Гимнастика для сынов отечества

Гимнастика после сна «Будем в армии служить» в подготовительной группе

Анна Самойлова
Гимнастика после сна «Будем в армии служить» в подготовительной группе

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА «БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ

подготовительная к школе группа

Цель: обеспечение детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовка их к активной деятельности.

закреплять навыки проведения самомассажа рук,активизируя биологически активные точки;

проводить профилактику плоскостопия;

формировать правильную осанку;

осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босоножье, кратковременное воздействие холодной водой — обширное умывание (рук, лица, шеи, груди);

закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений;

воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать, выполнять разнообразные упражнения.

Материал: дорожки «Здоровья» с различными раздражителями, шестигранные карандаши, тренажеры для дыхания «самолеты», мелкие игрушки, обручи.

Время проведения: после дневного сна.

Место проведения: спальня, групповая комната.

1. Гимнастика-побудка

— Эй, ребята, просыпайтесь!

Вам вставать пришла пора.

На живот перевернитесь.

А теперь опять на спину,

Потянулись еще раз.

Вдох и выдох. Вдох и выдох

Повторим еще раз.

Поднимите ноги вместе,

Опустите на кровать.

Руки в стороны расставьте

Хватит спать! Пора вставать!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

Мы стараемся, стараемся

Пусть будут руки крепкими,

Пусть будут ноги сильными.

Мы будем все здоровыми,

3. Общеразвивающие упражнения

1.“Ракеты взлетают вверх”.

1 -2-руки поднять вверх, посмотреть на них; 3-4-руки опустить вниз. средний 6-8 раз 1 -2-вдох, 3-4- выдох Руки поднимать через стороны, держать прямыми.

2“Отправляются в полет самолеты”. И. п. — стать спиной друг к другу, ноги на ширину плеч, взяться за руки и поднять их в стороны. Наклоняться то в одну, то в другую сторону, прижимаясь спиной друг к другу произвольный 3-4 раза в каждую сторону произвольное Наклоны выполнять синхронно, стараясь сохранить равновесие

3“По переправе движутся танки”

И. п. — сесть лицом друг к другу, согнув ноги и упершись ступнями встык, руки в упоре сзади. Сгибать и выпрямлять ноги попеременно. произвольно

4 “Салют”. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-2- поднять руки вверх высоко над головой, помахать кистями, 3-4- опустить, вернуться в исходное положение. средний 8 раз 1 -2-вдох, 3-4- выдох. Руки прямые, следить за осанкой.

4. Самомассаж шестигранным карандашом и гимнастика для глаз

На горизонте самолет смотрят вдаль

В атаку на меня идет переводят взгляд на нос

Готовься к бою, наш экипаж. вращают шестигранный карандаш, лежащий на ладони

И побеждает летчик наш удерживают карандаш между указательным и безымянным пальцами правой руки, поднятой вверх

5. Дыхательная гимнастика «Самолеты»

нужно взять тренажеры произнести слова и сделать глубокий вдох и выдох направить на тренажер-самолет.

Солнце в небе золотится.

Ввысь летит большая птица,

Закрывая нам крылом

Солнце в небе голубом.

Эта птица – самолет,

Он отправился в полет

А теперь встаньте к обручам и достаньте игрушки ногой, сначала правой, потом левой.

Захватываем ножкой и вытаскиваем. Держим равновесие.

7. Умывайка (водные процедуры)

В кране чистая водица

Ну-ка дети, быстро мыться.

Моем шею, моем руки, уши

Затем дети идут одеваться и расчесываться

«Будем Родину любить. Будем в армии служить!» Спортивное развлечение в средней группе к 23 февраля Спортивное развлечение в средней группе к 23 февраля «Будем Родину любить. Будем в армии служить!» Цель: Формировать у мальчиков стремление.

Конспект занятия «Будем в Армии служить» в подготовительной группе №12 «Цветик — семицветик») Защитник Отечества — гордое звание, И к этому каждый имеет призвание, Ведь надо Россию любить, охранять, Она.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Будем в армии служить» Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Будем в армии служить» Цель: Создание условий для формирования обобщенных представлений.

Сценарий к 23 февраля «Будем в армии служить» для детей подготовительной группы «Будем в армии служить!» Цели: дать детям представление о защитниках отечества, закрепить и пополнить знания о Российской Армии, воспитывать.

