- Зарядка для детей 9-12 лет
- Особенности
- Упражнения
- Примерный комплекс
- Снаряды
- Конспекты по «Нейрогимнастике» для детей 7-9 лет. Часть 1
- Почему так много детей испытывают трудности в обучении?
- Что с этим делать?
- Я разработала курс нейрогимнастики, который сочетает достижения двух направлений: нейропсихологии и образовательной кинезиологии.
- Программа занятий
- «Кнопки мозга»
- Каждое упражнение, которое используется в конспектах, имеет под собой научное обоснование с точки зрения нейрофизиологии.
- Пальчиковые игры
- Упражнения двумя руками
- Развитие когнитивной сферы
- Дыхательные упражнения
- Игры на саморегуляцию и контроль
- «Думающий колпак»
- Что вы получите от курса
- Курс оформлен в виде комплекта конспектов и рассчитан на 20 занятий
- Каждый конспект состоит из:
- Автор — Наталья Лукша
- Стоимость методического комплекта — 6900 руб.
- Ещё можно посмотреть
- Конспекты развивающих занятий с детьми от 3 до 5 лет
- Курс «Детская география», 4-8 лет
- Конспекты занятий с детьми для развития фотографической памяти
Зарядка для детей 9-12 лет
Сразу после рождения малыша важно проводить комплекс развивающей гимнастики для правильного развития крохи. С возрастом значение физических упражнений становится еще более важным, особенно когда дети подходят к периоду полового созревания. Проведение зарядки и гимнастических упражнений поможет ребенку быть здоровым, активным и пребывать в отличном настроении в течение всего дня.
Особенности
Утренняя гимнастика или зарядка важна и нужна в любом возрасте, потому ее рекомендуют проводить всем членам семьи. Для каждой возрастной группы есть свои упражнения и направленность тренировки, но польза от физической активности очевидна. С рождения ребенку прописывают массажи и упражнения, чтобы помочь правильному развитию маленького организма, в некоторых случаях назначают ЛФК для грудничков. Когда ребенок становится самостоятельным и может без помощи родителя выполнить физическое упражнение, наступает тот период времени, когда нужно начинать проводить с ним зарядку.
9 лет – это возраст, когда количество домашних заданий у ребенка серьезно возрастает, дел у него становится в несколько раз больше. Зарядка для детей в 10 лет просто необходима, ведь не каждый родитель может найти время и финансы на то, чтобы ребенок посещал спортивную секцию или занимался другим видом активной деятельности.
Чтобы компенсировать недостаток физической нагрузки, важно выделять в день хотя бы 20 минут на то, чтобы провести небольшую разминку с подростком. Гимнастические упражнения в этом возрасте должны подбираться не менее тщательно, чем на любом другом этапе развития ребенка. И в 9, и в 11 лет идет активный рост организма, и чем старше становится школьник, тем интенсивнее происходят все процессы внутри и снаружи его тела.
Именно это время считается оптимальным для разделения комплекса упражнений для девочек и мальчиков в связи с разницей в темпах развития организма. Кроме того, ввиду особенностей обменных процессов периода полового созревания девочкам важно сделать уклон на те упражнения, которые будут корректировать фигуру. В период активного роста костей в организме мальчиков нужно помогать им снять мышечный дискомфорт и разработать мускулатуру, чтобы она успевала расти за костной тканью.
Физические упражнения и зарядка для детей 9-12 лет имеют колоссальное значение, потому нельзя пренебрегать ею, а стараться участвовать в жизни ребенка и проводить с ним физкультминутку вместе.
Упражнения
Период начала полового созревания имеет огромное значение как для физических параметров девочек и мальчиков, так и для их психологического развития в целом, потому так важно уделять этим вопросам должное внимание. Именно в это время закладываются все основные параметры фигуры, которые позже изменить будет очень сложно. Основной уклон в зарядке для мальчиков и девочек этого возраста нужно сделать на гибкость, координацию и те упражнения, которые помогают укрепить весь организм.
В процессе тренировки необходимо не только правильно подбирать упражнения, но и смотреть за тем, чтобы верхняя и нижняя часть тела были нагружены одинаково. То же касается и правой и левой сторон тела.
