- Зрительная гимнастика для дошкольников. картотека на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Гимнастика для глаз
- Кому и когда необходима тренировка глазных мышц?
- Комплекс упражнений для глаз
- «Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
Зрительная гимнастика для дошкольников.
картотека на тему
Зрительная гимнастика для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_glaz.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Зрительная гимнастика для дошкольников.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
∙ для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
∙ для укрепления мышц глаз
∙ для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами; 3) по зрительным тренажёрам; 4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику. Например, гримасочка ежика – губки вытянуты вперед, влево – вправо – вверх – вниз вытянутыми губками пошевелить-подвигать, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, то есть как он представляет ежика. Сделать несколько раз. Можно изобразить бульдога, волка (хмурого, вечно не в настроении, потому как голодный) Также можно предложить детям изобразить Чебурашку – удивляется, повыше бровки поднять, как будто вы услышали что-то неприятное.
Источник
Гимнастика для глаз
Автор: Росточек —
Детское зрение требует пристального внимания, поскольку многие нарушения могут быть скорректированы, но остаются незамеченными. Для поддержания здоровья глаз рекомендуется выполнять тренировку глазных мышц, которая обеспечит отсутствие проблем в будущем.
Кому и когда необходима тренировка глазных мышц?
Упражнения для улучшения зрения можно выполнять всем детям. Дошкольникам назначается гимнастика для того, чтобы подготовить органы зрения к продолжительным занятиям в школе. Если есть проблемы, то без зарядки не обойтись.
Детский офтальмолог назначает тренировки при:
- близорукости;
- дальнозоркости;
- астигматизме;
- ощущении усталости в глазах;
- длительном использовании гаджетов и просмотре телевизора;
- наследственной предрасположенности.
Индивидуальный комплекс упражнений для глаз требуется детям, перенесшим травмы. Не помешает тренировка и взрослым людям, которые не имеют проблем со зрением. С возрастом организм изнашиваются, а глаза начинают видеть хуже. Тренировки помогут продлить молодость органов зрения.
Как пройти обследование без хлопот, чтобы для маленького пациента это не стало неприятным сюрпризом?
Комплекс упражнений для глаз
Упражнения для улучшения зрения необходимо выполнять ежедневно. Следует выбрать наиболее благоприятное время дня, когда ребенок спокоен и не занят своими делами. Главное – заинтересовать маленького пациента в происходящем. В течение одного месяца выполняется одна схема упражнений, после чего необходимо ее поменять.
- Для снятия напряжения с глазных мышц надо зажмуриться и посчитать до 10. После этого открыть глазки и расслабить их. Повторить 5-10 раз.
- Для укрепления мышц необходимо повесить на стену два листа бумаги с интересным изображением, поочередно концентрировать внимание на правом и левом в течение 10 секунд. Важно объяснить ребенку, что при переводе глаз с одного листа на другой нельзя поворачивать голову. Повторить упражнение 5 раз.
- Укрепить глазки поможет движение зрачками. Для выполнения упражнения необходимо зафиксировать голову в неподвижном состоянии. Сначала сконцентрировать зрение на верхней точке, а затем перевести в нижнюю. Аналогичные движения выполняются в горизонтальной плоскости. Повторять не менее 4 раз в каждом направлении.
- Гимнастика для глаз в виде игры со змейкой понравится каждому ребенку. Необходимо вырезать спираль в виде змейки и повесить ее к потолку. Задача ребенка состоит в том, чтобы пройти путь змейки в прямом и обратном направлении. Основное правило – не двигать головой.
- Перемещение концентрации внимания с ближнего на дальний предмет и обратно положительно влияет на состояние глаз. Зарядка для восстановления зрения требует посмотреть в окно и найти самый ближний предмет. После этого следует отыскать самый дальний и зафиксировать внимание на нем.
Родители могут придумать самостоятельно комплекс упражнений. Основная задача – концентрировать зрение на близком предмете и перемещать на дальний, переводить поочередно взгляд в противоположные стороны, делать круговые движения глазами. Не следует самостоятельно выполнять массаж глазного яблока. Давление может принести вред состоянию зрительных органов ребенка.
К Вашим услугам консультации и лечение опытными офтальмологами.
Источник
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
Венера Галимова
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.
Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. Они способствуют активизации и восстановлению зрения.
Представленные зрительные гимнастики направлены на улучшение работы глазодвигательных мышц, снятие и предупреждение переутомления зрительного аппарата.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
— индивидуальный подход в зависимости от возраста;
— постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
— сочетание с двигательной активностью.
Тема Название гимнастики Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет.
Тебе хвостик отгрызет.
Смотрят вправо, влево.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Там редиска, там салат.
Наша грядка просто клад.
Моргают глазами
Смотрят влево – вправо.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вверх, вниз.
(повторить 2 – 3 раза)
В огороде мы гуляем,
За овощами наблюдаем.
К солнцу тянется лучок
И горошка стручок.
Вот морковка красная,
Справа – баклажан, капуста
Разрослась на грядке густо.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами.