Сценарий мероприятия для старшего дошкольного возраста «Будем в армии служить, будем Родину любить» Сценарий праздничного мероприятия посвященного Дню защитника Отечества для старшего дошкольного возраста «Будем в армии служить, будем Родину.

Сценарий праздника 23 февраля в младшей группе «Будем в армии служить» Задачи: — формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, ловкими; — создать радостное праздничное настроение у детей; — развивать.

Сценарий СОД «Будем в армии служить» в группе дошкольного возраста с 6–7 лет «Будем в армии служить» Цель: — продолжать: — формировать представление о здоровом образе жизни; — воспитывать чувство уважения к Российской.

Сценарий спортивно—игрового праздника для детей старшего дошкольного возраста «Будем в Армии служить, будем Родину хранить!» Оборудование: конусы, атрибуты для эстафет, музыкальное сопровождение, праздничное оформление зала. Ход праздника. Дети заходят в зал под.

Спортивно-музыкальный праздник «Будем в армии служить» для детей подготовительной группы совместно с родителями Цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; создание атмосферы веселья,.

Спортивный праздник в подготовительной группе «Будем в армии служить» (под маршевую музыку дети входят в зал, делают перестроения). Ведущая: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить день рождения Российской.

Источник

Гимнастика для сынов отечества

§ 5. Возникновение и развитие на европейском континенте национальных

гимнастических движений

В конце XVIII в. разрозненные попытки отдельных педагогов и просветите­лей ввести в учебных заведениях физическое воспитание для молодежи стано­вятся государственной и общественной необходимостью. Это было вызвано в первую очередь перестройкой военной техники и тактики. Создавались мно­гочисленные национальные армии на основе воинской повинности. Однако экономические интересы промышленности, сельского хозяйства не позволя­ли на длительный период отлучать молодых мужчин от производства, поэто­му сроки службы были сокращены, а воинские занятия стали более интенсив­ными. Вместе с этим военные круги стали обращать внимание на учебные заведения, общественные объединения, которые могли бы взять на себя функ­ции по предварительной подготовке молодежи к воинской службе. Именно там, по замыслам военных стратегов, необходимо было заниматься основами физической и строевой подготовки, чему должны были способствовать орга­низованные занятия гимнастикой и другими физическими упражнениями.

Развитие национальных гимнастических движений сопровождалось устре­млением отдельных наций к единству и созданию независимых государств. На­циональная буржуазия преследовала цели через создание гимнастических кружков и объединений формировать собственное гражданское мировоззре­ние, основанное на национальной независимости и единении разрозненных зе­мель и княжеств. Это относилось к итальянцам, немцам, чехам, словенцам, по­лякам, болгарам, хорватам и другим народам.

Наиболее передовые педагоги, врачи, государственные деятели видели в за­нятиях гимнастикой средство для улучшения физического развития молоде­жи, закалки организма. Однако в массовом порядке это было возможно лишь в хорошо организованных формах, прежде всего в учебных заведениях. Следу­ет сказать, что в то время термин «гимнастика» включал в себя не только соб­ственно гимнастические упражнения на снарядах и без снарядов, но и борьбу, прыжки, беговые упражнения, катание на лыжах, коньках, а также различные приемы нападения и защиты, т.е. самообороны.

Национальные гимнастические системы возникли прежде всего в странах континентальной Европы и Скандинавии, где вышеуказанные предпосылки носили наиболее выраженный характер. Широкое распространение гимнасти­ки в общегосударственном масштабе произошло в Дании, чему способствова­ли общественно-экономические и политические условия того периода. Идеи Великой французской революции вынудили правящие круги Дании провести реформу в системе образования. Уже в 1801 г. гимнастика вошла в программу обучения первой народной школы в стране. Занятия проводились по системе И. Г. Гутс-Мутса. Его книга «Гимнастика для юношества» еще в 1799 г. была пе­реведена на датский язык.

