Гимнастика для ума для начальной школы

Комплекс упражнений мозговой гимнастики для улучшения мозговой деятельности
материал на тему

В данном комплексе подобраны специальные упражнения, стимулирующие психические функции ребенка перед началом учебных занятий.

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_uprazhneniy_mozgovoy_gimnastiki_dlya_uluchsheniya_mozgovoy_deyatelnosti.docx 21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений мозговой гимнастики для улучшения мозговой деятельности

(Материал для педагогов и родителей)

Исследования доказывают стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность. Имеется много данных о том, что мышечная активность, особенно координированные движения, приносят большую пользу нервной системе. Под влиянием физических упражнений увеличивается число нервных связей в мозге, происходит улучшение показателей различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

В данном комплексе подобраны специальные упражнения, стимулирующие психические функции ребенка перед началом учебных занятий. Предложенные упражнения можно использовать отдельно на уроках и психологических занятиях, как в начале урока, так и в середине урока при смене видов деятельности. *1-3 упражнения за 1 занятие по 10-15 минут.

Систематическое применение быстрых, несложных и веселых упражнений мозговой гимнастики, в основе которых лежат естественные движения детей, пробуждают систему «интеллект-тело», позволяют активизировать различные мозговые центры, помогают детям быть более внимательными и работоспособными, снять стрессовые телесные зажимы, усталость, улучшить отношения с окружающими, что оказывает положительное влияние на успешность учебной деятельности.

Помните, что занятия с детьми должны проходить в спокойной, доброжелательной обстановке, перед началом занятий необходимо создать положительный эмоциональный фон и настрой, без которого эффективное усвоение невозможно. Не допускайте переутомления детей. Обязательно похвалите ребят за старания.

Упражнения мозговой гимнастики

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

«Шапка для размышлений»

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» — дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении).

Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» (улучшает внимание, чтение).

Одну руку дети кладут на пупок, другой массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения они представляют, что на носу находится кисточка, и «рисуют» ею бабочку или восьмерку на потолке. Дети также могут водить глазами по стене в том месте, где стена пересекается с потолком.

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).

Дотроньтесь двумя пальцами до впадины у основания черепа, другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх. Через минуту поменяйте руки.

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).

Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.

Упражнение мозговой гимнастики «Активизация руки» (улучшает зрительно-моторную координацию).

Держите одну вытянутую вверх руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть Другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).

Упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, Давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

Упражнение мозговой гимнастики «Слон» (улучшает восприятие, правописание).

Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую восьмерку. Смотрите дальше пальцев (если вы видите две кисти, все в порядке). Повторите движение другой рукой.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (трансформирует отрицательные эмоции в положительные, улучшает внимание, ясное восприятие речи).

Упражнение состоит из двух частей, выполняется сидя. Сначала надо положить левую щиколотку на правое колено, затем обхватить правой рукой левую щиколотку, а левую руку положить на подошву левой стопы (можно положить правую щиколотку на левую ногу). Сидите так одну минуту с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижат к небу. Выполняя вторую часть упражнения, расплетите ноги и соедините кончики пальцев рук, продолжая глубоко дышать еще одну минуту.

Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно-двигательную координацию).

Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя Руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). В результате получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (улучшает мыслительную деятельность).

Положите два пальца над верхней губой, а другую руку _ на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.

Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.

Локаловой Н.П. « 120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. — М.: «Ось-89», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здесь даны несколько упражнений для улучшения зрения в школе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча.

Комплекс упражнений партерной гимнастики для детей 7-10 лет.

Комплек упражнений партерной гимнастики в паре.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Комплекс упражнений по гимнастике на равновесие.

Ритмическая гимнастика упражнения в равновесии. Круговая тренировкаКомплекс упражнений по гимнастике на равновесие.

Источник

Интеллектуально — познавательная игра: «Зарядка для ума»
материал

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif»/> Интеллектуально — познавательная игра: «Зарядка для ума»

Цель: активизация познавательной деятельности и развитие интеллектуальных способностей воспитанников.

Задачи:
  • Расширять кругозор воспитанников;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах.
Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация; эмблемы участников; 2 шкатулки; бочонок с 2 цветными фишками; жетоны; грамоты

участникам игры; плакаты к заданию «Весѐлые закорючки»; раздаточный материал с заданиями по группам; цветные карандаши, ручки.

Подготовка участников к игре:

Команды придумывают название, выбирают капитана, готовят эмблемы, приветствие.

Ход игры:

2 команды занимают места за игровыми столиками.

Ведущий: Здравствуйте, участники команд и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас на нашей интеллектуально-познавательной игре: «Зарядка для ума». В этой игре примут участие две команды. Участников команд ждут вопросы из разных областей знаний, игры и задания на внимание, память, мышление, воображение.

Условия игры: за каждое правильно выполненное задание команды получают жетоны. По сумме набранных за игру жетонов жюри определит команду – победительницу.

Условия игры понятны?