Если родители имеют возможность, и, конечно, желание заниматься с ребенком, то в комплекс зарядки стоит вводить такие гимнастические упражнения:
- Кувырок. Его школьники уже должны уметь делать с уроков физкультуры, потому в домашних условиях родители также смогут справиться с задачей. Желательно предварительно изучить технику проведения упражнения и страховки во время кувырка, чтобы безопасно его проводить дома. Обратный кувырок сделать сложнее, поэтому роль родителя в этом случае очень важна, чтобы правильно все объяснить и помочь воспроизвести его.
- При наличии большого пространства дома, во дворе или на стадионе, если он располагается недалеко, можно попробовать сделать колесо. Первым этапом обучения колесу будет стойка на руках у стены, после чего нужно будет научиться выходить из такого положения, поднимая руку и опуская ногу в другую сторону. Как только колесо у стены начинает получаться, можно пробовать делать его без опоры.
- Еще одним важным упражнением для детей данного возраста является мостик, который разрабатывает мышцы спины и активизирует позвоночник, что исключает образование любых проблем с ним в раннем возрасте. Изначально мостик учатся делать из положения лежа на полу. Первые упражнения стоит выполнять со страховкой, а потом использовать вместо нее стену или шведскую лестницу, по которой ребенок сам сможет опуститься в мостик и встать с него.
- Шпагаты также важны для детей данного возраста, особенно для девочек, так как разрабатывают внутренние мышцы ног. Гибкость любой конечности для девочки будет преимуществом, потому обучение шпагатам станет очень важным моментом для развития гибкой и координированной девушки.
Что касается мальчиков, то физические упражнения для них будут немного отличаться от тех, что предназначены для девочек. Поскольку рост скелета начинается довольно резко, то мышцы не успевают его догонять, в связи с чем подростки мальчики чаще утомляются и ведут вялый и пассивный образ жизни. В этот период важно усиленно поработать над гибкостью всех частей тела и выполнять побольше упражнений на координацию.
Стоит использовать спортивные снаряды и оборудование в процессе зарядки или тренировки.
Обычно утренняя зарядка в этом возрасте является общеукрепляющим мероприятием, а основная нагрузка дается после нее. После того как разминка была окончена, мальчику предоставляется определенный комплекс упражнений, с которым он должен справляться без особого труда, но с напряжением всех мышц тела.
Примерный комплекс
Чтобы зарядка и гимнастика для подростков проходила правильно, стоит подобрать оптимальные упражнения для них. Основными будут такие:
- Выполнение ходьбы на месте. Важно следить за положением туловища, осанкой и положением рук – строго вниз.
- Ноги вместе, руки вдоль туловища, Задача: подъем на носки, при этом руки должны быть подняты одновременно в стороны. Необходимо следить за осанкой и дыханием.
- Ноги немного врозь, руки согнуть в локтях перед собой. Задача: поворачивать туловище поочередно в каждую сторону с максимальным отводом локтя. Важно следить за осанкой.
- Ноги, как и в предыдущем упражнении, кисти рук положить на плечи. Задача: вращать локтями по направлению вперед и назад по максимальной амплитуде. Следить за осанкой.
- Ноги на ширине плеч, руки вниз. Задача: на счет 1 – наклониться вперед, руки вытянуть параллельно полу, на 2 – исходное положение. Можно усложнить упражнение: 1 – наклон вперед, 2 – прогиб в спине и руки вверх, 3 – наклон вперед, 4 – исходное положение.
- Приседания до угла в 90 градусов в коленях, таз отводить назад, спину держать ровно с небольшим наклоном вперед. Для усложнения можно провести тройные приседания с тремя пружинками в каждом приседе и возврат в стойку на ногах.
- Ноги немного врозь, руки вниз. Задача: 1 – подъем рук и поднятие на носки, 2 – наклон вниз с опусканием рук к полу.
Количество повторений будет зависеть от уровня подготовки детей. По мере того как упражнения будут становиться посильными, нужно постепенно увеличивать их количество.
В комплекс утренней зарядки мальчиков можно включить еще такие упражнения, как:
- Махи ногами. Основное положение: ноги рядом, руки произвольно. Мах правой и левой ногой по 8-10 повторений. Движение производится из исходного положения вперед, в сторону, а также назад по очереди каждой ногой.