Особая роль в распространении гимнастики в Дании принадлежит Францу Нахтегаллу (в некоторых источниках — Нахтегаль, 1777-1847). Еще будучи студентом Копенгагенского университета, Нахтегалл в 1799 г. создает обще­ство поощрения физического воспитания, а в 1800 г. — школу по подготовке преподавателей гимнастики, где он работал профессором воинской гимнасти­ки. Нахтегалл был другом Гутс-Мутса и за основу своего преподавания брал его гимнастику. В 1807 г. по рекомендации Нахтегалла физическая подготовка была введена в кадетских корпусах, в 1809 г. — в средних и высших учебных заведениях, а в 1827 г. — во всех гражданских учебных заведениях. Ф. Нахтегалл придавал большое значение методической работе. В целях распространения гимнастики он написал учебник для народных и городских школ Дании (1831), а также книгу по истории и методике индивидуальной гимнастики. В этих тру­дах нет строго обоснованной собственной системы физического воспитания, здесь содержится лишь переработанная применительно к Дании методика фи­зического воспитания немецких филантропов, прежде всего И. Г. Гутс-Мутса.

Заслугой Ф. Нахтегалла является повсеместное внедрение физического воспитания в учебные планы различных учебных заведений. По его инициати­ве в Дании в 1821 г. было учреждено Управление по делам гимнастики для ко­ординации физического воспитания в масштабах всей страны. По примеру Дании гимнастика вводилась в учебных заведениях Швеции, а затем в 20-е годы XIX века в Швейцарии, Пруссии и Франции и несколько позже — в Ав­стро-Венгрии и Северной Италии.

В начале XIX в. возникла французская гимнастика, отчасти благодаря стрем­лению правящих кругов Франции возродить мощь своей армии. Создателем французской гимнастики считается Франциско Аморос (1770-1848), испанец по происхождению и офицер испанской армии. Аморос был организатором физического воспитания в Испании. Занимая там ряд видных правительственных должностей, Аморос руководил физическим воспитанием наследника испан­ского престола. Он также организовал в Мадриде военно-гимнастическую школу и опубликовал ряд статей по гимнастике. После поражения Наполеона Аморос переселился во Францию (1814) и первоначально преподавал гимна­стику в Париже, а затем в 1819 г. организовал Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу и был назначен инспектором физической под­готовки всех военно-учебных заведений. Школа готовила руководителей физической подготовки армии, пожарных команд и частных гражданских учеб­ных заведений. Каждый педагог физического воспитания должен был знать анатомию, физиологию, психологию, педагогику, музыку, пение и уметь поль­зоваться гимнастическими снарядами. Аморос обобщил десятилетний опыт работы педагогического коллектива школы и в 1830 г. выпустил «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию». Высший совет образования Франции рассмотрел книгу Амороса и рекомендовал ее для биб­лиотек всех школ страны. Современники и последователи «Руководства.» назвали изложенный в нем метод физической подготовки «естественно-при­кладной гимнастикой».

С учетом частных задач и средств физического воспитания естественно-прикладная гимнастика делилась на гражданскую, военную, лечебную и сцени­ческую (артистическую). Все наиболее ценные физические упражнения были разбиты на 15 групп. Из каждой группы педагог выбирал те упражнения, кото­рые наиболее соответствовали данному коллективу. Для изучения индивиду­альных особенностей занимающихся был введен физиологический листок. Спортивные же достижения учащихся отмечались в специальном журнале. Повышению заинтересованности способствовал соревновательный метод освоения физических упражнений. Широко применялось коллективное пение патриотических песен. Считалось, что пение способствует развитию органов дыхания, а также обеспечивает однообразный ритм выполнения массовых упражнений.

В «Руководстве. » говорилось, что «гимнастика является наукой познания движений человека, отношения их к чувствам, уму и нравственности. Цель за­нятий гимнастикой — улучшение здоровья, продление жизни, улучшение че­ловеческой породы, увеличение силы и богатства отдельных людей и всего об­щества».

После участия гимнастов Амороса в Июльской революции 1830 г. прави­тельство Франции закрыло нормальную школу и освободило Амороса от обя­занностей инспектора военно-учебных заведений. Тогда Аморос на свои сред­ства организовал в Париже открытый для всех зал гимнастики, но разорился, подорвал здоровье и прекратил работу.

Система физического воспитания Амороса носила в большей степени воен­но-прикладной характер. Она имела большое практическое значение для под­готовки солдат и офицеров. Лучшими гимнастическими упражнениями явля­ются, считал Аморос, те, которые развивают навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. К ним относились ходьба и бег по местности с препятствиями и без препятствий, различные прыжки (в том числе с помощью ружья или палки, с оружием и без него), упражнения на «равновесие», лазания и перелезания, переноска груза или раненого, плавание и ныряние (в одежде и с оружием), борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка.