Ведущий:

Пусть каждый смело Вступит в бой,

В азарт соревнованья. Успех придет не сам собой, Помогут ваши знания.

-Капитаны представьте свои команды. Начинаем игру!

1 этап. Разминка.

Ведущий : небольшая разминка поможет вам включиться в игру, а заодно и выяснить, в какой команде самые эрудированные ребята.

Прочитайте запись на экране: «Зарядка для ума».

Что обозначает слово «зарядка»? (Ответы детей)

Слово «зарядка» связано со спортивными упражнениями: бегом, прыжками, подтягиванием на турнике…

Занятия зарядкой помогают человеку стать сильным, ловким, гибким, стройным, выносливым.

Зарядка для ума – это упражнения для ума, тренировка памяти, внимания и мышления, с помощью которых вы научитесь четко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным и сообразительным.

Условия разминки : я раздаю карточки с вопросами, участники обеих команд должны ответить на вопросы в бланке для ответов. Только помните: это задание на скорость. (Карточка: «Разминка»).

Вопросы:
  1. Как называется сын овцы? (Ягненок.)
  2. Столица нашего государства? (Москва)
  3. Восемь умножить на четыре?(32)
  4. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.)
  5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые. (Квадрат.)
  6. Какая каша дольше варится — манная или рисовая? (Рисовая.)
  7. Как называется результат действия деления? (Частное.)
  8. Подземная железная дорога. (Метро.)
  9. Название нашей планеты (Земля)
  10. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.)
  11. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.)
  12. Спутник Земли? (Луна)
  13. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
  14. Как называется дом медведя? (берлога)
  15. Название нашей страны (Россия)
  16. Фигура у которой 3 стороны и 3 угла (треугольник)
  17. Продолжи фразу «Ученье свет, (а неученье тьма)
  18. Какого числа отмечается день Победы? (9 мая)
  19. Сын лошади (Жеребенок)
  20. Самое маленькое трехзначное число? (100)

Жюри оценивает правильность ответов. Та команда, которая выполнила задание быстрее и правильно ответила на вопросы получает жетон.

2 этап. Внимание.

Ведущий : Выполняя любые упражнения, будь то физические или интеллектуальные задания, вы обязательно должны быть внимательны,

чтобы выполнить их точно и правильно. От внимания зависит успех в любом деле.

На этом этапе вам необходимо сосредоточить своѐ внимание. Задания выполняются в группе.

  1. У вас на карточке № 1 : «Найди спрятанное слово», напечатан набор букв. Задание:

Внимание! Очень внимательно сконцентрировав, сосредоточив свое внимание, просматривая буквенную таблицу необходимо найти и подчеркнуть спрятанные слова.

  1. Карточка № 2: «Найди слова». Задание: Найдите в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и могут

менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.

  1. Следующее упражнение в зарядке для ума вы будете выполнять также по группам на карточках. Это карточка № 3.

Задание: Внимательно прочитайте слова каждой строчки и найдите повторяющийся слог. Выпишите эти слоги по порядку и у вас получится другое слово.

Лукошко, трико, раковина. Природа, борода, роза.

Вата, нива, вагон. (Корова)

Помада, мама, бумага. Лимон, калина, ясли.

Витрина, народ, панама. (Малина)

Сорока, косогор, персона. Рыба, кабаре, баранка.

Лунка, камень, пешка. (Собака)

— Прочитайте получившиеся слова.

  1. Карточка № 4 . Задание: Найдите 10 отличий.

Жюри оценивает правильность ответов. Та команда, которая выполнила задания быстрее и правильно получает по жетону за каждое правильно выполненное задание.

3 этап. Память.

Ведущий : Есть вещи, которые мы можем запомнить легко и сразу.

Например: интересный рассказ, анекдот.

А есть то, что запомнить трудно, но необходимо. Например: правила, стихи, таблицу умножения, мы учим наизусть. На этом этапе команды будут выполнять задания на память.

От каждой команды выходят по одному участнику, которым необходимо выполнить следующее:

  1. Карточка № 5 «Запомни слова».

В течение 1 минуты представители команд изучают список слов. Затем карточки убираются. В течение минуты дети должны написать на листке

слова, которые удалось запомнить. Участник, написавший как можно больше правильных ответов получает для своей команды жетон.

  1. Ведущий: А сейчас команды выбирают участника, у которого хорошо развита зрительная память, участники подходят ко мне. Карточка № 6.

Посмотрите на картинки (30 секунд). Затем карточки убираются. Участники команд должны написать на бланке для ответов названия картинок, которые удалось запомнить. Участник, написавший как можно больше правильных ответов получает для своей команды жетон.

4 этап. Разминка 2.

Ведущий: Я задаю вам вопрос и даю 3 варианта ответов. Команда в течение некоторого времени советуется и даѐт ответ на вопрос. Принимается только один ответ. Поэтому не торопитесь.

