Гимнастика для язычка маляр

Тематическое развлечение «Поиграем с язычком» (артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет)

Стрельникова Наталья
Тематическое развлечение «Поиграем с язычком» (артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет)

Цель: способствовать формированию правильной артикуляционной моторики у детей

— укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;

-развивать координацию движений и навык переключения движений;

— подготовить артикуляционные органы к формированию правильного звукопроизношения.

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, кукла с язычком Крокодильчик.

1 Организационный момент

«Если б не было его,

Не сказал бы ничего» (язык)

-Ребята, для чего человеку нужен язычок?

2 Основная часть

— Сегодня мы поиграем с язычком, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

-Выполнение упражнений с демонстрацией соответствующих картинок:

Упражнения для губ

«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» — вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Бублик» — зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Упражнения для языка

«Часики»— рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт (тик-так) к уголкам рта.

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.

«Иголочка»— язык узкий, напряженный вытянут вперед.

«Змейка»— рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«Лесенка» — рот открыт. Кончиком языка двигать сначала на верхнюю губу, затем на верхние зубы и альвеолы.

«Футбол»— рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Обезьянка» — рот приоткрыт. Язык удержать за нижней губой.

«Бульдог» — рот приоткрыт. Язык удержать за верхней губой.

«Почистим зубы» — рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.

«Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек», делая движения языком вперёд-назад.

«Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

«Наказать непослушный язычок» немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

«Насос» — губы в положении «Заборчик», язычок упирается в нижние зубы с-с-с-с.

— Индюшата» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — бл-бл-бл.

«Птенчики» — рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопатка» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3 Заключительная часть

— Ребята, эти упражнения выполняйте дома, можно перед зеркалом, чтобы видеть свой язычок.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Источник

Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка»

Зинфира Сагадатнуровна Файзуллина
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка»

Упражнения для языка

Язычок наш,как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий

«Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

Язычок наш, как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Иголочка». Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь

его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

Упражнения для языка

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Чашечка». Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык

в таком положении 10-15 с.

Выше, горка, поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

«Горка». Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Удерживать в таком положении 15 с

Упражнения для языка

Язычок у нас грибок,

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то

к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение

проводится под счет взрослого 10-15 раз.

Упражнения для языка

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела)

Все, до дальнего угла!

«Маляр». Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

Трубочка, гуди сильней

Созовем мы всех друзей!

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть

вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] «Морское путешествие» Артикуляционная гимнастика для звука «Р» Составила: Васильева И. Н. учитель- логопед Ветер по морю гуляет глубокий вдох носом, выдох-трубочкой.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для дошкольников (из опыта работы) Артикуляционная гимнастика для дошкольников помогает подготовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков. Сейчас у многих.

Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста» Артикуляционная гимнастика. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Цели: развивать фонематический.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие.

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения по месяцам Сентябрь месяц. Пальчиковые игры. Артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения. 1. Массаж руки (поглаживание, похлопывание.

Рекомендации для родителей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Тренинг для родителей. Артикуляционная гимнастика ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики. Оборудование:.

Источник

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Читайте также:  Как научиться не есть после тренировок
Оцените статью