Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет
Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.
Артикуляционная гимнастика поможет:
- Улучшить кровоснабжение и нервную проводимость.
- Произносить ясно звуки и говорить хорошо.
- Устранить слабое произношение.
- Натренировать мышцы для основных занятий при серьезных недостатках.
- Исправить патологию на начальной стадии.
- Снизить напряжение органов речи.
- Поставить качественное произношение звуков.
- Усовершенствовать работу речевых органов.
Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые нарушения речи. Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата ребёнка. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.
Виды артикуляционной гимнастики
Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:
Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд.
Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.
Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет.
Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.
- Программа для укрепления мышц губ
Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
Проделать то же самое с нижней губой.
Пофыркать, как лошадки.
- Комплекс для укрепления мышц языка
Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:
Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
Описание упражнений для различных групп звуков
Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:
Для совершенствования звука Р отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.
Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
Для постановки звука Л следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
Еще одной проблемной буквой является «С». Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.
Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Нужно начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:
«Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
«Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
«Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
«Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.
Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте дети импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки.
Источник
Конспект артикуляционной гимнастики для детей логопедической группы 6–7 лет
Татьяна Газарян
Конспект артикуляционной гимнастики для детей логопедической группы 6–7 лет
Конспект.
Артикуляционной гимнастики.
Для детей логопедической группы 6 — 7 лет.
Язык – главная мыщца органов речи. И для него, как и для всякой мыщцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Артикуляционная гимнастика поможет «поставить»
1:.Продолжать развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать движение языка вниз и вверх с одновременным выполнением более тонких
2. Умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «Р».
3. Укреплять мышцы языка.
1. Упражнение «Барабанщик».
Рот открыть, язык поднять вверх к нёбу. Упереть кончик языка в альвеолы. В таком положении произносить звук д-д
1-д. Проделать 10 15 раз.
Барабанщик вечно барабанит –
Всех будить он не устанет.
2. Упражнение «Окно».
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
3. Упражнение «Маляр».
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад — вперёд (от зубов к нёбу и обратно).
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора,
Стала кисточка плясать
Наш потолок не узнать.
4. Упражнене «Лошадка».
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
Едем, едем, на лошадке
По дорожке, гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
5. Упражнение «Грибок».
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 1ё0-15 раз. В отличии от «лошадки» язык не должен отрываться от нёба.
Вот не тонок, не широк,
На газоне встал грибок.
6. Упражнение «Гармошка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывает и закрывает рот.
На гармошке поиграем
Рот пошире открываем.
К нёбу язычок прижмём
Ниже челюсть отведём.
7. Упражнение «Дотянись до носа».
Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык вверх, стараясь до тянуться до кончика носа. Потом вниз, стараясь коснуться подбородка. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит вверх, смотрит вниз.
После этого решил отдохнуть набраться сил.
Воспитатель. Итак, ребята, вам понравилась гимнастика для язычка, которую мы с вами выполнили. (Ответы детей).
Какое упражнение было для вас трудным? (ответы детей).
Какое упражнение было для вас легко выполнить? (ответы детей).
Наш язык потренировался, и на занятиях будет говорить правильно и чётко.
Пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Каруселька» Идея создания данного пособия пришла внезапно!Думаю удачное получилось пособие. Каруселька предназначена для проведения артикуляционной.
Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики. Оборудование: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики,.
Консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Уважаемые родители! Задумывались ли вы над тем, почему одни дети произносят звуки правильно, а другие нет? Причины речевых нарушений различны,.
Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста» В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи,.
Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Мелехина Елена Юрьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №29» Пермский.
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. [/b] Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений,.
Планирование пальчиковой и артикуляционной гимнастики в средней группе. Пальчиковая гимнастика Месяц Неделя Название гимнастики Сентябрь 1-4 «Наши пальчики», «Дружба» 7-11 «Вышел дождик погулять», 14-18 «Игрушки»,.
Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики» «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики в коррекционной логопедической работе» Показ артикуляционной гимнастики и.
Источник
Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики. Старшая группа
Светлана Пивоварова
Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики. Старшая группа
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению упражнений:
— Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
— Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
— Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
— К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
— В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим. Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.
Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.
Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?
Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.
Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.
Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?
Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.
Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.
Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!
Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми?
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
Сентябрь
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
2.«Киска лакает молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.
На щетку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький (еж) .
Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.
Словно рыженькая стрелка,
По деревьям скачет (белка) .
Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
Октябрь
1.«Мишка вытягивает губы».
Не умеет песни петь,
Любит мед. Кто он? (Медведь) .
Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.
Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
3.«Подуем на горячий чай»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
4.«Очень вкусно»Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.
Ноябрь
Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.
Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.
Зажужжала, как пчела.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.
Что за шум? Что за гром?
Я ударил топором.
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.
Декабрь
Ударяют по гвоздочкам.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.
Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.
3.«Рычание» Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.
Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.
Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка
1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.
2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.
3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.
Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.
Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.
Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.
Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.
Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.
3.«Белка грызет орешки»
Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.
Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.
Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.
Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком
Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.
В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,
Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в
Разъяренный кипяток, другую.
Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-
Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,
Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»
Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.
Март
Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.
2.«Теленок пьет молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.
Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.
4.«Теленок вытягивает язычок»
Дети улябаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 разз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.
Апрель
Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.
Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.
Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.
Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.
Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.
Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.
Май
1.«Язык здоровается с верхней губой».
Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны, то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
А глаза у них, как блюдца.
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Картотека артикуляционной гимнастики «Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в.
Картотека артикуляционной гимнастики. Вторая младшая группа Воспитатель: Перевезенцева Н. П. СЕНТЯБРЬ Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики. Смыкать.
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа) Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа «Улавливай шепот». Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Картотека утренней гигиенической гимнастики (младшая группа) Комплекс №1 Утренняя гимнастика младшая группа. Сентябрь. «В зоопарке» I.вводная часть. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой корригирующей:.
Комплекс утренней гимнастики (старшая группа) Комплекс утренней гимнастики. Старшая группа. 1. Построение в колонну по одному 2. Ходьба по кругу: 2.1 Ходьба приставным шагом. 2.2 Ходьба.
Комплекс утренней гимнастики. Старшая группа (апрель) Первая неделя. Комплекс №1. • Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен. • Бег друг за другом с разным.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики 1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
Перспективное планирование и картотека артикуляционной гимнастики для детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара Перспективное.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Обязательно нужно научить детей правильному дыханию, т. к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки.
Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4.
Источник