-то случаях проблема в лени и отсутствии у ребенка интереса к учебе. Однако специалисты, изучающие мозговые процессы, утверждают, что плохой памяти и невнимательности не бывает. Все дело в неумении их тренировать. сегодня существуют специальные комплексы гимнастических упражнений для тренировки и эффективного развития когнитивных функций. Что это за упражнения? Как их освоить? Об этом и поговорим.
Ученые доказали, что наш мозг очень гибок и пластичен, а память поистине безгранична. В течение всей жизни в мозге постоянно отмирают одни и вновь формируются другие, новые, связи.
Именно мозг обеспечивает оптимальное функционирование таких процессов, как память, внимание, восприятие, мышление, речь
Причем все эти процессы имеют свойство динамично развиваться в благоприятных условиях и ухудшаться при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести нейропсихологические нагрузки в школе.
Действительно, напряженность современного учебного процесса требует от ученика полной отдачи в плане когнитивной, или познавательной, деятельности (от латинского cognitiо — «познание»).
«А если еще учесть высокий уровень заболеваемости сегодняшних школьников, становится понятно, что ученик не всегда может справиться с предлагаемой ему нагрузкой», — отмечает врач-невролог Елена Васильевна Ковалева.
Проблемы с успеваемостью, связанные с плохой готовностью когнитивной сферы, проявляются в процессе учебы в виде плохой памяти, нарушения запоминания, снижения внимания, повышенной утомляемости и снижения мотивация к познавательной деятельности. Такие дети пропускают буквы в диктантах, плохо считают устно, не могут сохранять внимание в течение всего урока.
Как же помочь ребенку стать более внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах и максимально использовать ресурсы своей памяти? Оказывается, для этого есть очень эффективный способ. Как специалист, Елена Ковалева видит решение проблемы в специальной тренировке мозга:
Включив в процесс обучения физические упражнения когнитивной гимнастики, мы сможем активизировать систему «интеллект-тело» и улучшить способность ребенка к обучению.
Выполнение специальных упражнений приводит к восстановлению межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, стимулирует развитие познавательных функций. Грамотно организованные движения способствуют созданию новых нейронных сетей и, соответственно, расширению резервных возможностей мозга. При этом упражнения довольно просты и понятны, поэтому не утомляют ребенка и не отягощают учебный процесс.
В основу упражнений когнитивной гимнастики положена программа «Гимнастика мозга», разработанная в 70-х годах американским ученым Полом И. Деннисоном для неуспевающих детей.
Замечательно то, что данный комплекс упражнений позволяет улучшить состояние ребенка и успеваемость в школе без какой-либо медикаментозной нагрузки на растущий организм.
Отметим, что занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. А наибольший результат можно достичь, если выполнять комплекс точно и систематически.
Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает у детей улучшение памяти, внимания, речи, повышение работоспособности и снижение утомляемости.
Крюки Деннисона
Упражнение стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.Упражнение гармонизирует эмоции и процессы мышления, ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную, состоит из двух частей.
Часть 1.
Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать — это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Часть 2.
Поставьте ступни параллельно.
Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени упражнение занимает от двух минут и больше.
Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.
Когнитивная гимнастика
Она представляет собой комплекс специальных упражнений, в ходе выполнения которого устанавливается связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Кроме когнитивной гимнастики в комплексе подготовки к учебному году в Центре используются:
- транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга позволяет значительно улучшить проводимость нервных импульсов по корковым путям.
- электроимпульсная терапия — электросон.
В лечебном действии электросна выделяют противострессовое, седативное и стимулирующее действие, повышающее общий жизненный тонус.
Массаж мышц спины и головы
Массажные техники стимулируют и повышают тонус центральной нервной системы, оказывают расслабляющее воздействие, что положительно влияет на деятельность всех физиологических систем организма.
Гомеопатия
Гомеопатические препараты подбираются для каждого конкретного случая по закону подобия с учетом состояния пациента, его конституционального и психологического типа, хобби, настроения, пристрастий в еде, излюбленного положения во сне, зависимости жалоб от времени суток, холода или тепла, сырости, приема пищи и многих других индивидуальных характеристик.
Источник