В конце XVIII — начале XIX в. Франция оказывала разностороннее влияние на развитие Германии как в социально-политической, так и культурно-образо­вательной сферах. Под влиянием идей французской революции 1789 г. в гер­манских государствах распустили цеховые сообщества, отменили феодальные повинности, провели ряд реформ государственного аппарата, подготовив таким образом путь капиталистическому развитию.

В то же время после разгрома прусской армии (1806) Наполеоном и оккупа­ции немецких земель французскими войсками немецкая буржуазия начала го­товиться к борьбе против французов. Ускоренными темпами (в течение двух месяцев) проходили мобилизация и обучение солдат. Однако этого времени для подготовки армии было недостаточно, поэтому военные круги обратили внимание на студентов университетов, учащихся гимназий и школ. Все свобод­ное время молодежи должно было заполняться физическими упражнениями, чтобы за короткое время подготовить молодежь к защите Отечества.

Идеологом объединения немецких государств вокруг Пруссии выступил известный философ Иоганн Готлиб Фихте. С кафедры Берлинского универси­тета в 1807-1808 гг. он в своих «Речах к немецкой нации» призывал немецкий народ к моральному возрождению, объединению в борьбе против французских оккупантов. Главным средством для достижения этой цели был план всеобще­го национального воспитания. Оно, по мнению Фихте, должно объединять волю, интеллект, характер и тело воспитанников. В процессе воспитания Фихте требовал полной изоляции детей от взрослых, утверждая, что «отцом каждого ребенка является государство» и что оно обязано организовать воспи­тательные колонии, которые, по замыслу философа, являлись бы общинами, существующими за счет труда воспитанников.

План национального воспитания Фихте предусматривал максимальную физическую подготовку путем гимнастических и военных упражнений. Педа­гогические взгляды Фихте отвечали потребностям прусского государства того времени, хотя с современных позиций их можно охарактеризовать как шови­нистические и антидемократические.

Среди слушателей профессора Фихте был и молодой учитель Фридрих Лю­двиг Ян (1778-1852), создатель немецкой гимнастики. Он преподавал историю и филологию в берлинской школе доктора Пламанна. В этой школе большое внимание уделялось физическому воспитанию. С 1808 г. занятия в ней вел Карл Фридрих Фризен — глава кружка восторженных почитателей физиче­ской культуры. В школе Пламанна занятия по физическому воспитанию про­водились по «рыцарской программе», т.е. включали фехтование, верховую езду и вольтижировку. Кроме этого, преподавалась и гимнастика по системе швей­царского педагога Песталоцци, с использованием элементов гимнастики Гутс-Мутса.

В 1808 г. Фризен основал в Берлине публичное фехтовальное общест­во. Позже к ним присоединилось общество пловцов. Занятия фехтовани­ем больше напоминали военные учения. Они проводились каждую неделю в помещениях университета, позже — в специально арендованных фехтоваль­ных залах. Каждую первую неделю месяца устраивались поединки всех членов общества. Не участвующие в поединках наказывались денежными штрафами.

Большое значение в обучении фехтованию отводилось вольтижировке. Од­нако эти формы физических упражнений были слишком сложными для нович­ков и юношей младшего возраста. Поэтому для таких учеников Фризен с кол­легами использовал гимнастику Гутс-Мутса для юношества.

Непосредственное участие в организации занятий принимал и Фридрих Ян, с большим энтузиазмом отнесшийся к организации гимнастических трениро­вок. Он весной 1810 г. на собственные средства оборудовал игровую площадку за крепостными стенами Берлина, установил на ней гимнастические снаряды Гутс-Мутса, самостоятельно руководил проведением тренировок. Обычно они проходили по средам и субботам, в свободное от школьных занятий время. В тренировках принимали участие учащиеся гимназий и городских школ, а также все желающие из рядов городской молодежи. Разрешалось присутство­вать и зрителям, с целью вовлечения в занятия все новых поклонников. Число участников постоянно росло, в 1811 г. их было 300, а год спустя — уже 500 че­ловек. Зимой тренировки продолжались в закрытых помещениях.