Закрывают глаза. (5- 10 секунд)
(повторить 2 – 3 раза)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем фрукты мы считать.
Перед нами лежит груша,
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, на столе — лимон,
Фруктовый кисленький барон.
Справа – яблоко в корзине.
Его купили в магазине.
Ну, а снизу апельсин,
На полу лежит один.
Сколько фруктов, посчитали?
Четыре фрукта – угадали.
Моргают глазами.
Смотрят перед собой.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, отвечают – 4.
(повторить 2 – 3 раза)
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
И бананы, и гранаты
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Быстро моргают глазами.
Сильно зажмуривают глаза.
(повторить 2 – 3 раза)
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Зажмуривают глаза.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами 8 раз.
(повторить 2 раза)
Ветер тихо клен качает.
Влево — вправо наклоняет,
Ветер дует, задувает,
Листья с дерева срывает.
Закрывают глаза.
Двигают глазами влево – вправо.
Двигают глазами вверх – вниз.
Быстро моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки
Вот такой ширины.
Есть над нашей ёлкой шишки,
Рядом есть – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд.
Зажмуривают глаза.
(повторить 2 раза)
Может с крыши, может с неба
То ли вата, то ли пух,
Или, может хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? Смотрят вверх, смотрят вниз.
Смотрят вправо, смотрят влево.
Моргают глазами.
Широко открывают глаза.
(повторить 2 раза)
Посмотри – ка вокруг, сколько опят!
Шляпки грибов, как монетки горят.
От шляпок рябит в глазах у ребят.
Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза.
Смотрят влево – вправо. (2 раза)
Быстро моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я – подосиновик.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.).
Закрывают глаза. (5- 10 секунд)
(повторить 2 – 3 раза)
«Грибы» На лесной полянке
Среди травы и пней
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Растут грибы, грибочки.
Готовим кузовочки! Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят вперёд, вдаль.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Ах, листочки как летят,
Всеми красками горят.
Лист кленовый, лист резной,
Шу – шу – шу, шу – шу – шу,
Как я листьями шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой!
Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога.
Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом.
Смотрят сверху вниз.
Смотрят снизу вверх.
Смотрят влево, вправо.
Смотрят влево, вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Прослеживание траектории «полёта» листа.
(повторить 2 раза)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, осень в золото одета!
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Зажмуривают глаза.
Открывают глаза.
(повторить 2 — 3 раза)
«Осенний лес» Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
Слева сосны, справа – дуб.
Дятел сверху тук да тук.
Глазки ты закрой, открой
И скорей бегом домой!
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Моргают глазами.
Закрывают, открывают глаза.
(повторить 2 — 3 раза)
Наше тело «Глазки»
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
Моргают глазками.
(повторить 2 — 3 раза)
Нарядили ножки в новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
В грязь не заходите.
Сапожки не порвите.
Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду.
Смотрят вниз на ноги.
Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно.
Моргают глазами.
(повторить 2 — 3 раза)
«Части тела» Глазки вправо, глазки влево.
И по кругу поведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко отдохнём.
Посмотри на кончик носа
И на лоб свой посмотри.
Вправо – влево ты на руки,
Вниз на ноги посмотри.
Глазки закрываем.
А сейчас давай опять
Глазки заставляй моргать.
Смотрят вправо – влево.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами.
Смотрят на «кончик носа» — вниз.
Смотрят на «лоб» — вверх.
Руки в стороны — вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки.
Смотрят на педагога.
Закрывают глаза, спокойно дышат.
Моргают глазами.
Предметы гигиены «Мочалка»
Мочалка у Иринки
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке.
Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх — вниз, прослеживают их взглядом.
(повторить 2 — 3 раза)
Говорит дорожка – два вышитых конца.
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.
Смотрят влево, вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз
Моргают глазами.
(повторить 2 — 3 раза)
«Про зубную щетку»
Чтобы зубы были белыми
Нам зубную щетку сделали,
С выгнутою спинкой,
С твердою щетинкой.
Улыбайся во весь рот,
Пусть любуется народ.
Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом,дети прослеживают их взглядом:
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
(Имитация чистки зубов)
Улыбнуться друг другу.
(повторить 2 — 3 раза)
Моя семья «Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – бабушка моя,
И у нас разлада нет.
Моргают глазками.
(повторить 2 — 3 раза)
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела.
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и … заснула.
Закрывают глаза на 5 – 10 сек.
(повторить 2 — 3 раза)
«Здесь живёт моя семья»
Стоит дом в два этажа,
Здесь живет моя семья.
Возле дома дивный сад.
Тут мы любим отдыхать.
Справа по дорожке мама с братиком любят гулять.
Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят.
Там вдали отец с сестрой я гляжу.
И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. Смотрят снизу вверх.
Смотрят сверху вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
(повторить 2 раза)
Один, два, три, четыре!
Кто живёт в моей квартире?
Один, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья! Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.
Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.
Моргают глазами.
(повторить 2 раза)
Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо.
Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной.
Источник