Вопросы по русскому языку

В слове «карандаш» ударение падает на

В слове «прозрачная»

Слово «весна» обозначает

  1. Состояние предмета
  2. Признак предмета
  3. Предмет

Предложение «Мы пошли на экскурсию»

  1. Вопросительное
  2. Повествовательное
  3. Восклицательное

Вопросы по математике

  1. Сумма
  2. Разность
  3. Уменьшаемое 1 метр – это

Прибор, с помощью которого можно измерить длину, называется

Сестра старше брата на 3 года. На сколько лет сестра будет старше брата через 2 года?

На сколько 1 метр больше, чем 1 сантиметр

Что тяжелее — 8 кг гвоздей или 8 кг пуха?

  1. Гвозди
  2. Пух
  3. Нельзя измерить (вопрос-ловушка, они равны) Вопросы по природоведению

Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

  1. Отпугивает этим опасность
  2. Очищает свой нос ( у нее острое обоняние,и очистив нос, она может

быстрее определить, с какой стороны опасность)

  1. Сообщает этим человеку об опасности Слепыми или зрячими родятся зайчата?
  1. Слепыми
  2. Зрячими
  3. Не знаю

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге?

Чем питаются божьи коровки?

  1. Нектаром
  2. Остатками растений и животных
  3. Тлей

Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух?

Какая птица выше всех летает?

Что случается с пчелой после того, как она ужалит?

  1. Погибнет
  2. Потеряет жало
  3. Будет жить дальше Дерево – символ нашей родины
  1. Дуб
  2. Сосна
  3. Береза

Какое животное обладает самым громким голосом?

Сколько ног у паука?

Когда щука на берег выходит?

  1. Никогда не выходит
  2. В жаркий летний день
  3. Весной, по холодку

Весной, как только прогреется вода в заливчиках вдоль берегов, речек и озер вылезают на отмель огромные щуки метать икру

Умываются ли насекомые?

  1. Никогда
  2. Не всегда и не все
  3. Многие и довольно тщательно

Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапами, что того гляди и оторвет ее. Также

умываются и другие насекомые.

Зачем страус голову в песок прячет?

  1. От страха
  2. Освобождается от паразитов
  3. Разыскивает пищу

Закрыв свои большие глаза и опустив голову в песок, страус ждет, пока

погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны

5 этап. Воображение.

Ведущий : А сейчас от каждой команды мне потребуются по одному участнику, которые хорошо рисуют и у которых хорошо развито

воображение. (плакаты «весѐлые закорючки»). Посмотрите внимательно, на что похожа каждая из картинок. Завершите рисунки. Жюри оценивает оригинальность рисунков.

Пока участники рисуют, команды выполняют задания:

6 этап. Мышление.
  1. А сейчас каждая группа попробует отгадать ребусы. Карточка № 7.

7. Подведение итогов: Ведущий: Зарядка для ума завершается.

  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • Какое было самым трудным?

По сумме набранных за игру жетонов жюри определяет команду – победительницу, которая получает главный приз. Все участники команд получают поощрительные призы.

Вопросы:
  1. Как называется сын овцы?
  2. Столица нашего государства?
  3. Восемь умножить на четыре?
  4. Каким фруктом отравили царевну?
  5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые.
  6. Какая каша дольше варится — манная или рисовая?
  7. Как называется результат действия деления?
  8. Подземная железная дорога.
  9. Название нашей планеты
  10. Умывальников начальник и мочалок командир.
  11. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов.
  12. Спутник Земли?
  13. Как называется то число, из которого вычитают?
  14. Как называется дом медведя?
  15. Название нашей страны
  16. Фигура у которой 3 стороны и 3 угла
  17. Продолжи фразу «Ученье свет,
  18. Какого числа отмечается день Победы?
  19. Сын лошади
  20. Самое маленькое трехзначное число?

Карточка №1. «Найди спрятанное слово».

Внимание! Очень внимательно сконцентрировав, сосредоточив свое внимание, просматривая буквенную таблицу необходимо найти и подчеркнуть спрятанные слова.

Млпоиьсолнцещпоалсьптицадрлншгатнебомлагкыямукнигажяаушп лмокнобплагвдневниклпдствбшколатвуцсчтпотюмьаокмячбилвеуц пвьдеревобяайкцуымсттигрбфуцшржсьцветокбпоакйпдгзжьмлвеур адождьымвпкрпнаяблокоясыауеатхудожниктаокнгрибврглмбяхорж мранводаьвоегущцсемьяюлжшзуосвфгитараьрлндщцияафморебтлр дцщккорабльяавпуркгекартаьяпклгдчтырксловояивругедтюмночьв оедмродинатчрвондыьпземляюалмтвренкбркфлагяаыкцьпдвьденьа лвнутдомтаоылплакатчмыпкетсутроюадкшелпьвтздоровьеиствоарк пркитаипртберѐзамипомалинаюдтчсвпктяблоняьарвкцмслонбтисм ывцчавтомобильмчавпеовьюгаьиорлчмвповарблдгшармтаоекотиьл

Карточка №2. «Найди слова».

Найдите в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и могут менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.

Источник

Читайте также:  Чем мазать мышцы после тренировки если болят мышцы
Оцените статью