Фризен и его соратники не только занимались известными в то время физи­ческими упражнениями, но и экспериментальным путем отбирали из них наи­более полезные, изобретали новые и определяли последовательность и методи­ку их освоения. В этом кружке были заложены основы немецкой снарядовой гимнастики (турнкунст) и созданы конструкции основных снарядов. В 1811 г. кружок был реорганизован в турнферейн — массовую самодеятельную гимна­стическую организацию. Позже такие организации возникли и в других горо­дах. Гимнасты из турнферейнов одними из первых откликнулись на призыв ко­роля Пруссии встать в ряды добровольцев на борьбу с Наполеоном. Прусская армия приняла участие в битве союзников (Россия, Австрия) с Францией в ок­тябре 1813 г. под Лейпцигом. Французские войска были повержены. В 1814 г. во время празднования годовщины победы над Наполеоном по инициативе Ф. Яна состоялись массовые показательные выступления гимнастов. Ян рекомен­довал устраивать такие празднества три раза в год как дни «освобождения, воз­рождения и спасения немецкого народа». По замыслу Яна, это должны были быть великие торжества с соревнованиями по гимнастике на призы. Победите­ли местных соревнований должны были участвовать в более крупных состяза­ниях, а самые лучшие — в общенародных соревнованиях в столице страны.

В 20-е годы XIX в. в среде немецкого студенчества организуются боевые от­ряды — буршеншафты, провозглашавшие великодержавные планы и исповедо­вавшие националистические идеи. Главным занятием членов буршеншафтов были упражнения в фехтовании и гимнастика. Они также принимали активное участие в публичных гимнастических выступлениях. Постепенно буршеншаф-ты заняли ведущую роль в гимнастическом немецком движении. Однако их планы и деятельность не соответствовали устремлениям прусского правитель­ства. Поэтому организации буршеншафтов, а вместе с ними и гимнастов (тур-неров) были запрещены в 1820 г. Ведущие представители гимнастического движения, в том числе и Ян, были арестованы и обвинены в подготовке антиго­сударственного заговора. Период запрета на гимнастику длился до 1842 г. В армии и подчиненных государству военных академиях, институтах и учили­щах физическое воспитание вернулось к рыцарским традициям. Однако гим­настическое движение, запрещенное в Пруссии, процветало в южных и запад­ных немецких городах.

В 1842 г. прусский король Фридрих Вильгельм IV отменил запрет на прове­дение гимнастических выступлений в Пруссии. Когда в 1848 г. в Германии усилилось движение за объединение страны и начались революционные события, гимнастические организации приняли в них активное участие, за что после поражения буржуазно-демократической революции в 1848-1849 гг. были вновь запрещены.

Из средств физического воспитания турнеры культивировали главным об­разом, упражнения на снарядах и со сна­рядами, а также бег, прыжки, метание, борьбу, плавание и особенно военизированные игры на местности. Предпочте­ние отдавалось наибольшему количеству раз безостановочного повторения упраж­нений. Ф. Ян с восхищением вспоминал о турнерах, делавших подряд до 132 оборотов на перекладине на подколенках.

Позднее швейцарец Адольф Шписс (1810-1858) развил гимнастику Ф. Яна применительно к школе. Он разработал различные упражнения с ручными снарядами, висами, опорами. Ему помогал Эрнст Айзелен (1792-1846), разработавший методику и подготовивший наглядные таблицы обучения гимнастическим упражнениям. П озднее он изложил это в книге «Гимнастические упражнения» (1845), пользовавшейся большой из­вестностью. После этих новаций немецкая гимнастика стала больше известна как «система Яна — Айзелена — Шписса» и получила широкое распространение в школах, спортивных кружках, обществах и воинских подразделениях. В целом их система составляла ряд последовательных двигательных действий: общую разминку, бег, махи, упражнения с препятствиями, упражнения на вытягивание, махово-растягивающие упражнения, упражнения на кольцах, на ка­русели, висы, лазанье и упражнения на равновесие.

