Гимнастика для языка после инсульта

Реабилитация после инсульта на дому

Содержание статьи:

Инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), – опасное состояние, которое может привести к серьезным последствиям, вплоть до инвалидизации.

Наиболее часто после инсульта у пациентов возникают двигательные нарушения – полный или частичный паралич (отсутствие движений), парезы (снижение мышечной силы и ограничение объема движений), спастичность (повышение тонуса скелетных мышц), апраксия (нарушение выполнения произвольных движений при сохраненной двигательной активности). Вследствие длительной обездвиженности развиваются мышечные контрактуры, теряется эластичность связок, нарушается кровоснабжение пораженных конечностей. Двигательные нарушения возникают у 80 % выживших после инсульта, у 40 % они сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

На втором месте по частоте возникновения – нарушения речи. Это может быть афазия (нарушение произношения собственной речи и/или понимания речи окружающих), дизартрия (нарушение произношения при сохранении способности восприятия речи). Осложнения, связанные с речью, развиваются у 30-40 % больных.

Нарушение глотания – дисфагия – встречается у 25-65 % пациентов после ОНМК. Для этого состояния характерно затруднение жевания, слюнотечение, поперхивание, кашель, затруднение дыхания во время глотания.

У больных, перенесших инсульт, также отмечаются нарушения чувствительности (гиперчувствительность, нечувствительность к температурным раздражителям), постинсультные боли, нарушение выделительных функций, расстройства психики – от легких до депрессивного состояния.

Читайте также:  Какие витамины принимать при интенсивных тренировках

Для того чтобы минимизировать влияние первичных осложнений после инсульта на физическое и психическое состояние больного, предупредить развитие вторичных последствий, пациенту необходима грамотная реабилитация на дому, после выписки из стационара.

Важно согласовывать все действия людей, которые будут ухаживать за больным (родственники, сиделка) с лечащим врачом, проводить назначенные им мероприятия, ни в коем случае не заниматься самолечением. В статье описаны основные этапы реабилитационного ухода за пациентами после инсульта, применять их на практике следует только после консультации с врачом.

Общие правила ухода

Восстановительный период после инсульта делится на ранний (до 6 месяцев), поздний (6-12 месяцев) и остаточные явления (после 1 года). В идеале, в раннем восстановительном периоде больному рекомендуется лечение в паллиативных стационарах, санаториях, в позднем и в период остаточных явлений – в дневном стационаре, отделении реабилитации, выездной бригадой на дому. В реальности чаще всего пациенты после острого периода инсульта находятся дома, и основной вопрос, который возникает у их близких, – с чего начать реабилитацию. Одна из главных задач реабилитационного процесса – создание комфортных условий, способствующих облегчению состояния и скорейшему восстановлению.

Подготовка помещения

Для исключения воздействия внешних травмирующих факторов (световые, звуковые, температурные раздражители) на психику пациента, следует разместить его в светлой, хорошо проветриваемой комнате, куда не доносятся посторонние шумы с улицы. В помещении должна поддерживаться комфортная температура в пределах +18-22 °C.

Комнату не следует загромождать мебелью, предметами, которые легко сдвигаются с места. Хорошей альтернативой обычной кровати станет функциональная – с регулировкой высоты и положения спинки, боковыми ограждениями, блокируемыми колесами. Около кровати нужно разместить тумбочку с гигиеническими принадлежностями, тонометром, другими необходимыми вещами, кресло-каталку или другие вспомогательные средства передвижения (ходунки, трости), переносной туалет или судно.

Если человек, ухаживающий за больным, не находится с ним неотлучно, можно оборудовать комнату кнопкой вызова, до которой пациент сможет легко дотянуться, или заменить ее обычным колокольчиком. Больным, которые могут самостоятельно передвигаться или начинают тренировать навык ходьбы, будут очень полезны поручни вдоль стен, а противоскользящие коврики в ванной – предотвратят травмы.

Гигиена тела и профилактика пролежней

Адекватная профилактика пролежней позволяет предупредить их появление в 80 % случаев.

  • специальный противопролежневый или поролоновый матрац толщиной не менее 10 см;
  • мягкое постельное белье без складок;
  • специальные валики или подушечки из поролона под уязвимые части тела (затылок, лопатки, локти, крестец, пятки, лодыжки);
  • изменение положения тела через каждые 2-3 часа;
  • комфортное нательное белье;
  • предупреждение травматизации кожных покровов – осторожное перемещение или переворачивание больного.