- Координационные движения руками и ногами. Ноги рядом, руки вниз, на 1 – подъем рук и отвод одной ноги назад на носок, на 2 – исходное положение. То же повторяем с другой ногой.
- Наклоны по сторонам с добавлением рук. Ноги немного врозь, руки на поясе. Задача: наклон в сторону, руки тянутся в том же направлении. Упражнение выполняется в каждую сторону.
- Отжимания. Задача: из положения упор лежа согнуть и выровнять руки в локтевом суставе. Следить за ровным положением корпуса и амплитудой движения.
- Пресс. Сидя на коврике, ноги могут быть ровными или согнутыми в коленных суставах, положение рук – за головой. Задача: лечь на спину и вернуться в исходное положение. Можно добавлять повороты корпуса вправо-влево поочередно для работы косых мышц пресса.
Использование базовых упражнений или тех, которые включают в себя элементы гимнастики для проведения зарядки с детьми 9-12 лет принесет большую пользу для организма подростков, привлечет их к занятиям спортом и подарит хорошее настроение, подготовив школьника к новому дню.
Снаряды
Использование всевозможных предметов и спортивного инвентаря способно сделать любую зарядку или тренировку намного интереснее. Если ребенок не желает делать шаблонные упражнения, а спортивные секции вам не по карману, то использование гимнастической палки, мяча, скакалки поможет кардинально изменить ситуацию.
ОФП с предметами и под заводную музыку не оставит подростка равнодушным и привлечет к тренировке всех домочадцев. При помощи снаряда можно выполнить такие упражнения:
- Положение сидя на коврике, ноги врозь, мяч на бедре одной ноги. Задача: перекатывание по ноге мяча от бедра до пальцев ног. Работа производится на каждой ноге поочередно.
- Сидя на коврике, ноги вперед вместе, мяч положить на стопы, руки поставить сзади на пол. Задача: поднять ноги так, чтобы мяч скатился к животу и вернулся обратно.
- Лежа на коврике, зажать мяч стопами. Задача: поднимать ноги вверх до угла в 90 градусов, не уронив мячик.
Упражнения с использованием гимнастической палочки.
- Стоя, ноги немного врозь, скрещенные руки держат палочку. Задача: пальцами перемещаться до конца палочки каждой рукой в противоположную сторону.
- Палочка располагается на полу. Задача: пройти по ней, наступая четко серединой стопы. Это упражнение особенно хорошо помогает предотвратить косолапость, а главное, что делать его могут дети разного возраста с одинаково хорошим результатом.
В завершении любой тренировки важно проводить комплекс стретчинга, который позволит расслабить мышцы и снять усталость, избавив ребенка от неприятных ощущений после занятия. Ежедневная зарядка поможет выработать привычку к занятиям, которая останется на всю жизнь.
О том, как провести зарядку для детей 9-12 лет, смотрите в следующем видео.
Источник
Конспекты по «Нейрогимнастике» для детей 7-9 лет. Часть 1
Рассказывает автор конспектов Наталья Лукша:
Шесть лет назад мой старший сын пошел в школу. К этому времени он уже бегло читал, прекрасно решал примеры и был не по годам эрудирован. Дома мы его прозвали «энциклопедией на ножках».
Казалось, с таким багажом знаний он будет блистать в школе.
Однако мои надежды не оправдались.
Почерк оставлял желать лучшего, описки по невнимательности в прописях, ошибки при переписывании задания в тетрадь.
Я пыталась понять, как может сочетаться четкий ум, глубокие знания и невнимательность, «глупые» ошибки.
Стала изучать этот вопрос. Оказалось, что проблема, с которой столкнулся мой сын – общая для многих младших школьников.
Помимо невнимательности самыми распространенными трудностями также являются неусидчивость, непонимание прочитанного и медленное чтение, ошибки на письме, импульсивность и низкая работоспособность.
Все больше ученых отмечают, что растет число детей с такими проблемами. По исследованию МГУ таких детей сейчас больше половины.
Ни одна из известных мне на то время наук (неврология и психология) не давала ответ на мой вопрос. Тогда-то я и открыла для себя нейропсихологию.