Большой популярностью в Европе в этот период также пользовалась швед­ская гимнастика. Создателем ее считается известный шведский поэт, драма­тург и общественный деятель Пер Хенрик Линг (1776-1839), который в начале XIX в. учился в университете в Копенгагене. Здесь он познакомился с трудами Гутс-Мутса о гимнастике для молодежи и практической гимнасти­кой Нахтегалла. В фехтовальной школе, которую возглавляли французские учителя, П. Линг получил теоретические и практические знания по французс­кому фехтованию. По возвращении в Швецию он стал мастером фехтования в университете в Лунде (с 1808 г.). Здесь он посещает курс анатомии и физио­логии, изучает китайскую лечебную гимнастику.

Позже, в 1813 г., Линга привлекают к работе в военной академии в Карлсбер-ге, он возглавил Королевский центральный институт гимнастики в Стокгольме.

Знания в анатомии и физиологии позволили Лингу разработать свою систе­му гимнастики, суть которой заключалась в том, что рационально организован­ные и повторяющиеся упражнения должны укреплять отдельные части тела и весь организм. Линг стремился исключить из своих упражнений случайные и бесполезные движения, заложив этим основы рациональных гимнастических упражнений. Он выделил 4 вида гимнастики: педагогическую (она же гигиени­ческая), цель которой — способствовать нормальному физическому развитию детей и подростков; военную, где «человек старается посредством внешнего предмета, т.е. оружия, или посредством силы собственного тела подчинить своей воле чужую волю»; медицинскую, или врачебную, для исправления физи­ческих недостатков, не поддающихся воздействию педагогической гимнасти­ки; эстетическую (для женщин), основанную на народных танцах. Однако на практике П. Линг в большей мере занимался военной гимнастикой, другие же ее виды считал лишь подготовительными или дополняющими последнюю.

В 1834 г. Пер Линг опубликовал книгу «Общие основания гимнастики», в которой определил «законы действия человеческого организма». Он реко­мендовал основываться исключительно на знаниях анатомии и биологии и развивать те группы мышц, которые обеспечивают правильную, красивую осанку и помогают деятельности внутренних органов, делают возможными пропорциональное развитие тела, формирование правильной выправки, пре­дупреждение или ликвидацию вредных последствий трудовых процессов или болезни.

После смерти Линга разработкой педагогической гимнастики занимался его сын Ялмар Линг (1799-1881) и его ученики — преподаватели Брантинг, Хар-телиус, Тёрнгрен, Балк, Нортандер и др. Были созданы новые оригинальные гимнастические снаряды, позволяющие правильно приложить усилия, прио­брести целесообразные навыки и развить мускулатуру. Гимнастические снаря­ ды — бум, стенка, скамейка, лестницы, прыжковый трамплин — могли быть из готовлены в любой школе своими сред ствами. Я. Линг и его сотрудники стреми лись включить физические занятия в школьную систему обучения. Ими раз работан первый учебный план урока, рас считанный на поточность (непре рывность) упражнений, переключение работы с одной группы мышц на другие, что уменьшает утомление. Я. Линг разра ботал схему типового спортивного зала для занятий гимнастическими упражне ниями, что явилось стандартом для стро ительства физкультурных залов и пло­щадок в Швеции и других странах.

Шведская гимнастика была одной из лучших для своего времени. Она отве­чала и эстетическим потребностям эпохи: прямой осанке, крепкому телосложе­нию и уверенным движениям. К числу недостатков этой системы можно отне­сти преобладание статических усилий, ограниченность амплитудных движений, отсутствие предельных напряжений, а также очень малое количе­ство упражнений для развития выносливости, смелости и некоторых других физических и волевых качеств. Выполнение упражнений по сложной схеме урока связывало инициативу учителя и учащихся.

Во второй половине XIX в. шведская гимнастика получила повсеместное распространение в скандинавских странах, а также и в других государствах, где было введено физвоспитание. Она органически дополняла немецкую гимна­стику и давала поддающиеся педагогическому контролю результаты. В практи­ке школьного физического воспитания шведская и немецкая системы гимна­стики постепенно слились.

Шведы чтут память создателя нацио­нальной системы гимнастики Пер Хенрика Линга и раз в 4 года проводят международные лингиады, на которые съезжаются почитатели шведской гим­настики.