Важно правильно проводить гигиенические мероприятия и осуществлять уход за кожей. Не реже одного раза в день, при гигиенических процедурах, следует осматривать всю поверхность тела больного, уязвимые участки – при каждом переворачивании. Следует пользоваться непромокаемыми пеленками, подгузниками, менять их по мере надобности. Подмывать больного теплой водой без мыла необходимо после каждого испражнения, мытье с мылом – не чаще одного раза в день, лучше использовать жидкое мыло. После мытья кожа тщательно высушивается промокающими движениями мягким полотенцем. При сухости кожи используются увлажняющие и питательные кремы, при появлении опрелостей – присыпки без содержания талька.

Питание

Пища должна быть комфортной для глотания, легко усваиваемой. Пациенту необходимо достаточное количество жидкости – не менее 1,5 л. при отсутствии ограничений. Питье нельзя ограничивать даже при недержании мочи, так как при недостатке жидкости моча становится концентрированной и раздражает кожу.

В рационе больного должно быть достаточное количество белка. Это может быть суфле, фарш из курицы, говядины, кролика, рыбы. Пациентам, которым тяжело жевать или глотать полутвердую пищу, можно давать мясной или рыбный бульон.

В меню следует включить блюда, богатые витамином C, железом, цинком, кисломолочные продукты, фрукты и овощи.

Еда готовится в отварном или запеченном виде, она должна быть свежеприготовленной. Нельзя употреблять в пищу жареные блюда, соленья, копчености, острую пищу, консервы, фастфуд, газированные и сладкие напитки. Есть необходимо 4-5 раз в день, небольшими порциями.

Двигательная реабилитация

Возвращение двигательных навыков следует начинать как можно раньше. Для реабилитации после инсульта на дому используются различные упражнения. Часть из них можно делать еще когда пациент находится в лежачем положении. К ним относятся:

  • подъем и опускание, сгибание и разгибание в суставах ног и рук;
  • вращение рук в запястном и локтевом суставах;
  • сжимание и разжимание кулаков;
  • движения стопами.

Если пациент еще не может сидеть, самостоятельно переворачиваться, необходимо периодически изменять положение его тела. Помощник помогает больному перевернуться, подойдя к нему с пораженной стороны и придерживая за здоровое плечо, колено или бедро.

Когда больной начнет присаживаться, ему в этом поможет специальное приспособление на функциональной кровати, за которое он будет подтягиваться. В положении сидя можно выполнять следующие упражнения:

  • запрокидывание головы назад, наклоны головы, вращение;
  • вытягивание и наклон тела вперед;
  • прогиб в спине, сведение лопаток;
  • вращение руками в плечевых суставах;
  • поочередный подъем ног.

Если человек может стоять, перечень рекомендуемых упражнений расширяется – пациент может дополнительно выполнять вращения и махи руками, наклоны, разведение рук с эспандером, ходьбу на месте.

Садиться, пересаживаться в кровати, вставать и ходить, если пациент изначально находился в лежачем положении, можно только после разрешения врача.

Для улучшения координации движений следует совершать движения глазами в разных направлениях, бросать в цель мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем и массу и отдаляя цель. При улучшении состояния больного добавляются маховые движения в крупных суставах, повороты и наклоны корпуса.

Для тренировки мелкой моторики отлично подойдут пазлы, конструкторы, лепка из пластилина, оригами, выполнение аппликаций или обычные прописи.

Восстановление бытовых навыков

Все бытовые навыки следует развивать под присмотром близкого человека, помощника, который будет контролировать движения пациента, при необходимости – поддерживать и направлять его руку.

Питание

Для того чтобы ложки и вилки не выскальзывали из руки больного, можно обернуть их ручку тонким поролоном. Если паралич/парез затронул ведущую руку, то при приеме пищи следует помогать пациенту – поддерживать и направлять его руку ко рту.

Пользование краном и умывание

Перед раковиной следует поставить стул, чтобы больной мог умываться сидя. Он должен открывать кран пораженной рукой, при необходимости следует помогать ему, направляя руку к крану. При этом здоровой рукой с сохраненной чувствительностью пациент должен проверять температуру воды. После того, как установлена комфортная температура, пациенту следует предпринимать попытки умываться пораженной рукой.