Я обучилась у лучших (не побоюсь этого слова) на сегодняшний день нейропсихологов – Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутиной, А.В. Семенович. Они открыли для меня новый мир – мир нашего мозга. И многие вещи стали понятны.
Чуть позже я познакомилась с образовательной кинезиологией. Это активизация работы мозга через определенные движения тела.
Почему так много детей испытывают трудности в обучении?
Грустно, но факт: неблагополучная беременность и тяжелые роды имеют более пагубное воздействие на нервную систему и психику ребенка, чем другие факторы уже после рождения.
По оценкам нейропсихологов после 1991 г. абсолютно здоровым и зрелым рождался только 1 из 10 детей.
Есть, конечно, и другие причины трудностей в обучении:
- внешние: педагогическая запущенность, неблагополучные социально-бытовые условия, неадекватность школьных методов обучения., плохая экология;
- внутренние: болезненность ребенка, недостаток мотивации, индивидуальные особенности.
Что с этим делать?
Можно пройти нейрокоррекцию в специализированных центрах. Есть также курсы кинезиологии, которые могут помочь. Однако не всем это доступно — как правило, такие занятия проходят индивидуально и стоят дорого.
Я разработала курс нейрогимнастики, который сочетает достижения двух направлений: нейропсихологии и образовательной кинезиологии.
Этот курс можно проводить в детском центре и таким образом помочь широкому кругу детей.
Последние два года по этой программе я вела занятия с младшими школьниками в своём центре и увидела ощутимый эффект. Дети стали лучше контролировать себя, они стали более сконцентрированными.
Программа занятий
Занятия состоят из четырёх видов упражнений:
- двигательные упражнения (развитие крупной и мелкой моторики)
- когнитивные (развитие памяти, внимания, мышления)
- дыхательные
- упражнения на саморегуляцию и контроль.
Каждое занятие включает в себя блок повторения и усложнения упражнений, пройденных на предыдущих уроках. Задания постепенно усложняются, поэтому их можно и нужно повторять.
«Кнопки мозга»
Я работаю 10 лет руководителем в детском центре «Читайка». И заметила, что многие родители, особенно старших дошкольников, хотят, чтобы дети на занятиях сидели за столами, как приклеенные, и учились, как школьники.
А двигательные игры (ползание, прыжки, хождение по канату) они воспринимают как потерю времени.
Их очень сложно переубедить и объяснить, что движение – это основа для формирования познавательных функций. Тем более, что есть специально разработанные упражнения, которые напрямую воздействуют на разные участки мозга, активизируя их.
Например, есть упражнение из гимнастики мозга, которое называется «Кнопки мозга».
Само название может вызвать улыбку. Но не все так просто. В этом упражнении мы прорабатываем точки под ключицами между ребрами.
Чем же оно полезно? Кнопки мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии. Массируя эти точки, мы стимулируем приток кислорода крови к головному мозгу. Отсюда и такое название.
Каждое упражнение, которое используется в конспектах, имеет под собой научное обоснование с точки зрения нейрофизиологии.
Так, например, упражнение «Ленивые восьмерки», активизирует работу обоих глаз.
Часто дети не могут овладеть навыком письма, потому что не могут проследить за строчкой. Глаза ребенка как будто «убегают» со строки. Это значит, что у него нарушена связь «глаз-рука».
«Ленивые восьмерки» — это не только гимнастика для глаз, но и формирование зрительно-моторной координации. Поэтому двигательные упражнения так важны для преодоления трудностей в учебе.
Пальчиковые игры
Довольно большая часть занятия посвящена пальчиковым играм.
Есть распространённое заблуждение, что, если ребенок отлично справляется с Лего, строит масштабные конструкции, то у него прекрасно развита мелкая моторика.
При конструировании, действительно, развивается мелкая моторика, но однообразно. Важно помимо этого, чтобы пальцы могли выполнять более разнообразные движения. На это направлены пальчиковые игры.
Упражнения двумя руками
Правая рука отвечает за наше левое полушарие головного мозга, левая рука – за правое.
Синхронная работа двух рук улучшает работу обоих полушарий головного мозга. Появляются новые связи между ними.