Особое место среди национальных гимнастических систем занимает сокольская гимнастика. Она возникла в недрах движения «Сокол», созданного в Праге в 1862 г. Мирославом Тыршем (1832-1884). Идейной основой создания общества «Сокол» была борьба славянских народов, прежде всего чехов, за культурную автономию, а в перспективе — за национальную независимость от Австро-Венгерской империи. Мирослав Тырш был доктором философии, писателем и критиком, доцентом эстетики, профессором изобразительного искусства в Пражском университете.

Сокольская гимнастика создавалась как альтернатива распространившейся среди немецких жителей Праги и Судетов немецкой гимнастики Ф. Яна. Чеш­ские патриотически настроенные силы видели в распространении немецкой гимнастики разновидность ассимиляции чешского населения в Габсбургской империи.

Гимнастика Тырша была задумана как средство массовой физической под­готовки чешского народа. С 1871 г. он издавал журнал «Сокол», на страницах которого в этом же году была опубликована статья «Наши задачи, направление и цель», излагавшая сущность сокольской гимнастики. В этом программном за­явлении говорилось, что сокольское движение является средством физическо­го и нравственного воспитания чешского народа и призвано укрепить его силу, мужество, благородство и боеготовность.

Программа была пронизана панславянскими идеями, пропагандировала национальное самоопределение малых народов, призывала их к внутренней сплоченности и единству. Этим должны были заниматься сокольские органи­зации. Они создавали свои библиотеки, кружки самодеятельности, добро­вольные пожарные команды. Однако стержнем сокольского движения были гимнастические общества.

Занимающиеся сокольской гимнастикой имели единые гимнастические ко­стюмы, состоящие из соколки и рейтузов. Занятия сопровождались музыкой.

Сокольская гимнастика классифицировалась по 4 отделам. К первому от­носились упражнения без снарядов, подразделявшиеся на классы (класс «А» — простые вольные движения на месте и с места; класс «Б» — ходьба, мер­ный бег, бег, порядковые и строевые упражнения, хороводы, танцы). Вто­рой отдел состоял из снарядовых упражнений и также подразделялся на клас­сы (класс «А» — упражнения на снарядах: прыжки в длину, высоту, с шестом в глубину, упражнения на козле, столе, коне, перекладине, брусьях, кольцах, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, ходулях, шаре, коньках, велосипеде, упражнения в равновесии; класс «Б» — упражнения со снарядами: 1) в поднимании — с палками, гантелями, тяжестями; 2) в мета­нии — копья, диска, молота, куба, ядра, мяча; 3) с различными отягощениями -флажками, пиками, цепами, киями, палицами, молотами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном; 4) с булавами; 5) с прыгалками (скака­лками). К третьему отделу относились групповые упражнения: пирамиды, разности, подвижные игры. Четвертый отдел состоял из боевых упражнений: фехтования (эспадроном, саблей, рапирой, короткой палкой, батоном, шты­ком), борьбы, бокса, упражнений в сопротивлении.

Занятия проводились по следующей схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные, упражнения со снарядами и боевые, затем на снарядах в под­группах (со сменой снарядов), затем общие упражнения (например, пирами­ды) и в конце опять строевые упражнения.

При выработке теоретических основ своей гимнастики М. Тырш обращался к древнегреческому наследию. В 1868 г. он опубликовал книгу «Год олимпий­ский». Обращение к Олимпийским играм древности привело Тырша к мысли об организации подобных физкультурных праздников для всех славянских на­родов. Он предпринимал усилия организовать в июле 1868 г. в Праге съезд всех славянских сокольских обществ, существовавших тогда на территории Австро-Венгерской империи. Однако власти отказали ему. Лишь спустя 14 лет Тыршу удалось осуществить свою мечту. Весной 1882 г. в Праге были организованы физкультурные празднества, в которых приняли участие чешские, польские, словенские и хорватские сокольские общества. Тырш охарактеризовал это со­бытие как «великое торжество патриотических сил». В сокольских изданиях того времени это мероприятие назвали олимпиадой. Официально же эти гимнастические выступления вошли в историю как общесокольские слеты. В по­следующем такие слеты проводились периодически. В них принимали участие до 15-20 тыс. гимнастов.

Благодаря своей привлекательности сокольская гимнастика распространи­лась и в других славянских государствах — Словении, Хорватии, Польше, Рос­сии, практически вытеснив старую немецкую гимнастику.

Источник

Читайте также:  Йога для начинающих при больной спине
Оцените статью