Причесывание

Следует выбирать расчески из нескользящих материалов, либо обмотать ручку расчески тонким поролоном. По возможности следует пытаться причесываться рукой с нарушенными функциями.

Одевание

Одежда (кофта, рубашка) должна быть свободной, застегивающейся на пуговицы. Она кладется на колени, между которыми слегка фиксируется рукав для пораженной руки. Она, с помощью здоровой, постепенно продвигается в рукав.

Медикаментозное лечение

Конкретные препараты для реабилитации после инсульта на дому назначает лечащий врач. Как правило, курс лечения включает следующие группы средств:

  • для улучшения церебрального кровообращения;
  • кроворазжижающие;
  • нормализующие метаболизм;
  • улучшающие передачу импульсов в нервной системе;
  • активизирующие мыслительные процессы, улучшающие память;
  • успокоительные;
  • витамины.

Речевая реабилитация

Для восстановления речевых навыков больному потребуется консультация логопеда, который назначит упражнения для тренировки мимических мышц, языка, а также помощь и определенное поведение со стороны близких.

Родственникам пациента следует постоянно общаться с ним, при этом произносить слова медленно и четко, избегать сложных длинных предложений. Больной сначала должен тренировать произношение отдельных звуков, постепенно переходя к слогам и словам. Иногда человеку легче произносить слова нараспев, чем обычным способом.

  • вытягивать губы трубочкой и «оскаливаться»;
  • облизывать и слегка покусывать губы;
  • высовывать язык изо рта, поглаживать языком щеки, «цокать» языком;
  • надувать щеки;
  • улыбаться, стараясь симметрично задействовать обе стороны рта.

Тренировка памяти

Тренировка памяти и интеллектуальных функций происходит одновременно с восстановлением речи. Пациент должен пытаться повторять произнесенные помощником слоги, слова, фразы, постепенно увеличивая промежуток между произнесением слова и повторением.

Восстанавливать мыслительные способности помогают настольные игры, составление рассказов по рисункам, решение кроссвордов и даже простые беседы. Около каждого предмета в комнате можно положить карточку с его названием. По мере восстановления когнитивных функций больной может читать, смотреть фильмы, обсуждать их содержание.

Психологическая поддержка

Близким пациента нужно обеспечить позитивную обстановку дома, демонстрировать свою готовность помочь, поддерживать больного, уверять, что его состояние временно и неизбежны изменения к лучшему. Если состояние пациента позволяет, следует вовлекать его в посильные домашние дела, дать почувствовать себя значимым, не отстранённым от повседневных забот.

Справиться с паническими атаками, депрессией поможет психолог или психотерапевт. Если у пациента возникают острые состояния, агрессия, суицидальные мысли может потребоваться помощь психиатра, назначение лекарственных препаратов.

Длительность восстановительного периода зависит от многих факторов: обширности повреждения, возраста больного, наличия сопутствующих заболеваний. У пациентов, перенесших легкую форму инсульта, для частичного восстановления требуется 1-2 месяца, для полного – около 3 месяцев. При тяжелых формах со стойкими нарушениями частичное восстановление утраченных функций происходит минимум через полгода, шанс возврата всех утраченных навыков – минимален.

Согласно статистике, после первого года после перенесенного инсульта 60 % больных не нуждаются в посторонней помощи. 30 % – могут вернуться к прежней работе.Помощь при выполнении сложных задач требуется в этот период 20 % больных. Зависимыми от посторонней помощи остаются 15 %, перенесших ОНМК, 5 % – нуждаются в постоянном уходе.

Источник

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Инсульт – острое нарушение кровоснабжения мозга. Оно способно привести к серьезным последствиям для здоровья, к примеру, ухудшению внимания, речевым нарушениям, частичному параличу. В соответствии с тяжестью повреждения, нарушения речи бывают легкими, средними и тяжелыми. Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, требуется комплекс реабилитационных мероприятий. Рассмотрим подробнее, как вернуть речь после инсульта с помощью упражнений.

Основные виды нарушений речи

Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.

Различают шесть основных форм афазии:

1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.

2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.

3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.

4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета

5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.

6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.

Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).

Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений

Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.

Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.

Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).

Способы устранения нарушений речи

Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:

1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».

2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.

3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.

4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.

5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.

6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).

7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.

На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.

Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

Контроль дыхания

Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:

Количество необходимых повторений установит специалист..

Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.

Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.

Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.

В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.

Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.

Источник

Оцените статью