А ведь в любой нашей деятельности задействованы сразу оба полушария. Если связи между ними плохо сформированы, ребенок будет медленно читать, плохо писать. Поэтому двуручные упражнения — это обязательный элемент в каждом моём занятии.
Развитие когнитивной сферы
Третий блок – это задания на развитие когнитивной сферы. Они даны также в игровой форме.
Например, нужно поймать насекомых в игровом поле, которые двигаются по определенной траектории. Так мы развиваем внимание и пространственное мышление.
Или «пробежать» мысленно по цифровым дорожкам, меняя направление по условному знаку. Это поможет в дальнейшем ребенку переключаться с одного задания на другое.
Дыхательные упражнения
Четвёртый блок – это дыхательные упражнения, которые можно применять только по согласованию с врачом.
Правильное дыхание снимает стресс. Кроме того, диафрагмальное дыхание способствует повышению мозговой активности, которой так не хватает школьникам. Поэтому они так долго делают уроки, быстро выдыхаются и теряют внимание.
Игры на саморегуляцию и контроль
И последний блок – это игры на саморегуляцию и контроль.
Оттормозить первую реакцию, первую эмоцию, вовремя «включиться» в задание и вовремя переключиться на другое (например, отложить игру и начать делать домашние задания) — это очень важные умения для школьников.
Поэтому таким упражнениям посвящено немало времени в курсе.
«Думающий колпак»
Последние годы в моем центре «Читайка» мы активно включали подвижные игры и когнитивные упражнения из нейропсихологии, адаптированные для дошкольников. Они очень нравятся детям.
Есть одно упражнение, которое мне очень нравится, — это «думающий колпак». В двух словах его можно описать как активный массаж ушей.
Если дети слушают, но не слышат задание (наверняка, вы с таким сталкивались) я прошу активно помассировать уши. Внимание возвращается, как по мановению волшебной палочки.
Что вы получите от курса
Как показывает опыт 80 стран, в школах, где применялись двигательные упражнения из гимнастики мозга, успеваемость детей улучшилась. Они стали учится легко и с удовольствием. Уровень стресса снизился.
В результате выполнения этих упражнений у ребенка будут:
- формироваться связи между двумя полушариями головного мозга
- улучшится мыслительная деятельность, память и внимание
- облегчатся процессы чтения и письма
- улучшится зрительно-моторная координация
- улучшится пространственное мышление.
Курс оформлен в виде комплекта конспектов и рассчитан на 20 занятий
Всего в комплекте 10 конспектов.
Продолжительность занятия зависит от количества детей и варьируется от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Я рекомендую каждый конспект прорабатывать 2 занятия. Таким образом 10 конспектов — это материал для курса из 20 занятий.
Упражнения можно использовать как в большой группе – целом классе, так и в малой группе.
Блок конспектов – это полноценный самостоятельный курс. При этом игры выборочно можно включать в любые другие занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.
Каждый конспект состоит из:
- Описания хода занятия
- Описания упражнений
- Приложений с картинками, которые иллюстрируют как правильно выполнять упражнения.
Автор — Наталья Лукша
Руководитель детских центров «Читайка» в Москве, педагог, методист, сертифицированный специалист по авторской программе «Читайка»
Клинический нейропсихолог (Московский институт психоанализа, КПП в МГУ им. М. Ломоносова, Институте детства, семьи и воспитания РАО, Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии)
Инструктор по образовательной кинезиологии Brain Gym (Международный институт образовательной кинезиологии, Институт практической психологии).
Стоимость методического комплекта — 6900 руб.
Ещё можно посмотреть
Конспекты развивающих занятий с детьми от 3 до 5 лет
Этот курс состоит из 2 частей: 10 месяцев для возраста 3-4 года и 10 месяцев для возраста 4-5 лет. Конспекты можно приобрести полным курсом, на несколько месяцев или на 1 месяц.
Курс «Детская география», 4-8 лет
Курс, который отлично заполняет субботнее время. Частота проведения – один раз в неделю, продолжительность курса — 10 месяцев, время занятия – от 60 минут.
Конспекты занятий с детьми для развития фотографической памяти
Развиваем способности правого полушария и тренируем фотографическую память, образное мышление, воображение, интуицию и сенсорику.
В основу занятий легла японская методика раннего развития Макото Шичида.
Источник